Факультатив "Методы решения задач" физика 10 класс
Оценка 4.6

Факультатив "Методы решения задач" физика 10 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы
pdf
физика
10 кл
13.06.2020
Факультатив "Методы решения задач" физика 10 класс
Факультатив физика 10 класс.pdf

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по физике «МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ» 10 - 11 КЛАСС

 

 

 

 

Разработчик программы учитель физики

Жаринов Константин Александрович, соответствие занимаемой должности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н.п. Пушной 2016

                                       Пояснительная записка

 

 Рабочая программа элективного курса по физике для10 класса составлена на основе программы элективного курса «Методы решения физических задач», авторы:В.А. Орлов,Ю.А Сауров, рассчитанную на 68 часов для учащихся 10-11классов.  

       Курс рассчитан на учащихся 10-11 классов и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики, углубление знаний по отдельным темам курса и подготовки к ЕГЭ.

.

 Цель курса: развить устойчивый интерес к изучению физики и решению   физических задач;  совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений; формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач; подготовить учащихся к сдачи ЕГЭ.

Исходя из этих целей , вытекают следующие задачи.

Образовательные задачи:

-    раскрыть и сформировать взаимосвязь между основными типами и методами задач;

-    научить объяснять опытные данные на основе имеющихся знаний; уметь работать с учебником;

-    раскрыть метод наблюдений научное объяснение фактов и явлений                   Развивающие задачи: 

-    развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе                самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных               источников информации, в том числе компьютерных;

-    развивать самостоятельности мышления школьника по применению имеющихся знаний в различных ситуациях;

-    формировать познавательный интерес к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии;

 

-    работать над формированием умений сравнивать полученные результаты, делать выводы и обобщения;

-    работать над формированием умений выделять главную причину, влияющую на результат;

  Воспитательные задачи:

-    показать значение причинно- следственных связей в познаваемости явлений; -  показать значение опытных фактов и эксперимента в создании модели данной теории;

-    воспитывать положительное отношение к труду;

-    в целях патриотического воспитания показать значение работ и открытий русских ученых в развитии физики.

    Программа элективного курса согласована с требованиями гос. Стандарта и содержанием основных программ курса физики, она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел знакомит школьников с минимальными сведениями о понятии «задача», дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. В частности, они должны знать основные приемы составления задач, уметь классифицировать задачу по тремчетырем основаниям. В первом разделе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. Если в начале раздела используются задачи из механики, молекулярной физики то в дальнейшем решаются задачи из разделов курса 11 кл.

    При изучении первого раздела возможны различные формы занятий: рассказ и беседа учителя, выступление учеников , подробное объяснение примеров решения задач, индивидуальная и коллективная работа по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи, знакомство с различными задачниками и т. д.

    При решении задач главное внимание обращается на накопление опыта решения задач различной трудности. Содержание тем подобрано так, чтобы формировать при решении задач основные методы данной физической теории.

    На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач на тему работа с тренировочными тестами на компьютере и т. д. Предполагается также выполнение домашних и контрольных работ по решению задач. В итоге школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений и т. д. На занятиях применяются индивидуальная и коллективная форма работы.

 

Сроки и этапы реализации программы

Программа элективного курса рассчитана на 68 часов – 34 часов 10 клас и34 часа-11класс. Срок реализации программы 2 года.

Формы контроля.

Инструментом для оценивания результатов могут быть: тестирование, творческие работы, контрольные работы , зачет, выполнение тестов ЕГЭ.

 Требования к уровню подготовки учащихся: При изучении курса учащиеся должны  знать:

-  основные типы физических задач;

-  методы и алгоритмы решения физических задач. уметь:

-  определять типы физических задач, знать  алгоритм решения;

-  применять полученные знания к решению задач;

-  подбирать и составлять задачи по данной теме 

 

                                       Содержание курса  

темы

Название темы

Кол-во часов

Содержание курса

1.

Физическая                 задача.

Классификация задач.

 

4

 Что такое физ. задача ее состав. Физическая теория решение задач. Классификация задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры решения задач всех видов. Основные требования к

составлению задач 

2.

Правила и приемы решения физических задач

 

6

Общие требования при решении задач. Этапы решения. Работа с  текстом задачи: формулировка идеи решения, выполнение плана решения, числовой расчет, анализ решения.    Типичные недостатки при решении и оформлении задачи. Различные приемы и способы решения.

 

3.

Кинематика.        Динамика.

Статика.

 

8

Координатный метод решения задач по механике .Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.

  Подбор ,составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных, технических.

4.

Законы сохранения.

8

Решение задач по механике с помощью законов сохранения. Реактивное движение. Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты и явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами задач по механике республиканских олимпиад.   

5.

Строение и свойства газов и жидкостей.

 

6

Качественные задачи на основные положения МКТ. Задачи на описание поведения идеального газа. Задачи на описание явлений поверхностного слоя, на определение характеристик влажности. Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи , задачи бытового содержания.

6.

Основы термодинамики из них 4часа в 11 классе

6

Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели. Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель предохранительного клапана, модель термометра, модель тепловой машины, проекты практического определения радиуса тонких капилляров.

8.

Электрическое и магнитное поля

5

Характеристика задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения. задачи разных видов на описание эл-го поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью , разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов. Задачи разных видов на описание магнитного тока и его действия. Решение качественных экспериментальных  задач с использованием Эл-х приборов.  

9.

Постоянный электрический ток в различных средах

 

9

Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических

 

 

 

цепей. Ознакомление с правилами Кирхгофа. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показания приборов при измерении сопротивления участков цепи. Качественные, экспериментальные, занимательные, комбинированные задачи на описание постоянного тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках. Конструкторские задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на заданную температуру, проекты и модели освещения, модели измерительных приборов и т. д. 

10.

Электромагнитные колебания и волны.

 

14

Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции. Задачи на переменный эл. ток: характеристики переменного тока, эл. машины, трансформатор. Задачи на описание свойств электромагнитных волн: Скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация .Задачи по геометрической оптике. Классификация задач по СТО и примеры их решения. Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с и использованием имеющегося оборудования. Конструкторские задачи и задачи на проекты: конденсатор заданной емкости, прибор для измерения освещенности, модель передачи электроэнергии и др.

11.

Обобщающее занятие по методам и приемам

решения физических задач

 

2

Выполнение контрольной работы, защита проекта (по выбору учащегося)

 

               

 

 

 

 

 

                     Календарно-тематическое планирование 10 класс

 

№ п/п

Название  темы

Дата 

Корректировка 

 

Физическая задача. Классификация задач  - 4часа

 

 

1/1

Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач.

 

 

2/2

Классификация     физических     задач,     по   требованию,

 

 

 

 

содержанию, способу задания и решения. Примеры задач.

 

 

3/3

Составление физических задач. Основные требования к составлению задач.

 

 

4/4

Способы и техника составления задач. Примеры задач.

 

 

 

Правила и приемы решения физических задач-6 часов

 

 

5/1

Общие требования при решении задач.

 

 

6/2

Этапы решения

 

 

7/3

Работа текстом задачи: формулировка идеи решения, выполнение плана решения, числовой расчет, анализ решения.

 

 

 

8/4

Типичные недостатки при решении и оформлении задачи. Изучение примеров решения задач.

 

 

9/5

Различные приемы и способы решения задач.

 

 

10/6

Методы размерностей, графические способы решения.

 

 

 

Динамика и статика- 8 часов

 

 

11/1

Координатный метод решения задач по механике

 

 

12/2

Решение задач на основные законы динамики. Законы  Ньютона.

 

 

13/3

Решение задач на законы сил тяготения, упругости. трения, сопротивления

 

 

14/4

Решение задач на движение материальной точки, системы точек.

 

 

15/5

Решение задач на движение твердого тела под действием нескольких сил

 

 

16/6

Задачи            на        определение характеристик             равновесия физических систем.

 

 

17/7

Задачи на принцип относительности.

 

 

18/8

Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных, технических.

 

 

 

Законы сохранения – 8 часов

 

 

19/1

Решение         задач   по        механике        с          помощью             законов сохранения.

 

 

20/2

Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение.

 

 

21/3

Задачи на определение работы и мощности

 

 

22/4

Задачи на закон сохранения энергии

 

 

23/5

Решение задач несколькими способами

 

 

24/6

Составление на заданные объекты и явления

 

 

25/7

Решение задач на законы механики  из материалов ЕГЭ 

 

 

26/8

Конструкторские задачи и задачи на проекты

 

 

 

Строение и свойства газов и жидкостей и твердых тел6 часов

 

 

27/1

Качественные задачи на основные положения МКТ.

 

 

28/2

Задачи на описание поведения идеального газа.

 

 

29/3

 Задачи на описание явлений поверхностного слоя, на определение характеристик влажности.

 

 

30/4

Качественные и количественные задачи. Качественные и количественные задачи.

 

 

31/5

 Графические и экспериментальные задачи , задачи

 

 

 

бытового содержания.

 

 

 

32/6

Задачи на определение характеристик твердого тела.

 

 

 

 

Основы термодинамики -2часа

 

 

 

33/1

Комбинированные задачи            на        первый термодинамики.

закон

 

 

34/2

 Задачи на тепловые двигатели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование 11 класс

 

№п/п

Название темы

дата

Коррект.

 

Основы термодинамики- 4часа

 

 

1/1

Составление задач на основы термодинамики

 

 

2/2

Решение задач из задачника для ЕГЭ

 

 

3/3

Конструкторские задачи и задачи на проекты

 

 

4/4

Решение задач на проекты

 

 

 

Электрическое и магнитное поля -5часов

 

 

5/1

Задачи разных видов на описание электрического поля

 

 

6/2

Задачи на закон сохранения заряда, закон Кулона

 

 

7/3

Задачи напряженность электрического поля.

 

 

8/4

Задачи            на        разность                     потенциалов,             энергию электрического поля

 

 

9/5

Задачи разных видов на описание магнитного поля: магнитная индукция, магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца

 

 

 

Постоянный электрический ток в различных средах9 часов

 

 

10/1

Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей.

 

 

11/2

 Решение задач на закон Ома для замкнутых цепей.

 

 

12/3

Решение     задач     на     законы     последовательного      и

параллельного соединения

 

 

13/4

Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач.

 

 

14/5

Решение задач на работу, мощность электрического тока, закон Джоуля – Ленца

 

 

15/6

Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на постоянный ток

 

 

16/7

Задачи на расчет участка цепи, имеющей ЭДС

 

 

17/8

Задачи на описание постоянного тока в электролитах,

 

 

 

вакууме, газах, полупроводниках.

 

 

18/9

Конструкторские задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на заданную температуру.

 

 

 

Электромагнитные колебания и волны -14 часов

 

 

19/1

Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции.

 

 

20/2

Задачи на переменный эл. ток: характеристики переменного тока, эл. машины, трансформатор.

 

 

21/3

Задачи на конденсаторы

 

 

22/4

 Задачи на описание свойств электромагнитных волн

 

 

23/5

Задачи на закон отражения и преломления света.

 

 

24/6

Задачи на геометрическую оптику: зеркала.

 

 

25/7

Задачи на геометрическую оптику: линзы.

 

 

26/8

Задачи на оптические схемы.

 

 

27/9

Интерференция. Решение задач на тонкие пленки и кольца Ньютона.

 

 

28/10

Дифракция. Решение задач на дифракционную решетку.

 

 

29/11

Экспериментальные задачи на геометрическую оптика, интерференцию и дифракцию

 

 

30/12

Задачи повышенной трудности на электромагнитные колебания

 

 

31/13

Задачи            из        материалов    ЕГЭ    на             электромагнитные колебания и волны

 

 

32/14

Конструкторские задачи и задачи на проекты

 

 

 

Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач-2часа

 

 

33/1

Обобщающее занятие по методам и приемам задач 

 

 

34/2

Зачет 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.      Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983.

2.      Всероссийские          олимпиады    по        физике.1992- 2001/   Под     ред.     С.М.

Козелла.М.:Вербум, 2002.

3.      Кабардин О.Ф.., Орлов В.А., Зильберман А.Р. Задачи по физике. М.,Дрофа, 2002.

4.      Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. М.,Наука, 1985.

5.      Черноуцан А.И. Физика. Задачи с ответами и решениями. М., Высшая школа,2003.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по физике «МЕТОДЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по физике «МЕТОДЫ

Рабочая программа элективного курса по физике для10 класса составлена на основе программы элективного курса «Методы решения физических задач», авторы:В

Рабочая программа элективного курса по физике для10 класса составлена на основе программы элективного курса «Методы решения физических задач», авторы:В

В первом разделе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа

В первом разделе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа

Правила и приемы решения физических задач 6

Правила и приемы решения физических задач 6

Электрическое и магнитное поля 5

Электрическое и магнитное поля 5

Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач 2

Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач 2

Работа текстом задачи: формулировка идеи решения, выполнение плана решения, числовой расчет, анализ решения

Работа текстом задачи: формулировка идеи решения, выполнение плана решения, числовой расчет, анализ решения

Задачи на определение характеристик твердого тела

Задачи на определение характеристик твердого тела

Решение задач на работу, мощность электрического тока, закон

Решение задач на работу, мощность электрического тока, закон

Факультатив "Методы решения задач" физика 10 класс

Факультатив "Методы решения задач" физика 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2020