Факультатив: Что такое аннотация

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 02.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

При возрастающем потоке информации крайне важно научить ребенка быстро и правильно выбрать необходимую книгу, ориентируясь не только на название и иллюстрации, как это всегда делают дети, а на аннотацию как наиболее верный источник сведений о содержании книги или статьи. Вторая задача — научить детей самостоятельно составлять аннотации прочитанной литературы. Начинать работу следует с обращения к термину. Попросим учеников найти в словаре определение понятия «аннотация». Выяснив, что аннотация — это краткое изложение содержания книги или статьи, обратимся к вопросу, зачем нужна аннотация. Это очень важно — нельзя составлять текст, не понимая его целевого назначения, не зная его адресата. В ходе беседы уточняем: аннотация обращена к тем, кто еще не читал книгу, ее цель — сориентировать читателя в содержании данного источника, помочь определить, найдет ли читатель необходимую информацию в этой статье, заинтересует ли его данная книга. Теперь можно перейти к анализу аннотаций. К сожалению, современные детские издания далеко не всегда содержат аннотацию, поэтому учителю придется заранее позаботиться о выборе книг к уроку. Работу можно организовать по-разному. Приведем один из возможных вариантов — игру в книжный магазин.
Иконка файла материала Факультат. Аннотация к книге.docx
еУрок 1. Тема: “Что такое аннотация?” Цели урока: показать практическое значение данного жанра, его особенности, структурно­ смысловые части. Ход урока 1. Актуализация знаний по теме урока Учитель: У меня в руках книга. Кто знает, о чем она? (Незнакомы с содержанием книги.) – Как нам познакомиться с книгой, не читая ее? На что нужно обратить внимание? (На  автора, на название, на содержание, на объем, иллюстрации, выходные данные,  аннотацию.) – Что такое аннотация? (Учащиеся называют, что они знают об аннотации. Эти  сведения записываются на листе, где нарисовано “дерево знаний”, в “корнях”.) 2. Объяснение нового материала – Прочитайте текст. – Какую информацию об аннотации вы узнали из этого текста. Аннотация – это краткая характеристика содержания книги. Несколько скромных  строчек, чаще всего – мелким шрифтом, на первой или на последней странице книги, в  библиографическом указателе, в журнале, в газете – в любом месте, где специалисты  стараются коротко и точно порекомендовать книгу. Задачи аннотации – передать суть  книги, заинтересовать и привлечь читателя. Привычка пользоваться аннотацией – одна из  главных привычек серьезного читателя. (Юному книголюбу. Словарь­справочник.) – Задайте вопросы, на которые вы можете найти ответы в этом тексте. (Что такое аннотация? Где в книге расположена аннотация? Какова цель аннотации? Кто  пользуется аннотацией?) 3. Закрепление изученного. Перед вами две аннотации. Сравним их. – Что значит сравнить? (Найти общее и  различное.) Леокум Аркадий Детская энциклопедия “Скажи мне, почему?..” (Авторизированный перевод Я. и А.  Огуреевых. Художник А. Вернигора. – М.: Мол. гвардия, 1992. – 334 с., ил. В книге сконцентрированы наиболее интересные и современные знания из разных областей  жизни человека, природы, науки, истории, культуры. Родная старина: Отечественная история в рассказах и картинах. (с XVI до XVII ст.) / Сост.  В. Д. Сиповский. – М.: Современник, 1993. – 446 с., ил. Второй том “Родной старины” В.Д. Сиповского посвящен событиям допетровской Руси. Юный читатель серии “История России в рассказах для детей” сможет пополнить свои  знания об эпохе Смутного времени, познакомится с историей религии и церкви. Замечательные иллюстрации дают наглядное и точное представление об архитектуре того  времени, об одежде, оружии, быте наших предков. “Родная старина” – незаменимое учебное пособие по истории Отечества. – Что вы узнали о книгах из этих аннотаций? – Что общего в них?– Какие две части можно выделить? (Попутно составляется на доске схема.) – Какие элементы можно выделить в библиографическом описании? (Автор, название, год  издания, издательство…) – Какую информацию нам могут дать эти элементы аннотации? – Что общего в тексте аннотации? – Каково назначение каждого из этих текстов? (1 – дает представление о содержании; 2 –  рекомендует познакомиться с книгой) – Как автор аннотации смог привлечь ваше внимание к книге? (Обращение “юный  читатель”, реклама “незаменимое учебное пособие”.) – Какие элементы можно выделить в тексте аннотации? Аннотация Библиографическое  описание: – Автор. – Название. – издательство,  – год издания. – – количество страниц., – наличие иллюстраций. Текст аннотации: – жанр произведения; – действующие лица; – время и место  действия; – краткое содержание; – тема; – проблематика; – адресат… (Обязательно обратить внимание учащихся на порядок элементов в  библиографическом описании и знаки препинания.) – Что нового узнали на уроке? (Учащиеся записывают на бумаге, которая оформлена в виде листка дерева, что  нового они узнали на уроке.) – Что еще осталось невыясненным для вас? – Какую информацию об аннотации вы хотели бы еще получить? (На “Дереве знаний”  появляются “почки” – то, что будет узнано, раскрыто на следующих уроках.) 4. Домашнее задание Найдите книгу, в которой есть аннотация, принесите ее на следующий урок по этой теме