КОММУНАЛДЫ МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕ «АРЗАМАСС ОРТА МЕКТЕБІ»
КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АРЗАМАССКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
UTILITY STATE INSTITUTION «ARZAMASS SECONDARY SDHOOL»
Факультативный курс
для первоклассников
по русской грамоте
Составитель:
учитель начальных классов
Сорокина С.В.
2020
Бекітемін: Келісемін: Э/б отырысында каралды:
Утверждаю: Согласованно: Рассмотрено на заседании М/О:
Claim: Coordinated: Considered at the meeting M/C:
Директор Оку ісінін менгерушісі Хаттама № ____________
_____________ _______________ __ Протокол № ___________
« ___» ________ « ___» ____________ Protocol № ______________
« __» ______________________
Факультативный курс
для первоклассников
по русской грамоте
Учитель начальных классов
Сорокина С.В.
2020/2021 учебный год
I. Пояснительная записка.
Факультативный курс «БУКВАежка» - результат напряжённых поисков и размышлений о том, как заставить учеников слушать, с помощью каких средств и методов зажечь в их глазах пытливый огонёк жажды знаний.
Факультатив имеет научно-познавательное направление.
Курс русского языка в начальной школе детьми усваивается не так, как хотелось бы многим учителям. Приходится иногда помногу раз повторять с учащимися один и тот же материал и всё же он остаётся неусвоенным.
Актуальной остаётся проблема овладения детьми знаниями русского языка. Владение русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку: различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.
Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к русскому языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем в начальной школе. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Хорошо организованная и систематическая внеурочная деятельность дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой – глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует детей, и все то, что необходимо для практического овладения русским языком.
Факультатив «БУКВАежка» - попытка учить светло, радостно, без принуждения и надрыва.
Отличие данной программы от уже существующих в том, что работая с простейшим лингвистическим материалом, учащиеся используют приёмы анализа, синтеза, группировки, классификации, обобщения, самостоятельно формулируют выводы на основе языковых наблюдений.
К отличительным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.
Основными принципами, которые лежат в основе создания данной программы, являются следующие:
v Принцип связи занятий с уроками обучения грамоте и русского языка. Опираясь на знания, полученные детьми на данных уроках, учитель совершенствует речевые навыки учащихся.
v Принцип систематичности в подаче языкового материала. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и способствует выработке речевых умений.
v Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Содержание работы должно быть ориентировано на индивидуальные особенности каждого ученика.
v Принцип занимательности. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности – картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность – это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность.
v Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
II. Цель и задачи курса.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
o Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием русского языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
o Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
o Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
III. Особенности факультативного курса «БУКВАежка»
Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
IV. Формы проведения занятий
ü лекции;
ü практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
ü анализ и просмотр текстов;
ü самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
V. Основные методы и технологии
- технология критического мышления
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
VI. Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1 класса.
VII. Планируемые результаты.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу
1-го класса:
Обучающиеся должны знать:
-
Отличие звука от
буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
- Буквы русского алфавита.
- Состав слова.
Обучающиеся должны уметь:
- Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звукобуквенный анализ слов.
- Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
- Правильно писать слова с сочетанием жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
- Делить слова на слоги.
- Переносить слова по слогам.
- Писать с большой буквы имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, сел, рек, озер, морей, стран.
- Ставить в конце предложения точку, восклицательный или вопросительный знак, а начало предложения писать с большой буквы.
- Правильно списывать слова, предложения, проверять написанное, сравнивать написанное с образцом.
- Составлять текст по вопросам учителя.
- Отгадывать загадки, ребусы. Знание и различие слов: синонимы, антонимы, амонимы.
VIII.Содержание программы
Как устроен наш язык………………………………………………………………………………….15 часов
Фонетика……………………………………………………………………………………………………..….4 часа
Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение. Перенос слов.
Слово и предложение…………………………………………………………………………………….3 часа
Звучание слова и его значение. Предложение – основная коммуникативная единица языка. Отличие слова от предложения. Классификация предложений по интонации. Наблюдение за смыслом и формой предложения при изменении порядка слов.
Лексика ………………………………………………………………………………………………………....8 часов
Слово и его лексическое значение. Слова с предметным значением – имена существительные. Слова, называющие признаки, – имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, – глаголы. Слова однозначные и многозначные. Омонимы.
Развитие речи ……………………………………………………………………………………………..…6 часов
Речь и ее значение в жизни ……………………………………………………………………….…..2 часа
Речь – важнейшее средство общения, средство обмена чувствами и мыслями между людьми. Речь служит целям познания мира. Речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведения людей. Практическое представление о речевой ситуации (собеседники, цель и результат общения).
Текст ………………………………………………………………………………………………………………....1 час
Текст как речевое произведение, автор текста. Понятие о речевых произведениях малых форм: считалке, скороговорке, загадке.
Культура общения …………………………………………………………………………………………..3 часа
Понятие культуры речи, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств). Формулы приветствия и прощания, извинения, этикет телефонных разговоров.
Правописание (формирование навыков грамотного письма)……………………8 часов
Большая буква в словах………………………………………………………………………………….. 2 часа
Различие имён собственных и нарицательных. Называние одного предмета (имена собственные) или целого класса однородных предметов (имена нарицательные).
Правописание жи-ши ……………………………………………………………………………….………2 часа
Шипящие согласные звуки. Правила написания буквосочетаний жи-ши.
Правописание ча-ща ………………………………………………………………………………………..2 часа Шипящие согласные звуки. Правила написания буквосочетаний ча-ща.
Правописание чу-щу …………………………………………………………………………………...……2 часа
Шипящие согласные звуки. Правила написания буквосочетаний чу-щу.
IX. Средне-срочное планирование
№ |
Раздел |
Тема |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1 |
Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний) |
Фонетика |
15 |
|
4 |
Слово и предложение |
|
3 |
|||
Лексика |
|
8 |
|||
2 |
Развитие речи |
Речь и ее значение в жизни |
6 |
|
2 |
Текст |
|
1 |
|||
Культура общения |
|
3 |
|||
3 |
Правописание (формирование навыков грамотного письма) |
Большая буква в словах |
8 |
|
2 |
Правописание жи-ши |
|
2 |
|||
Правописание ча-ща |
|
2 |
|||
Правописание чу-щу |
|
2 |
|||
4 |
Итоговые мероприятия |
«Грамоте учиться - всегда пригодится» |
4 |
|
1 |
«Без грамматики не выучишь и математи-ки». |
|
1 |
|||
Праздник Лучшие знатоки русского языка». |
|
1 |
|||
Олимпиада |
|
1 |
|||
|
Итого |
|
33 |
|
33 |
X. Долгосрочное планирование
№ п/п |
Дата |
Тема |
Основные виды деятельности |
1 |
|
Речь и её значение в жизни |
Инсценирование речевых ситуаций. Обсуждение поступков персонажей текстов. Фронтальная, парная, групповая работа при решении учебных и игровых задач. Принятие и сохранение учебной и игровой задачи. Адекватная оценка результатов своих действий, в случае необходимости внесение в них коррективов. Рассмотрение одного и того же объекта с разных точек зрения, установление всех возможных связей. Группировка материала, нахождение «лишнего», нахождение нескольких решений, установление закономерности. Работа с понятиями. Слушание, говоренXие, установление общего и особенного в различных речевых ситуациях. Осмысленное восприятие чужого высказывания и создание своего связного высказывания: -по рисунку -придумывание названия к тексту -нахождение в тексте ответов на вопросы -переосмысление ситуации с позиции другого лица или другой ситуации -придумывание текста по опорным словам -придумывание текста на основе опорного рисунка
|
2 |
|
Значение речи в деятельности человека |
|
3 |
|
Культура общения |
|
4 |
|
Культура общения. Разговор по телефону |
|
5 |
|
Культура общения. Как вести себя во время разговора |
|
6 |
|
Удивительные невидимки звуки |
|
7 |
|
Как звуками речи передать звуки природы. Звукопись |
|
8 |
|
Звучание слова и его значение |
|
9 |
|
Слог. Ударение |
|
10 |
|
Перенос слов |
|
11 |
|
Викторина «Умники и умницы» |
|
12 |
|
Слово и его лексическое значение |
|
13 |
|
Слово и его лексическое значение |
|
14 |
|
Тематические группы слов |
|
15 |
|
Тематические группы слов |
|
16 |
|
Однозначные и многозначные слова |
|
17 |
|
Однозначные и многозначные слова |
|
18 |
|
Однозначные и многозначные слова |
|
19 |
|
Слова-близнецы (омонимы) |
|
20 |
|
Турнир для грамотных ребят |
|
21 |
|
Предложение – основная коммуникативная единица языка. Отличие слова от предложения |
|
22 |
|
Классификация предложений по интонации. Наблюдение за смыслом и формой предложения при изменении порядка слов |
|
23 |
|
Текст как речевое произведение, автор текста. Понятие о речевых произведениях малых форм: считалке, скороговорке, загадке |
|
24 |
|
Праздник «Без грамматики не выучишь и математи-ки». |
|
25 |
|
Большая буква в словах |
|
26 |
|
Большая буква в словах |
|
27 |
|
Правописание жи-ши |
|
28 |
|
Правописание жи-ши |
|
29 |
|
Правописание ча-ща |
|
30 |
|
Правописание ча-ща |
|
31 |
|
Правописание чу-щу |
|
32 |
|
Правописание чу-щу |
|
33 |
|
Олимпиада |
XI. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Банк электронных учебников, обучающих программ
2. Видеоуроки по основным предметам школьной программы. Смотри и понимай - www.interneturok.ru.
3. Волина В.В. «Русский язык». Серия книг «Учимся играя»/ В.В.Волина.- Изд. АРД ЛТД, 2007
4. Волина В.В. «Весёлая грамматика». М.: Знание, 1995
5. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». М.: Просвещение, 1991
6. Голуб И.Б. «Путешествия в страну слов». Дидактические материалы по русскому языку./ И.Б. Голуб.- Центр ВЛАДОС, 2009.
7. Елизарова Е.М. «К тайнам слова»/ Е.М. Елизарова.- Волгоград: Учитель, 2008
8. Гаврина С. Е. «Я учусь читать». Весёлые прописи./ С.Е. Гарина.- Изд. «Астель»
9. Земцова О. Н. «Ожившие буквы»./ О.Н. Земцова.- Изд. «Астель»
10.Интернет ресурсы:
11.Официальный сайт канала «Карусель-ТВ» - www.karustl-tv.ru
12.Портал «ГРАМОТА.РУ» - www.gramota.ru
13.Сайт «Культура письменной речи» - www.gramma.ru
14.Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.