Фантазии характера (оценка поступков и отношений)
Оценка 5

Фантазии характера (оценка поступков и отношений)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
классное руководство +2
29.10.2020
Фантазии характера (оценка поступков и отношений)
занятие с элементами тренинга "Фантазии характера (оценка поступков и отношений)"
Фантазии характера.docx

Фантазии характера (оценка поступков и отношений)

 

Цель: научить детей давать нравственную оценку поступкам

Задачи:

1.   Развивать умение выделять главную причину проступка.

2.   Воспитывать ответственное отношение к своему поведению, к сказанным словам.

3.   Помочь учащимся отыскать бесконфликтные способы реагирования на поступки, которые нам не нравятся.

 

1. Здравствуйте, ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу – просто все улыбнёмся.

Меня зовут Елена Эдуардовна. Я психолог. Психолог помогает человеку найти гармонию. Вот и сегодня я постараюсь помочь вам сделать шаг навстречу гармонии.

 

2. Перед тем как мы начнём, давайте познакомимся. А делать мы это будем так.

Упражнение «Ветер дует»

Я буду произносить фразу: «Ветер дует в сторону тех, кто...», и продолжением этой фразы будут различные действия или поступки. Все кто делал когда-либо так, как я сказала, меняются между собой местами. А кто не делал, остается стоять на своём месте. Ну что, попробуем?

Ветер дует в сторону тех, кто

... кормил на улице бездомных животных;

... обижал младших;

... дал списать домашнее задание своему другу;

... недоговаривал что-либо;

... помогал родителям.

Скажите, вам было легко признаться во всех ваших действиях? Почему?

 

3. Мы не просто так знакомились таким образом. Как вы думаете, о чём мы будем с вами говорить? Да, верно, мы поговорим о поступках людей.

Что такое вообще поступок? Поступок — сознательное действие, реализованный акт свободной воли. Содержание поступка определяет нравственность и моральность поведения, различие добра и зла.

Я называла вам разные поступки, которые может совершать любой человек. Поступки бывают разные: хорошие и не очень. Вы все об этом знаете. Скажите, кормить на улице бездомных животных – это хороший поступок? А обижать младших? А делать домашнее задание не для того, чтобы закрепить знания, а чтобы не получить двойку? А давать списывать другу? Видите, не всё так просто с поступками. Давайте разбираться.

 

4. Чтобы наше занятие было эффективным мы будем соблюдать 3 правила – правила трёх «С». Как вы думаете, какое зашифровано правило на букву «с» под красным цветом? Правильно, слушай! Под желтым? – сотрудничай! Под зеленым? – сопереживай или сочувствуй!

Помоги мне, пожалуйста, побудь сегодня регулировщиком нашего движения. Если заметишь, что правила нарушаются – свисти в свисток.

 

5. Скажите, влияют ли поступки на отношение к нам окружающих? – ответы детей.

 

6. По этому поводу у меня есть история для вас.

Упражнение «Анализ ситуации»

История про мальчика. Вот он перед вами. Почему он весь черный? Да потому, что он сломал очень дорогую машинку, которую ему купила мама. Узнав это, она сразу же начала кричать и ругаться на сына, говорить, что больше вообще ничего ему не купит, что он не ценит того, что она для него делает. Отправила его в угол размышлять над своим плохим поступком. Чуть позже мальчик пришел к маме весь в слезах и сказал: «Мамочка, у машинки не крутилось колесо, я очень не хотел, чтобы ты расстраивалась из-за этого, и я пытался её починить, но не смог. Прости меня за то, что я не смог починить эту прекрасную машинку!».

Посмотрите, что стало с нашим мальчиком, когда мы узнали причину его поступка. Скажите, мама правильно оценила поступок ребенка? Почему?

Как часто мы несправедливо судим о людях по их поступкам? Хуже всего, что мы делаем это не задумываясь, даже не узнав причин, по которым они поступили так или иначе.

 

7. Поступок – это только лишь вершина огромного айсберга. А что же кроется под водой? От чего зависят наши поступки? Наши поступки зависят от многих факторов: от того, что нам заложено генетически (темперамент), от обстоятельств, и самое важное - от нашего характера и от мотива (что нами двигало). А вот на волнах у нас раскачивается «осознанный выбор поведения». Как думаете, почему этот элемент мы разместили не на твёрдой поверхности, а плавающий на волнах? – ответы детей.

 

8. Часто бывает так, что из-за наших эмоций, темперамента, особенностей характера мы не только не правильно оцениваем поступки других, но и превращаем их в источник конфликтов. Например, ваш друг опоздал на встречу с вами, вы прождали его целый час. Согласитесь, поступок не из лучших. И вы сразу же на него накинулись с обвинениями: «Да сколько можно опаздывать, мы вечно из-за тебя опаздываем». Конечно, оправдывать друга не стоит, но сообщить о своем недовольстве можно и по-другому, так чтобы это не стало причиной конфликта.

Упражнение «Я-высказывание, ты-высказывание»

Ситуации: 

1) Подруга постоянно вас перебивает. Неверно: “Почему ты все время перебиваешь мой рассказ». Верно:  “Мне сложно концентрировать внимание. Дослушай до конца и задай желаемый вопрос».

2) Младшая сестрёнка часто берет ваши вещи без разрешения. Неверно: “Ты без разрешения пользуешься моими вещами». Верно: “Мне неудобно, когда вещи расположены по другим местам. Попроси разрешения, и я с удовольствием расскажу, как ими пользоваться и где они находятся».

3) Ваш товарищ часто не выполняет обещания. Неверно: «Ты постоянно меня подводишь». Верно: «Мне очень неприятно, что ты забываешь о моих просьбах».

4) Ребенок оставляет после себя бардак в комнате (от лица мамы).

5) Ученик, который урок подряд, приходит без домашнего задания (от лица учителя).

6) Друг распространил о вас неприятный слух.

 

9. Теперь давайте вместе сформулируем несколько правил по оценке поступков.

- Не делай вывода, не узнав причины.

- Прежде чем оценивать поступки других, научись оценивать свои.

- Не будь категоричен в оценках, попытайся сначала понять другого человека.

- Учись честно оценивать свои поступки и дела.

 

10. Давайте подведем итоги. Чтобы научиться правильно оценивать себя и других, нужно быть... (Каким? Какой чертой характера обладать?) справедливым, честным, толерантным, понимающим...

 

11. Послушайте, пожалуйста, притчу.

ПРИТЧА «ВЕРНЫЙ ПЕС»

Чтобы не чувствовать себя одинокими, муж и жена приобрели щенка немецкой овчарки. Они любили его и заботились о нем, как о собственном сыне. Щенок вырос и превратился в большого, красивого, умного пса и не раз спасал хозяйское имущество от воров, был верным, преданным, любил и защищал своих хозяев. Через семь лет после того, как супруги взяли собаку, у них родился долгожданный ребенок. Муж с женой были счастливы, малыш занимал почти все их время, а псу не доставалось почти ни капли внимания. Собака почувствовала себя ненужной и стала ревновать ребенка к хозяевам. Как-то раз родители оставили спящего сына в доме, а сами на террасе занимались приготовлениями к барбекю. Когда они пошли проведать ребенка, из детской вышел пес. Его пасть была окровавленной, и он довольно вилял хвостом. Отец ребенка предположил самое худшее, схватил оружие и тут же убил собаку. Затем вбежал в детскую и на полу, у колыбели сына, увидел огромную обезглавленную змею.

Давайте в следующий раз, осудив кого-то, вспомним эту притчу о верном псе.

 

12 Спасибо вам, ребята! Я хочу подарить вам эти символические «зёрнышки», которые, надеюсь, посеют в вас добрые мысли, из которых родятся добрые поступки. Потому что еще Аристотель сказал, что мысль рождает поступок.

 

Взгляните, там вон женщина идёт.
Толпа ей вслед: «Пьянчуга, что застыла?»
Никто её шатаний не поймёт:
А ведь вчера она ребёнка схоронила.

А там сидит старик в лохмотьях старых.
Толпа бормочет: «Бомж, иди работай!»
Им не понять: в глазах его усталых
Слепая и темнейшая дремота.

Там девочка, что вечно с телефоном.
Толпа своё: «Очнись! Ума ни грамма.»
И всем плевать, что год с сердечным стоном
Она всё ждет звонка пропавшей мамы.

Чтоб подлостей подобных избежать,
Не зная ситуаций — промолчите.
И прежде, чем кого-то осуждать,
Возьмите его жизнью проживите!..

Не осуждай, не люди злы душою,
а жизнь людей бывает часто зла.
Сперва узнай, какою их стезею
она к погибели вела.

Не осуждай, дерзнешь ли поручиться,
что ты пристрастием не будешь увлечен.
Не осуждай, ты можешь ошибиться!
Не осуждай — не будешь осужден.

 

 


 

Фантазии характера (оценка поступков и отношений)

Фантазии характера (оценка поступков и отношений)

Чтобы наше занятие было эффективным мы будем соблюдать 3 правила – правила трёх «С»

Чтобы наше занятие было эффективным мы будем соблюдать 3 правила – правила трёх «С»

Упражнение «Я-высказывание, ты-высказывание»

Упражнение «Я-высказывание, ты-высказывание»

Давайте в следующий раз, осудив кого-то, вспомним эту притчу о верном псе

Давайте в следующий раз, осудив кого-то, вспомним эту притчу о верном псе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2020