Феномен взаимосвязи музыки и речи на примере джазового приема "Скэт"
Оценка 4.9
Научные работы
docx
Междисциплинарный 3
9 кл—11 кл +1
20.09.2017
Внимание ученых музыковедов, психологов, лингвистов, этнографов и искусствоведов давно привлекает вопрос взаимосвязи музыки и речи. В данной статье на примере джазового приема скэт, мы рассмотрели данное взаимодействие, который строиться на сочетании отдельных речевых и музыкальных звуков. Овладение этими навыками раскроет целую палитру современных музыкальных стилей вокальной импровизации.
Феномен взаимосвязи музыки и речи на примере джазового приема скэт.docx
Хайрутдинова Елена Рашитовна,
г. Екатеринбург,
+79222081877
. music
. ru
@ mail
lena
Феномен взаимосвязи музыки и речи на примере джазового приема скэт
Внимание ученых музыковедов, психологов, лингвистов, этнографов
и искусствоведов давно привлекает вопрос взаимосвязи музыки и речи. Данному
вопросу посвящено множество работ отечественных и зарубежных ученых [3; 4;
Учеными изучались проблемы восприятия музыкальных
5].
и речевых ритмов и их воздействия на психику (А.Н. Леонтьев,
О.В. Овчинникова), вопросы эмоциональной окраски музыки и речи
(В.П. Морозов, В.Н. Холопова), исследовались закономерности музыкальных
и речевых интонаций
Назайкинский,
Н.В. Черемисина) и многие другие проблемы, связанные с речью и музыкой.
Асафьев,
Е.В.
(Б.В.
Можно выделить три подхода к изучению данной взаимосвязи.
Первый подход,
компонентный,
рассматривается в статье
Л.А. Джалагония, которая изучает данную взаимосвязь на основе отдельных
компонентов (интонационной основы, знаковости, коммуникативности) каждый
из этих элементов очень сложен и может быть разложен
на составляющие [3].
Второй подход изложен в работе А. Самбурской, она рассматривает
взаимосвязь музыки на основе знаковой системы. Автор отмечает: «…музыка,
как знаковая система, обладающая специфическими средствами выражения,
подобно языку, несет смысловую нагрузку – информацию» [5].
Третий подход разрабатывается Л.С. Выготским и состоит в том, что
взаимосвязь музыки и речи рассматривается с точки зрения психологических
процессов воздействия. Автор в своей работе утверждает: «Психологии
искусств без музыки не существует» [4]. Несмотря на различные подходы, авторы сходятся в одном: взаимосвязь
музыки речи «возникла из потребности людей в общении». До появления речи
первобытные люди использовали особую систему звуков, которая помогала им в
общении друг с другом. В ритуальных обрядах шаманы использовали сочетание
музыки и речи как способ общения с богами. Как отмечает
В.В. Медушевский, в ходе исторического развития музыка углубляла
аналитическую дифференцированность своего языка, но одновременно росла
и крепла ее синкретическая организация. На протяжении веков она вбирала
в себя опыт всей человеческой коммуникации.
Каждый звук несет в себе определенную интонацию (радости, печали). Л.А.
Джалагония,
в музыке». Речь также как и музыка строиться на интонациях.
сравнивает интонации с элементарной частицей
Речевой и музыкальная интонации имеют сходства, но также есть и различия:
«близость, функции, родство принципов интонационного процесса делает
возможным перенесения речевого опыта на восприятие музыки». С помощью
интонаций,
так и в речи можно выразить
как музыке,
и передать весь спектр чувств и эмоций. «Интонация не имеет предметности,
она передает все бесконечное множество эмоциональных движений (в речи
такой функцией наделены слова)» [3].
Особенно ярко феномен интонационной взаимосвязи музыки и речи
проявляется в вокальном искусстве. Музыка и речь, соединяясь вместе,
образует новые жанры в музыке, например, прием скэт в джазе, который
строиться на сочетании отдельных речевых и музыкальных звуков. Википедия
разъясняет: «Скэт (от англ. scat) специфический способ джазовой вокальной
импровизации, при котором голос используется для имитации музыкального
инструмента, а пение не несёт лексической смысловой нагрузки». Скэт в джазе –
это приём пения, которым исполняется в первую очередь импровизация
вокалиста. В ней мелодическая линия исполняется слогами, не несущими
вербального смысла. Исторически специфика джазового вокала во многом определяется его связью с фольклором североамериканских негров, и прежде
всего с блюзом [6]. Поэтому для него характерно расширение средств
выразительности по сравнению с традиционной европейской техникой,
проявляющееся в использовании глиссандо, фальцета, вибрации, носовых
гортанных звуков, шепота или резкого форсирования нот, а также и других
От слогов скэта происходят названия
внешних звуковых эффектов.
фортепианного стиля бугивуги, джазового стиля бибоп, или боп (от скэт «би
боп», «рибоп»), стиля американской популярной музыки дувап. Скэт
используется также в различных стилях попмузыки и рокмузыки (в том числе в
рэпе). В джазе скэт употребляется как имитация инструментального
исполнения. [2].
Существует легенда, по которой скэт изобрёл Луи Армстронг.
Во время записи композиции «Heebie Jeebies» (1926 год) он выронил листок
с текстом, но не растерялся и допел до конца, имитируя звуки собственной игры
на трубе, используя вместо слов первые попавшиеся комбинации слогов. Луи
Армстронг
записал Scat
первым
в студии,
привнеся
в импровизационный джаз еще один несравненный инструмент – человеческий
голос [1, с. 46]. В течение 40х гг., в связи с появлением стиля «боп», джазовое
пение значительно усложнилось, получив название – «бопскэт», чему немало
способствовала Элла Фитцджералд. Действительно, эта певица достигает
невероятных высот в этом искусстве в 19501960е гг.
Многие пьесы этого периода, где Элла применяет скэт, полностью можно
считать образцами: например, целиком спетая скэтом «Атласная кукла»,
куплеты из песенки «Мэккинож», где она вдобавок копирует манеру и голос
Л. Армстронга. По этим образцам, изучая и «снимая», набирают опыта
и примеряют их «на себя» вот уже несколько поколений джазовых вокалисток
в мире. «Музыка гораздо в большей степени связана с миром чувств и эмоций, и
поэтому музыкальный язык иногда может передать глубже и выразительнее
полный смысл высказывания» [4]. Не используя слов в песни, исполнитель применяя скэт в своей импровизации может выразить весь спектр чувств
и эмоций.
В народных песнях взаимосвязь музыки и речи проявляется
в использовании в музыке речевых эффектов таких как «эх», «гей», «ух»
и других. Функции музыкальной интонации близки к функциям речевой,
но пока отсутствует единая система записи как музыкальной, так и речевой
В своих работах о взаимосвязи музыки и речи
интонации.
В.Н .ВсеволодскийГернгросс и А.Н. Гвоздев выделяют вопросительную,
восклицательную, утвердительную, интонации» как в музыке, так и в речи [5].
Сила воздействия песни на человека различна, у одних она оставляет достаточно
сильное эмоциональное впечатление, а другими она может быть просто не
замечена (фоновая музыка). Л.С. Выготский в своей работе утверждает, что
«эмоциональное воздействии музыки таково,
у многих людей ассоциации» [4].
что вызывает
В итоге можно сделать вывод, что спектр взаимосвязи музыки и речи
обширен. Особенно ярко феномен интонационной взаимосвязи музыки
и речи проявляется в вокальном искусстве. Музыка и речь, соединяясь вместе,
образует новые жанры в музыке. Строение музыкального произведения строится
по схожим законам литературного построения. Даже отдельные понятия,
используемые в языке, и в музыке указывают на существенных аналогии: такт,
ритм,
метр,
кульминация,
пауза,
в музыке и речи акцентов, пауз и цезур доказывает их взаимосвязь. В данной
фраза и др.
Использование
статье на примере джазового приема скэт, мы рассмотрели данное
взаимодействие, который строиться на сочетании отдельных речевых
и музыкальных звуков. Овладение этими навыками раскроет целую палитру
современных музыкальных стилей вокальной импровизации.
Список литературы: 1.
2.
Кинус Ю. Джаз: истоки и развитие: ООО «Феникс», 2010. – 491 с.
Басин Я. Ray Conniff эра свинга: прощальный аккорд // Jazz
квадрат: электрон. изд. на рус. яз. Минск, 1997. 15 янв. URL: http: // jazzquad.ru
(дата обращения: 03. 09. 2014).
3.
Взаимосвязь речи и музыки как форм человеческого общения
[Электронный
http://93.95.103.34/article/vzaimosvyazrechiimuzykikakformchelovecheskogo
Джалагония
ресурс]
сост.
Л.А.
//
//
obshcheniya (дата обращения: 03. 09. 2014).
4.
Выготского//
Психология музыкального искусства [Электронный ресурс] //
http://psycourse.ru/psihologiyatvorchestva/psixologiya
Л.С.
iskusstva/psixologiyamuzykalnogoisskustva (дата обращения: 03. 09. 2014).
5.
Взаимосвязь музыки и речи Алиса Самбуркая [Электронный
ресурс] // http://alicepush.ucoz.ru/publ/2106 (дата обращения: 03. 09. 2014).
6.
Портал «Джазру» [Электронный ресурс] http://www.jazz.ru/ (дата
обращения: 06. 09. 2014).
Феномен взаимосвязи музыки и речи на примере джазового приема "Скэт"
Феномен взаимосвязи музыки и речи на примере джазового приема "Скэт"
Феномен взаимосвязи музыки и речи на примере джазового приема "Скэт"
Феномен взаимосвязи музыки и речи на примере джазового приема "Скэт"
Феномен взаимосвязи музыки и речи на примере джазового приема "Скэт"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.