Феномен взаимосвязи музыки и речи на примере джазового приема "Скэт"
Оценка 4.9

Феномен взаимосвязи музыки и речи на примере джазового приема "Скэт"

Оценка 4.9
Научные работы
docx
Междисциплинарный 3
9 кл—11 кл +1
20.09.2017
Феномен взаимосвязи музыки и речи на примере джазового приема "Скэт"
Внимание ученых музыковедов, психологов, лингвистов, этнографов и искусствоведов давно привлекает вопрос взаимосвязи музыки и речи. В данной статье на примере джазового приема скэт, мы рассмотрели данное взаимодействие, который строиться на сочетании отдельных речевых и музыкальных звуков. Овладение этими навыками раскроет целую палитру современных музыкальных стилей вокальной импровизации.
Феномен взаимосвязи музыки и речи на примере джазового приема скэт.docx
Хайрутдинова Елена Рашитовна, г. Екатеринбург,  +79222081877  .  music    .  ru  @   mail lena     Феномен взаимосвязи музыки и речи на примере джазового приема скэт Внимание   ученых  музыковедов,   психологов,   лингвистов,   этнографов   и искусствоведов давно привлекает вопрос взаимосвязи музыки и речи. Данному вопросу посвящено множество работ отечественных и зарубежных ученых [3; 4;  Учеными   изучались   проблемы   восприятия   музыкальных 5]. и   речевых   ритмов   и   их   воздействия   на   психику   (А.Н.   Леонтьев,     О.В.   Овчинникова),   вопросы   эмоциональной   окраски   музыки   и   речи (В.П. Морозов, В.Н. Холопова), исследовались закономерности музыкальных   и   речевых   интонаций     Назайкинский, Н.В. Черемисина) и многие другие проблемы, связанные с речью и музыкой.    Асафьев,   Е.В. (Б.В.   Можно выделить три подхода к изучению данной взаимосвязи.   Первый   подход,  компонентный,  рассматривается   в   статье  Л.А.   Джалагония,  которая  изучает   данную   взаимосвязь   на   основе  отдельных компонентов (интонационной основы, знаковости, коммуникативности) каждый из   этих   элементов   очень   сложен   и   может   быть   разложен на составляющие [3].    Второй   подход  изложен  в   работе  А.   Самбурской,   она  рассматривает взаимосвязь музыки на основе знаковой системы. Автор отмечает: «…музыка, как   знаковая   система,   обладающая   специфическими   средствами   выражения, подобно языку, несет смысловую нагрузку – информацию» [5]. Третий   подход  разрабатывается   Л.С.   Выготским   и   состоит   в   том,   что взаимосвязь музыки и речи рассматривается с точки зрения психологических процессов   воздействия.   Автор   в   своей   работе   утверждает:   «Психологии искусств без музыки не существует» [4]. Несмотря на различные подходы, авторы сходятся в одном: взаимосвязь музыки речи «возникла из потребности людей в общении». До появления речи первобытные люди использовали особую систему звуков, которая помогала им в общении друг с другом. В ритуальных обрядах шаманы использовали сочетание   музыки   и   речи   как   способ   общения   с   богами.   Как   отмечает В.В.   Медушевский,   в   ходе   исторического   развития   музыка   углубляла аналитическую дифференцированность своего языка, но одновременно росла   и крепла ее синкретическая организация. На протяжении веков она вбирала   в себя опыт всей человеческой коммуникации. Каждый звук несет в себе определенную интонацию (радости, печали). Л.А. Джалагония,   в   музыке».   Речь   также   как   и   музыка   строиться   на   интонациях.   сравнивает   интонации   с   элементарной   частицей   Речевой и музыкальная интонации имеют сходства, но также есть и различия: «близость,   функции,   родство   принципов   интонационного   процесса   делает возможным перенесения речевого опыта на восприятие музыки». С помощью   интонаций,   так   и   в   речи   можно   выразить   как   музыке, и передать весь спектр чувств и эмоций. «Интонация не имеет предметности, она   передает   все   бесконечное   множество   эмоциональных   движений   (в   речи такой функцией наделены слова)» [3]. Особенно   ярко   феномен   интонационной   взаимосвязи   музыки   и   речи проявляется   в   вокальном   искусстве.   Музыка   и   речь,   соединяясь   вместе, образует   новые   жанры   в   музыке,   например,   прием   скэт   в   джазе,   который строиться на сочетании отдельных речевых и музыкальных звуков. Википедия разъясняет: «Скэт (от англ.  scat) ­ специфический способ джазовой  вокальной импровизации,   при   котором   голос   используется   для   имитации   музыкального инструмента, а пение не несёт лексической смысловой нагрузки». Скэт в джазе – это   приём   пения,   которым   исполняется   в   первую   очередь   импровизация вокалиста.   В   ней   мелодическая   линия   исполняется   слогами,   не   несущими вербального   смысла.   Исторически   специфика   джазового   вокала   во   многом определяется его связью с фольклором североамериканских негров, и прежде всего   с   блюзом   [6].   Поэтому   для   него   характерно   расширение   средств выразительности   по   сравнению   с   традиционной   европейской   техникой, проявляющееся   в   использовании   глиссандо,   фальцета,   вибрации,   носовых гортанных   звуков,   шепота   или   резкого   форсирования   нот,  а  также   и   других  От   слогов   скэта   происходят   названия внешних   звуковых   эффектов. фортепианного стиля буги­вуги, джазового стиля бибоп, или боп (от скэт ­ «би­ боп»,   «ри­боп»),   стиля   американской   популярной   музыки   ду­вап.  Скэт используется также в различных стилях поп­музыки и рок­музыки (в том числе в рэпе).   В   джазе   скэт   употребляется   как   имитация   инструментального исполнения. [2].   Существует   легенда,   по   которой   скэт   изобрёл   Луи   Армстронг.   Во время записи композиции «Heebie Jeebies» (1926 год) он выронил листок   с текстом, но не растерялся и допел до конца, имитируя звуки собственной игры на трубе, используя вместо слов первые попавшиеся комбинации слогов. Луи   Армстронг записал   Scat   первым     в   студии,   привнеся в импровизационный джаз еще один несравненный инструмент – человеческий голос [1, с. 46]. В течение 40­х гг., в связи с появлением стиля «боп», джазовое пение значительно усложнилось, получив название – «боп­скэт», чему немало способствовала   Элла   Фитцджералд.   Действительно,   эта   певица   достигает   невероятных   высот   в   этом   искусстве   в   1950­1960­е   гг. Многие   пьесы   этого   периода,   где   Элла   применяет   скэт,   полностью   можно считать   образцами:   например,   целиком   спетая   скэтом   «Атласная   кукла», куплеты из песенки «Мэкки­нож», где она вдобавок копирует манеру и голос  Л.   Армстронга.   По   этим   образцам,   изучая   и   «снимая»,   набирают   опыта   и примеряют их «на себя» вот уже несколько поколений джазовых вокалисток  в мире.  «Музыка гораздо в большей степени связана с миром чувств и эмоций, и поэтому   музыкальный   язык   иногда   может   передать   глубже   и   выразительнее полный   смысл   высказывания»   [4].  Не   используя   слов   в   песни,   исполнитель применяя   скэт   в   своей   импровизации   может   выразить   весь   спектр   чувств   и эмоций. В   народных   песнях   взаимосвязь   музыки   и   речи   проявляется   в  использовании   в  музыке   речевых   эффектов   таких  как  «эх», «гей», «ух»   и   других.   Функции   музыкальной   интонации   близки   к   функциям   речевой,   но пока  отсутствует  единая система  записи как  музыкальной, так и речевой   В   своих   работах   о   взаимосвязи   музыки   и   речи интонации. В.Н   .Всеволодский­Гернгросс   и   А.Н.   Гвоздев   выделяют   вопросительную, восклицательную, утвердительную, интонации» как в музыке, так и в речи [5]. Сила воздействия песни на человека различна, у одних она оставляет достаточно сильное   эмоциональное   впечатление,   а   другими   она   может   быть   просто   не замечена  (фоновая   музыка).  Л.С.  Выготский   в  своей   работе   утверждает,  что «эмоциональное   воздействии   музыки   таково, у многих людей ассоциации» [4].    что   вызывает   В   итоге   можно   сделать   вывод,   что   спектр  взаимосвязи   музыки  и   речи обширен.   Особенно   ярко   феномен   интонационной   взаимосвязи   музыки   и речи проявляется в вокальном искусстве. Музыка и речь, соединяясь вместе, образует новые жанры в музыке. Строение музыкального произведения строится по   схожим   законам   литературного   построения.   Даже   отдельные   понятия, используемые в языке, и в музыке указывают на существенных аналогии: такт,   ритм,   метр,   кульминация,   пауза, в музыке и речи акцентов, пауз и цезур доказывает их взаимосвязь.  В данной   фраза   и   др.   Использование статье   на   примере   джазового   приема   скэт,   мы   рассмотрели   данное взаимодействие,   который   строиться   на   сочетании   отдельных   речевых   и   музыкальных   звуков.   Овладение   этими   навыками   раскроет   целую   палитру современных музыкальных стилей вокальной импровизации.  Список литературы: 1. 2. Кинус Ю. Джаз: истоки и развитие: ООО «Феникс», 2010. – 491 с. Басин   Я.   Ray   Conniff   ­   эра   свинга:   прощальный   аккорд   //   Jazz­ квадрат: электрон. изд. на рус. яз. Минск, 1997. 15 янв. URL: http: // jazzquad.ru (дата обращения: 03. 09. 2014). 3. Взаимосвязь   речи   и   музыки   как   форм   человеческого   общения [Электронный http://93.95.103.34/article/vzaimosvyaz­rechi­i­muzyki­kak­form­chelovecheskogo­   Джалагония ресурс] сост.   Л.А.     //     // obshcheniya (дата обращения: 03. 09. 2014). 4.   Выготского// Психология   музыкального   искусства  [Электронный   ресурс]   //    http://psy­course.ru/psihologiya­tvorchestva/psixologiya­ Л.С. iskusstva/psixologiya­muzykalnogo­isskustva (дата обращения: 03. 09. 2014). 5. Взаимосвязь   музыки   и   речи   Алиса   Самбуркая   [Электронный ресурс] // http://alicepush.ucoz.ru/publ/2­1­0­6 (дата обращения: 03. 09. 2014). 6. Портал   «Джаз­ру»   [Электронный   ресурс]  http://www.jazz.ru/  (дата обращения: 06. 09. 2014).

Феномен взаимосвязи музыки и речи на примере джазового приема "Скэт"

Феномен взаимосвязи музыки и речи на примере джазового приема "Скэт"

Феномен взаимосвязи музыки и речи на примере джазового приема "Скэт"

Феномен взаимосвязи музыки и речи на примере джазового приема "Скэт"

Феномен взаимосвязи музыки и речи на примере джазового приема "Скэт"

Феномен взаимосвязи музыки и речи на примере джазового приема "Скэт"

Феномен взаимосвязи музыки и речи на примере джазового приема "Скэт"

Феномен взаимосвязи музыки и речи на примере джазового приема "Скэт"

Феномен взаимосвязи музыки и речи на примере джазового приема "Скэт"

Феномен взаимосвязи музыки и речи на примере джазового приема "Скэт"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2017