Феномены Пиаже
Оценка 5

Феномены Пиаже

Оценка 5
Лекции
pdf
12.09.2022
Феномены Пиаже
Дана характеристика эгоцентрического мышления детей как основного феномена Пиаже и 8 его особенностей.
Феномены Пиаже.pdf

 

 

 

ФЕНОМЕНЫ ПИАЖЕ:

эгоцентрическое мышление ребёнка и 8 его особенностей

 

Составитель: канд. психол. наук, доцент О.Б. Мартынюк

 

 

В ракурсе темы данной статьи фено́мен трактуется как необычное, особенное явление.

Всемирно известный швейцарский детский психолог Жан

Пиаже (1896-1980) на протяжении 20 лет экспериментального

исследования выявил и описал особенности детского мышления, получившие название "феномены Пиаже". Они нашли отражение в его многочисленных книгах и, в частности,

о суждениях и рассуждениях ребёнка и рассматриваются как психологическое явление, наблюдаемое у детей дошкольного возраста и заключающееся в особенностях постижения ими таких характеристик окружающих предметов, как количество, величина, объём и др.

Ø Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребёнка: пер. с фр.

/ Ж. Пиаже. – Санкт-Петербург: Союз, 1997. – 282 с. –

                                       (Психология                   ребёнка).                   –                   URL:

https://www.ozon.ru/context/detail/id/27437887/

 

Это открытие имеет большое значение для понимания закономерностей развития мышления детей, его качественного отличия от мышления взрослых (взрослому трудно спорить с ребёнком именно потому, что у ребёнка совсем другая логика).

Альберт Эйнштейн назвал наблюдения Ж. Пиаже за детским интеллектуальным развитием открытием "настолько простым, что до него мог додуматься только гений".

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1.   Эгоцентризм детского мышления как основной феномен Пиаже и его особенности: 1.1. Реализм

1.2.   Анимизм 

1.3.   Артефициализм. Магия детского мышления

1.4.   Трансдукция

1.5.   Несогласованность объёма и содержания

1.6.   Суждение по аналогии

1.7.   Нечувствительность к противоречиям

1.8.   Отсутствие        представления     о        сохранении         (постоянстве, инвариантности)

2.   Заключение

3.   7 лучших книг Ж. Пиаже

 

 

Эгоцентризм детского мышления как основной феномен Пиаже и его особенности

 

Центральной возрастной особенностью познавательной сферы дошкольника является эгоцентризм его мышления (от лат. "эго" – "Я" и "центрум" – центр круга, т. е. "Я" в центре). Эгоцентризм мышления ребёнка характеризуется субъективностью:

             оно    сосредоточено     на      том,   что    ребёнок      видит,         а        не          на

действительности самой по себе (восприятие "ведёт" за собой мышление);

             точка зрения ребёнка является для него единственной (другой быть не может) и абсолютной (он уверен, что так как он видит ситуацию, видят все).

Эгоцентризм не позволяет ребёнку представить себе как выглядит то или иное явление, объект глазами другого человека. Эта особенность описана Жаном Пиаже и Барбель Инельдер.

Пиаже Ж. Генезис элементарных логических структур: пер. с фр. / Ж. Пиаже, Б. Инельдер. – Москва: ЭКСМО-Пресс, 2002. –

                                     416 с.        –        (Психология.        ХХ        век).        –        URL:

https://vk.com/doc4605748_463735896

 

 

Эгоцентрическую позицию ребёнка ярко демонстрирует эксперимент "Три горы" (Ж. Пиаже и Б. Инельдер). Ребёнку показывают макет местности со сложным рельефом, состоящий из трёх гор разной высоты, причём каждая из них обладает каким-либо отличительным признаком (домиком, рекой, текущей по склону, снежной вершиной).

Экспериментатор даёт ребёнку несколько фотографий макета, на которых все три горы изображены с различных сторон. Домик, река и снежная вершина хорошо заметны на всех снимках. Испытуемого просят выбрать

фотографию, где горы изображены так, как он видит их в данный момент на макете, т. е. в том же ракурсе. Обычно ребёнок выбирает правильный снимок. После этого ему показывают куклу с головой в виде гладкого шара, без лица, чтобы он не мог следить за направлением её взгляда. Куклу помещают по другую сторону макета. Теперь на просьбу выбрать фотографию, где горы изображены так, как видит их кукла, ребёнок затрудняется дать правильный ответ и выбирает те фотографии, где макет изображён так, как видит его он сам. Если ребёнка и куклу меняют местами, то он снова выбирает снимок, где горы имеют такой вид, как он воспринимает их со своего места. 

Так поступает большинство испытуемых дошкольного возраста.

Ещё примеры  эгоцентризма детского мышления:

Дети при перечислении членов своей семьи себя в их число не включают. Так, если попросить ребёнка пяти лет нарисовать всю его семью, он не нарисует себя, а если попросить накрыть на стол, то он не поставит прибор для себя. Это объясняется тем, что для ребёнка очевидно то, что он есть, и он думает, что и другие люди видят окружающий мир так же как и он сам.

Проявлением эгоцентризма мышления является и то, что ребёнок не может дать правильное определение таких понятий как брат или сестра.

 

Подтверждением тому является известный тест Альфреда Бине "Три брата".

Он спрашивал, например, Л.:

   Есть у тебя братья?

   Артур.

   А у него есть брат?

   Нет.

   А у тебя есть брат?

   Один.

   А он имеет братьев?

   Совсем не имеет.

   Ты его брат?

   Да.

   Тогда у него есть брат? 

   Нет.

Из этого диалога видно, что ребёнок не может встать на другую позицию, в данном случае – принять точку зрения своего брата. В частности, это происходит в силу того, что у него нет ещё понимания обратимости и симметричности отношений – если я тебе брат, то и ты мне брат.

 

Эгоцентрическое мышление ребёнка характеризуется следующими особенностями. Рассмотрим их.

 

Реализм детского мышления

Для детского мышления характерно следующее:

              реальным для ребёнка является только то, что он видит или видел своими глазами (существует в реальном, видимом мире);

              ребёнок рассматривает предметы такими, какими их даёт ему его непосредственное восприятие (своё мгновенное восприятие он считает абсолютно истинным).

 

Примеры реализма:

1.                 Большие вещи ребёнок считает всегда тяжёлыми, маленькие – всегда лёгкими.

2.                 Ребёнок уверен, что ветви дерева делают ветер (механизм возникновения ветра скрыт от ребёнка, он его не понимает, а колышущиеся ветви деревьев он видит).

3.                 Вера ребёнка в Деда Мороза, потому что он кладёт подарки под ёлку.

4.                 Ребёнку кажется, что под кроватью кто-то прячется. Говорить ему, что этого нет – бессмысленно,,потому что в его восприятии это есть.

 

Основные направления преодоления реализма детского мышления на протяжении дошкольного возраста:

1.                 Детские представления развиваются от реализма к объективности (осознание относительности своей позиции, отношение к своей точке зрения как одной из возможных).

 

2.                 Развитие детского мышления от реализма к реципрокности

(взаимности). Реципрокность появляется тогда, когда ребёнок учится координировать свою собственную точку зрения с другими, а не рассматривает её как единственно возможную.

 

3.                 Мысль ребёнка развивается от реализма к релятивизму. Вначале дети верят в существование абсолютных качеств (реализм). Позднее они открывают, что явления связаны между собой и что наши оценки относительны (релятивизм). Например, слова "лёгкий" и "тяжёлый" теряют своё абсолютное значение и приобретают относительное значение в зависимости от избранных единиц измерения. Например, камешек – лёгкий для ребёнка, но тяжёлый для воды.

 

Анимизм детского мышления

 

 

 

 

Реализм порождает такую особенность детского мышления как анимизм (от лат. anima – душа) или персонификация (от лат. persona –  лицо и facio – делаю). Это такая картина мира, в которой не только живые, но и неживые объекты рассматриваются как живые и одушевлённые. Например, ребёнок очеловечивает игрушки, в частности, кукол, ему кажется, что луна следует за ним во время его прогулок: останавливается, когда он останавливается, бежит за ним, когда он убегает) 

 

 

 

 

 Идею анимизма детского мышления и термин выдвинул английский антрополог Эдуард Бернетт Тайлор (1832-

1917).

 

 

Американский психолог Гренвилл Стенли Холл (1846-1924) полагал, что детский анимизм является неизбежной природной особенностью детского ума, которая согласуется с биогенетической концепцией (анимизм рассматривается как первичная форма сознания человека).

 

Для выявления особенностей детского мышления, в частности, анимизма, Ж. Пиаже использовал метод клинической

(неструктурированной) беседы (он ввёл этот метод в психологию, заменив им тесты).

 

Пример беседы:

Ребёнку задают вопросы о причинах разных природных явлений:.

                    Солнце на небе движется? Почему?

                    Потому что оно хочет сильно сиять, людям приятно, когда хорошая погода.

                    Солнце их видит?

                    Да, оно смотрит на нас и идёт за нами.

                    Почему корабль не тонет, несмотря на то, что он тяжелее, чем камень?

                    Корабль умнее, чем камень. Он не делает того, чего не надо делать.

 

Американский психолог М. Берзонски, исследуя ответы детей 5-7 лет на вопросы о неживых объектах, изображённых на картинках, пришёл к выводу:

1)                анимистическое отношение к предмету усиливается, если предмет изображён движущимся, а не подвижным (например, летящий воздушный шар чаще воспринимается детьми живым, чем лежащий на земле);

2)                больше анимистических суждений дали 5-летние дети в отличие от

7-летних;

3)                половые различия в детском анимизме не обнаружены.

 

Одно из направлений когнитивного развития ребёнка на протяжении дошкольного возраста – приобретение способности различать живые и неживые объекты.

 

Артефициализм. Магия детского мышления.

Артефициализм (лат. arte – искусственно + factum – сделанный), т. е. искусственность мира. Все природные явления (звёзды, солнце, цветы, дождь, снег и др.) рассматриваются ребёнком как созданные человеком и для человека. В связи с этим для ребёнка взрослый может быть виновником происходящих и физических событий.

 

Пример:

Ребёнок спрашивает: 

   Зачем в каждую вишенку кладут косточку?

   Зачем снег кладут на крышу, там же нельзя на санках кататься?

 

Поскольку ребенок подозревает человека во всесилии, ему свойственна магия мышления: "если природные условия – дело рук человека, то и я тоже могу словами, действиями и жестами воздействовать на предметы и течение событий?".

 

Пример:

Чтобы приблизить какое-то событие, ребёнок отрывает листочки от отрывного календаря.

 

Трансдукция

Трансдукция (алогичность) детского мышления – игнорирование общего при анализе частного; рассуждение идёт от частного к частному, минуя общее. Ребёнок не осознаёт, что связать две частности можно, только найдя в них что-то общее.

 

Пример.

Ребёнка спрашивают:

   Живое ли солнце? 

   Да

   Почему?

   Потому что оно двигается, идёт вперёд

Этот пример свидетельствует, что обращение ребёнка к общему предположению "Все вещи, которые движутся, – живые" ещё не существует.

 

Ребёнок (6 лет) говорит, что луна растёт, так как "половина" луны (полумесяц) становится "целой".

   Как растёт луна? 

   Потому что она увеличивается. 

   Как это делается? 

   Потому что мы тоже растем".

В рассуждениях ребёнка луна увеличивается не в силу закона, что "всё живое растёт", а просто "потому, что мы растём".

Феномен несогласованности объёма и содержания

Он демонстрируется следующим экспериментом Ж. Пиаже. Пятилетним детям показывали рисунки цветов, каждый цветок – на отдельной карточке (7 примул, 2 розы и 1 гвоздика), и задавали вопрос:

   Все ли примулы – цветы?

Следовал правильный ответ: "Да".

Тогда другой вопрос: "Все ли эти цветы – примулы?" Получали ответ: "Нет, здесь есть розы и одна гвоздика".

   Так в букете больше примул или цветов?

   Больше примул, потому что всего три цветка.

   Но если убрать цветы, останутся примулы?

   Нет, это тоже цветы.

   Ну, так как же, здесь больше цветов или примул?

   Больше примул, потому что у нас только три цветка.

 

Суждение по аналогии

На основании сходства двух объектов по некоторым признакам ребёнком делается вывод об их сходстве и по другим признакам.

 

 

Примеры: 

    обезьянка – это шерстяной человечек; 

    сарделька – это мясо в шкурке.

 

Нечувствительность к противоречиям 

Ребёнок смотрит на лужу, в которой плавают осенние листья. Его спрашивают: "Почему они плавают, почему они не тонут?". Он отвечает: "Потому что они лёгкие". И тут же ребёнку предлагают ответить: "А почему же в море не тонет большой корабль?". "А потому что он тяжёлый", - ответит ребёнок.

Поймать ребёнка на подобных противоречиях невозможно, потому что он не видит в этом ничего невозможного.

 

Отсутствие представления о сохранении количества

Понятие "сохранение" означает, что предмет или совокупность предметов остаются неизменными (сохранными) по составу элементов или по ряду физических свойств, несмотря на изменения их формы или внешнего расположения. 

Ребёнок дошкольного возраста опирается исключительно на наглядность, поэтому любые перемещения элементов внутри множества означает для него и изменение самого множества в целом. Это конфликт между восприятием и логикой, что является следствием отсутствия обратимости умственных действий (дооперациональная стадия мышления). 

 

Пример. Тест Жо Годфруа

Пятилетнему ребёнку показывают два одинаковых пластилиновых шарика и спрашивают его:

                    Как ты думаешь, в одном шарике столько же пластилина, сколько в другом?

Мальчик смотрит на шары, взвешивает их на руке, а потом заявляет:

                    Да, столько же.

                    Ты вполне уверен?

                    Да.

                    Хорошо ... Смотри: я беру один из шариков и катаю его между ладонями, делая из него колбаску. А теперь ты тоже думаешь, что в шаре столько же пластилина, сколько в колбаске?

                    Да нет, в колбаске его больше.

                    Ты уверен в этом?

                    Конечно! Ты же видишь, она больше шара; значит, пластилина в ней больше.

                    Пусть так. А теперь посмотри, что я делаю. Я опять беру колбаску и превращаю её снова в шар. Готово. Ну, как ты думаешь, а теперь в них поровну пластилина?

                    Ну, конечно! Теперь поровну.

 

Ребёнку в возрасте 4-5 лет кажется, что в пластилиновой колбаске больше пластилина, чем в шаре, даже если колбаска получилась из такого же шара. Он не понимает, что длина колбаски создаётся за счёт её толщины.

 

Задачи Жана Пиаже

 

 

Ещё пример тестирования детей на понимание принципа сохранения.

Детям говорят, что доктора или учёные работали над животным, пока оно не стало выглядеть, как другое животное (переход от лошади к зебре) или как растение (от дикобраза к кактусу) (см. фото стимулов).

 

 

Ребёнку говорили, например, что доктора взяли лошадь (показывают ребёнку изображение лошади) и сделали операцию, после которой на всём теле лошади появились чёрные и белые полосы. Они остригли ей гриву и заплели хвост. Они научили её не ржать, как лошадь, и есть дикую траву вместо овса и сена. Они научили её жить не на конюшне, а в дебрях Африки. Когда они всё сделали, животное выглядело вот так (показывают изображение зебры). Когда они всё закончили, что у них получилось: лошадь или зебра? 

Если ребёнок соглашается, что животное "действительно" стало другим животным или стало растением, значит, он ещё не усвоил принцип сохранения. Если ребёнок говорит, что животное "на самом деле" осталось тем же, что было в оригинале, значит, принцип сохранения он постиг.

В отношении операции превращения одного животного в другое большинство детей не проявило наличия у них принципа сохранения: примерно 65 % посчитали, что лошадь на самом деле превратилась в зебру. Но когда речь зашла о превращении животного в растение, только около

25 % решили, что дикобраз действительно стал кактусом. Специальные вариации этого эксперимента показали, что такой результат нельзя объяснить только тем, что животное больше похоже на животное, чем на растение.

 

Из подобных исследований видно, что в некоторых ситуациях дети дооперационального возраста могут игнорировать самые кардинальные изменения внешнего вида и следовать принципу сохранения, потому что они знают, что невидимое, но существенное свойство объекта осталось без изменений.

 

Заключение

В результате многолетних исследований на основе созданных им методов Ж. Пиаже открыл неизвестные до него особенности детского мышления, получившие название феномены Пиаже.

Он считал, что они не подлежит коррекции и взрослые не должны предпринимать эти меры. Их преодоление, по мнению Ж. Пиаже, происходит естественным путём на следующих стадиях интеллектуального развития (в частности, в 7 лет, что является одним из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению).

Однако спонтанность этого процесса опровергли ученики Ж. Пиаже, а также отечественные психологи (Пётр Яковлевич Гальперин (1902-1988), Даниил Борисович Эльконин (1904-1984), Людмила Филипповна Обухова (1938-2016) и др.). Было доказано, что у дошкольников можно сформировать полноценное понятие, например, о сохранении количества, если научить их применять эталоны меры, специально обучать логическим правилам выполнения действия количественного сравнения.

 

 

 

 

7   лучших книг Ж. Пиаже

Ø Пиаже Ж. Генезис элементарных логических структур: пер. с фр.

/ Ж. Пиаже, Б. Инельдер. – Москва: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 416 с. – (Психология. ХХ век). – URL: https://vk.com/doc4605748_463735896

Ø Пиаже Ж. Избранные психологические труды: пер. с фр., англ.

/ Ж. Пиаже. – Москва: Международная педагогическая академия, 1994. –

680 с.                                                     –                                                     URL:

https://vk.com/doc601791677_557619857?hash=lqOb8UtsW9aFsJKkHvSXyQuuz wXYGMlmuxsOKkZEz5k&dl=A6SafcWPkSQSODOJ8lP4eluummD45Et47Fv6T

JNrdYz

Ø    Пиаже Ж. Моральное суждение у ребёнка: пер. с фр. / Ж. Пиаже. –

Москва: Академический проект, 2019. – 480 с. – (Психологические технологии). – URL: https://www.labirint.ru/books/503759/

Ø    Пиаже Ж. Психология интеллекта: пер. с фр. / Ж. Пиаже. – СанктПетербург: Питер. 2003. – 191 с. – URL: https://psychoanalysis.by/wpcontent/uploads/2018/08/Пиаже-Ж.-Психология-интеллекта-Психологияклассика-2004.pdf?189db0&189db0

Ø    Пиаже Ж. Психология ребёнка / Ж. Пиаже, Б. Инхельдер. – 18-е изд. – Москва [и др.]: Питер, 2003. – 159 с. – (Концентрированная психология). – URL:

https://perviydoc.ru/v24776/пиаже_ж.,_инхельдер_б._психология_ребенка

Ø    Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка: пер. с фр. /Ж. Пиаже. – Москва:

Педагогика-Пресс, 1994. - 526 c. - (Психология: классические труды). – URL: https://vk.com/doc-

124948599_578118499?hash=Qb946Ha2jssDWzUIF2ZF9zzOqYQYbtiiuibWhyL

02kz&dl=k00RrMviYp938P0pNvGZeWz9CF4OlysNrjMZz7pf7F8

Ø    Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребёнка: пер. с фр. / Ж. Пиаже. –

Санкт-Петербург: Союз, 1997. – 282 с. – (Психология ребёнка). – URL:

https://www.ozon.ru/context/detail/id/27437887/

ФЕНОМЕНЫ ПИАЖЕ: эгоцентрическое мышление ребёнка и 8 его особенностей

ФЕНОМЕНЫ ПИАЖЕ: эгоцентрическое мышление ребёнка и 8 его особенностей

Всемирно известный швейцарский детский психолог

Всемирно известный швейцарский детский психолог

Содержание 1. Эгоцентризм детского мышления как основной феномен

Содержание 1. Эгоцентризм детского мышления как основной феномен

Эгоцентризм не позволяет ребёнку представить себе как выглядит то или иное явление, объект глазами другого человека

Эгоцентризм не позволяет ребёнку представить себе как выглядит то или иное явление, объект глазами другого человека

Если ребёнка и куклу меняют местами, то он снова выбирает снимок, где горы имеют такой вид, как он воспринимает их со своего места

Если ребёнка и куклу меняют местами, то он снова выбирает снимок, где горы имеют такой вид, как он воспринимает их со своего места

Из этого диалога видно, что ребёнок не может встать на другую позицию, в данном случае – принять точку зрения своего брата

Из этого диалога видно, что ребёнок не может встать на другую позицию, в данном случае – принять точку зрения своего брата

Основные направления преодоления реализма детского мышления на протяжении дошкольного возраста: 1

Основные направления преодоления реализма детского мышления на протяжении дошкольного возраста: 1

Идею анимизма детского мышления и термин выдвинул английский антрополог

Идею анимизма детского мышления и термин выдвинул английский антрополог

Да, оно смотрит на нас и идёт за нами

Да, оно смотрит на нас и идёт за нами

Арте фициализм ( лат. arte – искусственно + factum – сделанный), т

Арте фициализм ( лат. arte – искусственно + factum – сделанный), т

Ребёнка спрашивают: – Живое ли солнце? –

Ребёнка спрашивают: – Живое ли солнце? –

Нет, это тоже цветы . –

Нет, это тоже цветы . –

Ребёнок дошкольного возраста опирается исключительно на наглядность, поэтому любые перемещения элементов внутри множества означает для него и изменение самого множества в целом

Ребёнок дошкольного возраста опирается исключительно на наглядность, поэтому любые перемещения элементов внутри множества означает для него и изменение самого множества в целом

Ребёнку в возрасте 4-5 лет кажется, что в пластилиновой колбаске больше пластилина, чем в шаре, даже если колбаска получилась из такого же шара

Ребёнку в возрасте 4-5 лет кажется, что в пластилиновой колбаске больше пластилина, чем в шаре, даже если колбаска получилась из такого же шара

Ребёнку говорили, например, что доктора взяли лошадь (показывают ребёнку изображение лошади) и сделали операцию, после которой на всём теле лошади появились чёрные и белые полосы

Ребёнку говорили, например, что доктора взяли лошадь (показывают ребёнку изображение лошади) и сделали операцию, после которой на всём теле лошади появились чёрные и белые полосы

Специальные вариации этого эксперимента показали, что такой результат нельзя объяснить только тем, что животное больше похоже на животное, чем на растение

Специальные вариации этого эксперимента показали, что такой результат нельзя объяснить только тем, что животное больше похоже на животное, чем на растение

Ж. Пиаже Ø Пиаже Ж. Генезис элементарных логических структур: пер

Ж. Пиаже Ø Пиаже Ж. Генезис элементарных логических структур: пер

RrMviYp938P0pNvGZeWz9CF4OlysNrjMZz7pf7F8 Ø

RrMviYp938P0pNvGZeWz9CF4OlysNrjMZz7pf7F8 Ø
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.09.2022