Фестиваль:Гендерное воспитание, правда, мифы и роль семьи

  • Мероприятия
  • docx
  • 15.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Фестиваль для педагогов
Иконка файла материала 16 мая 2024 года Гендерное воспитание.docx

16.05.2024 год

 

Фестиваль: Гендерное  воспитание, правда, мифы и роль семьи

 

 

Подготовили:

педагог-психолог

Корююкова Ю.В.,

 

Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т. е. в процессе общения с другими людьми.

Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он - девочка или мальчик. Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является четвертый год жизни: в 3 – 4 года дети осознанно различают пол, а в 4 – 5 лет происходит половая социализация; в 6 – 7 лет формируется устойчивое представление о поле, гендерная константность.

Итак, с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (то есть формируется гендерная устойчивость).

Многие родители считают, что дети и так скопируют автоматом каждый свою гендерную роль. Проблема состоит в том, что зачастую, современным детям сложно воспитать себя самим. Т. к., например, папа редко бывает дома, а мама ассоциируется сразу с двумя полами. Или же образец с папой вообще недоступен и масса других негативных нюансов существует.

Сейчас многие дети ассоциируют свой пол с искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т. д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.

Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота.

Задание №1  «Назови игрушки»

Игра-соревнование педагоги делятся на три  группы. Педагоги должны назвать игрушки в которые чаще всего играют мальчики и девочки,  называют по очереди. Победит та команда, которая больше видов игрушек назовет.

Вопрос: Нужно ли четкое подразделение игрушек на игрушки для мальчиков и игрушки для девочек?  (почему педагоги считают или не считают, что игры с куклами –это исключительно занятие для девочек, а игры с машинками –это исключительно занятие для мальчиков).

Работа с таблицей

Показатели

Игры мальчиков в игрушки  предназначенные для девочек

Игры девочек в игрушки  предназначенные для мальчиков

В развитии познавательной сферы

 

 

В формировании эмоционально- волевой сферы

 

 

 

Нужно ли разделять игрушки

Игрушки – это фундамент для дальнейшего развития ребёнка. Они играют огромную роль в формировании гендерной личности. Но ещё большее влияние на воспитание ребёнка играет личный пример родителей. Поступки взрослых станут лучшим образцом для воспитания в детях лучших мужских и женских качеств.

Психологи на вопрос, нужно ли разделять игрушки по гендерному признаку (для мальчиков, для девочек), говорят о том, что именно благодаря игрушкам у детей закладываются основные гендерные стереотипы и понятия мужского и женского. Именно время, проведённое за игрой, влияет на дальнейшие отношения друг другу. Если для взрослых игры – это способ развлечения и отдыха от суеты жизни, то для ребёнка – это способ познания мира. При помощи игрушек мальчики и девочки моделируют все происходящее вокруг них. Почему же тогда мальчик, видя, например, как папа заботится о нём или о младшем брате или сестре, убирается, стирает, не может поиграть с куклой, представляя себя на месте отца. Что плохого в том, если девочка поиграет в машинки? Ведь она так часто сопровождает в поездках маму, которая умеет водить автомобиль. Разделение игрушек по гендерному признаку – это условность. Мальчики и девочки должны играть в разные игрушки, тогда они будут развиваться гармонично, их навыки не будут ограничены узкими способностями. Наоборот, за счёт большего количества информации у них не будет недостатков в когнитивном мышлении.

Сегодня игрушки проходят процесс смены ролей. Куклы раньше играли роль мамы, хозяйки очага или олицетворяли различные профессии, то сейчас чаще встречаются куклы-принцессы или представительницы шоу-бизнеса. Для мальчиков вместо фигурок полицейских, пожарных, спасателей, строителей производители стали предлагать супергероев. Из реального мира детей переносят в мир фэнтези. Наличие большого количества таких игрушек в игротеке ребёнка подводит детей к нереальному виденью себя в жизни, принуждает к выбору несуществующих профессий. При выборе детских товаров родители должны чётко понимать, что игрушка несёт не только радость и эмоции малышу, но и обеспечивает всесторонне развитие.

Когда-то в России полоролевое воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

Опыт народной педагогики так же свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам. В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т. п.

В современном обществе существует такой вариант воспитания: и девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины: дома - мама или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим, что многие из женщин стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи, что мы иногда замечаем в семьях наших воспитанников.

 Взрослые, сознательно или бессознательно обучают ребенка его половой роли. В соответствии с общепринятыми традициями ориентируем его в том, что, значит, быть мальчиком или девочкой. Мальчикам чаще, чем девочкам, прощаем проявления агрессивности и поощряем их активность. От девочек ждем душевности, чувствительности и эмоциональности. Под руководством взрослых, через подражание ребенок начинает учиться быть мальчиком или девочкой. Его позиция как мальчика (или девочки) обусловливает его ориентации в выборе игр, интересов, мечтаний.

Задание №2 Работа с ситуациями

Ситуация № 1

Отец купил своей дочери, которой 5 лет, много разных игрушек. Среди них: различные куклы, пазлы, кубики, машинки и т.д. Девочка обрадовалась и принялась их рассматривать. Из всех она выбрала 2 машинки и стала ими играть. Отец был доволен выбором дочери и стал играть вместе с ней. Увидев это, мама рассказала об этом случае педагогу.

Ответ психолога:

Отец нашел время на общение с дочерью, в игре он учит ее «водить» машину. Он показывает, что дочь отличается от него, она другого пола; но делает это с уважением и благожелательностью, чтобы девочка поняла, что достойна любви мужчины. Отец помогает дочери сформировать позитивную самооценку. Девочкам необходимо играть в машинки и строить дома. Это часть познания не только противоположенного пола, но еще и познание мира.

Ситуация № 2

Девочка 3-х лет спрашивает у педагога: «Как я появилась на свет?». Воспитатель ответила ей, что мама и папа нашли ее в капусте и сразу поняли, что это их дочь. Девочка улыбнулась и с довольным видом пошла играть.

Ответ психолога:

Девочку удовлетворил ответ педагога, поэтому она спокойно ушла играть. Воспитатель сказала, что родители сразу поняли, что это была их дочка. По мнению специалистов, об отличии в строении организма мужчины и женщины малыши должны узнать до 2, 5 - 3 лет.

В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Дети начинают задавать вопросы об отношениях между мужчиной и женщиной примерно в возрасте от 4 до 6 лет. Не обманывайте их, отвечайте точно, кратко и правдиво. Даже если они ничего не поймут, важно, что они увидят наше желание объяснить им то, что их интересует. Все дети рано или поздно проявляют определенный интерес к половым органам,

обнаруживая анатомическое различие у представителей противоположного пола.

Эти различия замечаются если не дома, то в детском саду или в гостях у кого- нибудь из друзей. Вполне логично, что дети задумываются над этим и задают смелые вопросы. Все это вполне нормально.

Если же вы, заметив сексуальные игры детей, начинаете подозрительно выведывать, "чем они там таким занимаются", а еще хуже наказывать, обзывать их грубыми словами, дошкольники начинают осознавать, что за такой формой взаимоотношений мужчины и женщины кроется что-то некрасивое, недостойное это детское ощущение чего-то низкого может остаться в сознании ребенка на всю жизнь.

В случае половых игр лучше совсем ничего не предпринимать, чем действовать во вред: меры нужны только в том случае, если эти игры грозят перейти какие-то границы.

Чтобы легче отвечать на «трудные» вопросы, предлагать рассматривать книги. Замечено, что дети, поведение которых строго соответствует всем требованиям, предъявляемым к их полу, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями.

Наоборот, дети, более свободные от жесткой половой типизации поведения, имеют высокий интеллект и психологически более благополучны.

 

Каждый пол выполняет свою задачу в обеспечении жизни, поэтому свойства одного пола дополняются или нейтрализуются свойствами другого. Мальчики сильны, энергичны, грубы и агрессивны, а девочки слабы, пассивны, нежны и миролюбивы. Наиболее существенные различия представлены в таблице:

Мальчики

Девочки

Меньше реагируют на громкие звуки. В период младенчества почти вдвое меньше, чем девочки, смотрят на маму. Лучше видят левым глазом. Развито пространственное зрение. Лучше воспринимают синий край цветового спектра. Играют более активно, предпочитают шумные занятия. Больше любят механические игрушки. Чувствительны к соленой пище. Легче раздражаются. Позже девочек начинают произносить свои первые слова, словарный запас у них меньше, чем у девочек. Чаще игнорируют голоса не только знакомых людей, но и своих родителей. Преобладает слуховая память. Чаще выражают свои эмоции через действия.

Лучше распознают оттенки эмоций. Быстрее успокаиваются от тихих, «воркующих» слов под колыбельные песни и мелодичное пение. Уже в четыре месяца способны узнавать лица знакомых людей на фотографиях, а мальчикам в этом возрасте такое почти недоступно. Лучше развито периферийное зрение. Лучше воспринимают красный край цветового спектра. Дольше могут рассматривать предметы, игрушки и заниматься с ними. Предпочитают яркие мягкие игрушки, куклы. Любят сладкое и очень чувствительны к горькому. Чаще грустят. Очень чувствительны к физическим воздействиям на кожу. Проявляют меньший интерес к исследованию окружающего мира. Преобладает визуальная память. Раньше начинают говорить. Чаще выражают эмоции словами.