ФФНР Рабочая программа
Оценка 4.8

ФФНР Рабочая программа

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
дефектология
1 кл—3 кл
16.01.2018
ФФНР Рабочая программа
Важность данного курса в системе обучения детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи состоит в том, что в результате его освоения создается практическая база общения, обеспечивается пропедевтика курсов русского языка и литературного чтения, а также осуществляется профилактика дисграфии и дислексии.
ФФНР Рабочая программа.doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  Средняя общеобразовательная школа №8  г. Белебея муниципального района Белебеевский район  Республики Башкортостан СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР ___________/Л.Г. Савина/ _______ 2017 г. УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ СОШ №8 _________ /Т.А. Имашева/ №____ от _______2017 г.  РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей  начальных  классов Протокол  от № «___»_____  2017г. Руководитель МО_____/Э.Ю.  Антонова / Рабочая   программ   коррекционного   обучения   младших школьников   с   нарушением   речи   с     фонетико­фонематическим недоразвитием  речи учащихся ( ФФНР)        Ступень обучения: начальное общее.      Количество часов:  всего 69\80 часов Уровень: базовый Составитель (и): Валитова Люция Анваровна, учитель­логопед 1 Содержание 1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика курса 3. Организационно­содержательные аспекты коррекционного  курса 4. Значение курса для решения целей и задач образования:  Личностные результаты   Метапредметные результаты  Предметные результаты 5. Основное содержание  коррекционного курса  6. Основное  содержание  учебного  курса «Произношение» 7. Календарно­тематическое планирование 8. Рекомендации по учебно­методическому и материальному­техническому обеспечению 2стр. 3стр. 4стр. 5стр. 15 стр. 16 стр. 19 стр. 21 стр. 45 стр. 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа   разработана   на   основе   Федерального   государственного   образовательного стандарта   начального   общего   образования   обучающихся   с   ограниченными   возможностями здоровья,   Концепции   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина России,   планируемых   результатов   начального   общего   образования,   АООП   образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Законом   Российской   Федерации   «Об   образовании»   ­   Федеральным   законом     «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. №124­ФЗ, Типовым положением   об   общеобразовательном   учреждении,   утвержденным   Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. №196,   Проектом типового положения о логопедическом пункте  при  общеобразовательном   учреждении   (Решение   коллегии  Министерства   образования Российской Федерации  от 12.04.1995 г.),  Инструктивным  письмом  Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 г. №2 «Об организации   работы логопедического пункта общеобразовательного  учреждения». Инструктивно­методического   письма   о   работе   учителя­логопеда   при общеобразовательной школе» А.В. Ястребова, Т.Б.Бессонова, М.:КОГИТО­ЦЕНТР,1991 г. Важность   данного   курса   в   системе   обучения   детей   с   фонетико   ­   фонематическим недоразвитием речи состоит в том, что в результате его освоения создается практическая база общения, обеспечивается пропедевтика курсов русского языка и литературного чтения, а также осуществляется профилактика дисграфии и дислексии. Цель   курса   «Индивидуальные   логопедические   занятия»  —   развитие коммуникативно­речевой компетенции обучающихся. Задачи курса: Формирование   у   детей   с   речевыми   нарушениями   следующих   составляющих   речевой компетенции:   лексическо­грамматической,   фонетической,   диалогической,   монологической; овладение устной и письменной формами речи и умением применять их в различных жизненных ситуациях. Общая характеристика курса 3 Коррекционный   курс   «Индивидуальные   логопедические   занятия»   направлен   на достижение   следующих   задач   обеспечивающих   реализацию   личностно­ориентированного, когнитивно­коммуникативного, деятельностного подходов         развить психофизиологические механизмы, лежащие в основе устной речи: оптимальный для   речи   тип   физиологического   дыхания,     речевое   дыхание,   голос,   артикуляторную моторику, чувство ритма, слуховое восприятие; обучить нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка; сформировать просодические компоненты речи (темп, ритм, паузацию, интонационную выразительность, логическое ударение); развить   функции   фонематической   системы   (включающие   процессы   звукового   анализа, синтеза, восприятия и представления); способствовать компенсации  нарушений звукослоговой структуры  слова; сформировать,   развить   и   обогатить   лексико­грамматический   строй   речи   (уточнить значения слов, способствовать овладению продуктивными и непродуктивными способами словоизменения   и   словообразования,   связи   слов   в   предложении,   моделями   различных синтаксических конструкций предложений); развить  коммуникативную функцию речи: формировать умение планировать собственное связное высказывание; самостоятельно определять и адекватно использовать языковые средства в соответствии с коммуникативной установкой и задачами коммуникации; способствовать компенсации нарушения чтения и письма.  Организационно­содержательные аспекты коррекционного  курса Рабочая   программа   ИЛЗ   направлена   на   коррекцию   устной   речи   обучающихся   и профилактику   и   коррекцию   дисграфии   и   дислексии.   Работа   по   компенсации   нарушенного речевого развития строится в несколько этапов. № Назначение этапа Цель этапа Содержание деятельности  этапа I II Диагностический Выявление  индивидуальных  речевых нарушений Подготовительный  Подготовка к коррекции нарушенного    обследование речи детей;  постановка логопедического  заключения  развитие мелкой и речевой  моторики, просодических  звукопроизношения,   к компонентов речи; 4 обучению   чтению   и письму III Основной Коррекция нарушенного   речевого развития  уточнение артикуляции  правильно произносимых звуков;  дифференциация сохранных  звуков на слух и в произнесении;  развитие речеслухового  восприятия, элементарных форм  фонематического анализа;  развитие зрительно­ пространственных функций  постановка, автоматизация  звуков в речи;  дифференциация фонетически  близких звуков;  дальнейшее развитие речевой  моторики, слогового и  фонематического анализа и синтеза;  формирование лексики и  грамматического строя речи Содержание   курса   «Индивидуальная   и   подгрупповая   логопедическая   работа»   имеет концентрическое   строение,   предусматривающее   изучение   одних   и   тех   же   разделов   и   тем   в каждом   классе.   Такая   структура   программы   позволяет   учитывать   степень   подготовки обучающихся к восприятию нового, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное воздействие на формирование средств языка (фонетики, фонематики, лексики, грамматики) и связной речи.   Мозаичный   состав   обучающихся   с   нарушениями   речи     по   степени   тяжести,     влиянию   на образовательные   и   коммуникативные   возможности   детей,   требуют   дифференцированных   и индивидуальных форм организации логопедической работы, поэтому для каждого конкретного обучающегося   составляется  перспективный   план   индивидуальной   и   подгрупповой логопедической работы в соответствии со специфическими нарушениями речи этого ребенка. Календарно­тематическое   планирование   индивидуальной   и   подгрупповой логопедической работы включает следующие разделы:  звукопроизношение;  5 просодика;   фонематические процессы; лексико­грамматический строй;   Количество часов, отведенное на изучение каждой темы, является примерным и связная речь; может   варьироваться   в   зависимости   от   индивидуального   темпа   усвоения   учебного материала.  Значение курса для решения целей и задач образования Индивидуальные   логопедические   занятия   играют   важную   роль   в   реализации   основных целевых  установок   начального  образования,   способствуют  социальной  адаптации  и   развитию личности   ребенка   с   ТНР.   Своевременное   овладение   правильной   речью   является   одним   из главных   условий   формирования   полноценной   личности   ребенка, психофизического развития, успешного обучения его в школе.    гармоничного Индивидуальные   логопедические   занятия   позволяют   максимально   успешно   усвоить   как «академический»   компонент   образовательных   программ,   так   и   «жизненные   компетенции» позволяющие ребенку овладеть  знаниями, умениями и навыками необходимыми для успешной социализации. Результаты освоения коррекционного курса  «Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа» Личностные результаты Универсальные учебные действия Самоопределение  У выпускника будут сформированы Выпускник получит возможность для формирования ­ основы гражданской  идентичности, своей этнической принадлежности в форме  осознания «Я» как члена семьи, представителя народа,  гражданина России, чувства  ­ компетентности в реализации  основ гражданской идентичности в поступках и  деятельности; ­ адекватного понимания причин успешности/ сопричастности и гордости за  свою Родину, народ и историю,  неуспешности учебной  деятельности; осознание ответственности  ­ осознанных устойчивых  6 человека за общее благополучие; эстетических предпочтений ­ способность к самооценке на  основе критериев успешности  и ориентации на искусство как  значимую сферу человеческой  учебной деятельности; ­ чувство прекрасного и эстети­ ческие чувства на основе знаком­ ства с мировой и отечественной  художественной культурой ­ внутренняя позиция школьника  на уровне положительного  отношения к школе, ориентации  на содержательные моменты  школьной действительности и  жизни ­ внутренней позиции  обучающегося на уровне  положительного отношения к  образовательному учреждению, понимания необходимости  принятия образца «хорошего  ученика»; учения, выраженного в  преобладании учебно­ ­ широкая мотивационная основа  учебной деятельности,  познавательных мотивов и  предпочтении социального  включающая социальные, учебно­ познавательные и внешние  мотивы; ­ ориентация на понимание  причин успеха в учебной  деятельности, в том числе на  самоанализ и самоконтроль  результата, на анализ  способа оценки знаний; ­ выраженной устойчивой  учебно­познавательной  мотивации учения; ­ устойчивого учебно­ познавательного интереса к  новым общим способам решения задач; соответствия результатов  требованиям конкретной задачи,  ­ положительной адекватной  дифференцированной  на понимание предложений и  оценок учителей, товарищей,  родителей и других людей; ­ учебно­познавательный интерес  к новому учебному материалу и  способам решения новой задачи ­ ориентация в нравственном  самооценки на основе критерия  успешности реализации  социальной роли «хорошего  ученика» ­ морального сознания на  7 Смыслообразование Нравственно­ этическое  оценивание содержании и смысле как  конвенциональном уровне, собственных поступков, так и  поступков окружающих людей; способности к решению  моральных дилемм на основе  ­ знание основных моральных  норм и ориентация на их  учета позиций партнеров в  общении, ориентации на их  выполнение, дифференциация  моральных и конвенциональных  норм, развитие морального  сознания как переходного от  доконвенционального к  конвенциональному уровню; ­ развитие этических чувств —  стыда, вины, совести как мотивы и чувства, устойчивое  следование в поведении  моральным нормам и  этическим требованиям; ­ установки на здоровый образ  жизни и реализации ее в  реальном поведении и  поступках; регуляторов морального  поведения; ­ эмпатии как осознанного  понимания чувств других людей  ­ эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание  им и сопереживания им,  выражающихся в поступках, направленных на помощь и  обеспечение благополучия Метапредметные результаты Вид УУД/ составляющие Регулятивные Целеполагание  Планирование  Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться ­принимать и сохранять учебную  задачу; ­ в сотрудничестве с учителем  ставить новые учебные задачи; ­ учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом  ­ преобразовывать  практическую задачу в  учебном материале в  сотрудничестве с учителем ­ учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом  учебном материале в  сотрудничестве с учителем; познавательную ­ самостоятельно учитывать  выделенные учителем ориентиры действия в новом  учебном материале 8 ­ планировать свои действия в  соответствии с поставленной  задачей и условиями ее  реализации, в том числе во  внутреннем плане; ­ учитывать установленные  правила в планировании и контроле способа решения Прогнозирование  Учебные действия ­ выполнять учебные действия в  материализованной,  Контроль  Коррекция  громкоречевой и умственной  форме ­ учитывать установленные  правила в контроле способа  решения; ­ осуществлять итоговый и  пошаговый контроль по  результату (в случае работы в  интерактивной среде  пользоваться реакцией среды  решения задачи); ­ различать способ и результат  действия ­ вносить необходимые  коррективы в действие после его завершения на основе его оценки  и учета характера сделанных  ошибок, использовать  предложения и оценки для  ­  осуществлять  предвосхищающий контроль по результату и по  способу действия ­ проявлять познавательную  инициативу в учебном сотрудничестве ­ осуществлять  констатирующий и  предвосхищающий контроль по результату и по  способу действия, актуальный  контроль на уровне  произвольного внимания ­ вносить необходимые  коррективы в исполнение как по ходу его  реализации, так и в конце  действия 9 Оценка  создания нового, более  совершенного результата,  использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и  результатов решения задачи,  собственной звучащей речи на  русском и иностранном языках ­ адекватно воспринимать  предложения и оценку учителей,  товарищей, родителей и других  людей; ­ оценивать правильность  выполнения действия на уровне  ­ самостоятельно адекватно  оценивать правильность выполнения действия и вносить  необходимые коррективы в исполнение как по ходу его  реализации, так и в конце  адекватной ретроспективной  оценки соответствия результатов  действия Саморегуляция Коммуникативные ­ инициативное  требованиям данной задачи и  задачной области ­ использовать речь для  регуляции своего действия ­ адекватно использовать речь  для планирования и регуляции  своей деятельности ­ допускать возможность  ­ учитывать разные мнения и  сотрудничество и  взаимодействие существования у людей  различных точек зрения, в том  числе не совпадающих с его  собственной, и ориентироваться  на позицию партнера в общении и  взаимодействии; ­  учитывать разные мнения и  стремиться к координации  различных позиций в  сотрудничестве; ­ формулировать собственное  мнение и позицию; интересы и обосновывать  собственную позицию; ­ задавать вопросы,  необходимые для организации собственной деятельности и  сотрудничества с партнером; ­ адекватно использовать  речевые средства для  эффективного решения  разнообразных  коммуникативных задач 10 ­  задавать вопросы; ­ адекватно использовать речевые  средства для решения различных  коммуникативных задач; ­ строить монологическое  высказывание, владеть  диалогической формой речи ­ допускать возможность  существования у людей  Управление  коммуникацией ­ учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других  различных точек зрения, в том  числе не совпадающих с его  людей, отличные от  собственной; собственной, и ориентироваться  на позицию партнера в общении и  взаимодействии; ­ учитывать разные мнения и  стремиться к координации  различных позиций в  сотрудничестве; ­ формулировать собственное  мнение и позицию; ­  договариваться и приходить к  общему решению в совместной  деятельности, в том числе в  ситуации столкновения  интересов; ­ учитывать разные мнения и  интересы и обосновывать  собственную позицию; ­ понимать относительность  мнений и подходов к решению  проблемы; ­ аргументировать свою  позицию и координировать ее с позициями партнеров в  сотрудничестве при выработке общего решения в совместной  деятельности; ­ продуктивно содействовать  разрешению конфликтов ­ строить понятные для партнера  высказывания, учитывающие, что  на основе учета интересов и  позиций всех участников; партнер знает и видит, а что нет; ­ контролировать действия  партнера; ­ использовать речь для  ­ с учетом целей коммуникации  достаточно точно, последовательно и полно  передавать партнеру  регуляции своего действия необходимую информацию как  ориентир для построения  действия; 11 Познавательные Общеучебные Логические ­ осуществлять взаимный  контроль и оказывать в  сотрудничестве необходимую  взаимопомощь; ­ адекватно использовать речь  для планирования и регуляции  своей деятельности ­ осуществлять запись  (фиксацию) выборочной  информации об окружающем  мире и о себе самом, в том числе  ­ записывать, фиксировать  информацию об окружающем  мире с помощью инструментов  ИКТ; с помощью инструментов ИКТ; ­ строить сообщения в устной и  ­ осознанно и произвольно  строить сообщения в устной письменной форме; ­ ориентироваться на  и письменной форме; ­ осуществлять выбор наиболее  разнообразие способов решения  задач; эффективных способов решения задач в зависимости  ­ основам смыслового восприятия художественных и  от конкретных условий; ­ произвольно и осознанно  познавательных текстов,  выделять существенную  владеть общими приемами решения задач информацию из сообщений  разных видов (в первую очередь  текстов); ­  владеть рядом общих приёмов  решения задач ­ осуществлять анализ объектов с  выделением существенных и  несущественных признаков; ­ осуществлять синтез как  составление целого из частей; ­ осуществлять синтез как  составление целого из частей,  самостоятельно достраивая и  восполняя недостающие  компоненты; ­ проводить сравнение, сериацию  и классификацию по ­  осуществлять сравнение,  сериацию и классификацию, 12 заданным критериям; ­ устанавливать причинно­ следственные связи в изучаемом  круге явлений; ­ строить рассуждения в форме  самостоятельно выбирая  основания и критерии для  указанных логических операций; ­ строить логическое  рассуждение, включающее  связи простых суждений об  объекте, его строении, свойствах  установление причинно­ следственных связей и связях; ­ обобщать, т. е. осуществлять  генерализацию и выведение  общности для целого ряда или  класса единичных объектов на  основе выделения сущностной  связи; ­ осуществлять подведение под  понятие на основе распознавания  объектов, выделения  существенных признаков и их синтеза; ­ устанавливать аналогии ­ использовать знаково­  символические средства, в том числе модели (включая  виртуальные) и схемы (включая  концептуальные) для решения  Знаково­ символические Информационные  задач ­ осуществлять поиск  необходимой информации для  выполнения учебных заданий с  использованием учебной  литературы, энциклопедий,  справочников (включая  электронные, цифровые), в  открытом информационном  ­ создавать и преобразовывать  модели и схемы для решения  задач ­ осуществлять расширенный  поиск информации с  использованием ресурсов  библиотек и Интернета 13 пространстве, в том числе  контролируемом пространстве  Интернета Предметные результаты Планируемые результаты освоения курса Выпускник научится Задача реализации курса 1. Развитие  психофизиологических  регулировать  плавный  продолжительный выдох при  механизмов, лежащих в основе устной речи:  произнесении предложений и  текстов; а) оптимального для  речи типа  физиологического  дыхания,  речевого  дыхания,  б) голоса,  в) артикуляторной  моторики,  г) чувства ритма  регулировать оптимальную силу  голоса;   называть основные органы  артикуляционного аппарата;  четко и правильно выполнять  артикуляциионные движения в  соответствии с речевой  инструкцией;  удерживать артикуляционную  позу и переключаться на другую  воспроизводить несложный ритм Выпускник получит возможность научиться  воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз и  логических ударений  предложения и тексты;  демонстрировать  сформированные  произносительные навыки  (четкое произношение,  адекватную интонацию,  соблюдение ритма) на  материале стихотворений и  связных текстов 2. Развитие слухового восприятия, функций фонематической системы а) смыслоразличи­ тельная функция   различать на слух слова с  близкими по артикуляционным  б) слухопроизноси­ тельная  дифференциация  фонем и акустическим признакам  фонемами  повторять воспринятый   на слух слоговой ряд из 2   дифференцировать  твердые/мягкие,  слогов звонкие/глухие,  свистящие/шипящие согласные;  повторять воспринятый на слух  14 в) фонематический  анализ и синтез слоговой ряд из 3 слогов   выделять и сравнивать языковые  определять последовательность, единицы (звук, буква, слово);   давать характеристику звукам  русского языка:  количество, место звука в  словах сложной звукослоговой  структуры;  дифференцировать гласные и  согласные звуки, ударные и   осуществлять перенос ударения  с одного слога на другой при  безударные гласные,  твердые/мягкие, звонкие/глухие  образовании грамматических  форм; согласные;   определять последовательность,   составлять схему  четырехсложного количество, место звука в  словах простой  звукослоговой  слова со стечением согласных;  синтезу слов из 5­6 слогов, 6­7  структуры; звуков  выделять ударные слоги и  ударные гласные в словах из 4­5  слогов, сравнивать две формы  одного и того же слова с  различным ударением;  составлять схему дву­ и  трехсложного слова  синтезу слов из 3­4 слогов, 3­5  3. Обучение  нормативному  (компенсированному)  произношению всех  звуков русского языка  с учетом системной  связи между фонемами русского языка, их  артикуляторной и  акустической  характеристики,  звуков  гласные и «простые» согласные  правильно произносить   произносить свистящие,  шипящие, аффрикаты,  (заднеязычные,  переднеязычные, губные) звуки сонорные звуки в прямых,  обратных, закрытых слогах и  слогах со стечением согласных 15 характера дефекта  (параллельно с  развитием операций  языкового анализа и  синтеза на уровне  предложения и слова) 4. Коррекция  нарушений  звукослоговой  структуры  слова  воспроизводить слоговые ряды  (из 3 слогов) с меняющимся  ударением,   воспроизводить слоговые ряды  (из 4­5 слогов) с меняющимся  ударением с  оппозиционными   воспроизводить серии слогов со  стечением согласных  (шва­ста­ звуками;  воспроизводить серии слогов со  зва)  самостоятельному  употреблению слов сложной  звукослоговой структуры  (сковородка, скворечники,  представление) стечением согласных и  оппозиционными свуками    (шос­шус­шас, рал­лар­рал);  четко и правильно произносить  звуки в многосложных словах с  закрытыми слогами, стечением  5. Формирование  просодических  компонентов речи:  а) темпа б) ритма,  в) паузации,  г) интонации д) логического  ударения  воспроизводить простой  стихотворный текст в заданном темпе; воспроизводить простые   ритмы ( // ­ // ) ( / ­ ///);  использовать паузу для  ритмической организации речи;  различать  на слух типы  предложений (вопросительные, побудительные,  повествовательные) согласных и наличием  оппозиционных звуков   (кораблекрушение,   мороженщица,  подтверждение)  научится воспроизводить  сложный ритмический рисунок (// ­ // ­ / ­ ///) и составлять  простой, выделяя сильную  долю (используя знакомое  стихотворение);  использовать паузу для  интонационной организации  речи;   воспроизводить  предложения и тексты плавно,  эмоционально выразительно; 16  интонационно верно, с  соблюдением пауз и  логических ударений  воспроизводить предложения и тексты;  обозначать мягкость  согласных звуков с помощью Ь, букв и, е, ё, ю, я;  сравнивать звуковой и  буквенный состав слова 6. Профилактика  нарушений чтения и  письма  различать зрительные образы  букв и графически правильно  воспроизводить их;  дифференцировать  графически сходные  рукописные буквы: строчные и­ ш, ш­т, в­д, у­д­з, г­р, х­с, э­е,  э­с и др.; заглавные Г­П­Т, В­ Д, И­Ш, Л­М, Е­З и др.;  делить слова на слоги для  переноса ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА  Звукопроизношение Формирование навыков правильного произношения проходит несколько этапов. На   первом   этапе   используются   неречевые   упражнения,   предполагающие   развитие орального   праксиса.   Они   включают   комплекс   артикуляционной   гимнастики,   изучение артикуляции звуков (постановку звуков) и слоговые упражнения. Эти виды предусматривают в основном развитие моторики органов артикуляционного аппарата. Второй   этап   –   развитие   фонематического   восприятия   –   очень   тесно   связан   с артикуляционными   упражнениями.   Дети   учатся   слышать   разницу   между   фонемами,   т.   е. дифференцировать их на слух, опираясь на артикуляционные и акустические признаки звуков. Третий этап – этап интеграции, т. е. дети приобретают навыки соединения фонемы в коротких высказываниях в соответствии с позиционными условиями. Заключительный   этап   –   автоматизация,   т.   е.   переход   правильного   произношения   в привычное   настолько,   что   оно   не   требует   специального   времени   и   обеспечивается   двумя категориями   факторов:   бессознательными   –   посредством   слушания   (аудирования)   и 17 воспроизведения   (говорения)   и   сознательными   –   посредством   усвоения   фонологических признаков звуков и особенностей их артикуляционного уклада. Просодика Обучение  технике нижнедиафрагмального дыхания, сознательному регулированию его ритма,   правильному   соотношению   вдоха   и   выдоха,   распределению   выдоха   на   определённые речевые отрезки.  Развитие умения регулировать темп речи в зависимости от содержания высказывания, с учетом пауз между речевыми отрезками. Развитие   интонационной   выразительности   речи   включающую   в   себя:   мелодику (повышение  и  понижение  голоса при  произнесении  фразы), фразовое и  логическое  ударения (выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения в зависимости   от   смысла   высказывания),   тембр   речи   (звуковую   окраску,   отражающую эмоциональные оттенки) Фонематические процессы Определение   наличия   данного   звука   в   слове,   его   позиции   по   отношению   к   началу, середине или концу слова. Определение линейной последовательности и количества звуков в слове.  Различение   слов,   в   которые   входят   одни   и   те   же   фонемы,   расположенные   в   разной последовательности. Различение  близких по звучанию, но разных по значению слов.  Совершенствование   умения   различать   на   слух   длинные   и   короткие   слова.   Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.  Усвоение  и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.  Лексико­грамматический строй Уточнение  и  расширение  запаса   представлений  на основе  наблюдения  и  осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создание достаточного запаса словарных образов. Введение накопленных представлений и пассивного речевого запаса в активный словарь. Развитие понимания обобщающего значения слов, формирование доступных родовых и видовых обобщающих понятий. Расширение активного словаря обучающихся, обогащение его словами обозначающими   предметы,   явления,   действия   и   признаки   окружающей   действительности. Сопоставление предметов и явлений, и на этой основе обеспечение понимания и использования в речи слов­синонимов и слов­антонимов. Расширение понимания значения простых предлогов и обучение     их   правильному   использованию   в   самостоятельной   речи.   Обеспечение   усвоения 18 притяжательных   и   определительных   местоимений,   указательных   наречий,   количественных   и порядковых числительных, их использование в экспрессивной речи.  Обучение   использованию   в   экспрессивной   речи   некоторых   форм   словоизменения: окончаний   имен   существительных   в   единственном   и   множественном   числе   в   именительном падеже,   в   косвенных   падежах   без   предлога   и   с   простыми   предлогами;   окончаний   глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода прошедшего времени.   Практическое   усвоение   некоторых   способов   словообразования   и   на   этой   основе использование   в   экспрессивной   речи   существительных   и   прилагательных   с   уменьшительно­ ласкательными суффиксами, глаголов с различными приставками.  Формирование     умения   пользоваться   несклоняемыми   существительными. Совершенствование навыка согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже. Совершенствование  умения составлять простые и сложные предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.  Развитие связной речи и речевого общения Воспитание     активного   произвольного   внимания   к   речи,   совершенствование   умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. Совершенствование  умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог,   выслушивать   друг   друга   до   конца.   Обучение   составлению   рассказа­описания   о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связному рассказу о содержании серии сюжетных   картинок   и   сюжетной   картины   по   предложенному   педагогом   или   коллективно составленному плану. Развитие  навыка пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов. Развитие коммуникативной функции речи.  ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Произношение» 1 класс (69 ч ) 1.  Формирование   навыков   произношения   звуков   и   развитие   фонематического восприятия. Правильное произношение и различение следующих звуков: гласных [ а ], [ у ], [ о ], [ ы ], [ и ], [ э ] (8 ч); твёрдых согласных, не требующих коррекции  [ м ], [ п ], [ в ], [ к ], [ н ], [ ф ], [ т ], [ х ] (8 ч); дифференциация звуков [ к ] ­ [ х ] (1 ч); мягких согласных [ м'], [ п'], [ в'], [ к'], [ н'], [ ф'], [ т'] в сочетании с гласными [ и ], [ е ] (7 ч).  Правильное произношение и различение звуков, требующих коррекции: звуки [ с ] (3 ч); [ с'] (2 ч); дифференциация  [ с ] ­ [ с'] (2 ч); звуки [ б ], [ б'], [ д ], [ д'] (4 ч); [ з ], [ з'] (3 ч); дифференциация [ з ] ­ [ з'] (2 ч); звуки [ г ], [ г'] (2 ч);   [ л ] (2 ч); [ л'] (1 ч); дифференциация [ л ] ­ [ л'] (1 ч); звуки  [ ш ] (2 ч); [ ж ]     (2 ч); дифференциация  [ ш ] ­ [ ж ] (3 ч), [ с ] ­ [ ш ](2 ч); [ з ] 19 ­ [ ж ] (1 ч); звуки [ р ] (3 ч);  [ р'] (2 ч); дифференциация [ р ] ­ [ р'] (2 ч), [ р ] ­ [ л ] (3 ч). Дифференциация звонких и глухих согласных (6 ч).  Правильное произношение звука [ j ] в начале слова, перед гласной, после разделительных Ь и Ъ (яма, льют, поет, подъезд) (2 ч). Дифференциация твёрдых и мягких согласных в сочетании с гласными (ды­да, ба­дя) и в конце слова (ат­ать) (5 ч). Звук [ ц ] (2 ч). Дифференциация  [ ц ] ­ [ т'], [ ц ] ­ [ с ], [ ц ] ­ [ с'] (5 ч). Звук [ ч ] (2 ч). Дифференциация [ ч ] ­ [ т'], [ ч ]­ [ с'], [ ч ] ­ [ ц ] (5 ч). Звук [ щ ](1 ч). Дифференциация [ щ ] ­ [ с'], [ щ ] ­ [ ч ], [ щ ] ­ [ ш ] (5 ч)  II. Развитие ритмической и звуко­слоговой структуры речи. Предметные результаты: Обучающийся должен знать: ­ ­ алгоритм   характеристики   звука   и   последовательность   проведения   звукового анализа; характеристики гласных и согласных звуков, в том числе, гласных второго ряда. Обучающийся должен уметь: ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ правильно   произносить   пройденные   звуки   и   различать   их   по   акустическим   и артикуляционным признакам; выделять звуки из состава слова; удерживать в памяти и воспроизводить в заданной последовательности слоговые ряды из 5­7 слогов открытых, обратных и закрытых, со стечением 2­3 согласных; запоминать   в   заданной   последовательности   5­6   слов   различного   и   сходного ритмического и звукового состава;  повторять слоговые ряды с чередованием ударных и неударных слогов в быстром темпе на хорошо усвоенном материале; чётко   и   слитно   произносить   односложные,   двусложные   и   трёхсложные   слова различного слогового состава с выделением ударного слога;  различать односложные, двусложные и трёхсложные слова по количеству слогов; проводить   полный   звуковой   анализ   двух   и   трехсложных   слов,   произношение которых   совпадает   с   написанием,   в   том   числе   со   стечением   2х   согласных, выделять ударный слог.  20 КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  в 1 классе № Звукопроизно­ Просодическая Фонематические процессы Лексико­грамматический Связная речь (кол­ во заня­ тий) 1­4 шение сторона речи строй Обследование речи обучающегося Выявление индивидуальных речевых нарушений. Гласные звуки 5. Звук [а] 6. 7. Постановка  звука […] Звук [о]  Постановка  звука […] Звук [и]  Постановка  звука […] 1. Формирование  1. Развитие способности  1. Лексика:  1. Составление  речевого дыхания,  длительности и  плавности речевого  выдоха. 2. Развитие  синхронности  узнавать и различать  неречевые звуки.  2. Дифференциация  речевых и неречевых  звуков.  «Наш класс», «Наша школа»,  «Дни недели» «Расписание.  простого   предложения с  Режим дня». 2. Грамматика: глаголами настоящего  времени (по  картинке).  21 8. Дифференциация  речевого дыхания и  3. Развитие способности  ­ составление словосочетаний 2. Составление  гласных [А­О­И] Постановка звука  голоса […] узнавать и различать звуки  речи по высоте и силе  голоса.  4. Выделение звука из ряда  с местоимениями мой, моя,  мои; ­ различение вопросов кто? и что? как вопросов о  других звуков.  5. Выделение ударного  предмете одушевленном или  неодушевленном связного учебного  высказывания:  сравнение предметов  по цвету, форме  величине, назначению гласного в начале слова. 6. Выделение гласного звука в односложном слове. 7. Практическое усвоение  понятий «гласный —  согласный» звук Свистящие: [С][С’][З][З'] 9. Постановка\  1. Развитие речевого  1. Выделение звука из ряда  1. Лексика:  1. Составление  автоматизация\ уточнение  дыхания: ­ дифференциация  других звуков.  2. Определение наличия  «Наши школа», «Столовая  (посуда, продукты)»,  связного учебного  высказывания:  артикуляции  звука […]        (С) носового и ротового  вдохов­выдохов; звука в слове.  «Спальня (мебель, спальные  принадлежности, белье,  сравнение предметов  по цвету, форме  одежда)». величине, назначению. 22 10. Постановка\  2. Темпо­ритмическая  3. Выбор предметных  2. Грамматика: 2. Составление мини  автоматизация\ уточнение  организации речи: ­воспроизведение  картинок, названия которых включают заданный звук. ­ формирование навыка  изменения числа иен  диалогов с  использованием  артикуляции  звука […]        (С) простых ритмов  ( // ­ // ) ( / ­ // ­ / ­ //); 4. Различение односложных  и многосложных слов. существительных (доска ­  этикетных слов:  доски, книга – книги, стул –  спасибо,  ­ воспроизведение  простых стихотворных  5. Закрепление понятий  «гласный — согласный»  стулья); ­ составление  текстов в заданном  темпе; звук 1. Выделение звука из ряда  звуков, слогов, слов.  2. Выделение  первого и  последнего согласного  словосочетаний,  указывающих на  пространственное  расположение предметов  (тут, там, здесь, слева,  справа, туда, сюда и т.д) 1. Лексика:  «Наши школа», «Игровая  комната (игры, игрушки)»  «Комнатные растения». звука в слове. 2. Грамматика: 11. Постановка\  автоматизация\ уточнение  артикуляции  звука […]        (С’) пожалуйста,  здравствуйте, до  свидания.  1. Составление  простого предло­ жения по схеме. 2. Распространение  предложений при  23 12. Постановка\  3. Практическое знакомство ­ использование глаголов во  помощи признаков  автоматизация\ уточнение  артикуляции  звука […]        (С’) с понятиями «твердый —  мягкий согласный звук». 4. Различение односложных  и многосложных слов множественном числе  предмета (ясный,  (достань­ достаньте,  сухой, свежий,  13. Постановка\  автоматизация\ уточнение  артикуляции\  дифференциация звуков …  (С­C’) 1. Распределение  предметных картинок,  1. Лексика:  «Осень», «Деревья и  названия которых включают дифференцируемые звуки. кустарники». 2. Грамматика: принеси­ принесите, измени  – измените…); ­ составление словосочетаний с личными и указательными  местоимениями (я, ты, он,  она, этот, тот, такой,  столько) спелый и т. д.). 3. Установление  временной последова­ тельности событий по  серии картин (2 карт)  составление предло­ жений по образцу,  данному педагогом  (Сначала…, а потом…) 1. Составление  простого предложения по схеме. 2. Распространение  предложений при  помощи признаков  24 14. Постановка\  2.Определение места звука  ­ составление словосочетаний действия (ясно, сухо,  автоматизация\ уточнение  артикуляции\  дифференциация звуков …  (С­C’) в слове (начало, середина,  конец). 3. Закрепление понятий   «твердый — мягкий звук» 15. Постановка\  1. Развитие силы,  1. Определение наличия  посредством предлогов в, на,  свежо, холодно,  под, обозначающих  местоположение,  дождливо и т.д.). 3. Сравнение  направление (на столе, под   предметов по вкусу,  стулом, в салатнице); по цвету (Лимон  ­ составление  словосочетаний:  признак +  кислый, а апельсин  сладкий. Яблоко  предмет (спелый абрикос,  красное, а слива  синяя слива, сочное яблоко,  синяя) сладкие апельсины). 3. Словообразование: (Листопад, соковыжи­ малка, пылесос) 1. Лексика:  1. Составление  автоматизация\ уточнение  высоты и тембра  голоса с  звука в слове.  2.Определение места звука  «Осень», «Осенние работы в  саду, огороде». предложений на  заданную тему. артикуляции  звука […]        (З) использованием  игровых упражнений. в слове (начало, середина,  конец). 2. Грамматика: 2. Распространение  предложений при  25 16. Постановка\  2. Формирование  3. Закрепление понятий   ­ составление словосочетаний помощи слов,  автоматизация\ уточнение  повествовательной,  вопросительной,  «звонкий ­ глухой звук».  4. Различение односложных  с существительными  мужского и жен­ского рода и  обозначающих время  совершения действия  артикуляции  звука […]        (З’) побудительной  интонации. и многосложных слов.  5. Развитие слухового  глаголами настоящего  (утром, вечером,  времени 3­го лица (заяц  осенью, весной и  внимания к звуковой  оболочке слова, слуховой  замер, зайчиха замерла, …)  ­ составление словосоче­ памяти.  6. Различение слов, близких  таний с сущ. в винит. падеже  с предлогами в, на, под,  по звуковому составу (дуб­ отвечающими на вопрос  т.д.). 3. Составление  предложений по  сюжетной картине  «Осень. Собираем  зуб, губы­зубы) куда? (зреет на дереве,  урожай» собираем в корзину, упало  под яблоню) 26 17. Постановка\  1. Воспроизведение  1. Лексика:  1. Обучение вопросно­ автоматизация\ уточнение  артикуляции\  дифференциация звуков …  (З­З’) слоговых рядов из 2 слогов  (за­зя, зо­зё,…). 2. Дифференциация на слух  сохранных звуков  по  твердости — мягкости. 3. Звуковой анализ одно­  двусложных слов туз  стечения согласных (зал,  зуб, коза) «Осень», «Овощи, фрукты,  ягоды». ответной форме  общения:  2. Грамматика: ­составление словосочетаний  ­ понимание  предложных  с существительными в  предложном падеже с  конструкций  выражающих  предлогами в, на (в значении  местонахождении предмета,  поручение,  приветствие,  27 18. Постановка\  1. Воспроизведение  отвечающими на вопрос  благодарность,  автоматизация\ уточнение  артикуляции\  дифференциация звуков …  (З­C) Сонорные звуки [Л][Л'] слоговых рядов из 2 слогов   где? ) (са­за, су­зю,…). 2. Дифференциация звуков  ­составление словосочетаний  числительное +  приказание. 2. Составление  диалогов по теме: в  магазине, на рынке  по глухости ­ звонкости в  прямых слогах. 3. Звуковой анализ  двусложных слов из  открытых слогов,  двухсложных слов с  существительное  (один  апельсин, два апельсина,  (используя  пять апельсинов). 3. Словообразование: (сухофрукты) консрукции «Сколько  стоит, сколько  взвесить,  ­ образование качественных  пожалуйста,  закрытым слогом (осы,  прилагательных: ягода ­  спасибо») зима, лиса, сова, завод,  ягодный, апельсин­  замок, синяк, голос). апельсиновый, ананас ­  4. Различение слов, близких  ананасовый по звуковому составу (суп­ зуб, коза­коса, розы­росы) 28 19. Постановка\  1. Развитие речевого  1. Выделение звука из ряда  1. Лексика:  автоматизация\ уточнение  дыхания: ­ распределить длину  звуков, слогов, слов. 2. Определение количества  «Осень», «Птицы». 2. Грамматика: 1. Установление  временной  последовательности  артикуляции  звука […]        (Л) выдоха на  произношение  звуков, их  последовательности в слове ­составление словосочетаний  с существительными  событий по серии  картин (2 картины)  20. Постановка\  таблицы гласных и, э,  а, о, у, ы;  ­ на выдохе  автоматизация\ уточнение  артикуляции  звука […]        (Л) произносить слоговые  цепочки, постепенно  увеличивая  количество слогов. из 3­5 звуков без стечения  согласных.  мужского и женского рода и  глаголами прошедшего  составление  предложений по  3. Составление схемы слова  из 2х слогов без стечения  времени первого и третьего  лица (лодка плыла, Николай образцу, данному  педагогом  согласных с выделением  ударного слога (халат,  молот, мелок, холод,  пенал, укол, дятел, колун,  плыл)  ­ с существительными в  родительном падеже с  предлогом у в значении  бокал, белый). 4. Выбор слова к  соответствующей  графической схеме принадлежности (у Клавы, у  волка, у белки) (Сначала…, а  потом…). 2. Составление  предложений с  глаголами в  настоящем и  прошедшем времени:  «плывет­ плыл, бежит  ­ бегал» 29 21. Постановка\  2. Упражнения для  1. Выделение ударного  1. Лексика:  1. Обучение ответам  автоматизация\ уточнение  формирования навыка фразового и  гласного в  слове,  последнего звука в слове. «Животные», «Домашние  животные». артикуляции  звука […]        (Л’) логического ударения: – выделение паузами,  2. Закрепление слогового  анализа слов из 2­3 слогов, с 2. Грамматика: ­составление словосочетаний  повышением голоса,  большей  опорой на гласные звуки. 3. Практическое  с существительными в  родительном падеже в  напряженностью и  долготой  закрепление понятий  «гласный — согласный»  значении отрицания (нет  тополя, нет липы, нет  на вопросы где?  куда?. 2. Составление по  вопросам учителя  простых  распространен­ных  предложений,  содержащих  обращение к  собеседнику с  просьбой, вопросом 1. Составление  22. Постановка\  автоматизация\ уточнение  артикуляции  звука […]        (Л’) 23. Постановка\  автоматизация\ уточнение  артикуляции\  дифференциация звуков …  (Л­Л’) звук произношения в  зависимости от  смысла высказывания 1. Воспроизведение  слоговых рядов из 3 слогов  (ла­ля­ла, лё­ло­лё…). 2. Дифференциация  звуков  по твердости — мягкости. льва). 3. Словообразование: Лед – ледок – льдина –  льдьнка – ледник – ледовый – ледяной – гололед 1. Лексика:  «Наш город», «Транспорт». 2. Грамматика: коротких диалогов по  вопросам с  ­составление словосочетаний  с сущ.  в тв. падеже без  использованием  изученных типов  предло­га в значении орудия  предложений  30 24. Постановка\  3. Сравнение звукового  или средства действия  «Приглашение гостей,  автоматизация\ уточнение  артикуляции\  дифференциация звуков …  (Л­Л’) состава слов (лук­люк,  (подметал метлой, копал  мел­мель, угол­уголь, галка лопатой) представление себя». 2. Составление  ­ галька). 3. Преобразование слов за  ­ составление словосочетаний  местоим. 2­го лица + глагол  рассказа­описания   дороги домой счет замены одного звука  (ты бежал – вы бежали, ты  25. Постановка\  1. Упражнения для  (галка ­ палка ­ полка,  шел–вы шли) белка – булка ) 1. Воспроизведение  1. Лексика:  автоматизация\ уточнение  формирования навыка фразового и  слоговых рядов из 3 слогов  с меняющейся гласной и  «Наш город», «Магазин». 2. Грамматика: 1. Составление по  схеме простых  распространен­ных  артикуляции  звука […]      (Ш) логического ударения: – воспроизведение  слоговых цепочек со  сменой ударения ударением  (шА­шо­шу,ша­ шО­шу, ша­шо­шУ,…). 2. Слоговой и звуковой  анализ 2­3 сложных слов без ­составление словосочетаний  с существительными с  предложений.  2. Составление  суффиксами –ик­, ­ек­, ­к­  (уменьшительно­ коротких диалогов по  вопросам с   (ША­ша­ша, ша­ША­ стечения согласных (шина,  ласкательными); ша, ша­ша­ША). использованием  изученных типов  предложений по темам 31 26. Постановка\  2. Ускорение и  ушиб, шорох, мешок,  ­ с существительными в  «В транспорте», «В  автоматизация\ уточнение  замедление речи в  зависимости от  машина, малыши,…).  3. Составление схемы слова  дательном падеже без  предлога в значении адресата магазине» артикуляции  звука […]      (Ш) содержания  высказывания с  с выделением ударного  слога. учетом пауз между  речевыми отрезками. 4. Выбор слова к  соответствующей  действия (напишу Мише); ­ с существительными в  творительном падеже с  предлогами под, над, за (над  3. Развитие силы,  высоты и тембра  голоса с  использованием  игровых упражнений  (скажи голосом Маши, голосом Медведя) графической схеме машиной, за шкафом, под  вешалкой). 3. Словообразование: (пешеход – пешеходный) 1. Дифференциация звуков  1. Лексика:  схожих по акустическим.  признакам:  «Наш город», «Правила  дорожного движения»,  • в прямых слогах; • в обратных слогах;  2. Распределение  предметных картинок,  «Дорожные знаки» 2. Грамматика: 1. Составление  простых предложений  по данной модели. 2. Составление  коротких рассказов  описаний (по образцу): 27. Постановка\  автоматизация\ уточнение  артикуляции\  дифференциация звуков …  (С­Ш) 32 28. Постановка\  названия которых  ­соотнесение вопросов что  «Моя улица», «Мой  автоматизация\ уточнение  артикуляции\  дифференциация звуков …  (С­Ш) отличаются одним звуком  делает? что делал? со  дом» (Машка – маска, башня –  временем действия (спешил  басня, крыша ­ крыса). – спешу, смешил – смешу) 3. Преобразование слов за  счет замены одного звука на ­ составление словосочетаний обозначающих переходность  другой. действия на предмет (моет  чашку, стол) 29. Постановка\  1. Выделение звука из ряда  1. Лексика:  1. Вопросно­ответная  автоматизация\ уточнение  артикуляции  звука […]      (Ж) звуков, слогов, слов. 2. Составление схемы  трехсложного слова с  закрытым слогом в  «Наш город», «Транспорт». 2. Грамматика: форма: понимание  вопросов, выработка  ­составление словосочетаний  с существительными в  умений кратко и  полно отвечать на них. 33 30. Постановка\  конце(мужичок, утюжок,  винительном падеже в  2. Составление  автоматизация\ уточнение  артикуляции  звука […]      (Ж) ежонок, ежиный). 3. Подбор слов с заданным  зависимости от рода и  обозначения одушевленности рассказа­описания  пути по схеме­плану  количеством звуков. 4. Составление слов из  и неодушевленности (вижу  жаворонка, вижу одежду,  (описание дороги  домой) заданной  последовательности звуков вижу журнал) ­ с существительными в  родительном падеже в без  предлога (нет жука, нет  журнала) 31. Постановка\  автоматизация\ уточнение  артикуляции\  дифференциация звуков …  (Ж­Ш) 1. Дифференциация звуков  по глухости ­ звонкости  1. Лексика:  «Зима», «Хвойные и  • в прямых слогах; • в обратных слогах.  2. Распределение  предметных картинок,  лиственные деревья». 2. Грамматика: ­составление словосочетаний  с сущ.  в родительном падеже 1. Составление и  употребление простых распространенных  предложений по  сюжетной картинке. 34 32. Постановка\  автоматизация\ уточнение  артикуляции\  дифференциация звуков …  (Ж­Ш) названия которых включают дифференцируемые звуки.  3. Преобразование слов за  счет замены одного звука на другой. 4. Звуковой анализ слов с  йотированной гласной  вначале с предлогами из, с, от, около в значении места, откуда  совершается действие  (вышел из леса, сошел с  поезда, отъехали от  2. Составление  рассказов описаний по схематическому плану «Сосна и елка»,  «Первый снег»  гаража, живет около  «Признаки зимы» школы); ­ существительное в  именительном падеже +  прилагательное  (пушистый  медвежо­нок, колючий  ёжик); ­ местоимения первого лица  + глаголы. 3. Словообразование: (многоэтажный) Лыжи ­ лыжня­ лыжный – лыжник 35 33. Постановка\  1. Дифференциация звуков  1. Лексика:  схожих по акустическим  признакам:  «Зима на реке», «Дикие  животные зимой». 1. Установление  временной  последовательности  автоматизация\ уточнение  артикуляции\  дифференциация звуков …  (Ж­З) 34. Постановка\  автоматизация\ уточнение  артикуляции\  дифференциация звуков …  (Ж­З) • в прямых слогах; • в обратных слогах. 2. Распределение  предметных картинок,  2. Грамматика: ­составление словосочетаний  событий по серии  картин (три картины). с существительными  орудийного значения и  названия которых включают дифференцируемые звуки.  глаголами настоящего  времени (подметает  3. Преобразование слов за  счет замены одного звука на другой (зал­жал, залей­ жалей, жевать­зевать). 4. Звуковой анализ слов с  метлой)  ­ составление словосочетаний глагол + существительное в  дательном падеже с  предлогом  к  в значении лица йотированной гласной в  начале (южный, язык,  или места, к которому  направлено действие  ёжик, …) (побежал к забору,  прижался к стене) 2. Составление  рассказов описаний по схематическому плану «Зима на реке»,  «Дикие животные  зимой» 36 35. Постановка\  1. Развитие речевого  1. Выделение звука из ряда  1. Лексика:  1.Составление  автоматизация\ уточнение  дыхания: ­ сочетать выдох с  артикуляции  звука […]        (Р) произнесением  согласных  звуков  ТРРРР…, ДРРРР… . 2. Различение  на слух  типов предложений  (вопроситель­ные,  звуков, слогов, слов. 2. Воспроизведение  слоговых рядов из 3  прямых, обратных,  закрытых слогов  (ра­ро­ру, ар­ор­ур, ран­ рон­рун, вар­вор­вур, … ). 3. Определение  36. Постановка\  автоматизация\ уточнение  артикуляции  звука […]        (Р) 37. Постановка\  автоматизация\ уточнение  артикуляции  звука […]        (Р) «Зима», «Дикие животные  зимой», «Зимняя одежда и  диалогов по темам «В  магазине одежды». обувь». 2. Грамматика: ­составление словосочетаний: с существительными в  творительном падеже с  предлогом  с в значении  совместимости или  2. Различение  вопросов что  делает? что далел?  как вопросов о  действии, выраженном в настоящем или  прошедшем времени. сопровождения (пирог с  3. Различение  творогом, с курагой) вопросов кто? и что? ­составление словосочетаний: с существительными  как вопросов о  предмете  побудительные,  повествователь­ные). последовательности звуков   слове. 3.Упражнение на  развитие тембра речи: 4. Слоговой и звуковой  анализ 1­2 сложных слов со  стечением согласных в  – звуковой окраски,  отражающей  эмоциональные  оттенки («грустный,  веселый, мрачный»  тембр и т. п.) начале слова (трава –  множественного числа с  дрова, трап – драп, …) окончаниями –ы(­и),   ­а(­я) и одушевленном или  неодушевленном глаголами настоящего  времени. 3. Словообразование: (водопровод, кинотеатр) 37 38. Постановка\  1. Подбор слова с заданным  1. Лексика:  1. Составление устных количеством звуков. 2. Преобразование слов за  «Моя семья», «Мой дом»,   «Речевой этикет дома». высказываний о  простых случаях из  2. Грамматика: ­составление словосочетаний: собственной жизни (с  направляющей  счет замены одного звука на другой (кепка – репка,  печка – речка, море – горе,  прятки – прялки, …). числительное +  существительное; 3. Звуковой анализ слов с  мягким и твердым знаком  ­ с существительными в  родительном падеже с  (дверь, хорьки, …)  автоматизация\ уточнение  артикуляции  звука […]        (Р’) 39. Постановка\  автоматизация\ уточнение  артикуляции  звука […]        (Р’) 40. Постановка\  автоматизация\ уточнение  артикуляции  звука […]        (Р’) помощью). 2. Пересказ рассказа  или сказки   самостоятельно или с  по вопросам . 1. Распространение  предлогом у и без предлога, в значении принадлежности  предмета или его отрицания  (у пескаря, нет пескаря)  ­ с существительными в  винительном и творительном  падежах единственного числа 1. Лексика:  41. Постановка\  1. Дифференциация звуков   автоматизация\ уточнение  артикуляции\  дифференциация звуков …  (Р­Р’) по твердости — мягкости. 2 Выделение ударного  «Моя семья», «Правила  поведения в гостях и дома»,   предложений по  модели: Солнце  гласного в  слове,  составление схемы слова из  «Семейные праздники».  2. Грамматика: 2­3 слогов со стечением  светит (как?) ярко.  Солнце ярко светит  (когда?) летом. 38 42. Постановка\  согласных (шрам, арка,  ­составление словосочетаний: 2. Сравнение  автоматизация\ уточнение  артикуляции\  дифференциация звуков …  (Р­Р’) репка, драка, персик,  крякать, хрюкать,  с существительными в  предложном падеже с  дремать, кричать, , …). 3. Определение звуков,  стоящих перед или после  определенного звука предлогами в, на (лежит в  коробке, на коробке) ­ с существительными с  суффиксами ­ист­, ­щик­,  предметов по вкусу,  весу: конструкция  типа «варенье сладкое, а лекарство  горькое».  3. Составление  диалога: «За столом в  ­чик­, ­щиц(а)­,     ­тель­,  гостях» 43. Постановка\  автоматизация\ уточнение  артикуляции\  дифференциация звуков …  (Р­Л) 1. Дифференциация  акустически сходных  звуков   • в прямых слогах; • в обратных слогах;  ­арь­ обозначающими лиц по  роду их деятельности  (строитель, тракторист,  продавщица, пекарь, …). 3. Словообразование: (водопровод, кофеварка,  кофемолка, пароварка) 1. Лексика:  «Моя семья», «Моя мама»,  «Восьмое марта». 2. Грамматика: ­составление словосочетаний: местоимение 2­го лица +  1. Составление  предложений по  модели: кто? что  делает? где? как?. 39 44. Постановка\  • в слогах со стечением  глагол (ты шел – вы шли,  2. Понимание и  автоматизация\ уточнение  артикуляции\  дифференциация звуков …  (Р­Л) двух согласных;  • в словах и фразах. 2. Определение звуков,  стоящих перед или после  определенного звука. 3. Преобразование слов за  ты  прыгаешь – вы  прыгаете); ­ с существительными в  творительном падеже с  предлогами  под, над, за (за  дверью, под стулом, над  счет замены одного звука  кроватью); или слога (ров – лов,  малина ­ Марина) ­ с существительными в  различных падежах. 3. Словообразование: (водопровод, кинотеатр,  ледоход,  сельскохозяйственный,  черноглазый, кареглазый,  черноволосый) употребление  предложений,  выражающих  приветствие,  поручения,  благодарность. 3. Составление  связного  высказывания по  образцу:  «Поздравление для  мамы» 40 45. Постановка\  1. Речевое дыхание: на 1. Воспроизведение  1. Лексика:  1. Пересказ текста  автоматизация\ уточнение  выдохе произносить  слоговые цепочки,  слоговых рядов из 3 слогов  с меняющимся ударением  «Весна», «Дикие животные  весной», «Птицы весной». самостоятельно или по вопросам учителя. артикуляции  звука […]        (Ч) постепенно  увеличивая  (ча­ча­чА, ча­чА­ча, чА­ча­ ча). 2. Грамматика: ­составление словосочетаний: 2. Чтение коротких  текстов с окнами  46. Постановка\  автоматизация\ уточнение  артикуляции  звука […]        (Ч) количество слогов. 2. Темпо­ритмическая  2. Звуковой анализ 2­3х­ сложных слов со стечением  с существительными,  обозначающими детенышей  (методика Г.  Эббингауза):  организация речи:  ­ ускорение и  замедление речи в  зависимости от  содержания  высказывания; согласных  (внучок, значок,  животных (с суффиксами   громче, мягче, тапочка,  ­онок­,     ­ёнок­); выпечка, тайничок, …). 3. Звуковой анализ слов с  ­ с существительными с  суффиксами  ­ик­, ­ек­, ­к­,  использование  грамматической  формы слова в  зависимости от ее  йотированными гласными в  начале слова, после гласной, ­очк­, ­ечк­  (уменьшительно­ ласкательные); значения в составе  предложения. после мягкого знака, после  согласной ­ числительное +  существительное,  указывающие на  количественные отношения и  признаки предмета по счету  (первый листочек, второй  листочек, пятый листочек;  два листочка, пять  листочков) 41 47. Постановка\   ­чередование ударных 1. Выделение заданных  1. Лексика:  1. Составление  автоматизация\ уточнение  и безударных слогов. 3. Интонация: звуков из ряда других. 2. Распределение  «Весна», «Растения весной»,  «Труд людей весной». простых  распространен­ных  артикуляции\  дифференциация ­ интонационно верно,  с соблюдением пауз и  предметных картинок,  названия которых включают 2. Грамматика: состав­ление  словосочетаний: предложений с  сочетаниями ,  звуков …  (Ч­Т) 48. Постановка\  логических ударений  воспроизводить  дифференцируемые звуки. 3. Составление слов из   ­ с существительными в род.  падеже с предлога­ми из, с,  обозначающими  временные отношения. автоматизация\ уточнение  артикуляции\  дифференциация звуков …  (Ч­С) предложения  и  короткие  данных вразброс слогов. 4. Подбор слова к данной  от, около в значении места,  откуда совершается действие 2. Составление  рассказа­описания  стихотворные отрывки с отработанными  звуками звуковой и слоговой схеме (вышел из чащи, отъехали  от озера, спустился с  пригорка, живет около  села); ­ с существительными  множественного числа с  окончаниями ­ы(и), ­а(я) и  глаголами настоящего  времени (распускаются  листья, листочки, тают  снега, сосульки,  зеленеют  поля, травы) (сравнение деревьев,  кустарников,  травянистых  растений) 42 49. Постановка\  1. Развитие силы и  1. Определение наличия  1. Лексика:  1. Распространение  автоматизация\ уточнение  продолжительности  выдоха: звука в слове.  2. Слоговой и звуковой  «Моя Родина ­ Россия». 2. Грамматика: составление  предложений по  вопросам. артикуляции  звука […]        (Ц) ­ проговаривание  пословиц, поговорок,  анализ  слов со стечением  согласных.  словосочетаний:  ­ с существительными в  скороговорок на  одном выдохе. 3. Выбор графической  схемы к слову. дательном падеже с  предлогом к в значении лица  50. Постановка\  автоматизация\ уточнение  артикуляции  звука […]        (Ц) 2. Темпо­ритмическая  организация речи:  4. Составление слов из  данных вразброс слогов ­ ускорение и  замедление речи в  зависимости от  содержания  высказывания с  учетом пауз между  речевыми отрезками. или места к которому  направлено действие  (подошел к цветку, к  птице); ­ с существительными с  суффиксами –ица­,  обозначающими лиц  женского рода  по виду их  деятельности (художница,  школьница, учительница) 2. Составление  предложений с  заданными  предлогами. 3. Составление, при  помощи учителя,  устного рассказа с  использованием  нескольких  предложенных слов,  объединенных общей  ситуацией 43 51. Постановка\  3. Интонация: 1. Распределение  1. Лексика:  автоматизация\ уточнение  ­ использовать паузу  для интонационной  предметных картинок,  названия которых включают «Цветы и травы»,  «Насекомые». организации речи дифференцируемые звуки. 2. Дифференциация на слух  2. Грамматика: составление  словосочетаний: артикуляции\  дифференциация звуков …  (Ч­Ц) 52. Постановка\  автоматизация\ уточнение  артикуляции\  дифференциация звуков …  (С­Ц) 53. Постановка\  автоматизация\ уточнение  артикуляции\  дифференциация звуков …  (Т­Ц) 1. Понимание и  употребление  предложений,  выражающих  приветствие,  существительных, названия  которых отличаются одним  ­ с существительными в  творительном  падеже с  благодарность,  поручение, просьбу. звуком (цапля – сабля,  сцена – стена, …).. 4. Составление слов из  данных вразброс букв 2. Составление текста­ повествования  «Сезонные изменения  в природе» предлогом с, в значении  совместимости или  сопровождения (идет с  учительницей); ­ составление словосочетаний обозначающих временные  отношения (дворец строят – строили, огурец рос  ­растет, страус бежал –  бежит) 44 54. Постановка\  1. Упражнения для  1. Выделение звука из ряда  1. Лексика: «Скоро лето»,  1. Пересказ текста с  автоматизация\ уточнение  формирования навыка фразового и  звуков, слогов, слов. 2. Определение количества  «Летний лес», «Летом на  реке»  опорой на план. 2. Устные  артикуляции  звука […]        (Щ) логического ударения: – выделение паузами,  звуков, их  последовательности в  «Рыбы», 2. Грамматика: составление  высказывания (с  помощью учителя): о  55. Постановка\  автоматизация\ уточнение  артикуляции  звука […]        (Щ) повышением голоса,  большей  слове.  3. Определение  словосочетаний:  ­ с существительными с  напряженностью и  долготой  порядкового номера звука в слове, линейной  суффиксом   ­ищ­   в  значении увеличения  произношения в  зависимости от  последовательности звуков. 4. Составление слов из  (волчище, хвостище, …);  ­ с переходными глаголами  смысла высказывания. данных вразброс звуков (моет чашку), с глаголами,  простых случаях из  собственной жизни  или по аналогии с  прочитанным; о  событиях в школе,  дома указывающими на  орудийность или средство  действия (водит (что?)  автобус, подметает (чем?)  метлой) 45 56. Постановка\  2. Развитие силы,  1. Распределение  1. Лексика:  автоматизация\ уточнение  высоты и тембра  голоса с  предметных картинок,  названия которых включают «Части суток», «Летние  развлечения». 1. Распространение  предложений с  помощью вопросов. артикуляции\  дифференциация использованием  игровых упражнений,  дифференцируемые звуки. 2. Дифференциация на слух  2. Грамматика: ­составление словосочетаний: 2. Составление  сложноподчиненных  звуков … (Ш­Щ) игр­драматизаций 57. Постановка\  автоматизация\ уточнение  артикуляции\  дифференциация звуков … (С­Щ) 58. Постановка\  автоматизация\ уточнение  артикуляции\  дифференциация звуков … (Т­Щ) существительных, названия  которых отличаются одним с существительными с  суффиксами  –ист­,  ­щик­,  предложений с  использованием  звуком. ­чик­, ­щиц(а)­, ­­тель­,  союзных слов потому  3. Подбор картинки к  ­арь­; заданной схеме слова ­ существительное +  прилагательное  обозначающее временные  отношения (утренняя  свежесть, вечерняя прохлада, летний день,  осенние цветы,  …) что, поэтому. 3. Чтение рассказов с  послетекстовыми  упражнениями и  пересказом 46 59. Постановка\  автоматизация\ уточнение  артикуляции\  дифференциация звуков … (Ч­Щ) 60. Постановка\  автоматизация\ уточнение  артикуляции\  дифференциация звуков … (Ч­Щ) 1. Лексика:  1. Составление при  «Явления природы (Дождь,  ветер, радуга)», «Мой дом». помощи учителя  устного рассказа с  2. Грамматика: ­составление словосочетаний: использованием  нескольких  числительное + существ,  указывающее на  предложенных слов,  объединенных общей  количественные отношения и  признаки предмета по счету; ситуацией. 2. Чтение коротких  ­ с существительными с  суффиксами  ­ик­, ­ек­, ­к­,  ­очк­, ­ечк­, ­ищ­    уменьшительно­ласкательные и в значении увеличения  (кот­ котик­котеночек­ текстов с окнами  (методика Г.  Эббингауза):  использование  грамматической  формы слова в  котище, дом­домик­ домочек­домище) зависимости от ее  значения в составе  предложения Повторение и закрепление изученного материала 61. Повторение Упражнение на  1.Дифференциация слов  1. Лексика:  1. Составление  развитие тембра речи  идентичной слоговой  «Космос», «Экология». сложноподчиненных  47 62. – звуковой окраски,  структуры, включающих в  2. Грамматика: отражающей  эмоциональные  (Резервные уроки) оттенки («грустный,  веселый, мрачный»  тембр и т. п.) себя йотированные гласные  (Любка – юбка, ямка ­  лямка).  2. Составление слов из  данных вразброс букв,  слогов ­составление словосочетаний: с существительными в  различных падежах. 3. Словообразование: Космос­ космонавт­  космический; путь – путник – путевой ­ спутник предложений с  использованием  союзных слов потому  что, поэтому. 2. Пересказ текста с  опорой на план 63. 64. 65. 66. Обследование  речи  обучающегося Оценивание качества освоения программного материала. Выявление индивидуальных речевых нарушений 48 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО­ ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ  Дидактическое обеспечение 1. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод пособие для учителя­логопеда // Коррекционная педагогика. — М.: ВЛАДОС. —  224 с. 2. Чиркина   Г.   В.   Методы   обследования речи   детей:   пособие   по   диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. Г. В. Чиркиной. — М.: Аркти. — 240 с.  3. Спирова   Л.   Ф.   Особенности   речевого развития   учащихся   с   тяжелыми нарушениями   речи   (I—IV  классы).   — М. : МСГИ, Е. В. Карпов. — 200 с. 4. Хрестоматия по логопедии (извлечения и   тексты):   учебное   пособие   для студентов   высших   и   средних специальных   педагогических   учебных заведений:   В   2   т.   /   Под   ред.   Л.   С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: ВЛАДОС. – 560 с. 5. Поварова И. А. Коррекция заикания  в играх   и   тренингах:   Практическое руководство   для   заикающихся   и логопедов. – СПб.: Союз. — 287 с. 6. Селиверстов   В.   И.   Заикание   у   детей: Психокоррекционные   и   дидактические основы   логопедического   воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений //   Коррекционная педагогика. — М.: ВЛАДОС. — 208 с. 7. Ястребова   А.   В.   Коррекция   заикания детей   младшего   школьного   возраста   // Библиотека   практикующего   логопеда. Методическое обеспечение 1. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [З]  [З’] [Ц]. Домашняя логопедическая тетрадь  для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфера. 2. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [Л]  [Л’]. Домашняя логопедическая тетрадь для  детей 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфера. 3. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [Р]  [Р’] [Л] [Л’]. Домашняя логопедическая  тетрадь для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ  Сфера. 4. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [Р]  [Р’]. Домашняя логопедическая тетрадь для  детей 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфера. 5. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [С] — [Ш], [З] — [Ж], [С] — [Ч], [Ч] — [Ц], [С’] — [Ш]. Домашняя логопедическая тетрадь для  детей 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфера. 6. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [С]  [С’]. Домашняя логопедическая тетрадь для  детей 5—7 лет. – М.: ТЦ Сфера. 7. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [Ч]  [Щ]. Домашняя логопедическая тетрадь для  детей 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфера. 8. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [Ш]  [Ж].Домашняя логопедическая тетрадь для  детей 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфер. 9. Алмазова, А. А. Русский язык в школе для детей с нарушениями речи / А. А. Алмазова, В. И. Селиверстов. – М..: ВЛАДОС, 2011. 10.Примерная   адаптированная   основная общеобразовательная  программа начального общего   образования   обучающихся   с тяжелыми   нарушениями   речи   /   М­во 49 — М.: АРКТИ. — 96 с. 8. Соломатина   Г.   Н.,   Водолацкий   В.   М. Устранение   открытой   ринолалии   у образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2017.  11.Ткаченко Т. А. ПРАВИЛЬНО    Методы   обследования   и детей: коррекции. — М.: ТЦ Сфера. — 160 с. ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Л. Логопедический  альбом. — Екатеринбург: Издательский дом  9. Диагностика   письма   и   чтения   у (сборник   школьников младших   материалов)   /   Н.   В.   Струнина,   Т.   А. Яцук. —  Челябинск. — 60 с. 10. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. — М.: ВЛАДОС. — 280 с. 11. Фотекова   Т.   А.   Тестовая   методика диагностики   устной   речи   младших Литур. — 24 с. 12.Ткаченко Т. А. ПРАВИЛЬНО  ПРОИЗНОСИМ ЗВУК С. Логопедический  альбом. — Екатеринбург: Издательский дом  Литур. — 24 с. 13.Ткаченко Т.А. ПРАВИЛЬНО  ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Р. Логопедический  альбом. — Екатеринбург: Издательский дом  школьников:   метод.   пособие   /   Т.   А. Фотекова   //   Библиотека   логопеда­ Литур. — 24 с. 14.Ткаченко Т.А. ПРАВИЛЬНО  практика. — М.: Айрис­пресс. — 96 с. 12. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Ш. Логопедический  альбом. — Екатеринбург: Издательский дом  при   дизартрии   /   Е.Ф.   Архипова   // Библиотека   логопеда.   —   М.:   АСТ: Литур. — 24 с. 15.Чиркина Г. В. Визуальный тренажер / Г. В.  Чиркина, М. Н. Русецкая. — М.: Аркти. Астрель; Владимир: ВКТ. – 123 с.  13. Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции   речевой   патологии   у  детей. Логопедический   массаж:   методическое пособие   для   педагогов   дошкольных образовательных учреждений. — СПб.: ДЕТСТВО­ПРЕСС. — 112 с. 14. Дьякова Е. А. Логопедический массаж: учеб.   пособие   для   студ.   высш.   учеб. заведений. — М.: Академия. — 96 с. 15. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и гимнастика: артикуляционная   Практическое   пособие.   —   СПб.   : КОРОНА – Век. — 80 с. 16. Веселые   «непослушных»   звуков   скороговорки \   для   Автор­ составитель И. Г.Сухин. — Ярославль: 50 Академия развития. — 192 с. 17. Ткаченко Т. А. Логопедический букварь / Т. А. Ткаченко. — М.: Эксмо. — 104 с. 18. Успенская   Л.   П.,   Успенский   М.   Б. Учитесь   правильно   говорить.   Кн.   для учащихся.   В   2   ч.   Ч.   1.   —   М.: Просвещение. — 224 с. 19. Успенская   Л.   П.,   Успенский   М.   Б. Учитесь   правильно   говорить.   Кн.   для учащихся.   В   2   ч.   Ч.   2.   —   М.: Просвещение. — 319 с. 51

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа

ФФНР Рабочая программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2018