ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс
Оценка 4.9

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
биология
8 кл
06.11.2017
ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как здоровье человека, экологическая грамотность и экологическая культура, направлена на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, развития, формирования, проектирования здорового образа жизни и мотивацию на самообразование в области здоровья. Программа имеет профилактическую направленность, базируется на научных достижениях в области психологии, образования и культуры. В ней учтены рекомендации ВОЗ и ЮНЕСКО по образованию и просвещению по вопросам экологии и здоровья.Программа предусматривает организацию деятельности учащихся в форме занятий по интересам «Знать, чтобы жить!», направленного на формирование индивидуального и коллективного опыта проектирования здорового и безопасного образа жизни. Виды деятельности: научно – исследовательская, проектная, ролевая игра, проблемно – ценностное и досуговое общение, социально – творческая и общественно полезная практика. Формы организации: дискуссия, полемика, дебаты, прения, диспут, встречи с интересными людьми, представление исследовательских работ, просветительные акции, работа лекторской группы.
ФГОС авторская программа.docx
г. НИКОЛАЕВСК­НА­АМУРЕ Экологическая (валеологическая)  программа  внеурочной деятельности «Знать, чтобы жить!» (направление – здоровый образ жизни, для учащихся 8 – 9 класса) выполнила: Перевозная Лариса Геннадьевна,  учитель биологии МБОУ СОШ № 5 (контактный телефон – 2 ­06­ 77) 1 2017  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Авторская   экологическая     (валеологическая)   программа   внеурочной деятельности «Знать, чтобы жить!» для учащихся 8 ­ 9 класса составлена в соответствии   с   требованиями   к   результатам   освоения   основной образовательной   программы   основного   общего   образования.   Программа опирается   на   основные   положения   программы   развития   универсальных учебных действий, на авторскую рабочую программу по биологии, программу воспитания   и   социализации,   обучающихся   в   части   формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.  Программа   построена   на   основе   общенациональных   ценностей российского   общества,   таких,   как   здоровье   человека,   экологическая грамотность   и   экологическая   культура,   направлена   на   воспитание ценностного   отношения   к   своему   здоровью,   развития,   формирования, проектирования здорового образа жизни и мотивацию на самообразование в области   здоровья.   Программа   имеет   профилактическую   направленность, базируется   на   научных   достижениях   в   области   психологии,   образования   и культуры. В ней учтены рекомендации ВОЗ и ЮНЕСКО по образованию и просвещению по вопросам экологии и здоровья. Данная программа учитывает важные принципы:  ­ отношение к здоровью как личной и общественной ценности; ­   ценностный   подход   к   здоровью   в   единстве   его   физического, ­ физиологического, психологического   (культура   учебной   и   коммуникативной   деятельности,   репродуктивного,   психического,   социально   здорового образа жизни)  и духовного (иерархия ценностей) компонентов; 2 ­ комплексный естественно – научный подход к здоровью как проблеме   педагогической,  социокультурной, не   только   медицинской,   но   и психологической; ­ приоритетность экологического мышления для понимания феномена здоровья и управления им; ­ зависимость здоровья подростка от экологической грамотности; ­   стратегическая   ориентация   на   формирование   здоровьесберегающего уклада школьной жизни средствами вовлечения обучающихся в совместное  с взрослыми   проектирование   образовательной   среды, индивидуальные особенности подростка;   учитывающего ­ предпрофильную  направленность  ­  учет индивидуальных интересов обучающихся посредством сочетания гуманитарных, естественно – научных подходов к здоровью. Формой организации,     обеспечивающей сочетание разнонаправленных интересов обучающихся при рассмотрении проблем здоровья выступает клуб по   интересам.   Это   позволит   обеспечить   максимально   широкий   охват обучающихся образованием в области жизненно важных проблем здоровья. Содержание программы структурировано в виде разделов ­ модулей: ­ введение;   ­  экологическая культура как ресурс здоровья; ­ чрезвычайные экологические ситуации; ­  учимся   проектировать   здоровый   и   экологически   безопасный   образ жизни; ­ вредные привычки, их профилактика; ­ простудные заболевания; ­ стресс; ­ заболевания подростков, передающиеся половым путем; ­ «болезни поведения» подростков; 3 ­ оказание первой помощи. Программа включает:  ­  пояснительную записку с требованиями к результатам  деятельности;             ­ основное содержание с перечнем разделов;            ­ практических работ и проектов;            ­ тематическое планирование;          ­  рекомендации по учебно ­ методическому обеспечению  образовательного процесса.  Программа предусматривает:  ­  формирование научного знания об экологических факторах, влияющих на здоровье подростка; ­  способы снижения экологических рисков для здоровья.  Данная программа направлена: ­  на развитие общения как ведущей деятельности этого возраста (освоение умений участия в дискуссии, полемике, диспуте, прениях; ­  досуговое общение по проблемам здоровья;  ­ проведение просветительной работы;  ­ развитие лидерских качеств (освоение умений вести дебаты);   ­ выступление  в роли модератора форума;  ­ позиционирование   себя    в качестве   лица, несущего  ответственность   за здоровье людей;  ­ развитие исследовательских умений и практических действий в реальных жизненных   ситуациях   (экологический   мониторинг   состояния   окружающей среды,   самооценка   состояния   ресурсов   здоровья),   а   так   же   интересов обучающихся.  Программа предусматривает организацию деятельности учащихся в форме занятий по интересам «Знать, чтобы жить!», направленного на формирование 4 индивидуального   и   коллективного   опыта   проектирования   здорового   и безопасного образа жизни. Виды деятельности:   научно – исследовательская, проектная, ролевая игра, проблемно – ценностное и досуговое  общение, социально – творческая и общественно полезная практика. Формы   организации:     дискуссия,   полемика,   дебаты,   прения,   диспут, встречи   с   интересными   людьми,   представление   исследовательских   работ, просветительные акции, работа лекторской группы. Содержательные линии программы: ­ учусь экологическому мышлению; ­ учусь управлять собой, моя культура здоровья; ­ учусь действовать, мои проекты в области здоровья. Содержание работы  по интересам структурировано в виде 10 разделов. Программа   предусматривает   организацию   деятельности   учащихся   в   форме занятий     по   интересам   «Знать,   чтобы   жить!».  Необходимость   создания программы  «Знать,   чтобы   жить!»  обусловлена   огромным   образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья   подрастающего   поколения:   распространение   среди   подростков вредных привычек, а «болезни поведения» стали проблемой современности. Важно,   чтобы   просвещение   подростков   было   своевременным,   необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье.  Предлагаемая программа посвящена  одной из главных проблем ­  сохранения  здоровья у подрастающего поколения. Программа предметно  ­ориентирована (экология, биология, ОБЖ), рассчитана на 34 часа. 5 Содержание, структура соответствует возрастным особенностям 13­ 14  летних подростков, так как в этот период перед школьниками стоит много  проблем, которые касаются их здоровья, на которые они стараются найти  правильные ответы и тесно взаимосвязан с предметом ОБЖ, углубляет  валеологические знания школьников. Программа внеурочной деятельности «Знать, чтобы жить!»  поможет  подросткам  дать научные ответы на многие волнующие вопросы. Программа  предусматривает теоретические знания, решение  практических задач, связанных с сохранением здоровья подростков и с  исследовательской деятельностью школьников в области сохранения и  укрепления своего здоровья. Умение вести здоровый образ жизни ­ признак высокой культуры  человека, именно в школе должны решаться задачи формирования  ответственного отношения к здоровью подростков.   Основная цель программы внеурочной деятельности  ­ воспитание у  подростков: 1. культуры отношения к своему здоровью (культуры психологической ­ способность управления своими чувствами и эмоциями;  2 культуры интеллектуальной ­ способность управлять своими мыслями и контролировать их;  3 культуры поведения ­ способность понимать своё предназначение.  Программа  имеет профильный упор на естественно ­ научный профиль в  дальнейшем обучении школьников и выбор профессии. 4  Оказание  помощи школьникам в осознанном выборе профессии для  дальнейшего обучения на естественно ­ научном профиле. Программа элективного курса предлагает решение следующих учебно­ познавательных задач: 6  расширение теоретических знаний школьников в образовательной  области «Мое здоровье в моих руках»:  создание  условий  для формирования у подростков навыков общей  культуры, включая культуру тела, основы санитарии и гигиены;    обеспечить профилактику и отказ от вредных привычек;  способствовать формированию положительной мотивации выработки  своего индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить своё  здоровье в современных условиях жизни. Рекомендуемые формы организации занятий: составление проектов по темам исследований; проведение исследований и составление презентаций по темам    исследования;     умение добывать биологическую информацию с помощью ИКТ; оформление и защита исследовательских работ учащихся; проведение научно ­ практической конференции по теме с  использованием стендовых проектов. При проведении занятий возможны различные формы индивидуальной и  групповой деятельности (работа в парах, выполнение проекта, презентации,  работа в мини ­ группах, фронтальная работа). В процессе изучения данного  курса школьники получат теоретическую и практическую подготовку в  сохранении своего здоровья.  Рекомендуемая тематика для исследовательских работ, проектов, презентаций, по программе внеурочной деятельности «Знать, чтобы жить!»:  «Влияние сотовых телефонов на организм подростков»;  «Отношение подростков МОУ СОШ № 5 к вредным привычкам»;  «Стресс и его воздействие на организм подростка»;   «Влияние шума на детский организм»; 7     «Влияние компьютеров на здоровье человека»;  «Как противостоять давлению среды»;  «Что значит быть счастливым?»;  «Наркотики, алкоголь и сигареты»;    «Я в этом мире» и многие другие.  Планируемые результаты: Выполнив программу,  школьники будут знать:  причины, сохраняющие и разрушающие здоровье;  мотивы здорового образа жизни;  отрицательное влияние вредных привычек, «болезней поведения» на     организм подростка;    пути формирования здорового образа жизни. Школьники будут уметь:  оказывать своевременно и квалифицированно первую медицинскую  помощь, использовать полученные знания на практике;   воспитывать в себе активную жизненную позицию, ответственное  отношение к своему здоровью. Школьники будут применять:    полученные знания на практике;  полученные знания для осознанного выбора профессии. 8 Основное содержание курса.  Содержание программы внеурочной деятельности «Знать, чтобы жить!» Введение. 1. 1. «Здоровье как одна из главных ценностей человека и пути его  формирования». Пути формирования здорового образа жизни.  Ресурсы  здоровья.   2.1. Экологическая культура как ресурс здоровья Приоритет образования и просвещения в решении проблем экологии и  здоровья. Приоритетность образования и просвещения в решении  современных и будущих проблем экологии и здоровья.  (дебаты как интеллектуальная игра,  метод ведения спора. буклет,  плакат, их задачи и способы изготовления). 2.2. Чрезвычайные экологические ситуации.  Варианты экологические безопасного поведения. Проблемы  нравственного выбора в чрезвычайных ситуациях. Способы оказания  первой помощи. Процесс проектирования здорового безопасного образа  жизни, его этапы, возможные трудности. Стратегии безопасного  поведения. Учет индивидуальных ресурсов здоровья.  2.3.  Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный  образ жизни.  Действия  в опасных экологических ситуациях. Чрезвычайные  экологические ситуации. Варианты экологически безопасного поведения. Диспут как коллективное обсуждение нравственных проблем,  высказывание суждений, точек зрения и оценок. Оказание первой помощи пострадавшим в чрезвычайных экологических ситуациях. 9 Вредные привычки, их профилактика. 3.  3.1. Алкоголизм.  3.1.2. Вред алкоголя, причины, приводящие к алкоголизму, профилактика и борьба с алкоголизмом. Алкоголизм подростка, особенности течения,  последствия.   Детский и подростковый алкоголизм. Практическая  работа № 1 «Работа со статистическими данными». 3.1.3. Подросток и алкоголь. Девушка и алкоголь, влияние на организм  алкоголя, причины, особенности течения беременности, осложнения  беременности при употребления алкоголя.  Курение. 3. 2. 3.2.1. Состав компонентов табачного дыма, влияние курения на системы  органов подростка.  3.2.2. Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на  детский организм, организм подростка, новорождённого, девушки,  последствия. Практическая работа № 2 «Проведение исследования и  выявление курящих – подростков, (анкетирование, тесты)». 3.3. Наркомания. 3.3.1. Понятие о наркомании, её виды, наркотические вещества и их  отрицательное влияние на физическое и умственное развитие подростков. 3.3.2. Наркотическая зависимость. Пути решения проблем. Встреча с  врачом ­ венерологом. Практическая работа № 3 «Работа со статистическими  данными». 3.4. Токсикомания. 3.4.1. Понятие о токсикомании, токсические вещества, их отрицательное  влияние на организм подростка. Причины и последствия детской  токсикомании. Практическая работа. № 4 «Работа со статистическими  данными». 4.1. Простудные заболевания. 10 4.1. 1. Понятие о простудных заболеваниях, их отрицательное  воздействие на организм подростка (ангина, грипп, ОРЗ).  Воздействие на организм бактериальных и вирусных инфекций:  грипп, ангина, герпес и.т.д. Как избавить себя от простуды,  профилактика простудных заболеваний. Практическая работа № 5  «Исследование: частота заболевания школьников простудой в  своей школе». 5.1. Стресс. 5.1.1. Понятие о стрессе, причины, влияние на организм подростка, пути  снятия стресса, «экзаменационный стресс». Практическая работа № 6 «Работа над проектом по теме раздела». 5.1.2. Заболевания подростков, передающиеся половым путём. 6.1.  Понятие СПИД/ВИЧ инфекции, способы заражения, причины,  симптомы заболевания, пути предотвращения заболевания. Распространение  СПИД/ВИЧ в мире, стране, Хабаровском крае. Практическая работа № 7  «Работа со статистическими данными. Презентация. Работа лекторской  группы по теме исследования». 6.1.2. Встреча с врачами по проблеме. 7.1.  «Болезни поведения» подростков. Профилактика болезней  поведения подростков, клиника, осложнения. Беременность, аборт,  нежелательная беременность, последствия. 7.1.1. Понятие о «болезнях поведения» (гонорея, сифилис), их  отрицательное влияние на организм подростка. Стадии, симптомы,  профилактика. Беременность и вред, наносимый на организм совсем юной  девушки, пути предохранения от нежелательной беременности. Молодая  семья и ее ответственность за воспитание детей. Встреча с врачами по  проблеме. Использование ИКТ, просмотр фильма.  8.1. Первая медицинская помощь. 11 8.1.1.  Необходимость оказания первой квалифицированной помощи при  отравлении организма подростка ядами сигарет, алкоголя, наркотических и  токсических веществ, при простудных заболеваниях. Практическая работа  № 8 «Работа в медицинском кабинете по решению практических задач,  связанных с сохранением здоровья подростка. Составление роликов по теме  элективного курса». 9.1.  Обобщение: «Знать, чтобы жить!». Научно ­ практическая конференция, защита исследовательских работ,  проектов. Подведение итогов исследовательских работ школьников,  представление результатов своей деятельности: защита презентаций,  проектов, роликов, собранной информации.   Формы организации внеурочной деятельности:  исполнение проектов,  полемика «Кто в ответе за будущее?». Исследовательские умения:  собираем информацию: что угрожает  нашему здоровью? Риски для здоровья. Экологические риски. Источники информации о рисках для здоровья, их надежность. Способы проверки  информации на достоверность. Ресурсы здоровья. Индивидуальные  особенности ресурсов здоровья.  Коммуникативные умения: особенности общения по вопросам  экологии и здоровья: опасность предрассудков, криминала, терроризма.  Примеры и их комментарии. Формы обращения подростков к службам  экстренной помощи, организациям, депутатам, ответственным лицам. 12 Тематическое планирование  программы внеурочной деятельности «Знать, чтобы жить!» №  п/п Тема занятий Количество  часов 2 часа 1 час 1 2 3 4 5 6 7 8 Введение 1.  «Здоровье как одна из главных ценностей  человека и пути его формирования». Пути  формирования здорового образа жизни.  Ресурсы здоровья.  Собираем информацию:  что  1 час угрожает нашему здоровью? 2. Экологическая культура как ресурс  здоровья 3 часа 1 час Приоритет образования и просвещения в решении проблем экологии и здоровья.  Приоритетность образования и просвещения в  1 час решении современных и будущих проблем экологии и  здоровья.  Дебаты как интеллектуальная игра, метод  1 час ведения спора. Буклет, плакат, их задачи и способы  изготовления. 3. Чрезвычайные экологические ситуации.  Понятие о разнообразных видах  чрезвычайных  экологических ситуаций. 5 часов 1 час Процесс проектирования здорового безопасного  1 час образа жизни, его этапы, возможные трудности. Варианты экологические безопасного поведения.  Проблемы нравственного выбора в чрезвычайных  1 час 13 ситуациях. Стратегии безопасного поведения. Учет  индивидуальных ресурсов здоровья. Способы оказания первой помощи. 4.  Учимся проектировать здоровый и  экологически безопасный образ жизни. Действия  в  опасных экологических ситуациях. Чрезвычайные экологические ситуации. Варианты экологически безопасного поведения. Диспут как коллективное обсуждение нравственных  проблем, высказывание суждений, точек зрения и  9 10 11 12 13 14 15 ­  17 18 оценок. Оказание первой помощи пострадавшим в  чрезвычайных экологических ситуациях. 5. Вредные привычки, профилактика Алкоголизм. Вред алкоголя, борьба с алкоголизмом. Детский и  подростковый алкоголизм. Подросток и алкоголь, влияние алкоголя на здоровье  девушки.  Курение Состав компонентов табачного дыма. Влияние сигарет на организм подростка. Психологическое и физиологическое влияние  никотина  на детский организм.  Наркомания Понятие о наркомании, наркотических веществах,  видах наркомании, причины, последствия. 19 20 21 22 1 час 1 час 7 часов 1 час 1 час 1 час 1 час 3 часа 7 часов 2 часа  1 час 1 час 2 часа 1 час 1 час 2 часа 1 час 14 23 Наркотическая зависимость, пути решения проблем. 1 час 24 Токсикомания  и  подросток 25 26 27 28 29 Понятие о токсикомании, токсических веществ,  причины токсикомании. Последствия токсикомании на организм подростка. 6.  Простудные заболевания. Понятие о простудных заболеваниях, отрицательное  воздействие на организм: бактериальных и вирусных  инфекций. 7. Стресс Понятие о стрессе, причины, пути снятия стресса. 1 час 1 час 1 час 8. Заболевания подростков, передающиеся половым  путём. Понятие СПИД/ВИЧ, причины и пути  1 час заражения.  Распространение СПИДа в мире, стране,  Хабаровском   Встреча с врачами (конференция) 1 час 9.  «Болезни поведения» подростков. Профилактика болезней поведения подростков. 2 часа 1 час 15 30  Инфекции, передаваемые половым путём, стадии,  симптомы. 1 час 31 ­  10. Первая медицинская помощь. 2 часа 32 Необходимость умения оказания первой медицинской помощи (курении, алкоголизме, токсикомании,  наркомании и.т.д.) Обобщение «Знать, чтобы жить!» 2 часа 33 ­  34 Итоги исследовательских работ школьников.  Представление результатов своей деятельности:  защита презентаций, проектов, фильмов, собранной  информации.   Итого 34 часа Рекомендации по реализации программы внеурочной деятельности «Знать, чтобы жить!» Педагогическим средством решения задач курса является организация  ситуаций, учебного, учебно ­ проектного типов. Необходимо создать условия  для позиционирования, апробирования позиции «взрослости», различных  формы коммуникаций, формирования жизненных установок, накопления  опыта практических действий. Для организации работы необходим кабинет и мультимедийное оборудование, лаборатория для выполнения исследований. Список литературы для учителя 16 1. Богарад И.В. «Больной и врач». М.: Знание, 1982. – 96с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 8). 2. Волкова Е.И. Издательство академии педаг. Наук РСФСР Москва  1961 г. 3. Волков Г.И. «Нервный ребенок: каприз или болезнь?» ­ М.: знание, 1982. – 224с. –  4. Росляков Г.Е. «Враги нашего здоровья». М.: Знание, 1992. – 98с. – (Нар.  Унт – т. Факт. Здоровья. № 7). 5. Чуднов В.И. «Берегите тишину». М., «Медицина», 1978. 6. Энциклопедия народная медицина. Общие болезни. Т. 1. 2. Раздел 1  «Как вырастить ребенка здоровым?». – М.:АНС, 1993 – 384 с.  7. Энциклопедия народная медицина. Т.1. «Авитаминозы – простуда». –  М.: АНС, 1992 – 400с.  8. Сайт  Первое сентября (личный кабинет). festival.1september.ru 9. Сайт Портфолио (личный кабинет). project.1september.ru; project.1september.ru 10. Авторские мультимедийные пособия (прилагаются). 11.Авторский сайт учителя. http://nsportal.ru/leonora;      12  Сайт НОУ школы. nikolaevsks5.ucoz.ru/load/1­1­0­1;       13 wiki.ippk.ru/.../Организация_ис...Перевозной_Л.Г.) Литература для детей: 17 1. Коростылев Н..Б. « От А до Я» изд. Медицина, 1980 год. 2. Ротенберг Р. «Расти здоровым»: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ. – М.: физкультура и спорт, 1991 – 592с., ил. 3. Соколов Ю.Е. «Книга знаний для детей». – М.: ООО «Издательство  Астрель», 2001 – 320с. 4. Тихонова А.Е. «Здоровье человека и экология Хабаровского края». –  Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2004 – 160 с. 5. Жербин Е.А. «Река жизни». – М.; Знание, 1990 – 224с. – 6. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек 4.2. «Архитектура души».  М.; Аванта + , 2002. – 640с. 18 Диагностичность  (возможность оценивать результаты  освоения программы) Этапы педагогической диагностики: Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения  прогностической, текущей и итоговой диагностики обучающихся. В начале  учебного года рекомендуется составить календарный план по диагностике на  весь учебный год (Приложение 1). 1. Прогностическая (начальная) диагностика: (проводится при наборе или  на начальном этапе формирования коллектива) – это изучение  отношения подростка  к выбранной деятельности, его достижения в  этой области, личностные качества подростка (Приложение 2). Цель – выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей  учащихся в начале цикла обучения. Задачи: ­ прогнозирование возможности  успешного обучения на данном этапе; ­ выбор уровня сложности программы, темпа обучения; ­ оценку дидактической и методической подготовленности. Методы проведения:    ­ индивидуальная беседа;     ­ тестирование;     ­ наблюдение;    ­ анкетирование.  2. Текущая (промежуточная) диагностика (проводится в конце года, чаще  в январе) – это изучение динамики освоения предметного содержания  подростка, личностного развития, взаимоотношений в коллективе. Цель – отслеживание динамики развития каждого подростка, коррекция  образовательного процесса в направлении усиления его развивающей  функции. Задачи: ­ оценка правильности  выбора технологии и методики; ­ корректировка организации и содержания учебного процесса. Методы проведения промежуточной диагностики, показатели, критерии  оценки разрабатываются педагогами. Итоги анализируются педагогом и  методистом образовательного учреждения. 3. Итоговая диагностика (проводится в конце учебного года) – это  проверка освоения подростками  программы или ее этапа, учет  изменений качеств личности каждого ребенка. Цель: подведение итогов освоения образовательной программы. 19 Задачи: ­ анализ результатов обучения; ­ анализ действий педагога. Методы проведения итоговой диагностики: ­ творческие задания; ­ контрольные задания; ­ тестирование; ­презентации  работ.    2. Основные методы педагогической  диагностики Важным профессиональным качеством педагога является умелое  использование разнообразных диагностических методов личностного роста  ребёнка.  Эти методы могут быть прямыми и косвенными: к прямым методам  относится опрос учащихся путем анкетирования, индивидуальная беседа,  тесты и т.д.; к косвенным методам относится наблюдение. 20

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс

ФГОС авторская программа внеурочной деятельности 7-8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017