ФГОС общего образования – базовый инструмент реализации конституционных прав на качественное образование детей.
Оценка 4.7

ФГОС общего образования – базовый инструмент реализации конституционных прав на качественное образование детей.

Оценка 4.7
Научные работы
docx
администрации +1
Взрослым
14.12.2018
ФГОС общего образования – базовый инструмент реализации конституционных прав на качественное образование детей.
Магистрант 1-го курса группы М-СР-18 Финансово-экономического института «ФГАОУ ВО Северо-Восточного Федерального университета им. М. К. Аммосова» Расторгуева Виктория Васильевна СТАТЬЯ ФГОС общего образования – базовый инструмент реализации конституционных прав на качественное образование детей. Современная жизнь предъявляет человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность , а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты. Главной целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребёнка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в послеурочное время. Предполагается, что школа даст ребенку необходимый уровень знаний и умений, позволяющих идти по дороге жизни, не боясь ставить и решать важные профессиональные и жизненные задачи. В этой связи очень актуальными становятся те универсальные учебные действия (УУД), которые вводятся ФГОС. Виды УУД: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные. Личностные: – формирование основ гражданской идентичности; – правосознание, межличностные отношения; – выбор профильного образования и готовность к дальнейшему самообразованию. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным. Ученик задаёт себе вопрос: « Зачем? Для чего мне это надо?». И сам на него отвечает. Регулятивные – способность ставить цели и задачи, уметь контролировать свои действия, планировать будущий результат. Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью через постановку цели, планирование, контроль и оценку своих действий. Не только учитель, но и ученик должен иметь своё планирование. Такие планы работы сегодня есть у учителей, работающих с одарёнными детьми, со школьниками, обучающимися на дому. Здесь важна разработка индивидуальных заданий, определение сроков их выполнения. Познавательные: – смысловое чтение и осознанная работа с информацией; – проектно-исследовательская работа; – изучение различных действий и операций и умение применять их на практике. Познавательные действия включают действия поиска, исследования, отбора информации, её классификации. Коммуникативные: – умение работать в группе, согласовывать свои действия, договариваться и поддерживать контакты; – речевая деятельность. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умения слушать, слышать, вести беседу, дискуссию и т.д. По этому направлению большие возможности открываются в организации проектной деятельности, семинарских занятий, работы в группах. В основе развития УУД лежит системно-деятельностный подход. Активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. Какими могут быть пути формирования УУД средствами русского языка и литературного чтения на уроках и во внеурочное время? На уроках применяю технологию проблемного обучения. В процессе этого реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Поэтому «точка удивления» (как писал В.С. Библер) или проблемная ситуация для меня являются отправными моментами в дальнейшей организации урока, подборе форм и видов учебной деятельности школьников. Вот почему в начале изучения творчества писателя или отдельного произведения стараюсь найти что-то интересное в тексте, на что ребята, может быть, и не обратили бы внимания. Практикую, начиная с 1-го класса, работу в творческих группах, выполняющих задания поискового, творческого, исследовательского характера. Такая работа направлена на формирование УУД. Считаю, что для успешного читательского развития непременным условием должно быть «опережение» заданий и прочтение текстов. Сегодня это сделать особенно трудно. Все знаем, что от предложенного ученикам (даже заранее) перечня заданий, вопросов, статей, книг заинтересованнее в предмете они не становятся. Причина в том, что нужна работа «по преображению своего сознания». Нужны такие тексты, виды заданий, при выполнении которых ученик оказывается в ситуации «открытия, удивления, сопереживания». Приведу несколько примеров таких заданий: Какое оно – «Тридесятое царство»? Совпадает ли выбор героя с нравственной позицией автора произведения и твоей?» Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и приём «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности. Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания. Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные–неверные утверждения», «Прогнозирование». Используя приём «Верные-неверные утверждения», можно предложить ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках литературы, когда обучающимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора. Большие возможности в формировании УУД открывают проектные занятия. При подготовке к проекту ученикам приходится работать с художественными текстами, литературоведческими статьями; конспектировать, сопоставлять мнения автора, литературоведа, критика, своё собственное; выступать с сообщением, участвовать в конструктивном диалоге. Такая форма организации учебной работы способствует формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных универсальных учебных действий. В формировании УУД очень продуктивны такие уроки, как «Защита проекта». Эти уроки требуют длительной подготовки. Проектная деятельность способствует: - формированию социально активной творческой личности; - повышению мотивации к получению знаний; - возможности видеть продукт собственного труда. К проектной внеурочной деятельности можно отнести работу ребят при подготовке к праздникам. Ученики с удовольствием занимаются выпуском школьной газеты, реализуют свои индивидуальные способности. У нас есть и журналисты, и фотографы, и художники, и корректоры, и главный редактор. Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приёмы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера». «Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово, от него расходятся стрелки-лучи, показывающие смысловые поля того или иного понятия. Особое место в формировании УУД на уроках и во внеурочной работе хотелось бы отвести театрализации как одной из форм групповой деятельности обучающихся. Ребята с удовольствием инсценируют фрагменты из произведений, самостоятельно создают декорации, костюмы. Очень нравится детям бывать в театрах, куда мы ездим два-три раза в год. Какие ещё виды заданий способствуют формированию УУД? К ним можно отнести такие, как - работа по составлению плана текста и плана своих действий; - сопоставительный анализ своего «Я» с героями литературных произведений; - пересказ текста от лица литературного героя; - нравственно-этическое оценивание действий персонажа; - прослеживание судьбы, позиции героя и обретение новых жизненных смыслов; - сопоставление взглядов автора, критика на произведение, поступки героя; - умение устанавливать причинно-следственную связь героев, их поступков, а также развития сюжета, конфликта и его разрешения; - выявление эстетических ценностей через анализ поэтических текстов; - переживание сопричастности истории, жизни своей Родины, подвигу народа. На уроках русского языка формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Это - владение всеми видами речевой деятельности; - умение вести диалоги со сверстниками и взрослыми; - восприятие устной и письменной речи; - умение грамотно излагать свою точку зрения; - соблюдение норм устной и письменной речи, правил речевого этикета. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий осуществляется через изучение всех тем раздела «Речь», через анализ текстов разных жанров, стилей и типов речи; через проведение деловых игр, языковых праздников; через моделирование текстов разных стилей и жанров. Познавательные универсальные учебные действия на уроках русского языка формируются через такие виды работ, в которых ученикам приходится формулировать проблему; приводить аргументы, строить цепь доказательств; осуществлять поиск, извлекать и систематизировать необходимую информацию из различных источников. Познавательные универсальные учебные действия формируются и через задания, связанные с компрессией текста. Без навыков сжатия информации невозможно написать сжатое изложение, трудно подготовить пересказ текста, сообщение, написать сочинение, наконец, выделить в тексте абзацы, занести теоретический материал в таблицу, схему. Формирование личностных универсальных учебных действий, таких, как смыслообразование, самоопределение, регулятивных действий осуществляю как классный руководитель и как учитель через систему классных часов, организацию экскурсий, анкетирование, участие в классных и общешкольных делах. Систематически на уроках русского языка и литературного чтения, во внеурочной деятельности целесообразно использовать такое средство формирования УУД, как создание обучающимися литературных произведений (стихотворений, сказок, рассказов, басен). Это способствует формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД, помогает ученику и учителю оценить качество образования, развивать рефлективные способности обучающихся. Это средство формирования универсальных учебных действий в учебной практике можно тесно связать с проектной деятельностью и методом портфолио , что прекрасно иллюстрирует системно-деятельностный подход, на который опирается современное образование. Среди своих учеников могу отметить тех, которые успешно работают в этой области. Это Зайцева Анна, Астахин Кирилл, Соловей Виктория, Данилов Сергей ,Долгошей Ангелина, Литовченко Данил и другие. Эти ребята пишут стихотворения, участвуют в творческих конкурсах и фестивалях разного уровня (районные конкурсы: Традиции моей семьи, Ремесло моей семьи, Берегите лес от пожара, Сохраним жизнь обитателям водоемов и другие) Рефлексия – одно из важнейших средств формирования умения учиться. К средствам, формирующим универсальные учебные действия на стадии рефлексии, помогающим творчески интерпретировать информацию, относятся: написание отзыва, составление поздравлений, памятки, , письмо по кругу. Завершая выступление о путях формирования УУД средствами русского языка и литературного чтения на уроках и во внеурочное время, хочется сказать, что, какие бы требования жизнь сегодня не предъявляла школе, успешность работы учителя во все времена зависела от самого учителя, от его увлечённости, заинтересованности и профессионализма.
ФГОС общего образования – базовый инструмент реализации конституционных..docx
Магистрант 1­го курса группы М­СР­18  Финансово­экономического института  «ФГАОУ ВО Северо­Восточного Федерального университета  им. М. К. Аммосова» Расторгуева Виктория Васильевна                                                             СТАТЬЯ ФГОС общего образования – базовый инструмент реализации конституционных прав на качественное образование детей.      Современная жизнь предъявляет человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность , а самое главное – умение   ориентироваться   в   большом   потоке   информации   и   адаптироваться   в   любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.           Главной   целью   новых   ФГОС   стало   раскрытие   личности   ребёнка,   его   талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои   поступки,   создание   дружелюбной   среды,   в   том   числе   и   в   послеурочное   время. Предполагается,   что   школа   даст   ребенку   необходимый   уровень   знаний   и   умений, позволяющих идти по дороге жизни, не боясь ставить и решать важные профессиональные и жизненные задачи.               В этой связи очень актуальными становятся те универсальные учебные действия (УУД), которые вводятся ФГОС. Виды УУД: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.  Личностные: – формирование основ гражданской идентичности; – правосознание, межличностные отношения; – выбор профильного образования и готовность к дальнейшему самообразованию. Личностные   действия   позволяют     сделать   учение   осмысленным.   Ученик     задаёт   себе вопрос: « Зачем? Для чего мне это надо?». И сам на него отвечает.  Регулятивные – способность ставить цели и задачи, уметь контролировать свои действия, планировать будущий результат. Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью  через постановку цели, планирование, контроль и оценку своих действий. Не только учитель, но и ученик должен иметь своё планирование. Такие   планы работы сегодня   есть   у   учителей,   работающих     с   одарёнными   детьми,   со   школьниками, обучающимися на дому. Здесь важна разработка   индивидуальных заданий, определение сроков их выполнения. Познавательные: – смысловое чтение и осознанная работа с информацией; – проектно­исследовательская работа; – изучение различных действий и операций и умение применять их на практике. Познавательные действия включают действия  поиска,  исследования, отбора информации, её классификации.  Коммуникативные: – умение работать в группе, согласовывать свои действия, договариваться и поддерживать контакты; – речевая деятельность. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умения слушать, слышать,  вести  беседу,  дискуссию  и  т.д. По  этому  направлению  большие  возможности открываются   в   организации   проектной   деятельности,   семинарских   занятий,   работы   в группах.         В   основе   развития   УУД  лежит   системно­деятельностный   подход.     Активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются   в   готовом   виде,   а   добываются   самими   обучающимися   в   процессе познавательной деятельности.       Какими     могут   быть   пути   формирования   УУД   средствами   русского   языка   и   литературного чтения на уроках и во внеурочное время?       На уроках применяю технологию проблемного обучения. В процессе этого реализуется исследовательский   подход   к   обучению,   принцип   деятельности,   смысл   которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе   своего   труда.    Поэтому     «точка   удивления»   (как   писал   В.С.   Библер)   или проблемная   ситуация   для   меня   являются   отправными   моментами   в   дальнейшей организации урока, подборе форм и видов учебной деятельности школьников. Вот почему в начале изучения творчества писателя или отдельного произведения стараюсь найти что­ то интересное в тексте, на что ребята, может быть, и не обратили бы внимания. Практикую, начиная с 1­го класса, работу в творческих группах, выполняющих задания поискового, творческого,  исследовательского  характера. Такая работа направлена на формирование УУД. Считаю, что для успешного читательского развития непременным условием должно быть «опережение» заданий и прочтение текстов. Сегодня это сделать особенно трудно. Все знаем, что от предложенного ученикам   (даже заранее) перечня заданий, вопросов, статей, книг заинтересованнее в предмете они не становятся. Причина в том, что нужна работа   «по   преображению   своего   сознания».   Нужны   такие   тексты,   виды   заданий,   при выполнении   которых   ученик   оказывается   в   ситуации   «открытия,   удивления, сопереживания». Приведу несколько примеров таких заданий: Какое оно – «Тридесятое царство»?   Совпадает   ли   выбор   героя   с   нравственной   позицией   автора   произведения   и твоей?»  Развивает умение  воспринимать информацию, способность к рефлексии и приём «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» ­ формулирование цели; «Узнал» ­ соотношение старой и новой  информации;  «Научился»  ­ осознание  результативности  деятельности.        Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания.    Повышают   мотивацию   к   изучению   материала,   развивают   умение   прогнозировать задания «Верные–неверные утверждения», «Прогнозирование». Используя приём «Верные­ неверные утверждения», можно предложить  ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или познавательных,   регулятивных, просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к   этому приёму, чтобы выяснить, какие   из   утверждений   были   верными.  Упражнение   «Прогнозирование»   можно использовать,   например,   на   уроках   литературы,   когда   обучающимся   предлагается спрогнозировать дальнейшие  действия героя  в  сложной  для  него  ситуации,  в  ситуации морального, нравственного выбора.              Большие возможности в формировании УУД открывают проектные занятия. При подготовке   к   проекту   ученикам   приходится   работать   с   художественными   текстами, литературоведческими   статьями;   конспектировать,   сопоставлять     мнения   автора, литературоведа,   критика,   своё   собственное;   выступать   с   сообщением,   участвовать   в конструктивном   диалоге.   Такая   форма   организации   учебной   работы   способствует формированию     личностных универсальных учебных действий.          В формировании УУД очень продуктивны такие уроки, как «Защита проекта». Эти уроки требуют длительной подготовки. Проектная деятельность способствует: ­ формированию социально  активной творческой личности; ­ повышению мотивации к получению знаний; ­ возможности видеть продукт собственного труда.       К проектной внеурочной деятельности можно отнести работу ребят при подготовке к праздникам. Ученики с удовольствием занимаются выпуском школьной газеты, реализуют свои индивидуальные способности. У нас есть и журналисты, и фотографы, и художники, и корректоры, и главный редактор.            Для формирования   коммуникативных УУД целесообразно использовать приёмы, направленные   на   осмысление   содержания   текста:   «Чтение   с   остановками»,   «Чтение   с пометками», «Составление кластера».   коммуникативных, «Составление кластера» ­ особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово, от него расходятся стрелки­лучи, показывающие смысловые поля того или иного понятия.           Особое место в формировании УУД на уроках и во внеурочной работе хотелось бы отвести театрализации как одной из форм групповой деятельности обучающихся. Ребята с удовольствием   инсценируют   фрагменты   из   произведений,   самостоятельно   создают декорации, костюмы. Очень нравится детям бывать в театрах, куда мы ездим два­три раза в год.          Какие ещё   виды заданий способствуют формированию УУД? К ним можно отнести такие, как ­ работа по составлению плана текста и плана своих действий; ­ сопоставительный анализ своего «Я» с героями литературных произведений; ­ пересказ текста от лица литературного героя; ­ нравственно­этическое оценивание действий персонажа; ­ прослеживание судьбы, позиции героя и обретение новых жизненных смыслов; ­ сопоставление взглядов автора, критика на произведение, поступки  героя; ­   умение   устанавливать   причинно­следственную   связь   героев,   их   поступков,   а   также развития сюжета, конфликта и его разрешения; ­ выявление эстетических ценностей через анализ поэтических текстов; ­ переживание сопричастности истории, жизни своей Родины, подвигу народа.            На уроках русского языка формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Это ­ владение всеми видами речевой деятельности; ­ умение вести диалоги со сверстниками и взрослыми; ­ восприятие устной и письменной речи; ­ умение  грамотно излагать свою точку зрения; ­ соблюдение норм устной и письменной речи, правил речевого этикета.

ФГОС общего образования – базовый инструмент реализации конституционных прав на качественное образование детей.

ФГОС общего образования – базовый инструмент реализации конституционных прав на качественное образование детей.

ФГОС общего образования – базовый инструмент реализации конституционных прав на качественное образование детей.

ФГОС общего образования – базовый инструмент реализации конституционных прав на качественное образование детей.

ФГОС общего образования – базовый инструмент реализации конституционных прав на качественное образование детей.

ФГОС общего образования – базовый инструмент реализации конституционных прав на качественное образование детей.

ФГОС общего образования – базовый инструмент реализации конституционных прав на качественное образование детей.

ФГОС общего образования – базовый инструмент реализации конституционных прав на качественное образование детей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2018