ФГОС общего образования – базовый инструмент реализации конституционных прав на качественное образование детей.
Оценка 4.7
Научные работы
docx
администрации +1
Взрослым
14.12.2018
Магистрант 1-го курса группы М-СР-18
Финансово-экономического института
«ФГАОУ ВО Северо-Восточного Федерального университета
им. М. К. Аммосова»
Расторгуева Виктория Васильевна
СТАТЬЯ
ФГОС общего образования – базовый инструмент реализации конституционных прав на качественное образование детей.
Современная жизнь предъявляет человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность , а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.
Главной целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребёнка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в послеурочное время. Предполагается, что школа даст ребенку необходимый уровень знаний и умений, позволяющих идти по дороге жизни, не боясь ставить и решать важные профессиональные и жизненные задачи.
В этой связи очень актуальными становятся те универсальные учебные действия (УУД), которые вводятся ФГОС.
Виды УУД:
1) личностные;
2) регулятивные;
3) познавательные;
4) коммуникативные.
Личностные:
– формирование основ гражданской идентичности;
– правосознание, межличностные отношения;
– выбор профильного образования и готовность к дальнейшему самообразованию.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным. Ученик задаёт себе вопрос: « Зачем? Для чего мне это надо?». И сам на него отвечает.
Регулятивные – способность ставить цели и задачи, уметь контролировать свои действия, планировать будущий результат.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью через постановку цели, планирование, контроль и оценку своих действий. Не только учитель, но и ученик должен иметь своё планирование. Такие планы работы сегодня есть у учителей, работающих с одарёнными детьми, со школьниками, обучающимися на дому. Здесь важна разработка индивидуальных заданий, определение сроков их выполнения.
Познавательные:
– смысловое чтение и осознанная работа с информацией;
– проектно-исследовательская работа;
– изучение различных действий и операций и умение применять их на практике.
Познавательные действия включают действия поиска, исследования, отбора информации, её классификации.
Коммуникативные:
– умение работать в группе, согласовывать свои действия, договариваться и поддерживать контакты;
– речевая деятельность.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умения слушать, слышать, вести беседу, дискуссию и т.д. По этому направлению большие возможности открываются в организации проектной деятельности, семинарских занятий, работы в группах.
В основе развития УУД лежит системно-деятельностный подход. Активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности.
Какими могут быть пути формирования УУД средствами русского языка и литературного чтения на уроках и во внеурочное время?
На уроках применяю технологию проблемного обучения. В процессе этого реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Поэтому «точка удивления» (как писал В.С. Библер) или проблемная ситуация для меня являются отправными моментами в дальнейшей организации урока, подборе форм и видов учебной деятельности школьников. Вот почему в начале изучения творчества писателя или отдельного произведения стараюсь найти что-то интересное в тексте, на что ребята, может быть, и не обратили бы внимания. Практикую, начиная с 1-го класса, работу в творческих группах, выполняющих задания поискового, творческого, исследовательского характера. Такая работа направлена на формирование УУД. Считаю, что для успешного читательского развития непременным условием должно быть «опережение» заданий и прочтение текстов. Сегодня это сделать особенно трудно. Все знаем, что от предложенного ученикам (даже заранее) перечня заданий, вопросов, статей, книг заинтересованнее в предмете они не становятся. Причина в том, что нужна работа «по преображению своего сознания». Нужны такие тексты, виды заданий, при выполнении которых ученик оказывается в ситуации «открытия, удивления, сопереживания». Приведу несколько примеров таких заданий: Какое оно – «Тридесятое царство»? Совпадает ли выбор героя с нравственной позицией автора произведения и твоей?»
Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и приём «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности. Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания.
Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные–неверные утверждения», «Прогнозирование». Используя приём «Верные-неверные утверждения», можно предложить ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках литературы, когда обучающимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора.
Большие возможности в формировании УУД открывают проектные занятия. При подготовке к проекту ученикам приходится работать с художественными текстами, литературоведческими статьями; конспектировать, сопоставлять мнения автора, литературоведа, критика, своё собственное; выступать с сообщением, участвовать в конструктивном диалоге. Такая форма организации учебной работы способствует формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных универсальных учебных действий.
В формировании УУД очень продуктивны такие уроки, как «Защита проекта». Эти уроки требуют длительной подготовки. Проектная деятельность способствует:
- формированию социально активной творческой личности;
- повышению мотивации к получению знаний;
- возможности видеть продукт собственного труда.
К проектной внеурочной деятельности можно отнести работу ребят при подготовке к праздникам. Ученики с удовольствием занимаются выпуском школьной газеты, реализуют свои индивидуальные способности. У нас есть и журналисты, и фотографы, и художники, и корректоры, и главный редактор.
Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приёмы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».
«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово, от него расходятся стрелки-лучи, показывающие смысловые поля того или иного понятия.
Особое место в формировании УУД на уроках и во внеурочной работе хотелось бы отвести театрализации как одной из форм групповой деятельности обучающихся. Ребята с удовольствием инсценируют фрагменты из произведений, самостоятельно создают декорации, костюмы.
Очень нравится детям бывать в театрах, куда мы ездим два-три раза в год.
Какие ещё виды заданий способствуют формированию УУД? К ним можно отнести такие, как
- работа по составлению плана текста и плана своих действий;
- сопоставительный анализ своего «Я» с героями литературных произведений;
- пересказ текста от лица литературного героя;
- нравственно-этическое оценивание действий персонажа;
- прослеживание судьбы, позиции героя и обретение новых жизненных смыслов;
- сопоставление взглядов автора, критика на произведение, поступки героя;
- умение устанавливать причинно-следственную связь героев, их поступков, а также развития сюжета, конфликта и его разрешения;
- выявление эстетических ценностей через анализ поэтических текстов;
- переживание сопричастности истории, жизни своей Родины, подвигу народа.
На уроках русского языка формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Это
- владение всеми видами речевой деятельности;
- умение вести диалоги со сверстниками и взрослыми;
- восприятие устной и письменной речи;
- умение грамотно излагать свою точку зрения;
- соблюдение норм устной и письменной речи, правил речевого этикета.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий осуществляется через изучение всех тем раздела «Речь», через анализ текстов разных жанров, стилей и типов речи; через проведение деловых игр, языковых праздников; через моделирование текстов разных стилей и жанров.
Познавательные универсальные учебные действия на уроках русского языка формируются через такие виды работ, в которых ученикам приходится формулировать проблему; приводить аргументы, строить цепь доказательств; осуществлять поиск, извлекать и систематизировать необходимую информацию из различных источников. Познавательные универсальные учебные действия формируются и через задания, связанные с компрессией текста. Без навыков сжатия информации невозможно написать сжатое изложение, трудно подготовить пересказ текста, сообщение, написать сочинение, наконец, выделить в тексте абзацы, занести теоретический материал в таблицу, схему.
Формирование личностных универсальных учебных действий, таких, как смыслообразование, самоопределение, регулятивных действий осуществляю как классный руководитель и как учитель через систему классных часов, организацию экскурсий, анкетирование, участие в классных и общешкольных делах.
Систематически на уроках русского языка и литературного чтения, во внеурочной деятельности целесообразно использовать такое средство формирования УУД, как создание обучающимися литературных произведений (стихотворений, сказок, рассказов, басен). Это способствует формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД, помогает ученику и учителю оценить качество образования, развивать рефлективные способности обучающихся. Это средство формирования универсальных учебных действий в учебной практике можно тесно связать с проектной деятельностью и методом портфолио , что прекрасно иллюстрирует системно-деятельностный подход, на который опирается современное образование. Среди своих учеников могу отметить тех, которые успешно работают в этой области. Это Зайцева Анна, Астахин Кирилл, Соловей Виктория, Данилов Сергей ,Долгошей Ангелина, Литовченко Данил и другие. Эти ребята пишут стихотворения, участвуют в творческих конкурсах и фестивалях разного уровня (районные конкурсы: Традиции моей семьи, Ремесло моей семьи, Берегите лес от пожара, Сохраним жизнь обитателям водоемов и другие)
Рефлексия – одно из важнейших средств формирования умения учиться. К средствам, формирующим универсальные учебные действия на стадии рефлексии, помогающим творчески интерпретировать информацию, относятся: написание отзыва, составление поздравлений, памятки, , письмо по кругу.
Завершая выступление о путях формирования УУД средствами русского языка и литературного чтения на уроках и во внеурочное время, хочется сказать, что, какие бы требования жизнь сегодня не предъявляла школе, успешность работы учителя во все времена зависела от самого учителя, от его увлечённости, заинтересованности и профессионализма.
ФГОС общего образования – базовый инструмент реализации конституционных..docx
Магистрант 1го курса группы МСР18
Финансовоэкономического института
«ФГАОУ ВО СевероВосточного Федерального университета
им. М. К. Аммосова»
Расторгуева Виктория Васильевна
СТАТЬЯ
ФГОС общего образования – базовый инструмент реализации
конституционных прав на качественное образование детей.
Современная жизнь предъявляет человеку жёсткие требования – это высокое качество
образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность , а самое главное –
умение ориентироваться в большом потоке информации и адаптироваться в любом
обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к
образованию сегодня меняют свои приоритеты.
Главной целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребёнка, его талантов,
способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за
свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в послеурочное время.
Предполагается, что школа даст ребенку необходимый уровень знаний и умений,
позволяющих идти по дороге жизни, не боясь ставить и решать важные профессиональные
и жизненные задачи.
В этой связи очень актуальными становятся те универсальные учебные действия
(УУД), которые вводятся ФГОС.
Виды УУД:
1) личностные;
2) регулятивные;
3) познавательные;
4) коммуникативные.
Личностные:
– формирование основ гражданской идентичности;
– правосознание, межличностные отношения;
– выбор профильного образования и готовность к дальнейшему самообразованию.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным. Ученик задаёт себе
вопрос: « Зачем? Для чего мне это надо?». И сам на него отвечает.
Регулятивные – способность ставить цели и задачи, уметь контролировать свои действия,
планировать будущий результат.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной
деятельностью через постановку цели, планирование, контроль и оценку своих действий.
Не только учитель, но и ученик должен иметь своё планирование. Такие планы работы
сегодня есть у учителей, работающих
с одарёнными детьми, со школьниками,
обучающимися на дому. Здесь важна разработка индивидуальных заданий, определение
сроков их выполнения. Познавательные:
– смысловое чтение и осознанная работа с информацией;
– проектноисследовательская работа;
– изучение различных действий и операций и умение применять их на практике.
Познавательные действия включают действия поиска, исследования, отбора информации,
её классификации.
Коммуникативные:
– умение работать в группе, согласовывать свои действия, договариваться и поддерживать
контакты;
– речевая деятельность.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умения слушать,
слышать, вести беседу, дискуссию и т.д. По этому направлению большие возможности
открываются в организации проектной деятельности, семинарских занятий, работы в
группах.
В основе развития УУД лежит системнодеятельностный подход. Активность
обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования – знания не
передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе
познавательной деятельности.
Какими могут быть пути формирования УУД средствами русского языка и
литературного чтения на уроках и во внеурочное время?
На уроках применяю технологию проблемного обучения. В процессе этого реализуется
исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого
заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в
процессе своего труда.
Поэтому «точка удивления» (как писал В.С. Библер) или
проблемная ситуация для меня являются отправными моментами в дальнейшей
организации урока, подборе форм и видов учебной деятельности школьников. Вот почему
в начале изучения творчества писателя или отдельного произведения стараюсь найти что
то интересное в тексте, на что ребята, может быть, и не обратили бы внимания. Практикую,
начиная с 1го класса, работу в творческих группах, выполняющих задания поискового,
творческого, исследовательского характера. Такая работа направлена на формирование
УУД. Считаю, что для успешного читательского развития непременным условием должно
быть «опережение» заданий и прочтение текстов. Сегодня это сделать особенно трудно.
Все знаем, что от предложенного ученикам (даже заранее) перечня заданий, вопросов,
статей, книг заинтересованнее в предмете они не становятся. Причина в том, что нужна
работа «по преображению своего сознания». Нужны такие тексты, виды заданий, при
выполнении которых ученик оказывается в ситуации «открытия, удивления,
сопереживания». Приведу несколько примеров таких заданий: Какое оно – «Тридесятое
царство»? Совпадает ли выбор героя с нравственной позицией автора произведения и
твоей?»
Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и приём
«Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я
знаю о теме урока; «Хочу узнать» формулирование цели; «Узнал» соотношение старой и
новой информации; «Научился» осознание результативности деятельности. Важно,
чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и
становилось стимулом дальнейшего освоения содержания.
Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать
задания «Верные–неверные утверждения», «Прогнозирование». Используя приём «Верные
неверные утверждения», можно предложить ученикам несколько утверждений по ещё не
изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или познавательных,
регулятивных,
просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить,
какие из утверждений были верными.
Упражнение «Прогнозирование» можно
использовать, например, на уроках литературы, когда обучающимся предлагается
спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации
морального, нравственного выбора.
Большие возможности в формировании УУД открывают проектные занятия. При
подготовке к проекту ученикам приходится работать с художественными текстами,
литературоведческими статьями; конспектировать, сопоставлять
мнения автора,
литературоведа, критика, своё собственное; выступать с сообщением, участвовать в
конструктивном диалоге. Такая форма организации учебной работы способствует
формированию
личностных
универсальных учебных действий.
В формировании УУД очень продуктивны такие уроки, как «Защита проекта». Эти
уроки требуют длительной подготовки. Проектная деятельность способствует:
формированию социально активной творческой личности;
повышению мотивации к получению знаний;
возможности видеть продукт собственного труда.
К проектной внеурочной деятельности можно отнести работу ребят при подготовке к
праздникам. Ученики с удовольствием занимаются выпуском школьной газеты, реализуют
свои индивидуальные способности. У нас есть и журналисты, и фотографы, и художники, и
корректоры, и главный редактор.
Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приёмы,
направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с
пометками», «Составление кластера».
коммуникативных,
«Составление кластера» особая графическая организация материала, позволяющая
систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое
слово, от него расходятся стрелкилучи, показывающие смысловые поля того или иного
понятия.
Особое место в формировании УУД на уроках и во внеурочной работе хотелось бы
отвести театрализации как одной из форм групповой деятельности обучающихся. Ребята с
удовольствием инсценируют фрагменты из произведений, самостоятельно создают
декорации, костюмы.
Очень нравится детям бывать в театрах, куда мы ездим дватри раза в год.
Какие ещё виды заданий способствуют формированию УУД? К ним можно отнести
такие, как
работа по составлению плана текста и плана своих действий;
сопоставительный анализ своего «Я» с героями литературных произведений;
пересказ текста от лица литературного героя;
нравственноэтическое оценивание действий персонажа;
прослеживание судьбы, позиции героя и обретение новых жизненных смыслов;
сопоставление взглядов автора, критика на произведение, поступки героя;
умение устанавливать причинноследственную связь героев, их поступков, а также
развития сюжета, конфликта и его разрешения;
выявление эстетических ценностей через анализ поэтических текстов;
переживание сопричастности истории, жизни своей Родины, подвигу народа.
На уроках русского языка формируются коммуникативные универсальные учебные
действия. Это
владение всеми видами речевой деятельности;
умение вести диалоги со сверстниками и взрослыми;
восприятие устной и письменной речи; умение грамотно излагать свою точку зрения;
соблюдение норм устной и письменной речи, правил речевого этикета.
ФГОС общего образования – базовый инструмент реализации конституционных прав на качественное образование детей.
ФГОС общего образования – базовый инструмент реализации конституционных прав на качественное образование детей.
ФГОС общего образования – базовый инструмент реализации конституционных прав на качественное образование детей.
ФГОС общего образования – базовый инструмент реализации конституционных прав на качественное образование детей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.