ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.
Оценка 4.8

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
русская литература
8 кл
04.03.2018
ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.
Данная рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе, программы «Литература 5-11 классы» (Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2010), рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программой основного общего образования.
Рабочая программа по литературе 8 класс.doc
Государственное  бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области  «Шахтинский генерала Я.П.Бакланова казачий кадетский корпус»                                                                                                  УТВЕРЖДАЮ ГБОУ РО «Шахтинский генерала Я.П.Бакланова  казачий кадетский корпус» ________________________ В.А.Бобыльченко                                                                                                   Приказ от «     »_____________ 20___ г.  № ___                                      РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Литература» для обучающихся 8 «А», «Б» классов                            Вид программы                            Возраст      Уровень реализации  Уровень освоения                            Объем курса Рабочая 8 «А», «Б» классы Основное общее образование базовый 102 ч Срок реализации 1 год ­2017­2018                                                          Составитель: Бураева Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы ШККК,                                                           высшая квалификационная категория 1.Пояснительная записка    Данная рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе,   программы   «Литература   5­11   классы»   (Г.С.   Меркин,   С.А.Зинин,   В.А.   Чалмаев  –   М.:   «Русское   слово»,   2010),   рекомендованной Министерством   образования   РФ,   в   соответствии   с   Федеральным   компонентом   государственного   стандарта   основного   общего   образования, Примерной основной образовательной программой основного общего образования от 8 апреля 2015 г. № 1/15 и  Методическими рекомендациями по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  и  среднего (полного) общего образования от 07 августа 2015 года № 08­1228 и учебным планом ШККК.    Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).    Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно­методическим комплексом:  ­ Программы по литературе для 5­11 классов общеобразовательной школы. Авторы­составители: Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А. Чалмаев. ­ М.: «Русское слово», 2009 г.; ­ учебник «Литература 8 класс» (в двух частях). Автор  Г.С. Меркин. – М.: «Русское слово», 2015г.; ­ методические рекомендации «Литература 5­11 классы», Г.С. Меркин, С.А. Зимин, В.А. Чалмаев. – М.: «Русское слово», 2013 г.    Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература  является одним из источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка  художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной  русской речью.    Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки,  которая изучает это искусство.    Курс литературы в 5­8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко­хронологического и проблемно­тематического  принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко­литературной основе, который продолжается в 10­11 классах. В программе представлены следующие разделы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Устное народное творчество. Древнерусская литература. Русская литература 18 века. Русская литература первой половины 19 века. Русская литература второй половины 19 века. Русская литература первой половины 20 века. Русская литература второй половины 20 века. Литература народов России. Зарубежная литература. Обзоры. Сведения по теории и истории литературы. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования. 10. 11. 12. Программа решает основную задачу преподавания литературы ­ развить представление о литературе как об искусстве слова, воспитать культуру  читательского восприятия, понимание авторской позиции, читательских интересов, художественного вкуса. Осуществляет межпредметные  связи: русский язык – литература ­ история ­ музыка – ИЗО ­ МХК.  Вводятся необходимые для работы с художественными текстами литературоведческие понятия с ориентацией на будущую подготовку к сдаче ЕГЭ по литературе. Реализация программы предполагает достижение следующих целей: • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и  уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской  культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности  в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко­литературных сведений и теоретико­ литературных понятий; • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых  сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно­исторического и общечеловеческого содержания; грамотного  использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний; • воспитание гражданственности, патриотизма, интереса и любви к слову.      Программа для 8 класса учитывает требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и  Примерной программы по литературе; опирается на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой  от фольклора, древнерусской литературы к литературе XX века, четко ориентирована на последовательное углубление постижения литературных  произведений, понимание и осмысление развития творческого пути каждого писателя и развития литературы в целом, формирование умений и  навыков, необходимых каждому грамотному читателю и тем более «талантливому читателю» (С.Я. Маршак).     В основу программы  положен принцип вовлечения учащихся в литературно­творческую и читательскую деятельность с использованием системы методов и приемов работы с ресурсами Интернета. Особенность по отношению к ФГОС  ООО. Программа по литературе для 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного   общего   образования,   представленных   в   Федеральном   государственном   образовательном   стандарте   общего   образования   второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями 1. Примерной программы (Серия «Стандарты второго поколения». Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5­9 классы, М.: «Просвещение», 2011 год).              2. Литература: программа: 5­9 классы общеобразовательных учреждений./ (Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2010)   В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования,   с особенностями ООП, образовательных  потребностей  и запросов  обучающихся  нашей  школы, преемственность  с примерными программами для начального общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.    Концепция (основная идея  программы).          Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.                      В программе реализуется важнейшая цель литературного образования: воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению, приобщать учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развивать их способности воспринимать и оценивать явления художественной литературы и на этой основе формировать духовно­нравственные качества, эстетические вкусы современных читателей и потребность в творческом самовыражении. Особенностью программы является постоянное сопоставление на разных этапах обучения произведений русской   и   зарубежной   литературы,   классических   и   современных   произведений,   а   также   их   трактовке   в   других   искусствах,   что   позволяет проследить основные тенденции развития русской и мировой литературы, определить «вечные темы» и проблемы. Реализация   программы   8   класса   предполагает   максимальное   погружение   учащихся   в   самостоятельную   творческую   деятельность, разнообразную по форме и содержанию: от простейшего ученического исследования до создания собственных сайтов.      Обоснованность (актуальность, новизна, значимость). Новизной программы является активное использование Интернета в процессе читательской деятельности: не только в качестве источника информации, но и как средство развития интереса к изучению литературы. Новизна и «плюс» в том, что в программу для 8 класса включены и те произведения, которые в последнее время не издавались или выпускались недостаточными тиражами. Новаторство данной программы в том, что в ней   сформулированы   темы   творческих   и   проектных   заданий.   Например,   «Историческая   реальность   и   художественный   вымысел   в   русской литературе». Тема для ученического исследования включает школьника в проектную деятельность. В программу заложены компоненты литературного образования: образовательный, просветительский, воспитательный. Предмет «Литература» в соответствии с ФГОС входит в предметную область «Филология». Общие цели учебного предмета для ступени обучения:  1.   Расширить  литературную   эрудицию,   вводя   в   круг     чтения   доступные   пониманию   подростков   произведения  разных   жанров,   созданные отечественными и зарубежными авторами. 2. Заложить основные умения читательской деятельности (восприятие, анализ, интерпретация, оценка). 3.   Подвести   к   постижению   истоков   и   природы  литературы   как   феномена   духовной   культуры  и   способа   познания   действительности,   жизни, человека. 4. Содействовать  интеллектуально­  нравственному и   мировоззренческому   развитию личности. 5. Формировать гуманистическое толерантное сознание, способность понимать себя и других. 6. Поддерживать стремление выразить себя в слове. 7. Обучать общению с Интернетом как современным средством решения познавательных, читательских, коммуникативных и творческих задач. Сроки реализации программы.        Программа реализуется в течение одного года. Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы. Основные критерии отбора художественных произведений: Художественная ценность Гуманистическая направленность Позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям Культурно­исторические традиции            В программу включены произведения зарубежной литературы (классицизм), произведения  XVIII  века и   XIX—ХХ веков, причем не только традиционные для школы, но и те, что ранее не изучались. Дидактический аппарат учебника литературы направлен на восстановление в памяти учащихся пройденного материала и раскрытие его связи с новым, а также на развитие самостоятельной мысли учеников: «докажи...», «сравни...», «рассмотри...», «найди...» Вопросы и задания являются разноуровневыми по своей трудности. Большое внимание уделяется практике чтения: вслух и про себя, классному и домашнему. Программа обогащена целым рядом новых произведений русской классики, современных писателей с целью воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению, а также расширять и углублять жизненный и художественный опыт учеников. Содержание программы соответствует психологическим особенностям детей. Разнообразие произведений, авторов, рубрик способствует развитию индивидуального читательского вкуса и тем самым – становлению личностного самосознания школьников. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, постепенно становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно­эстетической проблематике. 2.Общая характеристика   учебного       предмета.             Общие цели и задачи основного общего образования с учетом специфики учебного предмета. Учебник содержит методический аппарат, формирующий различные коммуникативные умения школьников; вопросы и задания на сопоставление словесного, графического и кинематографического образов; организует проектную деятельность школьников. Программа предполагает развивать у учащихся следующие составляющие современной учебной и читательской деятельности. 1. «Культурно­навигационные» навыки, позволяющие свободно ориентироваться в литературных текстах, представленных в печатном (книжном, газетно­журнальном) и электронном форматах. 2. Навыки поиска экспертных оценок: мнения учителей, критиков, родителей, новостной информации и т.д. – и опираться на них. 3. Умение публиковать в Интернете собственные заметки, рецензии, отзывы, сочинения, дневники. 4. Навыки в специфическом чтении и составлении Интернет­текстов (графическое выделение важных для автора слов и фраз, гипертекстовые контекстные ссылки, позволяющие найти нужную информацию). Запланированы  вопросы и задания   на сопоставление словесного, графического и кинематографического образов. Их содержание направлено на  деятельностный подход,  предполагающий включение школьников в самостоятельный поиск истины. Организуется проектная деятельность школьников. Характер вопросов и заданий позволяет развивать творческие и исследовательские навыки школьников; постепенно, не форсируя усилий, подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ. Система проектной деятельности учащихся позволяет шаг за шагом формировать основные компетенции, приучать к самостоятельному литературному поиску, к различным приемам работы с информацией, с библиотеками – книжными и электронными. В самостоятельной работе формируются интерес к предмету, любовь к литературе, а также литературный вкус – основа шкалы эстетических ценностей.  Произведения зарубежной литературы даются во взаимосвязи с русской классикой. Русская литературная классика стала в предлагаемых учебниках основой для понимания современной литературы. Постоянно предлагают ученику вопросы на повторение и закрепление. Конечно, новое – основа учебы, но повторение и закрепление придают знаниям прочность, помогают подготовиться к будущим экзаменам. Особая   роль   отводится   пониманию   социальной   и   культурной   роли   литературной   критики,   формированию   умения   работать   с   литературно­ критическими статьями. Программа  расширяет литературную эрудицию учащихся; учит  воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать художественный текст; подводит школьников к пониманию литературы как феномена духовной культуры.   Программа     полностью   обеспечивает   учебную   деятельность   школьников   на   уроке   и   дома.   Произведения   подобраны   таким   образом,   что удовлетворяют разный читательский вкус. Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь  неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации.  Для реализации задач литературного образования в 5­9 классах предлагается концентрический на хронологической основе вариант построения курса с  выходом на «линейное» рассмотрение историко­литературного материала в 9, 10 и 11 классах. Выбор обусловлен тем обстоятельством, что 9 класс  является выпускным и, исходя из обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе, школьники должны получить представление об историко­литературном процессе, в том числе и на основе постижения системных понятий и категорий. Прежде всего, это само  понятие «литературный процесс» и его структурообразующие содержательные элементы: литературное направление, стиль писателя, стиль эпохи, на­ родность, историзм, традиции, новаторство и др. Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие  эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого  интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности. В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и  подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений ­ умений  составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать  об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства. Классное чтение призвано максимально заинтересовать школьников, вызвать желание продолжить чтение произведений данного писателя во  внеурочное время, стимулировать способность восхищаться хорошей и умной книгой, ее автором и героями. Художественные произведения, прочитанные во внеурочное время и обсужденные в классе, расширяют представления школьников о творчестве  писателя, позволяют надеяться на серьезное, сознательное отношение к чтению.  Специфика предмета: Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно­эстетическим ценностям нации и человечества. Технологии, методики:       Содержание учебника 8 класса полностью соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по литературе. Курс литературы в УМК под ред. Б.А. Ланина направлен на включение обучающихся в литературно­творческую и читательскую деятельность с использованием системы методов и приёмов работы с ресурсами Интернета. Интернет используется не только как источник информации, но и как стимул   к   изучению   литературы.   Новые   информационные   технологии   позволяют   каждому   желающему   ученику   увидеть   свои   тексты опубликованными. Стратегия программы также даёт возможность школьникам не только научиться выражать своё отношение к прочитанным литературным произведениям, но и сверять своё мнение с оценками других: сверстников, учителей, литературных критиков, писателей. Методы обучения:     Реализация   программы   предполагает  максимальное   включение  общению в малых группах на уроках литературы и «медленному чтению».  уровневая дифференциация; проблемное обучение; информационно­коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава) объяснительно­иллюстративный; проблемное изложение; частично­поисковый; исследовательский  учащихся  в   самостоятельную  творческую   деятельность.  Особое   внимание чтение   и   анализ   художественных   произведений,   понимание   ключевых   проблем,   владение Творческая   деятельность:  создание   различных   творческих   работ,   в   которых   выражается   собственная   интерпретация   и   понимание Коммуникативная   деятельность:  умение   пересказывать   произведения,   участвовать   в   дискуссиях,   создавать   письменные   и   устные Основные виды деятельности учащихся. Познавательная   деятельность: 1. литературоведческими терминами. 2. произведения, понимание образности художественной литературы. 3. высказывания, аргументировано отвечать на вопросы по изученному или самостоятельно прочитанному произведению. 4. Согласно требованиям ФГОС к результатам освоения ООП самым  важным предметным результатом, который достигается при изучении литературы   как   предмета,  является   «осознание   значимости   чтения   и   изучения   литературы   для   своего   дальнейшего   развития, формирование потребности в систематическом чтении как средство познания мира и себя в этом мире». Поэтому чтение является ведущей деятельностью при освоении литературы. Исследовательская деятельность: создание самостоятельных проектов, связанных с отечественной и или мировой литературой Важнейшими умениями в 5­9 классах являются следующие: умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых  умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений; выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть; осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава     повести и пр.);  образований (эпические и драматические тексты);         Программа 5­9 опирается на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой от преданий, фольклора,  древнерусской литературы к литературе XX века, четко ориентирована на последовательное углубление усвоения литературных текстов, понимание и  умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов; умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы; умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения; умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях. умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении; умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения; умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения; умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника; осмысление развития творческого пути каждого писателя и развития литературы в целом, формирование умений и навыков, необходимых каждому  грамотному читателю и тем более «талантливому читателю» (С.Я. Маршак). Цель литературного образования в 8классе – способствовать не только духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетической зрелости юного читателя, но и на основе углубления и расширения представлений о понятиях, с помощью которого характеризуется  отдельное произведение или его фрагмент, изучение литературы строится с учетом родовой и жанровой специфики литературного источника.  В центре программы – чтение как важнейший процесс формирования творческой личности. Его организации отводится важная роль в  дидактическом аппарате учебника. Методический аппарат учебника богат и разнообразен. Учебник позволяет осуществлять уровневую  дифференциацию обучения. Большое количество вопросов и заданий к прочитанному тексту дает возможность ученику выбрать интересное и  понятное для него задание. В центре процесса – текст как информационное поле, на котором встречаются Автор и Читатель. Предусмотренные  задания углубляют знания учащихся по тексту произведения.  Семиклассникам предлагаются задания продуктивного и творческого уровня, вызывающие интерес у всех учащихся. Задания репродуктивного  уровня отсутствуют. Даже если первая часть задания является репродуктивной, то вторая часть обязательно требует размышления, более  глубокого анализа текста. Проблемные вопросы повышают мотивацию учащихся к изучению материала,  доказательности, внимательного прочтения произведения, развивают мышление. Развитию речи обучающихся  способствуют такие задания, как подготовка к выразительному чтению. Учебник  обращает внимание на темп прочтения стихотворений, интонацию каждой строки, паузы, повышение и понижение тона. Практическая направленность  обучения формирует различные компетентности ученика  ­ включенность в деятельность, способность  реализовывать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникативного пространства. Формирование компетенций  происходит через формирование обобщенных умений предметного характера.             Общекультуроведческая компетенция. Основными критериями являются:  ­ осознание ценности языка как формы взаимодействия с другими людьми в рамках национальной культуры. К этому типу компетенции относится  понимание национально­культурной специфики русского литературного  языка;  ­ владение нормами речевого этикета:   правильность; чистота (отсутствие жаргонизмов, диалектизмов); точность;   логичность;  выразительность;    уместность;   образность; доступность. Ценностно­мировоззренческая  компетенция. Оценивается уровень развития ценностных ориентаций, духовно­нравственная и эстетическая оценка  в процессе освоения материала  с учетом следующих критериев: ­ сформированная культура аудиовизуального восприятия;  ­ приобретение позитивного духовно­нравственного опыта в процессе изучения литературы,  толерантности по отношению к другим оценочным  позициям;  ­ наличие собственной ценностной оценки и умение аргументированно ее высказывать;  ­ умение выстраивать «шкалу ценностей» того или иного литературного  явления, события, определяемую как  «общемировая, общечеловеческая  ценность», «ценность для русской  литературы», «ценность для меня лично» и т.д.; Формами проверки этих умений могут быть различные творческие задания: писать изложение художественного текста с изменением лица ;  писать сочинение­повествование на литературную тему;  ­ рассуждение с выстроенной системой доказательств и примерами из литературы; ­ реферативная и проектно­поисковая деятельность учащихся;  ­ проведение самоанализа собственной творческой работы и другие формы. Речевая компетенция. Основными критериями являются: ­  владение продуктивными навыками различных видов устной и письменной речи а) устной  речи:        б) письменной  речи:    в) устной разговорной речи:           в) письменной разговорной речи с элементами художественной:     г) устной художественной речи:    отвечать на вопросы учебника;  вести диалог;  владеть этикетными средствами языка;  описывать речевую ситуацию на основе текста, рисунка;  определять свои коммуникативные удачи (неудачи);  формировать явно (вслух), неявно (про себя) коммуникативное намерение;  ориентироваться в ситуации общения, учитывая адресат;  анализировать, оценивать;  аргументировать свой ответ;  определять художественный  стиль речи;   выделять в тексте ключевые слова;  ставить вопросы к тексту;  составлять план текста;  составлять устный развернутый ответ и пересказ текста (подробный, сжатый, выборочный);  делать сообщение на заданную тему.  создавать собственные тексты;  редактировать текст;  пересказывать текст  определять художественный стиль речи;  различать широкие и узкие темы; читать тексты изучающим чтением;   пересказывать текст;  составлять устный рассказ по опорным словам и словосочетаниям.  писать аннотацию и отзыв;  находить и устранять повторы – недочеты;  использовать в письменной речи особенности частей речи, синтаксических конструкций.  писать подробное обучающее изложение;  писать сочинение  на литературную или публицистическую тему; отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой     д) письменной художественной речи:     собственного отношения к героям и событиям;     2. Развивать виды речевой деятельности:    3. Развивать грамматический строй речи:    4. Обогащать словарный запас слов:     Читательская и литературно­творческая компетенция предполагает следующие критерии; ­  комментировать изученные произведения и доказательно их оценивать; ­ использовать специфику рода, жанра, тематики, авторской манеры и позиции автора при анализе и оценке произведения; ­ определять темы, мотивы, образы в литературном произведении и интерпретировать их трансформацию в них; ­ уметь анализировать и выявлять значение важнейших эпизодов, обнаруживать понимание их взаимосвязи; ­ пересказывать и эпизоды, давать устный и письменный ответ на вопрос о нравственном содержании сцены или эпизода; ­ уметь владеть творческими приемами претворения литературного произведения: устным словесным рисованием, составлением киносценария,  инсценирования; ­ характеризовать и оценивать героев художественных произведений, которые предназначены для чтения и изучения, выявляя в них общее и  индивидуальное; ­ читать выразительно изученные произведения или фрагменты с учетом жанровой принадлежности произведения; работать с заданиями к тексту;  переходить с одного вида чтения на другой.  уметь ставить слова в нужную форму;  уметь конструировать словосочетания и предложения;  наблюдать за лексическим значением слов;  использовать в речи слова с новым лексическим значением;  говорить и читать с соблюдением норм произношения. ­уметь использовать собственные впечатления и наблюдения при анализе произведений, привлекать материалы других предметов, научно­ популярных изданий, средств массовых информаций, смежных с литературой искусств. Основные виды у с т н ы х   и п и с ь м е н н ы х  р а б о т  по л и т е р а т у р е   в  8­9 к л а с с а х Устно Правильное, беглое и выразительное чтение художественных, учебных и научно­популярных текстов, в том числе и выученных наизусть. Пересказ художественных произведений (подробный, краткий, выборочный, от другого лица, художественный ­ с максимальным использованием  особенностей текста). Устное словесное рисование. Устное сочинение­рассуждение, сочинение­описание по изучаемому произведению. Характеристика  героев (индивидуальная, сравнительная, групповая). Рассказ о писателе, о художнике­иллюстраторе на основе рассказа учителя, статьи учебника,  самостоятельного чтения дополнительной литературы. Отзыв о прочитанном самостоятельно литературном произведении, просмотренном кинофильме, спектакле, телепередаче, прослушанной звукозаписи, об  актерском или авторском чтении. Сочинение­рассказ о посещении выставки, экскурсии, музея; индивидуальное творческое задание ­ создание стихотворения,  спектакля, прозаического или стихотворного произведения (басни, былины, сказки, рассказа, инсценировки и пр.). Письменно Пересказ художественного произведения или отзыв о нем (изложение). Сочинение­рассуждение по изучаемому произведению. Развернутый ответ на  вопрос, написание тезисов. Проблемная характеристика героя (индивидуальная, сравнительная, групповая). Составление плана (простого, сложного,  цитатного) прочитанного произведения или собственного высказывания. Отзыв о самостоятельно прочитанной книге, просмотренном спектакле,  кинофильме, телепостановке. Сочинение на основе личных наблюдений. Доклад или реферат на литературную тему. Конспект, план исторической  статьи. Работы творческого характера (рассказы, очерки, стихотворения и пр.). Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и  уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской  культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в  самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко­литературных сведений и теоретико­ литературных понятий; • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно­исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского  литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. Выразительное чтение. Основные  виды  деятельности  по освоению  литературных  произведений:   Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием). Заучивание наизусть стихотворных текстов. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. Анализ и интерпретация произведений. Составление планов и написание отзывов о произведениях. Написание изложений с элементами сочинения. Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений. Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.         Программа осуществляет межпредметные связи: русский язык – литература ­ история ­ музыка – ИЗО. В  данную рабочую программу включены произведения регионального компонента, определяющие идейно­художественную значимость,  сопоставимость с произведениями базового компонента курса литературы. В 7классе особое внимание уделяется проблеме рода и жанра: эпос, лирика и драма предстают в многообразии жанров. Речь идет не только о  богатстве жанров, но и  том, как они рождаются, видоизменяются, угасают. Модель курса помогает увидеть сложную жизнь искусства слова: как от древности до сегодняшнего дня сменялись различные жанры эпоса, лирики, драмы. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны  классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель  литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры,  обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими  высокие нравственные чувства у человека читающего. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений,  развития культуры устной и письменной речи. Ведущая проблема изучения литературы в8классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема  литературы. Чтение произведение зарубежной литературы в  8классе проводится в конце учебного года. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные  сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. Преобладающими формами текущего контроля выступают устные ответы, составление сложных планов, цитатных планов, написание сочинений,  эссе, выполнение  тестов. В   соответствии   с   Федеральным   государственным   образовательным   стандартом   основного   общего   образования  предметными   результатами изучения предмета «Литература» являются: осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно­эстетических возможностей родного языка на основе изучения  чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;  человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);  выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;  воспитание   квалифицированного   читателя   со   сформированным   эстетическим   вкусом,   способного   аргументировать   свое   мнение   и оформлять   его   словесно   в   устных   и   письменных   высказываниях   разных   жанров,   создавать   развернутые   высказывания   аналитического   и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;  развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;  овладение   процедурами   эстетического   и   смыслового   анализа   текста   на   основе   понимания   принципиальных   отличий   литературного художественного   текста   от   научного,   делового,   публицистического   и   т.   п.,   формирование   умений   воспринимать,   анализировать,   критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные  предметные умения, формируемые у  обучающихся  в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):   фабулу (6–7 кл.);   художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);  определять родо­жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);   объяснять свое понимание нравственно­философской, социально­исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);  выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);  произведения  (в каждом классе – на своем уровне);   изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста; характеризовать героев­персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.); находить   основные   изобразительно­выразительные   средства,   характерные   для   творческой   манеры   писателя,   определять   их определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.); владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом пользоваться   основными   теоретико­литературными   терминами   и   понятиями   (в   каждом   классе   –   умение   пользоваться   терминами, выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне); выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные  дискуссии (7–9 кл.);  собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно­творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии  (в каждом классе – на своем уровне);   произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5­9 класс);   ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне). При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.  При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской  культуры.  I уровень определяется наивно­реалистическим восприятием литературно­художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно  характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо. К   основным  видам   деятельности,   позволяющим   диагностировать   возможности   читателей  I  уровня,   относятся  акцентно­смысловое   чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).  Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:       выразительно прочтите следующий фрагмент;  определите, какие события в произведении являются центральными; определите, где и когда происходят описываемые события; опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;  выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места; ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;  определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.    II   уровень  сформированности   читательской   культуры   характеризуется   тем,   что   обучающийся   понимает   обусловленность   особенностей художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока отсутствуют У   читателей   этого   уровня   формируется   стремление   размышлять   над   прочитанным,   появляется  умение   выделять   в   произведениизначимые   в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление находить и объяснять связи между ними.  Читательэтого уровня пытается аргументированно отвечать на вопрос  «Как устроен текст?»,умеет выделять  крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста.  К   основным  видам   деятельности,   позволяющим   диагностировать   возможности   читателей,   достигших    II  уровня,   можно   отнести  устное   и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление   и   сравнение   выделенных   единиц;   объяснение   функций   каждого   из   элементов;   установление   связи   между   ними;   создание комментария   на   основе   сплошного   и   хронологически   последовательного   анализа   –  пофразового  (при   анализе   стихотворений   и   небольших прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа).   Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:  выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.;  покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию его автора; покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека реальности, так  и проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него); сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произведениями);  определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;  дайте свое рабочее определение следующему теоретико­литературному понятию.    внутреннего мира человека);     Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхностно; ученик знает формулировки теоретических понятий и  может пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки жанра), но не умеет  пока делать «мостик» от этой информации к тематике, проблематике и авторской позиции. III уровень  определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой  вывод  на основе именно такого построения  мы можем  сделать  о тематике,  проблематике  и авторской  позиции  в данном конкретном произведении?». К основным  видам деятельности, позволяющим диагностировать  возможности читателей,  достигших   III  уровня, можно отнести  устное или письменное   истолкование   художественных   функций   особенностей   поэтики   произведения,   рассматриваемого   в   его   целостности,   а   также истолкование   смысла   произведения   как   художественного   целого;   создание   эссе,   научно­исследовательских   заметок   (статьи),   доклада   на конференцию, рецензии, сценария и т.п.   Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:  выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.  определите художественную функцию той или иной детали, приема и т. п.; определите позицию автора и способы ее выражения; проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения;  объясните (устно, письменно) смысл названия произведения; озаглавьте предложенный текст (в случае если у литературного произведения нет заглавия); напишите сочинение­интерпретацию;  напишите рецензию на произведение, не изучавшееся на уроках литературы..         Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется на основе «распаковки» смыслов художественного текста как дважды  «закодированного» (естественным языком и специфическими художественными средствами1).  Разумеется, ни один из перечисленных уровней читательской культуры не реализуется в чистом виде, тем не менее, условно можно считать, что читательское развитие школьников, обучающихся в 5–6 классах, соответствует первому уровню; в процессе литературного образования учеников 7–8 классов формируется второй ее уровень; читательская культура учеников 9 класса характеризуется появлением элементов третьего уровня. Это следует иметь в виду при осуществлении в литературном образовании разноуровневого подхода к обучению, а также при проверке качества его результатов.  Успешное освоение видов учебной деятельности, соответствующей разным уровням читательской культуры, и способность демонстрировать их во  время экзаменационных испытаний служат критериями для определения степени подготовленности обучающихся основной школы. Определяя  степень подготовленности, следует учесть условный характер соотнесения описанных заданий и разных уровней читательской культуры.  Показателем достигнутых школьником результатов является не столько характер заданий, сколько качество их выполнения. Учитель может давать одни и те же задания (определите тематику, проблематику и позицию автора и докажите своё мнение) и, в зависимости от того, какие именно  доказательства приводит ученик, определяет уровень читательской культуры и выстраивает уроки так, чтобы перевести ученика на более высокий  для него уровень (работает в «зоне ближайшего развития»). 3.Место учебного предмета, курса в учебном плане. 1см. Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. СПб.: Искусство­СПБ, 2002. С. 16 Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы. В соответствии с учебным планом ШККК на  изучение курса литературы выделено в 8классе 68часов в год, 2 учебных часа в неделю. 4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы  на ступени обучения основного  общего образования Государственный   образовательный   стандарт   устанавливает   требования   к   результатам  освоения   обучающимися   основной   образовательной программы:  личностным,   включающим   готовность   и   способность   обучающихся   к   саморазвитию   и   личностному   самоопределению,   сформированность   их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно­ смысловых  установок, отражающих личностные и гражданские  позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме; метапредметным,  включающим   освоенные   обучающимися   межпредметные   понятия   и   универсальные   учебные   действия   (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении   учебной   деятельности   и   организации   учебного   сотрудничества   с   педагогами   и   сверстниками,   способность   к   построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно­исследовательской, проектной и социальной деятельности; предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно­проектных и социально­проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.  Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;  3) готовность к служению Отечеству, его защите;  4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное   сознание   и   поведение   в поликультурном   мире,   готовность   и   способность   вести   диалог   с   другими   людьми,   достигать   в   нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 7) навыки   сотрудничества   со   сверстниками,   детьми   младшего   возраста,   взрослыми   в   образовательной,   общественно   полезной,   учебно­ исследовательской, проектной и других видах деятельности;  8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;  11) принятие   и   реализацию   ценностей   здорового   и   безопасного   образа   жизни,   потребности   в   физическом   самосовершенствовании,   занятиях спортивно­оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный   выбор   будущей   профессии   и   возможностей   реализации   собственных   жизненных   планов;   отношение   к   профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально­экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого­направленной деятельности;  15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.    Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: 1) умение   самостоятельно   определять   цели   деятельности   и   составлять   планы   деятельности;   самостоятельно   осуществлять,   контролировать   и корректироватьдеятельность;   использовать   все   возможные   ресурсы   для   достижения   поставленных   целей   и   реализации   планов   деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;  2) умение   продуктивно   общаться   и   взаимодействовать  в   процессе   совместной   деятельности,   учитывать   позиции   других   участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;  3) владение   навыками   познавательной,   учебно­исследовательской   и   проектной   деятельности,   навыками   разрешения   проблем;   способность   и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность   и   способность   к   самостоятельной   информационно­познавательной   деятельности,   включая   умение   ориентироваться   в   различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.   Предметные результаты освоения  основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.  Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. Предметные   результаты   освоения   основной   образовательной   программы   для   учебных   предметов  на   углубленном   уровне  ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету. Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.  Предметные   результаты   освоения   основной  образовательной   программы   должны   обеспечивать   возможность   дальнейшего   успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности. «Русский язык и литература». (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса русского языка и литературы должны отражать: 1) сформированность понятий о нормах русского, родного (нерусского) литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;  2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;  3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации; 4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; 5) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко­культурного и нравственно­ценностного влияния на формирование национальной и мировой;  6) сформированность представлений об изобразительно­выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;  7) сформированность   умений   учитывать   исторический,   историко­культурный   контекст   и   контекст   творчества   писателя   в   процессе   анализа художественного произведения; 8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях; 9) владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово­родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; 10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.  5.Содержание учебного предмета Таблица тематического распределения количества часов: № п/п Разделы, темы Количество часов Рабочая  программа  1 2 3 4 4.1 4.2 5 5.1 ВВЕДЕНИЕ ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА Г.Р. Державин Н.М. Карамзин ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX  ВЕКА Поэты пушкинского круга. Предшественники  и современники. А.С. Пушкин ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX  ВЕКА Н.В. Гоголь 5.2 5.3 М.Ю. Лермонтов 5.4 5.5 И.С. Тургенев Н.А. Некрасов 5.6 А.А. Фет 5.7 5.8 А.Н. Островский 5.9 Л.Н. Толстой 6 6.1 М. Горький 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7 В.В. Маяковский Сатира начала 20­го века Н.А. Заболоцкий В.П. Астафьев А.Т. Твардовский В.Г. Распутин 1 2 1 3 1 2 40 2 9 6 6 3 3 1 5 5 16 3 1 1 2 3 2 4 7 ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА У. Шекспир М. Сервантес ИТОГО: 7 3 2 68 2. Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с программой  Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева. 3. Список рекомендуемой учебно­методической литературы: Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / авторы­составители Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5­е изд.,  испр. и доп. ­ М: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Авт.­сост. Г.С. Меркин. – 5­е изд. – М.:   ООО «ТИД «Русское слово –  РС», 2015. Обязательное содержание ПП (5 – 9 КЛАССЫ) А В РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА С Русский фольклор: «Слово о полку Игореве»  (к. XII в.) (8­9 кл.)2 Древнерусская литература–  1­2 произведения на выбор, например: «Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие Сергия Радонежского», «Домострой», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове», «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» и др.) (6­8 кл.) сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки, песня и др. (10  произведений разных жанров, 5­7 кл.) 2 Примерная программа определяет основной корпус  произведений, авторов, тем для каждой группы классов (с возможными пересечениями). Все указания на классы носят рекомендательный характер. М.В.Ломоносов – 1 стихотворение по выбору, например: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…» (1761), «Вечернее размышление о Божием Величии при случае великого северного сияния» (1743), «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы  Елисаветы Петровны 1747 года» и др.(8­9  кл.) Г.Р.Державин – 1­2 стихотворения по  выбору, например: «Фелица» (1782),  «Осень во время осады Очакова» (1788),  «Снигирь» 1800, «Водопад» (1791­1794),  «Памятник» (1795) и др. (8­9 кл.) И.А. Крылов – 3 басни по выбору,  например:  «Слон и Моська» (1808),  «Квартет» (1811), «Осел и Соловей»  (1811), «Лебедь, Щука и Рак» (1814),  «Свинья под дубом» (не позднее 1823) и др. (5­6 кл.) В.А. Жуковский ­ 1­2 баллады по выбору, например:  «Светлана»   (1812),   «Лесной царь»   (1818);   1­2   элегии   по   выбору, например:  «Невыразимое» (1819), «Море» (1822) и др. (7­9 кл.) А.С. Пушкин ­ 10 стихотворений различной тематики, представляющих Д.И. Фонвизин «Недоросль»  (1778 – 1782)  (8­9 кл.) Н.М. Карамзин  «Бедная  Лиза» (1792) (8­9 кл.) А.С. Грибоедов «Горе от  ума» (1821 – 1824) (9 кл.) А.С. Пушкин «Евгений  Онегин» (1823 —1831)(9 кл.),  Поэзия пушкинской эпохи, например:  К.Н.Батюшков,  А.А.Дельвиг,  Н.М.Языков,  Е.А.Баратынский(2­ «Дубровский» (1832 — 1833)  (6­7 кл), «Капитанская дочка» (1832 —1836)  (7­8 кл.). Стихотворения: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой   славы…») (1818), «Песнь о вещем Олеге» (1822), «К***»   («Я   помню   чудное мгновенье…») (1825), «Зимний   вечер»   (1825), «Пророк» (1826), «Во глубине сибирских   руд…»   (1827),   «Я вас   любил:  любовь  еще,  быть может…»   (1829),   «Зимнее утро»   (1829),   «Я   памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836) (5­9 кл.)   3 стихотворения по выбору, 5­9 кл.) разные периоды творчества – по выбору, входят в программу каждого класса, например: «Воспоминания в Царском Селе» (1814), «Вольность» (1817), «Деревня» (181), «Редеет облаков летучая гряда» (1820), «Погасло дневное светило…» (1820), «Свободы сеятель пустынный…» (1823),   «К морю» (1824), «19 октября» («Роняет  лес багряный свой убор…») (1825),  «Зимняя дорога» (1826), «И.И. Пущину»  (1826), «Няне» (1826), «Стансы («В  надежде славы и добра…») (1826),  «Арион» (1827), «Цветок» (1828), «Не пой,  красавица, при мне…» (1828), «Анчар»  (1828), «На холмах Грузии лежит ночная  мгла…» (1829), «Брожу ли я вдоль улиц  шумных…» (1829),  «Кавказ» (1829), «Монастырь на Казбеке» (1829),   «Обвал»   (1829),   «Поэту»   (1830), «Бесы»   (1830),   «В   начале   жизни   школу помню   я…»   (1830),   «Эхо»   (1831),   «Чем чаще   празднует   лицей…»   (1831),   «Пир Петра   Первого»   (1835),   «Туча»   (1835), «Была   пора:   наш   праздник   молодой…» (1836)  и др. (5­9 кл.) «Маленькие трагедии» (1830) 1­2 по  выбору, например: «Моцарт и Сальери»,  «Каменный гость». (8­9 кл.) «Повести Белкина» (1830) ­ 2­3 по выбору,  например: «Станционный смотритель», М.Ю.Лермонтов «Герой  нашего времени» (1838 —  1840). (9 кл.) Стихотворения:  «Парус» (1832), «Смерть Поэта» (1837), «Бородино» (1837), «Узник» (1837), «Тучи» (1840), «Утес» (1841), «Выхожу один я на дорогу...» (1841).  (5­9 кл.) «Метель», «Выстрел» и др. (7­8 кл.) Поэмы –1 по выбору, например: «Руслан  и Людмила» (1818—1820), «Кавказский  пленник» (1820 – 1821), «Цыганы» (1824),  «Полтава» (1828), «Медный всадник»  (1833) (Вступление) и др.  (7­9 кл.) Сказки – 1 по выбору, например: «Сказка  о мертвой царевне и о семи богатырях» и  др.  (5 кл.) М.Ю.Лермонтов ­ 10 стихотворений по выбору, входят в программу каждого класса, например:  «Ангел»   (1831),   «Дума»   (1838),   «Три пальмы»   (1838),   «Молитва»   («В   минуту жизни   трудную…»)   (1839),   «И   скучно   и грустно» (1840), «Молитва» («Я, Матерь Божия,   ныне   с   молитвою...»)   (1840), «Когда   волнуется   желтеющая   нива…» (1840),   «Из   Гёте   («Горные   вершины…») (1840),   «Нет,   не   тебя   так   пылко   я люблю…»   (1841),   «Родина»   (1841), «Пророк»   (1841),   «Как   часто,   пестрою толпою   окружен...»   (1841),   «Листок» (1841) и др. (5­9 кл.) Поэмы   ­1­2   по   выбору,например:   «Песня   про царя   Ивана   Васильевича,   молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837), «Мцыри» (1839) и др. Литературные сказки XIX­ХХ века, например: А.Погорельский, В.Ф.Одоевский, С.Г.Писахов, Б.В.Шергин,  А.М.Ремизов, Ю.К.Олеша, Е.В.Клюев  и др. (1 сказка на выбор, 5 кл.)

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе. 8 класс Г.Меркин.

ФГОС. Рабочая программа по литературе.  8 класс Г.Меркин.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018