fgos_soo_izmeneniya.pdf

  • pdf
  • 29.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала fgos_soo_izmeneniya.pdf

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

ПРИ АЗ декабря   2015 г.1578

О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. .N2 413

В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776; 2015, № 26, ст. 3898; № 43, ст. 5976), и пунктом 20 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4377; 2014,

№ 38, ст. 5069), приказываю:                     

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской

Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2012 г., регистрационный № 24480), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1645 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015 г., регистрационный № 35953).

Министр    \А.В. Ливанов Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «2» е Лае, 2015 г. №

ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413

1. Дополнить пунктом 7.1 следующего содержания:

«7.1. Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы должны отражать:

1)  для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающтся:

способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;

2)  для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

 владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки; умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования; способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия; знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.».

2. Дополнить пунктом 8.1 следующего содержания:

«8.1. Метапредметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы должны отражать:

1)      для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

владение навыками определения и исправления специфических ошибок

(аграмматизмов) в письменной и устной речи;

2)      для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

способность планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора; овладение умением определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора; овладение умением выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора; овладение умением оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора; овладение умением адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора; овладение умением активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора; способность самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса; способность самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать

З

и интерпретировать получаемую информацию из различных источников».

3. Пункт 9.1 изложить в следующей редакции:

«9.1. Русский язык и литература

Изучение предметной области «Русский язык и литература» языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации, должно обеспечить:

сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства, способности свободно общаться в различных формах и на разные темы; включение в культурно-язьжовое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России; сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом; сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к российскому литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; сформированность чувства причастности к российским свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений; свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета; сформированность знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Предметные результаты изучения предметной области «Русский язык и литература» включают результаты изучения учебных предметов:

«Русский язык», «Литература» (базовый уровень) — требования к предметным результатам освоения базового курса русского языка и литературы должны отражать:

1)              сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

2)              владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

3)              владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

4)              владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

5)              знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;

6)              сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

7)              сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

8)              способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

9)              овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

10)          сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;

11)          для слепых, слабовидящих обучающихся:

5

сформированность навыков письма на брайлевской печатной машинке; 12) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

сформированность и развитие основных видов речевой деятельности обучающихся слухозрительного восприятия (с использованием слуховых аппаратов и (или) кохлеарных имплантов), говорения, чтения, письма; 13) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой и альтернативной коммуникативной практике при создании устных, письменных, альтернативных высказываний; стремление к возможности выразить собственные мысли и чувства, обозначить собственную позицию.

«Русский язык», «Литература» (углубленный уровень) — требования к предметным результатам освоения углубленного курса русского языка и литературы должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:

1)           сформированность представлений О лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;

2)           сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;

3)           владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

4)           владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

5)           сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

6)           владение различными приемами редактирования текстов;

7)           сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;

8)           понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений;

9)           владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста;

10)      сформированность представлений о системе стилей художественной

литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле;

11)      владение начальными навыками литературоведческого исследования историко- и теоретико-литературного характера;

12)      умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка);

13)      сформированность представлений о принципах основных направлений литературной критики.».

4.  Пункты 9.1.1 и 9.1.2 исключить.

5.  Дополнить новыми пунктами 9.2 и 9.3 следующего содержания:


«9.2. Родной язык и родная литература

Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» должно обеспечить:

сформированность представлений о роли родного языка в жизни человека, общества, государства, способности свободно общаться на родном языке в различных формах и на разные темы; включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа;  сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом; сформированность устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству познания культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры; сформированность чувства


причастности к свершениям, традициям своего народа и осознание исторической преемственности поколений; свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения родным литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; сформированность знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Предметные результаты изучения предметной области «Родной язык и родная литература» включают предметные результаты учебных предметов: «Родной язык», «Родная литература» (базовый и углубленный уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса родного языка и родной литературы должны отражать:

1)              сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о них в речевой практике;

2)              владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

3)              сформированность навыков свободного использования коммуникативноэстетических возможностей родного языка;

4)              сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

5)              сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на родном языке;

6)              обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

7)              овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическтии, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

9)              сформированность понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

10)         обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

1 1) сформированность навыков понимания литературных художественньж произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.

9.3. Иностранные языки

Предметные результаты изучения предметной области «Иностранные языки» включают предметные результаты изучения учебных предметов:

«Иностранный язык», «Второй иностранный язык» (базовый уровень) требования к предметным результатам освоения базового курса иностранного языка должны отражать:

1)              сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире;

2)              владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка;

3)              достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения;

4)              сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.

«Иностранный язык», «Второй иностранный язык» (углубленный уровень) требования к предметным результатам освоения углубленного курса иностранного языка должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:

1) достижение уровня владения иностранным языком, превышающего пороговый, достаточного для делового общения в рамках выбранного профиля; 2) сформированность умения перевода с иностранного языка на русский при работе с несложными текстами в русле выбранного профиля;

З) владение иностранным языком как одним из средств формирования учебноисследовательских умений, расширения своих знаний в других предметных областях.».

6.   Пункты 9.2 — 9.5 считать соответственно пунктами 9.4 — 9.7.

7.   Подраздел «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» (базовый уровень) пункта 9.5 дополнить подпунктами 9 и 10 следующего содержания:

«9) для слепых и слабовидящих обучающихся: овладение правилами записи математических формул и специальных знаков рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля; овладение тактильно-осязательным способом обследования и восприятия рельефных изображений предметов, контурных изображений геометричесюж фигур и другое; наличие умения выполнять геометрические построения с помощью циркуля и линейки, читать рельефные графики элементарных функций на координатной плоскости, применять специальные приспособления для рельефного черчения

(«Драфтсмен», «Школьник»); овладение основным функционалом программы невизуального доступа к информации на экране персонального компьютера, умение использовать персональные тифлотехнические средства информационно-коммуникационного доступа слепыми обучающимися;

10) для обучаюпџжся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

овладение специальными компьютерными средствами представления и анализа данных и умение использовать персональные средства доступа с учетом двигательных, речедвигательных и сенсорных нарушений; наличие умения использовать персональные средства доступа.».

8. В пункте 9.6:

а) подраздел «Физика» (базовый уровень) дополнить подпунктом 7 следующего содержания:

«7) овладение (сформированность представлений) правилами записи физических формул рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля (для слепых и слабовидящих обучающихся)»;

б) подраздел «Химия» (базовый уровень) дополнить подпунктами 7 и 8 следующего содержания:

«7) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья овладение основными доступными методами научного познания;

8) для слепых и слабовидящих обучающихся овладение правилами записи химических формул с использованием рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля.».

9. Подраздел «Физическая культура» (базовый уровень) пункта 9.7 дополнить подпунктами 6 и 7 следующего содержания:

«6) для слепых и слабовидящих обучающтся:

сформированность приемов осязательного и слухового самоконтроля в процессе формирования трудовых действий;  сфор»шрованность представлений о современных бытовых тифлотехнических средствах, приборах и их применении в повседневной жизни;

7) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

овладение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью с учетом двигательных, речедвигательньж и сенсорных нарушений; овладение доступными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств; овладение доступными физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности; овладение доступными техническими приёмами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение в игровой и соревновательной деятельности.».

10. Пункт 18.2.2 изложить в следующей редакции:

«18.22. Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом программ, включенных в ее структуру.

Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать: 1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса;

З) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

         1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;

2)   содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации

и видов деятельности;

3)   тематическое планирование.».

11. В пункте 18.3.1 0.

абзацы восьмой — одиннадцатый изложить в следующей редакции:

«Предметная область «Русский язык и литература», включающая учебные предметы:

«Русский язык», «Литература» (базовый и углубленный уровни).

Предметная область «Родной язык и родная литература», включающая учебные предметы:

«Родной язык», «Родная литература» (базовый уровень и углубленный уровень).» ; абзацы двенадцатый — тридцать третий считать соответственно абзацами тринадцатым — тридцать четвертым; в абзаце тридцать девятом цифры «9 (10)» заменить цифрами «10 (11)», слова

«Русский язык и литература»» заменить словами «Русский язык», «Литература».

12. Пункт 22 дополнить абзацем следующего содержания:

«Организация, осуществляющая образовательную деятельность и реализующая адаптированную основную образовательную программу, должна быть укомплектована педагогическими работниками, владеющими специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.».