Философская лирика Ф. И. Тютчева

  • docx
  • 18.07.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока _Философская лирика Ф.И. Тютчева_, 10 класс.docx

Философская лирика Ф. И. Тютчева

 

10 класс

Цели урока:

1) приобщить учащихся к высокой духовной поэзии Ф. Тютчева, заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь его поэтическим творчеством;

2) развивать навыки анализа поэтического произведения, эстетический вкус, умение мыслить творчески, раскованно;

3) совершенствовать умение работать самостоятельно, в паре, группе.

 

Оборудование:

1)   презентация;

2)   тексты стихотворений;

3)   афоризмы;

4)разноуровневые задания для групп (дублируют вопросы, по которым работают ученики на уроке).

 


 


Он ошибся...


Седину неухоженную нахлобучив,
ненасытную юность свою
                  под очками застенчиво пряча,
всех измучив собой,
                  как он мучился -
                                    Тютчев,
доводя своих женщин,
                              как свечи,
                                          до смертного плача!
Он покинул Россию,
                  казалось, на двадцать два года.
Но глаза понапрасну
                  по родине не моросили,
и еще существует у русских такая порода:
власть для них чужестранка,
                                    а там, где они, -
                                                там Россия.
Он ошибся, когда он считал,
                  что служил этой власти,
и глядели насмешливо
                  пуговицы на вицмундире.
Он служил только собственной,
                  испепеляющей страсти
к власти слова,
                  которой нет царственней в мире.
Беззащитнее Бога он был
                        и мудрее науки,
а внутри прорастало
                  всех ангелов пение хоровое,
и, на страшной такой высоте
                  замерзали Денисьевой руки
в облаках седины
            над его ледяной обжигающей головою.


 

Е. Евтушенко

 


Ход урока

 

1. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

— Закройте  глаза.    Представьте  себе улыбку самого близкого, дорогого человека.

Улыбнитесь ему.   Подарите мне и классу свои очаровательные улыбки. Теперь мы готовы к работе. Начнем.

 

2. Мотивация.

— Никому не дано сказать о поэте больше, нежели делает это он сам в своих сти­хах: ни родным, ни друзьям, ни современникам, ни исследователям. Можно создать многотомную биографию,  но поэт всегда больше своей биографии, потому что он целый самостоятельный мир, счастье и трагедий, гармония и разлады которого будут доходить к потомкам и спустя десятилетия, века, как доходит до нас из Вселенной свет далеких звезд. Лишь потомки, люди другого времени, имеют возможность разглядеть нечто, о чем поэт не знал, но догадывался или о чем знать не мог.

Иван Тургенев писал: "Тютчев может сказать себе, что он создал вещи, которым не суждено умереть".

Лирика поэта многогранна: любовная, пейзажная, философская, политическая. Но за разными тематическими пластами обнаруживается единый принцип видения мира — философский.

 

На доске записано определение слова философия (наука о наиболее общих законах развития природы, общества).

Сегодня мы постараемся постичь мировоззрение поэта, ответить на вопросы, кото­рые задал автор и которые волнуют и наше поколение.

   Где найти человеку себя? Что избрать?

   Что несет человеку способность мыслить?

   В чем заключается смысл нашей жизни?

Мы попытаемся ответить на эти вопросы с помощью стихотворений, написанных в разное время. Результатом наших раздумий станет творческая работа.

 

3. Индукция (создание эмоционального состояния).

— Первое звено в нашей цепочке рассуждений — ответ на вопрос: "Кто такой человек?"

В этом нам поможет стихотворение "Как океан объемлет шар земной"

Видеоряд

 

5. Самоконструкция (создание индивидуальной гипотезы).

— Обратитесь еще раз к тексту и внесите в 1-ю колонку схемы ключевые слова и образы, позволяющие понять, кто же такой человек.

 

6. Социоконструкция (работа в группе).

— Обсудите выписанные вами слова в группах, попытайтесь построить логическую цепочку рассуждений, опираясь на вспомогательные вопросы.

 

Группа 1. Работа над 1-й строфой стихотворения.

1) О чем стихотворение? (Учитывайте, что морское путешествие — метафора.)

 2)"3емная жизнь кругом объята снами..."

Подумайте, что дало возможность сравнить дневную жизнь с землей, а сны — с океаном? (Земля (дневная жизнь) определима в своих границах, понятна, ее можно изучить; океан — сон (стихии) — нечто забытое, неуловимое, таинственное.)

 

Группа 2. Работа над 2-й строфой стихотворения.

1) Если в 1-й строфе сон — это стихия, то во 2-й — ... ? (Путешествие в подсознание.)

2) Какие образы-метафоры присутствуют во 2-й строфе? Расшифруйте их. (Челн —  человек, черные волны — жизнь.)

 

Группа 3. Раскрытие смысла метафоры: "Пылающею бездной со всех сторон окружены"? (Человек — место встречи двух бездн, граница между мирами. Человек окружен бездной — Вселенной. А сама Вселенная не чей-то сон?)

 

7.  Социализация — вывод.

— Запишите вывод, сделанный вами, в таблицу.

1)   Согласны ли вы с высказыванием А. Аврелия: "Великая бездна — сам чело век, волосы его легче счесть, чем его чувства и движения сердца".

2)   Какой из афоризмов, записанных на доске, по вашему мнению, близок к основной мысли стихотворения?

 

8.  Самоконструкция.

Анализ стихотворения "Фонтан".

— Какие ассоциации у вас возникают при слове фонтан? (Лето, радость, прохлада, мечта, научное достижение.)

Давайте постараемся понять, расшифровать смысл, вложенный Ф. Тютчевым в сти­хотворение.

(Чтение стихотворения наизусть.)

Определите лексическое значение слов, при затруднениях пользуйтесь словарем.

 Клубится — вздымается, поднимается клубами.

Заветный— 1) сокровенный, задушевный; 2) свято хранимый, оберегаемый; 3) скрываемый.

Длань — ладонь.

Мятётся — (н.ф. — мястись) быть в смятении (устар., книжн.).

 

Выпишите ключевые слова и выражения.

 

9.  Социоконструкция.
Группа 1.

1)  Почему в начале    стихотворения автор обращается   к   невидимому собеседнику? ("Смотри...")

(Герой лирики Ф. Тютчева — человеческое Я. В стихотворении заметно желание привлечь к мысли, которая полностью занимает сознание и которую одному не разрешить.)

2)  Сравните начальные и заключительные строки первой строфы. (Облако — состояние воодушевленное и торжественное.)

В чем контраст этих строк?

(У фонтана и облака есть свои пределы: фонтан не может достать до неба, облако не может достать до земли.)

3)  Какие образы и как наполняются философским смыслом? ("...Облаком живым..." —      может ли облако быть мертвым?)

4)  Сопоставьте выражения "высота заветная", "пыль огнецветная". (Высота
заветная — духовная высота, пыль огнецветная — зримый образ.)

 

Группа 2.

1) Как  изменяется   интонация,   цвета, эмоциональность в 1-й и 2-й строфах? Почему она изменяется?

2)  Что означает выражение "водомет неистощимый"? (Водомет (фонтан) — передает биение  человеческой мысли.)

3)  Какие ассоциации вызывает у вас слово водомет! Сравните эмоциональную окраску слов водомет и фонтан.

4)  Что поэт подразумевал под образом фонтана? Фонтан — это метафора мысли. (Смертная мысль не способна смиренно принять законы  бытия.  Смирение может быть доступно чувству, но не мысли.)

 

Группа 3.

1) Почему "длань незримо-роковая" отвергает стремление мысли в небо? Может, стремление к небу недостаточно цельно, искренне,  смиренно?  (Не потому ли, что мысль мятежна и хочет себя утвердить? Хочет посостязаться с небом, с Богом?)

2) Как ваш внутренний мир, стремления отражаются в этом стихотворении?

3)  Какой "закон непостижимый" лежит в основе "смертной мысли"? Согласны ли
вы с ним? Может,
у вас есть своя теория о сути "человеческого пути"? (Закон
непостижимый руководит мыслью. Смертной "мысли водомет" обречен
порождать бесконечные вопросы, биться над ним, рваться к небу, падать и вновь
вставать.)

 

10.            Социализация

— Запишите ваш вывод (выбор).

1)   Можем ли мы найти вывод в афоризмах, записанных на доске?

2)   Из чего состоит человеческий путь?

(Человеческий путь — путь поисков, самопознания, мысли, которая может ка­саться разных чувств, сторон жизни.)

 

11.            Самоконструкция.

Анализ стихотворения " От жизни той, что бушевала здесь ".

В 1871 г. Тютчев написал одно из своих последних стихотворений "От жизни той, что бушевала здесь". Это стихотворение итог, стихотворение-завещание, в котором воплотились мысли о месте человека в мироздании. Оно насыщено словами, значение которых вам может быть не понятно. Давайте убедимся, что вы знаете лексическое значение некоторых слов:

поднесь — по сей день;

прах — останки, пыль;

грёза — светлая мечта, призрачное видение, сновидение; бездна —  1) глубокая пропасть; 2) тьма, гибель.

 

12.            Самоконструкция.

— Обратитесь к тексту и внесите в 3-ю колонку таблицы ключевые слова, словосочетания, позволяющие понять, каким автор видит место человека в природе, в истории.

 

13. Социоконструкция.

 Группа 1.

1)  Какой мирообраз. картину жизни дает автор?

2)  Каким вы видите человека в стихах Ф. Тютчева? (Это одинокий странник в грандиозной Вселенной, который пытается осмыслить свое место в мироздании.)

3)  Какие чувства, эмоции вы уловили в стихотворении?  (Гармония  — безнадежность.)

4)  Как Тютчев разрешает противостояние человека и природы?

 

Группа 2.

1)  Почему у Ф. Тютчева человек осознает себя "грёзой природы", ведь он "дитя природы"?

2)  Почему от цивилизации остались только курганы? (Они естественны, природны.)

3)  Какой предстает природа в этом стихотворении? ("Природа — сфинкс. И тем
она верней своим искусом губит человека... " Человек сталкивается с
бесконечностью, но не с чьей-то волей.)

4) Над какой проблемой рассуждает автор? Почему она его волнует? (Деревья раз-
рушили не только материальную память (прах), но и духовную память. Утрата памяти
страшнее смерти.)

 

Группа 3.

1) Сравните стихотворение с первоначальным  вариантом.   Что  изменилось в структурном, в философском видении мира? От жизни той, во дни былые Пробушевавшей над землей. Когда здесь силы роковые Боролись слепо меж собой, И столько бед здесь совершалось. И столько крови здесь лилось —

Что уцелело, что осталось?

Затихло всё и улеглось.

Лишь кое-где, как из тумана

Давно забытой старины,

Два-три выходят здесь кургана.

 3) Мысли о месте человека в мире подчеркнуты в высказываниях Ч. Колтона и У. Шекспира. Можно ли использовать их как вывод к третьей части? Создайте концепцию бытия человека.

 

14. Социализация .

— Сделайте свой выбор, определите, что. по мнению Тютчева, является смыслом человеческой жизни.

 

15.       Разрыв.

Работа над мини-концепцией «Смысл бытия человека» (попробуйте создать свой афоризм).

16.     Рефлексия.

Методика "Дерево урока".

— Найдите свое место на "дереве урока", на разных его этапах, охарактеризуйте свое состояние во время работы мастерской.

 

17. Домашнее задание (разноуровневое):

1)        доработать мини-концепцию "Смысл бытия человека";

2)         написать  мини-сочинение  на тему "Как  вы  понимаете  смысл  утверждения Ф. И. Тютчева «Чтобы поэзия процветала, она должна иметь корни в земле!»

3)        *сравнить стихи о природе Ф. Тютчева и А. Фета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.   Великая бездна сам человек, волосы его легче счесть,  чем  его чувства и движения сердца.

 А. Аврелий

2.   Мы слишком поздно понимаем, что смысл жизни заключен в самой  жизни, в ритме каждого дня и часа.     С. Ликон

3.   Люди сильны до тех пор, пока они отстаивают сильную идею.     3. Фрейд

4.   В глубине всякой бездны можно найти тропинку, ведущую к самой   вершине.     Ч. Колтон

5.   Земля, природы мать, — ее же и могила: что породила, то и схоронила...    У. Шекспир

 

 

Стихотворения

Ключевые слова и образы

Основная мысль (вывод)

Афоризм

"Как океан объемлет шар земной земной..."

 

 

 

 

 

 

"Фонтан"

 

 

 

 

 

 

"От жизни той, что бушевала здесь"

 

 

 

 

 

 

 

Группа 1

 

"Как океан объемлет шар земной"

 

 Работа над 1-й строфой стихотворения.

1) О чем стихотворение? (Учитывайте, что морское путешествие — метафора.)

 2)"3емная жизнь кругом объята снами..."

Подумайте, что дало возможность сравнить дневную жизнь с землей, а сны — с океаном?

 

 

"Фонтан"

 

1)  Почему в начале    стихотворения автор обращается   к   невидимому собеседнику? ("Смотри...")

2)  Сравните начальные и заключительные строки первой строфы. В чем контраст этих строк?

3)  Какие образы и как наполняются философским смыслом?

4)  Сопоставьте выражения "высота заветная", "пыль огнецветная".

 

" От жизни той, что бушевала здесь "

 

1)  Какой мирообраз. картину жизни дает автор?

4)  Каким вы видите человека в стихах Ф. Тютчева?

5)  Какие чувства, эмоции вы уловили в стихотворении? 

4)  Как Тютчев разрешает противостояние человека и природы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.   Великая бездна сам человек, волосы его легче счесть,  чем  его чувства и движения сердца.

 А. Аврелий

2.   Мы слишком поздно понимаем, что смысл жизни заключен в самой  жизни, в ритме каждого дня и часа.     С. Ликон

3.   Люди сильны до тех пор, пока они отстаивают сильную идею.     3. Фрейд

4.   В глубине всякой бездны можно найти тропинку, ведущую к самой   вершине.     Ч. Колтон

5.   Земля, природы мать, — ее же и могила: что породила, то и схоронила...    У. Шекспир

 

 

Стихотворения

Ключевые слова и образы

Основная мысль (вывод)

Афоризм

"Как океан объемлет шар земной земной..."

 

 

 

 

 

 

"Фонтан"

 

 

 

 

 

 

"От жизни той, что бушевала здесь"

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа 2.

 

"Как океан объемлет шар земной"

 

Работа над 2-й строфой стихотворения.

1) Если в 1-й строфе сон — это стихия, то во 2-й — ... ?

2) Какие образы-метафоры присутствуют во 2-й строфе? Расшифруйте их.

 

 

 

 

"Фонтан"

 

1) Как  изменяется   интонация,   цвета, эмоциональность в 1-й и 2-й строфах? Почему она изменяется?

4)  Что означает выражение "водомет неистощимый"?

5)  Какие ассоциации вызывает у вас слово водомет! Сравните эмоциональную окраску слов водомет и фонтан.

4)  Что поэт подразумевал под образом фонтана?

 

 

" От жизни той, что бушевала здесь "

 

1)  Почему у Ф. Тютчева человек осознает себя "грёзой природы", ведь он "дитя природы"?

2)  Почему от цивилизации остались только курганы?

3)  Какой предстает природа в этом стихотворении?

4) Над какой проблемой рассуждает автор? Почему она его волнует?

 

 

 

 

 

1.   Великая бездна сам человек, волосы его легче счесть,  чем  его чувства и движения сердца.

 А. Аврелий

2.   Мы слишком поздно понимаем, что смысл жизни заключен в самой  жизни, в ритме каждого дня и часа.     С. Ликон

3.   Люди сильны до тех пор, пока они отстаивают сильную идею.     3. Фрейд

4.   В глубине всякой бездны можно найти тропинку, ведущую к самой   вершине.     Ч. Колтон

5.   Земля, природы мать, — ее же и могила: что породила, то и схоронила...    У. Шекспир

 

 

Стихотворения

Ключевые слова и образы

Основная мысль (вывод)

Афоризм

"Как океан объемлет шар земной земной..."

 

 

 

 

 

 

"Фонтан"

 

 

 

 

 

 

"От жизни той, что бушевала здесь"

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа 3.

 

"Как океан объемлет шар земной"

 

Раскрытие смысла метафоры: "Пылающею бездной со всех сторон окружены"?

 

"Фонтан"

 

1) Почему "длань незримо-роковая" отвергает стремление мысли в небо? Может, стремление к небу недостаточно цельно, искренне,  смиренно? 

2) Как ваш внутренний мир, стремления отражаются в этом стихотворении?

3)  Какой "закон непостижимый" лежит в основе "смертной мысли"? Согласны ли
вы с ним? Может,
у вас есть своя теория о сути "человеческого пути"?

 

 

" От жизни той, что бушевала здесь "

 

1) Сравните стихотворение с первоначальным  вариантом.   Что  изменилось в структурном, в философском видении мира?

От жизни той, во дни былые

Пробушевавшей над землей.

Когда здесь силы роковые

Боролись слепо меж собой,

И столько бед здесь совершалось.

И столько крови здесь лилось —

Что уцелело, что осталось?

Затихло всё и улеглось.

Лишь кое-где, как из тумана

Давно забытой старины,

Два-три выходят здесь кургана.

 3) Мысли о месте человека в мире подчеркнуты в высказываниях Ч. Колтона и У. Шекспира. Можно ли использовать их как вывод к третьей части? Создайте концепцию бытия человека.