Философская лирика Ф. И. Тютчева
Оценка 4.8

Философская лирика Ф. И. Тютчева

Оценка 4.8
docx
18.07.2024
Философская лирика Ф. И. Тютчева
Конспект урока _Философская лирика Ф.И. Тютчева_, 10 класс.docx

Философская лирика Ф. И. Тютчева

 

10 класс

Цели урока:

1) приобщить учащихся к высокой духовной поэзии Ф. Тютчева, заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь его поэтическим творчеством;

2) развивать навыки анализа поэтического произведения, эстетический вкус, умение мыслить творчески, раскованно;

3) совершенствовать умение работать самостоятельно, в паре, группе.

 

Оборудование:

1)   презентация;

2)   тексты стихотворений;

3)   афоризмы;

4)разноуровневые задания для групп (дублируют вопросы, по которым работают ученики на уроке).

 


 


Он ошибся...


Седину неухоженную нахлобучив,
ненасытную юность свою
                  под очками застенчиво пряча,
всех измучив собой,
                  как он мучился -
                                    Тютчев,
доводя своих женщин,
                              как свечи,
                                          до смертного плача!
Он покинул Россию,
                  казалось, на двадцать два года.
Но глаза понапрасну
                  по родине не моросили,
и еще существует у русских такая порода:
власть для них чужестранка,
                                    а там, где они, -
                                                там Россия.
Он ошибся, когда он считал,
                  что служил этой власти,
и глядели насмешливо
                  пуговицы на вицмундире.
Он служил только собственной,
                  испепеляющей страсти
к власти слова,
                  которой нет царственней в мире.
Беззащитнее Бога он был
                        и мудрее науки,
а внутри прорастало
                  всех ангелов пение хоровое,
и, на страшной такой высоте
                  замерзали Денисьевой руки
в облаках седины
            над его ледяной обжигающей головою.


 

Е. Евтушенко

 


Ход урока

 

1. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

— Закройте  глаза.    Представьте  себе улыбку самого близкого, дорогого человека.

Улыбнитесь ему.   Подарите мне и классу свои очаровательные улыбки. Теперь мы готовы к работе. Начнем.

 

2. Мотивация.

— Никому не дано сказать о поэте больше, нежели делает это он сам в своих сти­хах: ни родным, ни друзьям, ни современникам, ни исследователям. Можно создать многотомную биографию,  но поэт всегда больше своей биографии, потому что он целый самостоятельный мир, счастье и трагедий, гармония и разлады которого будут доходить к потомкам и спустя десятилетия, века, как доходит до нас из Вселенной свет далеких звезд. Лишь потомки, люди другого времени, имеют возможность разглядеть нечто, о чем поэт не знал, но догадывался или о чем знать не мог.

Иван Тургенев писал: "Тютчев может сказать себе, что он создал вещи, которым не суждено умереть".

Лирика поэта многогранна: любовная, пейзажная, философская, политическая. Но за разными тематическими пластами обнаруживается единый принцип видения мира — философский.

 

На доске записано определение слова философия (наука о наиболее общих законах развития природы, общества).

Сегодня мы постараемся постичь мировоззрение поэта, ответить на вопросы, кото­рые задал автор и которые волнуют и наше поколение.

   Где найти человеку себя? Что избрать?

   Что несет человеку способность мыслить?

   В чем заключается смысл нашей жизни?

Мы попытаемся ответить на эти вопросы с помощью стихотворений, написанных в разное время. Результатом наших раздумий станет творческая работа.

 

3. Индукция (создание эмоционального состояния).

— Первое звено в нашей цепочке рассуждений — ответ на вопрос: "Кто такой человек?"

В этом нам поможет стихотворение "Как океан объемлет шар земной"

Видеоряд

 

5. Самоконструкция (создание индивидуальной гипотезы).

— Обратитесь еще раз к тексту и внесите в 1-ю колонку схемы ключевые слова и образы, позволяющие понять, кто же такой человек.

 

6. Социоконструкция (работа в группе).

— Обсудите выписанные вами слова в группах, попытайтесь построить логическую цепочку рассуждений, опираясь на вспомогательные вопросы.

 

Группа 1. Работа над 1-й строфой стихотворения.

1) О чем стихотворение? (Учитывайте, что морское путешествие — метафора.)

 2)"3емная жизнь кругом объята снами..."

Подумайте, что дало возможность сравнить дневную жизнь с землей, а сны — с океаном? (Земля (дневная жизнь) определима в своих границах, понятна, ее можно изучить; океан — сон (стихии) — нечто забытое, неуловимое, таинственное.)

 

Группа 2. Работа над 2-й строфой стихотворения.

1) Если в 1-й строфе сон — это стихия, то во 2-й — ... ? (Путешествие в подсознание.)

2) Какие образы-метафоры присутствуют во 2-й строфе? Расшифруйте их. (Челн —  человек, черные волны — жизнь.)

 

Группа 3. Раскрытие смысла метафоры: "Пылающею бездной со всех сторон окружены"? (Человек — место встречи двух бездн, граница между мирами. Человек окружен бездной — Вселенной. А сама Вселенная не чей-то сон?)

 

7.  Социализация — вывод.

— Запишите вывод, сделанный вами, в таблицу.

1)   Согласны ли вы с высказыванием А. Аврелия: "Великая бездна — сам чело век, волосы его легче счесть, чем его чувства и движения сердца".

2)   Какой из афоризмов, записанных на доске, по вашему мнению, близок к основной мысли стихотворения?

 

8.  Самоконструкция.

Анализ стихотворения "Фонтан".

— Какие ассоциации у вас возникают при слове фонтан? (Лето, радость, прохлада, мечта, научное достижение.)

Давайте постараемся понять, расшифровать смысл, вложенный Ф. Тютчевым в сти­хотворение.

(Чтение стихотворения наизусть.)

Определите лексическое значение слов, при затруднениях пользуйтесь словарем.

 Клубится — вздымается, поднимается клубами.

Заветный— 1) сокровенный, задушевный; 2) свято хранимый, оберегаемый; 3) скрываемый.

Длань — ладонь.

Мятётся — (н.ф. — мястись) быть в смятении (устар., книжн.).

 

Выпишите ключевые слова и выражения.

 

9.  Социоконструкция.
Группа 1.

1)  Почему в начале    стихотворения автор обращается   к   невидимому собеседнику? ("Смотри...")

(Герой лирики Ф. Тютчева — человеческое Я. В стихотворении заметно желание привлечь к мысли, которая полностью занимает сознание и которую одному не разрешить.)

2)  Сравните начальные и заключительные строки первой строфы. (Облако — состояние воодушевленное и торжественное.)

В чем контраст этих строк?

(У фонтана и облака есть свои пределы: фонтан не может достать до неба, облако не может достать до земли.)

3)  Какие образы и как наполняются философским смыслом? ("...Облаком живым..." —      может ли облако быть мертвым?)

4)  Сопоставьте выражения "высота заветная", "пыль огнецветная". (Высота
заветная — духовная высота, пыль огнецветная — зримый образ.)

 

Группа 2.

1) Как  изменяется   интонация,   цвета, эмоциональность в 1-й и 2-й строфах? Почему она изменяется?

2)  Что означает выражение "водомет неистощимый"? (Водомет (фонтан) — передает биение  человеческой мысли.)

3)  Какие ассоциации вызывает у вас слово водомет! Сравните эмоциональную окраску слов водомет и фонтан.

4)  Что поэт подразумевал под образом фонтана? Фонтан — это метафора мысли. (Смертная мысль не способна смиренно принять законы  бытия.  Смирение может быть доступно чувству, но не мысли.)

 

Группа 3.

1) Почему "длань незримо-роковая" отвергает стремление мысли в небо? Может, стремление к небу недостаточно цельно, искренне,  смиренно?  (Не потому ли, что мысль мятежна и хочет себя утвердить? Хочет посостязаться с небом, с Богом?)

2) Как ваш внутренний мир, стремления отражаются в этом стихотворении?

3)  Какой "закон непостижимый" лежит в основе "смертной мысли"? Согласны ли
вы с ним? Может,
у вас есть своя теория о сути "человеческого пути"? (Закон
непостижимый руководит мыслью. Смертной "мысли водомет" обречен
порождать бесконечные вопросы, биться над ним, рваться к небу, падать и вновь
вставать.)

 

10.            Социализация

— Запишите ваш вывод (выбор).

1)   Можем ли мы найти вывод в афоризмах, записанных на доске?

2)   Из чего состоит человеческий путь?

(Человеческий путь — путь поисков, самопознания, мысли, которая может ка­саться разных чувств, сторон жизни.)

 

11.            Самоконструкция.

Анализ стихотворения " От жизни той, что бушевала здесь ".

В 1871 г. Тютчев написал одно из своих последних стихотворений "От жизни той, что бушевала здесь". Это стихотворение итог, стихотворение-завещание, в котором воплотились мысли о месте человека в мироздании. Оно насыщено словами, значение которых вам может быть не понятно. Давайте убедимся, что вы знаете лексическое значение некоторых слов:

поднесь — по сей день;

прах — останки, пыль;

грёза — светлая мечта, призрачное видение, сновидение; бездна —  1) глубокая пропасть; 2) тьма, гибель.

 

12.            Самоконструкция.

— Обратитесь к тексту и внесите в 3-ю колонку таблицы ключевые слова, словосочетания, позволяющие понять, каким автор видит место человека в природе, в истории.

 

13. Социоконструкция.

 Группа 1.

1)  Какой мирообраз. картину жизни дает автор?

2)  Каким вы видите человека в стихах Ф. Тютчева? (Это одинокий странник в грандиозной Вселенной, который пытается осмыслить свое место в мироздании.)

3)  Какие чувства, эмоции вы уловили в стихотворении?  (Гармония  — безнадежность.)

4)  Как Тютчев разрешает противостояние человека и природы?

 

Группа 2.

1)  Почему у Ф. Тютчева человек осознает себя "грёзой природы", ведь он "дитя природы"?

2)  Почему от цивилизации остались только курганы? (Они естественны, природны.)

3)  Какой предстает природа в этом стихотворении? ("Природа — сфинкс. И тем
она верней своим искусом губит человека... " Человек сталкивается с
бесконечностью, но не с чьей-то волей.)

4) Над какой проблемой рассуждает автор? Почему она его волнует? (Деревья раз-
рушили не только материальную память (прах), но и духовную память. Утрата памяти
страшнее смерти.)

 

Группа 3.

1) Сравните стихотворение с первоначальным  вариантом.   Что  изменилось в структурном, в философском видении мира? От жизни той, во дни былые Пробушевавшей над землей. Когда здесь силы роковые Боролись слепо меж собой, И столько бед здесь совершалось. И столько крови здесь лилось —

Что уцелело, что осталось?

Затихло всё и улеглось.

Лишь кое-где, как из тумана

Давно забытой старины,

Два-три выходят здесь кургана.

 3) Мысли о месте человека в мире подчеркнуты в высказываниях Ч. Колтона и У. Шекспира. Можно ли использовать их как вывод к третьей части? Создайте концепцию бытия человека.

 

14. Социализация .

— Сделайте свой выбор, определите, что. по мнению Тютчева, является смыслом человеческой жизни.

 

15.       Разрыв.

Работа над мини-концепцией «Смысл бытия человека» (попробуйте создать свой афоризм).

16.     Рефлексия.

Методика "Дерево урока".

— Найдите свое место на "дереве урока", на разных его этапах, охарактеризуйте свое состояние во время работы мастерской.

 

17. Домашнее задание (разноуровневое):

1)        доработать мини-концепцию "Смысл бытия человека";

2)         написать  мини-сочинение  на тему "Как  вы  понимаете  смысл  утверждения Ф. И. Тютчева «Чтобы поэзия процветала, она должна иметь корни в земле!»

3)        *сравнить стихи о природе Ф. Тютчева и А. Фета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.   Великая бездна сам человек, волосы его легче счесть,  чем  его чувства и движения сердца.

 А. Аврелий

2.   Мы слишком поздно понимаем, что смысл жизни заключен в самой  жизни, в ритме каждого дня и часа.     С. Ликон

3.   Люди сильны до тех пор, пока они отстаивают сильную идею.     3. Фрейд

4.   В глубине всякой бездны можно найти тропинку, ведущую к самой   вершине.     Ч. Колтон

5.   Земля, природы мать, — ее же и могила: что породила, то и схоронила...    У. Шекспир

 

 

Стихотворения

Ключевые слова и образы

Основная мысль (вывод)

Афоризм

"Как океан объемлет шар земной земной..."

 

 

 

 

 

 

"Фонтан"

 

 

 

 

 

 

"От жизни той, что бушевала здесь"

 

 

 

 

 

 

 

Группа 1

 

"Как океан объемлет шар земной"

 

 Работа над 1-й строфой стихотворения.

1) О чем стихотворение? (Учитывайте, что морское путешествие — метафора.)

 2)"3емная жизнь кругом объята снами..."

Подумайте, что дало возможность сравнить дневную жизнь с землей, а сны — с океаном?

 

 

"Фонтан"

 

1)  Почему в начале    стихотворения автор обращается   к   невидимому собеседнику? ("Смотри...")

2)  Сравните начальные и заключительные строки первой строфы. В чем контраст этих строк?

3)  Какие образы и как наполняются философским смыслом?

4)  Сопоставьте выражения "высота заветная", "пыль огнецветная".

 

" От жизни той, что бушевала здесь "

 

1)  Какой мирообраз. картину жизни дает автор?

4)  Каким вы видите человека в стихах Ф. Тютчева?

5)  Какие чувства, эмоции вы уловили в стихотворении? 

4)  Как Тютчев разрешает противостояние человека и природы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.   Великая бездна сам человек, волосы его легче счесть,  чем  его чувства и движения сердца.

 А. Аврелий

2.   Мы слишком поздно понимаем, что смысл жизни заключен в самой  жизни, в ритме каждого дня и часа.     С. Ликон

3.   Люди сильны до тех пор, пока они отстаивают сильную идею.     3. Фрейд

4.   В глубине всякой бездны можно найти тропинку, ведущую к самой   вершине.     Ч. Колтон

5.   Земля, природы мать, — ее же и могила: что породила, то и схоронила...    У. Шекспир

 

 

Стихотворения

Ключевые слова и образы

Основная мысль (вывод)

Афоризм

"Как океан объемлет шар земной земной..."

 

 

 

 

 

 

"Фонтан"

 

 

 

 

 

 

"От жизни той, что бушевала здесь"

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа 2.

 

"Как океан объемлет шар земной"

 

Работа над 2-й строфой стихотворения.

1) Если в 1-й строфе сон — это стихия, то во 2-й — ... ?

2) Какие образы-метафоры присутствуют во 2-й строфе? Расшифруйте их.

 

 

 

 

"Фонтан"

 

1) Как  изменяется   интонация,   цвета, эмоциональность в 1-й и 2-й строфах? Почему она изменяется?

4)  Что означает выражение "водомет неистощимый"?

5)  Какие ассоциации вызывает у вас слово водомет! Сравните эмоциональную окраску слов водомет и фонтан.

4)  Что поэт подразумевал под образом фонтана?

 

 

" От жизни той, что бушевала здесь "

 

1)  Почему у Ф. Тютчева человек осознает себя "грёзой природы", ведь он "дитя природы"?

2)  Почему от цивилизации остались только курганы?

3)  Какой предстает природа в этом стихотворении?

4) Над какой проблемой рассуждает автор? Почему она его волнует?

 

 

 

 

 

1.   Великая бездна сам человек, волосы его легче счесть,  чем  его чувства и движения сердца.

 А. Аврелий

2.   Мы слишком поздно понимаем, что смысл жизни заключен в самой  жизни, в ритме каждого дня и часа.     С. Ликон

3.   Люди сильны до тех пор, пока они отстаивают сильную идею.     3. Фрейд

4.   В глубине всякой бездны можно найти тропинку, ведущую к самой   вершине.     Ч. Колтон

5.   Земля, природы мать, — ее же и могила: что породила, то и схоронила...    У. Шекспир

 

 

Стихотворения

Ключевые слова и образы

Основная мысль (вывод)

Афоризм

"Как океан объемлет шар земной земной..."

 

 

 

 

 

 

"Фонтан"

 

 

 

 

 

 

"От жизни той, что бушевала здесь"

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа 3.

 

"Как океан объемлет шар земной"

 

Раскрытие смысла метафоры: "Пылающею бездной со всех сторон окружены"?

 

"Фонтан"

 

1) Почему "длань незримо-роковая" отвергает стремление мысли в небо? Может, стремление к небу недостаточно цельно, искренне,  смиренно? 

2) Как ваш внутренний мир, стремления отражаются в этом стихотворении?

3)  Какой "закон непостижимый" лежит в основе "смертной мысли"? Согласны ли
вы с ним? Может,
у вас есть своя теория о сути "человеческого пути"?

 

 

" От жизни той, что бушевала здесь "

 

1) Сравните стихотворение с первоначальным  вариантом.   Что  изменилось в структурном, в философском видении мира?

От жизни той, во дни былые

Пробушевавшей над землей.

Когда здесь силы роковые

Боролись слепо меж собой,

И столько бед здесь совершалось.

И столько крови здесь лилось —

Что уцелело, что осталось?

Затихло всё и улеглось.

Лишь кое-где, как из тумана

Давно забытой старины,

Два-три выходят здесь кургана.

 3) Мысли о месте человека в мире подчеркнуты в высказываниях Ч. Колтона и У. Шекспира. Можно ли использовать их как вывод к третьей части? Создайте концепцию бытия человека.


 

Философская лирика Ф. И. Тютчева 10 класс

Философская лирика Ф. И. Тютчева 10 класс

Ход урока 1. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы

Ход урока 1. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы

Социализация — вывод. — Запишите вывод, сделанный вами, в таблицу

Социализация — вывод. — Запишите вывод, сделанный вами, в таблицу

Социализация — Запишите ваш вывод (выбор)

Социализация — Запишите ваш вывод (выбор)

Рефлексия. Методика "Дерево урока"

Рефлексия. Методика "Дерево урока"

Великая бездна сам человек, волосы его легче счесть, чем его чувства и движения сердца

Великая бездна сам человек, волосы его легче счесть, чем его чувства и движения сердца

Великая бездна сам человек, волосы его легче счесть, чем его чувства и движения сердца

Великая бездна сам человек, волосы его легче счесть, чем его чувства и движения сердца

Великая бездна сам человек, волосы его легче счесть, чем его чувства и движения сердца

Великая бездна сам человек, волосы его легче счесть, чем его чувства и движения сердца
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.07.2024