Философская лирика Ф. И. Тютчева
10 класс
Цели урока:
1) приобщить учащихся к высокой духовной поэзии Ф. Тютчева, заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь его поэтическим творчеством;
2) развивать навыки анализа поэтического произведения, эстетический вкус, умение мыслить творчески, раскованно;
3) совершенствовать умение работать самостоятельно, в паре, группе.
Оборудование:
1) презентация;
2) тексты стихотворений;
3) афоризмы;
4)разноуровневые задания для групп (дублируют вопросы, по которым работают ученики на уроке).
Он ошибся...
Седину
неухоженную нахлобучив,
ненасытную юность свою
под очками застенчиво пряча,
всех измучив собой,
как он мучился -
Тютчев,
доводя своих женщин,
как свечи,
до смертного плача!
Он покинул Россию,
казалось, на двадцать два года.
Но глаза понапрасну
по родине не моросили,
и еще существует у русских такая порода:
власть для них чужестранка,
а там, где они, -
там Россия.
Он ошибся, когда он считал,
что служил этой власти,
и глядели насмешливо
пуговицы на вицмундире.
Он служил только собственной,
испепеляющей страсти
к власти слова,
которой нет царственней в мире.
Беззащитнее Бога он был
и мудрее науки,
а внутри прорастало
всех ангелов пение хоровое,
и, на страшной такой высоте
замерзали Денисьевой руки
в облаках седины
над его ледяной
обжигающей головою.
Е. Евтушенко
Ход урока
1. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
— Закройте глаза. Представьте себе улыбку самого близкого, дорогого человека.
Улыбнитесь ему. Подарите мне и классу свои очаровательные улыбки. Теперь мы готовы к работе. Начнем.
2. Мотивация.
— Никому не дано сказать о поэте больше, нежели делает это он сам в своих стихах: ни родным, ни друзьям, ни современникам, ни исследователям. Можно создать многотомную биографию, но поэт всегда больше своей биографии, потому что он целый самостоятельный мир, счастье и трагедий, гармония и разлады которого будут доходить к потомкам и спустя десятилетия, века, как доходит до нас из Вселенной свет далеких звезд. Лишь потомки, люди другого времени, имеют возможность разглядеть нечто, о чем поэт не знал, но догадывался или о чем знать не мог.
Иван Тургенев писал: "Тютчев может сказать себе, что он создал вещи, которым не суждено умереть".
Лирика поэта многогранна: любовная, пейзажная, философская, политическая. Но за разными тематическими пластами обнаруживается единый принцип видения мира — философский.
На доске записано определение слова философия (наука о наиболее общих законах развития природы, общества).
Сегодня мы постараемся постичь мировоззрение поэта, ответить на вопросы, которые задал автор и которые волнуют и наше поколение.
■ Где найти человеку себя? Что избрать?
■ Что несет человеку способность мыслить?
■ В чем заключается смысл нашей жизни?
Мы попытаемся ответить на эти вопросы с помощью стихотворений, написанных в разное время. Результатом наших раздумий станет творческая работа.
3. Индукция (создание эмоционального состояния).
— Первое звено в нашей цепочке рассуждений — ответ на вопрос: "Кто такой человек?"
В этом нам поможет стихотворение "Как океан объемлет шар земной"
Видеоряд
5. Самоконструкция (создание индивидуальной гипотезы).
— Обратитесь еще раз к тексту и внесите в 1-ю колонку схемы ключевые слова и образы, позволяющие понять, кто же такой человек.
6. Социоконструкция (работа в группе).
— Обсудите выписанные вами слова в группах, попытайтесь построить логическую цепочку рассуждений, опираясь на вспомогательные вопросы.
Группа 1. Работа над 1-й строфой стихотворения.
1) О чем стихотворение? (Учитывайте, что морское путешествие — метафора.)
2)"3емная жизнь кругом объята снами..."
Подумайте, что дало возможность сравнить дневную жизнь с землей, а сны — с океаном? (Земля (дневная жизнь) определима в своих границах, понятна, ее можно изучить; океан — сон (стихии) — нечто забытое, неуловимое, таинственное.)
Группа 2. Работа над 2-й строфой стихотворения.
1) Если в 1-й строфе сон — это стихия, то во 2-й — ... ? (Путешествие в подсознание.)
2) Какие образы-метафоры присутствуют во 2-й строфе? Расшифруйте их. (Челн — человек, черные волны — жизнь.)
Группа 3. Раскрытие смысла метафоры: "Пылающею бездной со всех сторон окружены"? (Человек — место встречи двух бездн, граница между мирами. Человек окружен бездной — Вселенной. А сама Вселенная не чей-то сон?)
7. Социализация — вывод.
— Запишите вывод, сделанный вами, в таблицу.
1) Согласны ли вы с высказыванием А. Аврелия: "Великая бездна — сам чело век, волосы его легче счесть, чем его чувства и движения сердца".
2) Какой из афоризмов, записанных на доске, по вашему мнению, близок к основной мысли стихотворения?
8. Самоконструкция.
Анализ стихотворения "Фонтан".
— Какие ассоциации у вас возникают при слове фонтан? (Лето, радость, прохлада, мечта, научное достижение.)
Давайте постараемся понять, расшифровать смысл, вложенный Ф. Тютчевым в стихотворение.
(Чтение стихотворения наизусть.)
Определите лексическое значение слов, при затруднениях пользуйтесь словарем.
Клубится — вздымается, поднимается клубами.
Заветный— 1) сокровенный, задушевный; 2) свято хранимый, оберегаемый; 3) скрываемый.
Длань — ладонь.
Мятётся — (н.ф. — мястись) быть в смятении (устар., книжн.).
Выпишите ключевые слова и выражения.
9. Социоконструкция.
Группа 1.
1) Почему в начале стихотворения автор обращается к невидимому собеседнику? ("Смотри...")
(Герой лирики Ф. Тютчева — человеческое Я. В стихотворении заметно желание привлечь к мысли, которая полностью занимает сознание и которую одному не разрешить.)
2) Сравните начальные и заключительные строки первой строфы. (Облако — состояние воодушевленное и торжественное.)
В чем контраст этих строк?
(У фонтана и облака есть свои пределы: фонтан не может достать до неба, облако не может достать до земли.)
3) Какие образы и как наполняются философским смыслом? ("...Облаком живым..." — может ли облако быть мертвым?)
4) Сопоставьте
выражения "высота заветная", "пыль огнецветная". (Высота
заветная — духовная высота, пыль огнецветная — зримый образ.)
Группа 2.
1) Как изменяется интонация, цвета, эмоциональность в 1-й и 2-й строфах? Почему она изменяется?
2) Что означает выражение "водомет неистощимый"? (Водомет (фонтан) — передает биение человеческой мысли.)
3) Какие ассоциации вызывает у вас слово водомет! Сравните эмоциональную окраску слов водомет и фонтан.
4) Что поэт подразумевал под образом фонтана? Фонтан — это метафора мысли. (Смертная мысль не способна смиренно принять законы бытия. Смирение может быть доступно чувству, но не мысли.)
Группа 3.
1) Почему "длань незримо-роковая" отвергает стремление мысли в небо? Может, стремление к небу недостаточно цельно, искренне, смиренно? (Не потому ли, что мысль мятежна и хочет себя утвердить? Хочет посостязаться с небом, с Богом?)
2) Как ваш внутренний мир, стремления отражаются в этом стихотворении?
3) Какой
"закон непостижимый" лежит в основе "смертной мысли"?
Согласны ли
вы с ним? Может, у вас есть своя теория о сути
"человеческого пути"? (Закон
непостижимый руководит мыслью. Смертной "мысли водомет" обречен
порождать бесконечные вопросы, биться над ним, рваться к небу, падать и вновь
вставать.)
10. Социализация
— Запишите ваш вывод (выбор).
1) Можем ли мы найти вывод в афоризмах, записанных на доске?
2) Из чего состоит человеческий путь?
(Человеческий путь — путь поисков, самопознания, мысли, которая может касаться разных чувств, сторон жизни.)
11. Самоконструкция.
Анализ стихотворения " От жизни той, что бушевала здесь ".
В 1871 г. Тютчев написал одно из своих последних стихотворений "От жизни той, что бушевала здесь". Это стихотворение итог, стихотворение-завещание, в котором воплотились мысли о месте человека в мироздании. Оно насыщено словами, значение которых вам может быть не понятно. Давайте убедимся, что вы знаете лексическое значение некоторых слов:
поднесь — по сей день;
прах — останки, пыль;
грёза — светлая мечта, призрачное видение, сновидение; бездна — 1) глубокая пропасть; 2) тьма, гибель.
12. Самоконструкция.
— Обратитесь к тексту и внесите в 3-ю колонку таблицы ключевые слова, словосочетания, позволяющие понять, каким автор видит место человека в природе, в истории.
13. Социоконструкция.
Группа 1.
1) Какой мирообраз. картину жизни дает автор?
2) Каким вы видите человека в стихах Ф. Тютчева? (Это одинокий странник в грандиозной Вселенной, который пытается осмыслить свое место в мироздании.)
3) Какие чувства, эмоции вы уловили в стихотворении? (Гармония — безнадежность.)
4) Как Тютчев разрешает противостояние человека и природы?
Группа 2.
1) Почему у Ф. Тютчева человек осознает себя "грёзой природы", ведь он "дитя природы"?
2) Почему от цивилизации остались только курганы? (Они естественны, природны.)
3) Какой предстает природа
в этом стихотворении? ("Природа — сфинкс. И тем
она верней своим искусом губит человека... " Человек сталкивается с
бесконечностью, но не с чьей-то волей.)
4) Над какой проблемой
рассуждает автор? Почему она его волнует? (Деревья раз-
рушили не только материальную память (прах), но и духовную память. Утрата
памяти
страшнее смерти.)
Группа 3.
1) Сравните стихотворение с первоначальным вариантом. Что изменилось в структурном, в философском видении мира? От жизни той, во дни былые Пробушевавшей над землей. Когда здесь силы роковые Боролись слепо меж собой, И столько бед здесь совершалось. И столько крови здесь лилось —
Что уцелело, что осталось?
Затихло всё и улеглось.
Лишь кое-где, как из тумана
Давно забытой старины,
Два-три выходят здесь кургана.
3) Мысли о месте человека в мире подчеркнуты в высказываниях Ч. Колтона и У. Шекспира. Можно ли использовать их как вывод к третьей части? Создайте концепцию бытия человека.
14. Социализация .
— Сделайте свой выбор, определите, что. по мнению Тютчева, является смыслом человеческой жизни.
15. Разрыв.
Работа над мини-концепцией «Смысл бытия человека» (попробуйте создать свой афоризм).
16. Рефлексия.
Методика "Дерево урока".
— Найдите свое место на "дереве урока", на разных его этапах, охарактеризуйте свое состояние во время работы мастерской.
17. Домашнее задание (разноуровневое):
1) доработать мини-концепцию "Смысл бытия человека";
2) написать мини-сочинение на тему "Как вы понимаете смысл утверждения Ф. И. Тютчева «Чтобы поэзия процветала, она должна иметь корни в земле!»
3) *сравнить стихи о природе Ф. Тютчева и А. Фета.
1. Великая бездна сам человек, волосы его легче счесть, чем его чувства и движения сердца.
А. Аврелий
2. Мы слишком поздно понимаем, что смысл жизни заключен в самой жизни, в ритме каждого дня и часа. С. Ликон
3. Люди сильны до тех пор, пока они отстаивают сильную идею. 3. Фрейд
4. В глубине всякой бездны можно найти тропинку, ведущую к самой вершине. Ч. Колтон
5. Земля, природы мать, — ее же и могила: что породила, то и схоронила... У. Шекспир
Стихотворения |
Ключевые слова и образы |
Основная мысль (вывод) |
Афоризм |
"Как океан объемлет шар земной земной..." |
|
|
|
"Фонтан" |
|
|
|
"От жизни той, что бушевала здесь" |
|
|
|
Группа 1
"Как океан объемлет шар земной"
Работа над 1-й строфой стихотворения.
1) О чем стихотворение? (Учитывайте, что морское путешествие — метафора.)
2)"3емная жизнь кругом объята снами..."
Подумайте, что дало возможность сравнить дневную жизнь с землей, а сны — с океаном?
"Фонтан"
1) Почему в начале стихотворения автор обращается к невидимому собеседнику? ("Смотри...")
2) Сравните начальные и заключительные строки первой строфы. В чем контраст этих строк?
3) Какие образы и как наполняются философским смыслом?
4) Сопоставьте выражения "высота заветная", "пыль огнецветная".
" От жизни той, что бушевала здесь "
1) Какой мирообраз. картину жизни дает автор?
4) Каким вы видите человека в стихах Ф. Тютчева?
5) Какие чувства, эмоции вы уловили в стихотворении?
4) Как Тютчев разрешает противостояние человека и природы?
1. Великая бездна сам человек, волосы его легче счесть, чем его чувства и движения сердца.
А. Аврелий
2. Мы слишком поздно понимаем, что смысл жизни заключен в самой жизни, в ритме каждого дня и часа. С. Ликон
3. Люди сильны до тех пор, пока они отстаивают сильную идею. 3. Фрейд
4. В глубине всякой бездны можно найти тропинку, ведущую к самой вершине. Ч. Колтон
5. Земля, природы мать, — ее же и могила: что породила, то и схоронила... У. Шекспир
Стихотворения |
Ключевые слова и образы |
Основная мысль (вывод) |
Афоризм |
"Как океан объемлет шар земной земной..." |
|
|
|
"Фонтан" |
|
|
|
"От жизни той, что бушевала здесь" |
|
|
|
Группа 2.
"Как океан объемлет шар земной"
Работа над 2-й строфой стихотворения.
1) Если в 1-й строфе сон — это стихия, то во 2-й — ... ?
2) Какие образы-метафоры присутствуют во 2-й строфе? Расшифруйте их.
"Фонтан"
1) Как изменяется интонация, цвета, эмоциональность в 1-й и 2-й строфах? Почему она изменяется?
4) Что означает выражение "водомет неистощимый"?
5) Какие ассоциации вызывает у вас слово водомет! Сравните эмоциональную окраску слов водомет и фонтан.
4) Что поэт подразумевал под образом фонтана?
" От жизни той, что бушевала здесь "
1) Почему у Ф. Тютчева человек осознает себя "грёзой природы", ведь он "дитя природы"?
2) Почему от цивилизации остались только курганы?
3) Какой предстает природа в этом стихотворении?
4) Над какой проблемой рассуждает автор? Почему она его волнует?
1. Великая бездна сам человек, волосы его легче счесть, чем его чувства и движения сердца.
А. Аврелий
2. Мы слишком поздно понимаем, что смысл жизни заключен в самой жизни, в ритме каждого дня и часа. С. Ликон
3. Люди сильны до тех пор, пока они отстаивают сильную идею. 3. Фрейд
4. В глубине всякой бездны можно найти тропинку, ведущую к самой вершине. Ч. Колтон
5. Земля, природы мать, — ее же и могила: что породила, то и схоронила... У. Шекспир
Стихотворения |
Ключевые слова и образы |
Основная мысль (вывод) |
Афоризм |
"Как океан объемлет шар земной земной..." |
|
|
|
"Фонтан" |
|
|
|
"От жизни той, что бушевала здесь" |
|
|
|
Группа 3.
"Как океан объемлет шар земной"
Раскрытие смысла метафоры: "Пылающею бездной со всех сторон окружены"?
"Фонтан"
1) Почему "длань незримо-роковая" отвергает стремление мысли в небо? Может, стремление к небу недостаточно цельно, искренне, смиренно?
2) Как ваш внутренний мир, стремления отражаются в этом стихотворении?
3) Какой
"закон непостижимый" лежит в основе "смертной мысли"?
Согласны ли
вы с ним? Может, у вас есть своя теория о сути
"человеческого пути"?
" От жизни той, что бушевала здесь "
1) Сравните стихотворение с первоначальным вариантом. Что изменилось в структурном, в философском видении мира?
От жизни той, во дни былые
Пробушевавшей над землей.
Когда здесь силы роковые
Боролись слепо меж собой,
И столько бед здесь совершалось.
И столько крови здесь лилось —
Что уцелело, что осталось?
Затихло всё и улеглось.
Лишь кое-где, как из тумана
Давно забытой старины,
Два-три выходят здесь кургана.
3) Мысли о месте человека в мире подчеркнуты в высказываниях Ч. Колтона и У. Шекспира. Можно ли использовать их как вывод к третьей части? Создайте концепцию бытия человека.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.