Может показаться странным, что проблема конфликта не яв¬ляется одной из разработанных в философии. Однако при вни¬мательном рассмотрении такое положение вещей оказывается закономерным. Традиционно советскими философами исследо¬валась проблема противоречия. Считалось, что в социалистиче¬ском обществе есть только неантагонистические противоречия. Такая форма их разрешения, как конфликт, — явление очень редкое и обычно имеет место в виде внутриличностного или межличностного конфликтов, иногда в виде конфликта “личность — группа”.
Философский анализ конфликтов
Может показаться странным, что проблема конфликта не является одной
из разработанных в философии. Однако при внимательном рассмотрении
такое положение вещей оказывается закономерным. Традиционно советскими
философами исследовалась проблема противоречия. Считалось, что в
социалистическом обществе есть только неантагонистические противоречия.
Такая форма их разрешения, как конфликт, — явление очень редкое и обычно
имеет место в виде внутриличностного или межличностного конфликтов,
иногда в виде конфликта “личность — группа”. В работах, посвященных
противоречиям, категория конфликта либо вообще не упоминается, либо ее
раскрытию уделено всего несколько страниц.[1, с.58]
Философия — пожалуй, единственная наука, где первой публикацией по
проблеме конфликта является диссертация. Эта работа выполнена И.Ф.
Смольяниновым в 1951 г. Затем до 1960 г. публикации отсутствуют (рис.3).
В начале 60х годов появляются работы, посвященные философскому
анализу конфликта. В этот период наиболее полно подходы философов к
проблеме конфликта изложены в выступлении Г.М. Штракса на совещании
заведующих кафедр общественных наук вузов РСФСР в 1960 г. Его идеи на
протяжении почти тридцати лет были основой изучения конфликта в фило
софии. Конфликт трактовался как макросоциальное явление, характерное для
некоторых конфликтных ситуаций, возникающих между отдельными
личностями или внутри коллектива. Причины конфликтов отождествлялись с
отклонениями от “нормального” хода развития, с пережитками прошлого.20
16
10
5
0
1950 1960 1970 1980 1990 Годы
Рис. З. Динамика количества публикации по проблеме
конфликта по философии
С 60х до начала 80х годов для философии было характерно скорее
эпизодическое обращение к проблеме конфликта. В 1966, 1967, 1970, 1972,
1975 гг. было опубликовано по одной работе, а в 1963, 1971, 1980 гг. работы
не издавались.
Изучение конфликта в философии идет по следующим направлениям.
Моральный конфликт в современном обществе. Это наиболее
разработанное направление представлено работами общего содержания и
по конкретным областям человеческой деятельности: нравственные
конфликты в педагогическом процессе; причины нравственных
конфликтов в трудовых коллективах; моральные конфликты в воинских
коллективах; профессиональнонравственные конфликты. Методологические аспекты этнических конфликтов. В связи с
возникновением и обострением межнациональных противоречий и
конфликтов на территории бывшего СССР активно разрабатываются в
последние десять лет.
Художественный конфликт как эстетическая категория. В работах
этого направления основное внимание уделяется выявлению эстетической
природы художественного конфликта, раскрытию противоречия в
диалектическом развитии процесса художественного мышления.
Критика современных взглядов западных философов на социальные
конфликты в условиях капиталистического общества.
Разработка собственно философской концепции социального конфликта.
Это наиболее перспективное направление с точки зрения научного и
практического интереса. Несмотря на имеющиеся здесь исследования, по
признанию самих философов, в данном направлении выработаны пока
только общие подходы и принципы. [1, с.59]
Заключение
Традиции накопления конфликтологических идей имеют многовековую
историю. Первые целостные концепции конфликта появились на рубеже XIX—XX
вв., однако, и в предшествующие столетия лучшие умы человечества предлагали
свое видение природы этого феномена, путей предотвращения и разрешения
конфликтов. Идеи согласия и конфликта, мира и насилия всегда были одними из
центральных в различных религиозных течениях. Тема борьбы добра со злом
представлена в значительном числе произведений культуры и искусства. Обыденное
сознание также является мощным источником конфликтологических идей,
отражением отношения людей к конфликтам разного уровня.
Конфликт связан с осознанием людьми противоречий своих интересов (как
членов тех или иных социальных групп) с интересами других субъектов.
Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты.Однако хотим мы этого или нет, нравится ли нам или не нравится, но
конфликты в нашей жизни неизбежны. А раз так, то остается лишь позаботиться о
том, чтобы уменьшить вред, который они способны принести, и, если это возможно,
извлечь из них хоть какуюто пользу. В конце концов, как гласит еще одна известная
пословица, нет худа без добра. Жить в мире и согласии – это замечательно, но все
таки совсем без всяких конфликтов было бы, наверное несколько скучновато.
Конфликты, по крайней мере, вносят в нашу жизнь некую «перчинку», которая
позволяет лучше ощущать прелесть мира и согласия. Но, конечно, желательно,
чтобы горечь такой «перчинки» не стала отравой.
Считать ли конфликтологию отдельной,
самостоятельной наукой,
образовавшейся на стыке социологии, психологии и других наук, или же
комплексной научной дисциплиной, это вопрос, на который можно ответить по
принципу: «и то, и другое».
Однако самостоятельность конфликтологии относительна. Она пользуется
данными, теоретическими моделями, методами и приемами любых наук, если это
помогает ей в изучении конфликтов. Особенно тесно она связана с теми областями
знаний, от древа которых она, собственно, и «отпочковывается», социологией и
психологией. Многие другие отрасли науки – история, культурология,
экономические науки, правоведение, педагогика, политология, военная наука –
дают ей фактический материал и служат полем приложения ее концепций. Из
философии она заимствует общие принципы понимания конфликта как
разновидности противоречия, столкновения и взаимодействия противоположностей.