Философский анализ конфликтов

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Может показаться странным, что проблема конфликта не яв¬ляется одной из разработанных в философии. Однако при вни¬мательном рассмотрении такое положение вещей оказывается закономерным. Традиционно советскими философами исследо¬валась проблема противоречия. Считалось, что в социалистиче¬ском обществе есть только неантагонистические противоречия. Такая форма их разрешения, как конфликт, — явление очень редкое и обычно имеет место в виде внутриличностного или межличностного конфликтов, иногда в виде конфликта “личность — группа”.
Иконка файла материала Философский анализ конфликтов.doc
Философский анализ конфликтов Может показаться странным, что проблема конфликта не является одной из разработанных в философии. Однако при внимательном рассмотрении  такое положение вещей оказывается закономерным. Традиционно советскими  философами исследовалась проблема противоречия. Считалось, что в  социалистическом обществе есть только неантагонистические противоречия.  Такая форма их разрешения, как конфликт, — явление очень редкое и обычно имеет место в виде внутриличностного или межличностного конфликтов,  иногда в виде конфликта “личность — группа”. В работах, посвященных  противоречиям, категория конфликта либо вообще не упоминается, либо ее  раскрытию уделено всего несколько страниц.[1, с.58] Философия — пожалуй, единственная наука, где первой публикацией по  проблеме конфликта является диссертация. Эта работа выполнена И.Ф.  Смольяниновым в 1951 г. Затем до 1960 г. публикации отсутствуют (рис.3). В начале 60­х годов появляются работы, посвященные философскому  анализу конфликта. В этот период наиболее полно подходы философов к  проблеме конфликта изложены в выступлении Г.М. Штракса на совещании  заведующих кафедр общественных наук вузов РСФСР в 1960 г. Его идеи на  протяжении почти тридцати лет были основой изучения конфликта в фило­ софии. Конфликт трактовался как макросоциальное явление, характерное для некоторых конфликтных ситуаций, возникающих между отдельными  личностями или внутри коллектива. Причины конфликтов отождествлялись с  отклонениями от “нормального” хода развития, с пережитками прошлого.20             16                    10               5                0                             1950            1960         1970          1980          1990         Годы Рис. З.  Динамика количества публикации по проблеме  конфликта по философии С 60­х до начала 80­х годов для философии было характерно скорее  эпизодическое обращение к проблеме конфликта. В 1966, 1967, 1970, 1972,  1975 гг. было опубликовано по одной работе, а в 1963, 1971, 1980 гг. работы  не издавались. Изучение конфликта в философии идет по следующим направлениям.  Моральный конфликт в современном обществе. Это наиболее  разработанное направление представлено работами общего содержания и  по конкретным областям человеческой деятельности: нравственные  конфликты в педагогическом процессе;  причины нравственных  конфликтов в трудовых коллективах; моральные конфликты в воинских  коллективах; профессионально­нравственные конфликты. Методологические аспекты этнических конфликтов. В связи с  возникновением и обострением межнациональных противоречий и  конфликтов на территории бывшего СССР активно разрабатываются в  последние десять лет.   Художественный конфликт как эстетическая категория. В работах  этого направления основное внимание уделяется выявлению эстетической  природы художественного конфликта, раскрытию противоречия в  диалектическом развитии процесса художественного мышления.   Критика современных взглядов западных философов на социальные  конфликты в условиях капиталистического общества.   Разработка собственно философской концепции социального конфликта.  Это наиболее перспективное направление с точки зрения научного и  практического интереса. Несмотря на имеющиеся здесь исследования, по  признанию самих философов, в данном направлении выработаны пока  только общие подходы и принципы. [1, с.59] Заключение Традиции   накопления   конфликтологических   идей   имеют   многовековую историю. Первые целостные концепции конфликта появились на рубеже XIX—XX вв., однако, и в предшествующие столетия лучшие умы человечества предлагали свое   видение   природы   этого   феномена,   путей   предотвращения   и   разрешения конфликтов. Идеи согласия и конфликта, мира и насилия всегда были одними из центральных   в   различных   религиозных   течениях.   Тема   борьбы   добра   со   злом представлена в значительном числе произведений культуры и искусства. Обыденное сознание   также   является   мощным   источником   конфликтологических   идей, отражением отношения людей к конфликтам разного уровня. Конфликт связан  с осознанием  людьми  противоречий  своих интересов (как членов   тех   или   иных   социальных   групп)   с   интересами   других   субъектов. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты.Однако   хотим   мы   этого   или   нет,   нравится   ли   нам   или   не   нравится,   но конфликты в нашей жизни неизбежны. А раз так, то остается лишь позаботиться о том, чтобы уменьшить вред, который они способны принести, и, если это возможно, извлечь из них хоть какую­то пользу. В конце концов, как гласит еще одна известная пословица, ­ нет худа без добра. Жить в мире и согласии – это замечательно, но все­ таки   совсем   без   всяких   конфликтов   было   бы,   наверное   несколько   скучновато. Конфликты, по крайней мере, вносят в нашу жизнь   некую «перчинку», которая позволяет   лучше   ощущать   прелесть   мира   и   согласия.   Но,   конечно,   желательно, чтобы горечь такой «перчинки» не стала отравой.  Считать   ли   конфликтологию   отдельной,   самостоятельной   наукой, образовавшейся   на   стыке   социологии,   психологии   и   других   наук,   или   же комплексной научной дисциплиной, ­ это вопрос, на который можно ответить по принципу: «и то, и другое». Однако     самостоятельность   конфликтологии   относительна.   Она   пользуется данными, теоретическими моделями, методами и приемами любых наук, если это помогает ей в изучении конфликтов. Особенно тесно она связана с теми областями знаний, от древа которых она, собственно, и «отпочковывается», ­ социологией и психологией.   Многие   другие   отрасли   науки   –   история,   культурология, экономические   науки,   правоведение,   педагогика,   политология,   военная   наука   – дают   ей   фактический   материал   и   служат   полем   приложения   ее   концепций.   Из философии   она   заимствует   общие   принципы   понимания   конфликта   как разновидности противоречия, столкновения и взаимодействия противоположностей.