Философско-нравственные проблемы

  • Лекции
  • docx
  • 26.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Философско-нравственные проблемы и аргументы к сочинению е г э по русскому языку. в данной разработке есть аргументы к таким проблемам как Проблема поиска смысла жизни, Проблема свободы нравственного выбора. Проблема выбора жизненного пути, Проблема отношения к прошлому (утраты памяти, корней / обретения памяти, корней)
Иконка файла материала 3.docx
I. Философско­нравственные проблемы Проблема Проблема  поиска смысла  жизни Вариант вступления. Автор, произведение, герой. Краткий анализ (в соответствии с данной проблемой). Вариант вступления. Человек в определенный момент жизни непременно задумывается, кто он и зачем пришел в этот  мир. И каждый отвечает на эти вопросы по­разному. Для кого­то жизнь — это беспечное  движение по течению, но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимается в поисках  смысла жизни к вершинам истины. Литературные аргументы: Л. Н. Толстой. Роман­эпопея «Война и мир». — Проблема поиска смысла жизни является центральной во многих произведениях русской  литературы. Одно из них — «Война и мир» Л. Н. Толстого. Герой романа­эпопеи Пьер Безухов в  начале своего пути далек от истины: он восхищается Наполеоном, участвует в пустых  развлечениях, легко поддается грубой лести, причиной которой становится его огромное  состояние. И как итог — утрата смысла жизни. Лишь пройдя испытание войной и пленом, узнав простых людей (таких, как Платон  Каратаев), Пьер смог по­настоящему понять жизнь и свое место в ней. Он приходит к мысли, что  только любовью движется мир и живет человек. А. П. Чехов. Рассказ «Студент». — Одним из произведений, в котором поднимается проблема обретения истинного смысла  жизни, является рассказ А. П. Чехова «Студент». Молодой человек, будущий священник, Иван  Великопольский в душе не верит ни во что хорошее, доброе, светлое. Ему кажется, что жизнь —  это бесконечная череда несчастий, тоска, невежество. Все изменила случайная встреча с двумя  простыми женщинами. Они, несмотря на тяжелую судьбу, не утратили веры, способности  глубоко сочувствовать чужому горю. Иван Великопольский понял, что в жизни, как и в природе,  все гармонично: если есть зло (невежество, тоска, голод), то есть и добро: любовь, правда,  красота. Именно они направляли и будут всегда направлять течение человеческой жизни. Вариант вступления. Всем известна картина В. Васнецова «Витязь на распутье». Стоит он перед Вещим камнем, где  написано: «Направо пойдёшь — коня потеряешь…», «Налево пойдёшь — себя потеряешь…»,  «Прямо пойдешь — и себя, и коня потеряешь…» Повесил голову витязь: тяжело ему путь  выбирать. Так и в настоящей, реальной жизни. Каждый из нас выбирает свой путь, принимает  одно­единственное решение из многих возможных. Литературные аргументы: — Проблема выбора жизненного пути стоит перед главным героем романа­эпопеи М. Шолохова  «Тихий Дон» — Григорием Мелеховым… — М. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». — В. Быков. Повесть «Сотников». Вариант вступления. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», — писал А. С. Пушкин.  Человек, не знающий истории своего народа, своей семьи, опасен для общества. Он живет как  дерево без корней. Таких называют «иванами, не помнящими родства».  Литературные аргументы: — А.      Твардовский. Поэма «По праву памяти». — Ч.      Айтматов. Роман «Буранный полустанок». — Ф.      Абрамов. Повесть «Поездка в прошлое». — И.      С.      Шмелев. Роман «Лето Господне». — В.      Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой». Вариант вступления… Литературные аргументы: — А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин» (Евгений Онегин). Проблема  свободы  нравственного  выбора.  Проблема  выбора  жизненного  пути Проблема  отношения к  прошлому  (утраты  памяти, корней / обретения  памяти,  корней) Проблема  понимания  (утраты,  обретения)цели жизни Проблема  нравственной  стойкости  (нравственного падения:  трусости,  предательства,  лицемерия,  зависти,  гордыни,  накопительств а, эгоизма и  т.д.) Проблема  милосердия,  сострадания Проблема  чести,  благородства,  справедливост и Проблема  судьбы Проблема  истинной  дружбы Проблема  воспитания       Ю.       Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» (Печорин). — М. — И.      А.      Гончаров. Роман «Обломов» (Илья Ильич). — И.      А.      Бунин. Рассказ «Господин из Сан­Франциско». — Л.      Н.      Толстой. Роман­эпопея «Война и мир» (Пьер Безухов). — А.      П.      Чехов. Рассказ «Ионыч» (Дмитрий Ионыч Старцев). — М. — М. Вариант вступления…     Горький. Рассказы «Старуха Изергиль», «Данко».     Шолохов. Роман­эпопея «Тихий Дон» (Григорий Мелехов).           А.      Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (Андрей Соколов). Литературные аргументы: 1) Проблема нравственной стойкости: — М. — А.      И.      Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». — Б.      Васильев. Повесть «Завтра была война» (Искра Полякова, Вика Люберецкая). — В. Быков. «Сотников». 2) Проблема нравственного падения: — А. Куприн. Рассказ «Негласная ревизия». — М. — А.      С.      Пушкин. «Маленькие трагедии», повесть «Пиковая Дама» (Германн). — Ф.      М. до духовного воскрешения). — А.      С.      Пушкин. Повесть «Капитанская дочка» (Швабрин). — М. — А.      П.      Чехов. Рассказ «Хамелеон». Вариант вступления…     Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» (Печорин).     Ю.             Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (трусость Понтия Пилата, предательство Иуды).     Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (Лужин, Свидригайлов, Раскольников  Литературные аргументы: — А.      С.      Пушкин. Повесть «Станционный смотритель» (Самсон Вырин) — И.      С.      Тургенев. Стихотворение в прозе «Нищий». — Н.      В.      Гоголь. Повесть «Шинель» (Акакий Акакиевич Башмачкин). — Ф.      М. — М. — В.      Тендряков. «Хлеб для собаки». Вариант вступления…       Достоевский. Роман  «Преступление и наказание» (Соня Мармеладова).       Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Иешуа — Понтий Пилат; Маргарита — Фрида). Литературные аргументы: — А.      С.      Пушкин. «Капитанская дочка» (Петр Гринёв). — М. Вариант вступления…     Ю.         Лермонтов. «Песня… про купца Калашникова» (Степан Парамонович Калашников). Литературные аргументы: — Л.      Н.      Толстой. Повесть «Кавказский пленник» (Жилин, Костылин). — М. Вариант вступления…     Лермонтов. Повесть «Фаталист» / роман «Герой нашего времени» (Печорин).     Ю.     Литературные аргументы: — А.      С.      Пушкин. Стихотворения «Пущину», «19 октября». — Л.      Н.      Толстой. Роман­эпопея «Война и мир» (Соня — Наташа). — И.      А.      Гончаров. Роман «Обломов» (Штольц — Обломов). Вариант вступления… Литературные аргументы: — В.      Распутин. Рассказ «Уроки французского» (учительница французского языка Анна  Михайловна — главный герой). — М. Каширин). — А.      С.      Пушкин. «Капитанская дочка» (наказ отца Петру Гринёву). — Д.      И.      Фонвизин. «Недоросль».     Горький. Повесть «Детство» (Алеша Пешков — бабушка Акулина Ивановна, дедПроблема  внутренней  свободы  (несвободы) Проблема  отцов и детей Проблема  равнодушия,  душевной  черствости Проблема  преданности,  верности в  любви Проблема веры (безверия) Проблема  счастья Проблема  совести Проблема  античеловечно й сущности  войны — Н.      В.      Гоголь. Поэма «Мертвые души» (воспитание Павлуши Чичикова). — Л.      Н.      Толстой. Роман­эпопея «Война и мир» (воспитание в семье Ростовых, Болконских). Вариант вступления… Литературные аргументы: — А.      П.      Чехов. Рассказ «Крыжовник» (Николай Иванович Чимша­Гималайский и его мечта об  усадьбе с крыжовником). — А.      П.      Чехов. Рассказ «Человек в футляре» (учитель греческого языка Беликов). — М. Вариант вступления…     Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Понтий Пилат).   Литературные аргументы: — К.      Г.      Паустовский. Рассказ «Телеграмма». — И.      С.      Тургенев. Роман «Отцы и дети» (Базаров — родители; Аркадий Кирсанов — отец, дядя;  Базаров — Павел Петрович Кирсанов). Вариант вступления… Литературные аргументы: — А. Платонов. Рассказ «Юшка». — А. П. Чехов. Рассказ «Ионыч». — А. П. Чехов. Рассказ «Баран и барышня». Вариант вступления… Литературные аргументы: — А.      И.      Куприн. Повесть «Гранатовый браслет» (Желтков – княгиня Вера). — И.      А.      Бунин. Рассказ «Темные аллеи» (Надежда). — М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Мастер и Маргарита). Вариант вступления… Литературные аргументы: — М. Вариант вступления…       Горький. «На дне» (Лука — Сатин). Литературные аргументы: — И.      А.      Бунин. Стихотворение «Вечер». — А. П. Чехов. Рассказ «Студент». Вариант вступления…   Литературные аргументы: — М. — Ф.      М. Вариант вступления…     Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Понтий Пилат).       Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (Свидригайлов). Литературные аргументы: — Л. Н. Толстой. Роман­эпопея «Война и мир», «Севастопольские рассказы». — М. Шолохов. Рассказ «Родинка». — Ю. Бондарев. Рассказ «Война». — М. Шолохов. Роман­эпопея «Тихий Дон» (ч. 3, гл. 5. «Григорий Мелехов убивает  австрийского солдата»; ч. 6, гл. 31. «Казнь командира отряда Лихачева») II. Человек и государство Проблема  отношений  художника и  власти  (свободы  Вариант вступления. Настоящий творец (поэт, музыкант, художник) создает свои произведения по зову сердца, а не по заказу. Только тогда искусство будет правдивым, только тогда оно станет залогом бессмертия  автора. «Рукописи не горят», — пророчески произнес Воланд — герой романа М. Булгакова  «Мастер и Маргарита». Но на самом деле в истории русской литературы XX века множествотворчества).  Проблема  внутренней,  духовной  свободы  писателя Проблема  трагедии  эмиграции Проблема  трагической  судьбы  человека в  тоталитарном  государстве трагических моментов, когда рукописи уничтожались, а их авторы по воле властей оказывались в тюрьме, в ссылке, в эмиграции. Литературные аргументы: — А. С. Пушкин. Стихотворение «Из Пиндемонти». — А. С. Пушкин. Стихотворение «Пророк». — М. Булгаков. «Мастер и Маргарита» (Мастер). Проблема отношений художника и власти с предельной четкостью раскрыта в стихотворении  А. С. Пушкина «Из Пиндемонти». «Для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни  шеи» — эти слова являются определяющими для настоящего художника. Они дают ответ на  вопрос, почему, например, многие произведения соцреализма оказались в забвении, а творения А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака и многих других талантливых художников слова стали  гордостью русской литературы XX века. Вариант вступления. Не покидает ощущение горечи, когда люди оставляют Родину. Одни уезжают из­за сложившихся  обстоятельств, другие ищут лучшей жизни, третьих ­ вынуждали уехать или высылали из страны  власти. Но ни один человек никогда не забудет свое отечество, дом, где он родился, родную  землю. Литературные аргументы: — И.      А.      Бунин. Рассказ «Косцы». — В.      Набоков. «Роман «Машенька», эссе «Русская река». — С. Довлатов. Рассказ «Чемодан». Вариант вступления… Литературные аргументы: — А. Ахматова. Поэма «Реквием». — А. И. Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ», повесть «Один день Ивана Денисовича». — Б. Васильев. Повесть «Завтра была война». III. Социально­философские проблемы Проблема  русского  характера Вариант вступления. Довольно часто мы слышим пословицы, крылатые выражения о русском национальном характере. Например: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», «И какой же русский не любит  быстрой езды!» (Н. В. Гоголь) и т.д. Есть фильм — «Любить по­русски»… Когда иностранцы  говорят о загадочной русской душе, то, в первую очередь, имеют в виду, что в русском характере уживаются самые разные черты. Да, много непонятного для других народов таит в себе русский  характер, однако всему миру известны такие наши замечательные качества, как щедрость,  гостеприимство, смекалка.       Ю.       Лермонтов. Поэма «Песня… про купца Калашникова» (Степан Парамонович  Литературные аргументы: — М. Калашников). — Н.      С.      Лесков. Повесть «Очарованный странник» (Иван Флягин). — Н. С. Лесков. Сказ «Левша». — М. — А.      И.      Солженицын. Рассказ «Один день Ивана Денисовича», рассказ «Матрёнин двор»  (Матрёна). ­ В. О. Ключевский Научная статья «Природа и ее влияние на русский характер» Вариант вступления…       Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (Андрей Соколов) Проблема  назначения  искусства,  проблема  отношений  художника и  «толпы» Литературные аргументы: — А. С. Пушкин: «Я памятник себе воздвиг…», «Пророк». — М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Поэт». — Г. Успенский. «Выпрямила». — Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» (отступление о писателе­реалисте и писателе­Проблема  духовного  здоровья  общества Проблема  влияния  искусства  (литературы)  на человека романтике, начало 7­й главы поэмы). Вариант вступления… Литературные аргументы: Вариант вступления… Литературные аргументы: — Г. Успенский. «Выпрямила». IV. Экологические проблемы Проблема  пагубного  влияния  человека на  природу Варианты вступления. а) Кто хоть раз держал в руках Красную книгу, обратил внимание на то, какая она большая и  тяжелая. И это не случайно: только за последние полвека сотни представителей флоры и фауны  стали ее постоянными, вечными жителями. И причина этого не во всемирном потопе, новом  ледниковом периоде или смертоносных вирусах. Причина исчезновения многих видов растений и животных мира — человек. б) Когда мы разглядываем ночное небо, то пытаемся предположить, что в этой удивительно  красивой бездне есть жизнь, подобная нашей. Да, наверняка есть. Но едва ли найдется еще одна  такая планета, которую бы так варварски уничтожали ее самые разумные обитатели. Проблема  благотворного  влияния  природы на  человека Литературные аргументы: — В.      Астафьев. Роман «Царь­рыба». — В.      Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой». Вариант вступления… Литературные аргументы: — И.      А.      Бунин. Стихотворение «Вечер». — Л.      Н.      Толстой. Роман­эпопея «Война и мир» (при виде зазеленевшего старого дуба князь  Андрей обретает веру в возможность счастья). — А.      Фет. Стихотворение «Учись у них — у дуба, у березы…». V. Национальные проблемы Вариант вступления… Литературные аргументы: — С.      Довлатов. Рассказ из сборника «Речь без повода» (философия Кеннета Бауэрса). Вариант вступления. Не так давно в средствах массовой информации появилось новое сочетание — «лицо  кавказской национальности». Произносится оно с оттенком осуждения и настороженности,  как будто человек изначально виноват в том, что он не «лицо» славянской или, допустим,  европейской национальности. Стыдно, грустно, тревожно… Литературные аргументы: Проблема  единства,  братства всех  народов и их  культур Проблема  обострения  межнациональных  отношений  (проблема  национальной  нетерпимости,  проблема  преступлений на  национальной  почве) VI. Патриотическая проблемаПроблема  стойкости духа,  мужества и  героизма в  трагические  моменты истории  страны Проблема  ответственности  писателя за  судьбу страны,  мира Проблема любви к Родине. Проблема ответственности  гражданина за  судьбу страны Вариант вступления… Литературные аргументы: — Л. Н. Толстой. Роман­эпопея «Война и мир». — Ю. — М. — А. Ахматова. Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мне голос был…» Вариант вступления…     Бондарев. «Горячий снег» (батарея лейтенанта Кузнецова).     Ю.           Лермонтов. «Бородино». Литературные аргументы: Вариант вступления… Литературные аргументы: — А. Ахматова. Стихотворение «Родная земля». — М. Лермонтов. Стихотворение «Родина». — А. Блок. Стихотворение «Россия». — С. Есенин. Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» VII. Социальные проблемы Проблема  наркомании Проблема  здорового образа  жизни Проблема  влияния  современного  телевидения на  молодое  поколение Проблема  «компьютерной  болезни» Проблема  падения интереса  к чтению Вариант вступления… Литературные аргументы: Вариант вступления… Литературные аргументы: Вариант вступления… Литературные аргументы: Вариант вступления… Литературные аргументы: Вариант вступления… Литературные аргументы: VIII. Культурологические проблемы Проблема  сохранения  памятников  культурного  наследия  прошлого Проблема  Вариант вступления… Литературные аргументы: Вариант вступления…русского языка (сохранения,  засорения  русского языка).  Проблема утраты  языковой  культуры Когда мы говорим о богатстве России, то прежде всего имеем в виду ее леса, реки, полезные  ископаемые. При этом часто забываем о такой ценности страны, как язык, на котором говорит ее народ. Русский язык — один из самых богатых языков, давший в XIX веке лучшую в мире  литературу. К сожалению, в наше время русский язык подвергается многим негативным  изменениям и сегодня можно говорить о серьезной болезни языка. Литературные аргументы: — М. — И.      С.      Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык». — Н.      В.      Гоголь. Поэма «Мертвые души» (отступление в конце главы V). — А.      Ахматова. Стихотворение «Мужество». — В. И. Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка».     Зощенко. Рассказ «Обезьяний язык».