Финансирование науки и образования: подходы и инструменты

  • docx
  • 09.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала статья я.docx

Приложение А

«Финансирование науки и образования: подходы и инструменты»

 

Подхапова Виктория Владимировна

студент, Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Россия, Липецк 

Финансирование науки и образования является ключевым фактором развития общества и экономики, обеспечивающим инновации, подготовку квалифицированных кадров и повышение конкурентоспособности страны.

В условиях стремительных изменений экономической системы страны, для обеспечения потребностей рынка в специалистах новых направлений и квалификации требуются значительные изменения в образовательной системе. В настоящее время система образования не успевает за возрастающими темпами экономической жизни. Одновременно с этим, совершенствование образования для поддержания его конкурентоспособности предполагает внедрение новых инструментов, методов работы, на поиск и внедрение которых необходимы средства государственного бюджета. В связи с этим происходит изменение целей и задач, приоритетов распределения бюджетных средств, увеличение распределительных процессов. Для достижения результатов реформ в бюджетном планировании внедряются программно-целевые инструменты, на основе которых осуществляется распределения бюджетных средств.[1]

В данной статье мы рассмотрим основные подходы и инструменты финансирования в этих сферах, особенности российского опыта и мировые тенденции.

Основные источники финансирования:

1) Государственное финансирование. В России более 70% финансирования науки осуществляется за счет федерального бюджета, что подчеркивает важность государственной поддержки научных исследований и разработок. Государственное финансирование охватывает: базовое финансирование научных организаций и вузов, федеральные целевые программы, направленные на решение приоритетных научных и социальных задач, гранты от государственных фондов, таких как Российский научный фонд (РНФ) и Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).[2]

2) Региональные программы поддержки науки и образования. Некоторые программы поддержки:

1.       Продление программы «Приоритет 2030». Программа направлена на поддержку ведущих университетов и продлена до 2030 года.

2.       Развитие сетевого взаимодействия между вузами и промышленностью. Университеты сотрудничают с промышленными предприятиями для внедрения передовых технологий в производство.

3.       Грантовая поддержка. В 2024–2025 годах запущены новые инициативы, расширяющие возможности финансирования научных исследований и технологических разработок.[3]

3) Частные и корпоративные источники. Частные фонды, корпоративное спонсорство и пожертвования играют важную роль в финансировании научных исследований, особенно в областях, связанных с разработкой новых технологий и продуктов. Такие источники часто предоставляют средства в виде конкурсных грантов и партнерских проектов, что требует от ученых тщательной подготовки заявок и отчетности.
        4) Международные программы. Международные организации, такие как ООН и Всемирная организация здравоохранения, выделяют средства на исследования в области экологии, здравоохранения и социального развития, что расширяет возможности финансирования и способствует международному сотрудничеству.

Подходы к финансированию науки:

1) Инновационные проекты под ключ. Для повышения эффективности бюджетных средств рекомендуется формировать государственный заказ на реализацию полного инновационного цикла — от прикладных исследований до тиражирования инновационной продукции. Такой подход способствует интеграции научных институтов, вузов и промышленных предприятий, обеспечивая реальную инновационную деятельность.

2) Оценка затрат и эффективности. Для обоснованного формирования государственных программ необходимо разработать методики оценки затрат на научные исследования, учитывающие ожидаемые результаты, такие как количество публикаций, патентов и объем инновационной продукции. Это позволит повысить научную и экономическую эффективность финансирования.[4]

3) Базовое и проектное финансирование. В России существует баланс между базовым бюджетным финансированием организаций и конкурсным грантовым финансированием проектов. Базовое финансирование обеспечивает стабильность работы учреждений, а гранты стимулируют развитие перспективных направлений и инноваций.

Для повышения качества российского образования, конкурентоспособности, на наш взгляд, необходимо не столько внедрять новые формы контроля знаний обучающихся, увеличивать количество плановой и отчетной документации, сколько совершенствовать инструменты распределения бюджетных средств. В настоящее время в качестве инструментов, способных стимулировать рациональность распределения, эффективность использования бюджетных расходов выступают методы программно-целевого планирования. Программно-целевые инструменты бюджетного планирования позволяют своевременно выявить проблемы и взвешенно подойти к реализации реформ. Для возможного решения названных проблем кроме реформ системы образования, менеджмента образовательных услуг предполагается распространение современных методов бюджетного планирования и распределения бюджетных средств, встроить в существующие государственные программы национальные (федеральные) проекты при условии сохранения всех преимуществ этих методов.[1]

Инструменты финансирования образования:
   - Усиление интеграции науки и промышленности посредством реализации комплексных проектов для повышения инновационной активности.
   - Разработка и внедрение методик оценки эффективности финансирования для оптимального распределения ресурсов.
     - Активное привлечение частных инвестиций и международных грантов для диверсификации источников финансирования.
   - Внедрение современных моделей финансирования образования, учитывающих участие всех заинтересованных сторон.

Финансирование науки и образования требует комплексного подхода, сочетающего государственную поддержку, частные инвестиции и инновационные механизмы распределения ресурсов. Только такой подход позволит обеспечить устойчивое развитие научного потенциала и образовательной системы, отвечающих современным вызовам и требованиям общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1.       Либерман, Т.И. Методы финансирования развития образованмя в условиях цифровой трансформации общества// Цифровые трансформации в развитии экономики и общества: материалы ХV Международной научно-практической конференции. 21 апреля 2021 г. (г. Липецк) / Под общ. ред. канд. юрид. наук, доц. А.Д. Моисеева. – Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2021. – 563 с.(С.247-253)

2.       Скоблева, Э. И. Государственные программы развития как инструмент финансирования образования / Э. И. Скоблева  // Финансовый журнал. – 2024. – Т. 16. № 6. – С. 116–131

3.       Шумская, Е.И. О вопросах финансирования научных исследований в Российской Федерации / Е.И. Шумская, Д.И. Жучков, С.Ю. Иванов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. –2023. – № 1. – С. 49–53

4.       Шкодинский, С.В. Особенности финансирования научных исследований в Российской Федерации / С.В. Шкодинский, М.В. Шевчук, В.Г. Костякова // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Экономика. – 2023. – № 1. – С. 26–37.


 

Скачано с www.znanio.ru