Уроки финансовой грамотности в курсе «Экономика», 7 класс
Тема 12. Краткая история звонкой монеты
Цель:
удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области возникновения и развития денег в формировании умения и знания финансово грамотного поведения;
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:
осознание себя как члена семьи, общества и государства, в средне обмена денежными средствами;
овладение начальными навыками адаптации в мире денежных отношений;
проявление самостоятельности и личной ответственности за своё отношение к деньгам - финансовое поведение;
осознание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;
• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
Регулятивные
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности,
Коммуникативные
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Подготовительная работа к занятию:
1)Презентация «Древние товарные деньги»
Материалы и оборудование: Интернет, интерактивная доска, ноутбук, магнитофон, кассеты, памятки, листы бумаги, ручки. учебник Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности: учебник для 7-7 классов образоват. Орг. (предпрофильная подготовка)/И.В. Липсиц. —22-е изд. — М. —: Вита-пресс, 2019 – 224с.; ил.
Основные понятия к повторению нужды, потребности, блага.
Понятия к изучению бартер, деньги, цена, функции денег.
Ход урока:
Учитель:
Добрый день, ребята.
На предыдущем уроке мы несколько пословиц вспомнили, в которых частыми словами являются копейка и рубль; «Копеечка к копеечке - рубль набегает».
«Копейка рубль бережет».
Как вы думаете, почему именно два вида денег отражены в пословицах и поговорках нашего народа?
Ученики: потому что так называются и сегодня наши денежные средства.
Учитель: Да, именно. Тогда вспоминаем, что такое деньги, какие функции они выполняют
Ответы детей: Деньги – это эквивалент цены, средство получения желаемого товара.
цена – то количество денег, которое надо отдать за получение в собственность желаемого блага: товара, услуги, выполняемой работы.
Деньги – неоднозначное понятие.
Деньги – это товар: всеобщий эквивалент; мера стоимости товаров.
Деньги – это всеобщая эквивалентная форма стоимости всех других товаров.
Деньги – особый товар, выражающий стоимость всех других товаров, т.е. выполняющий роль всеобщего эквивалента.
Деньги – это все то, что может быть использовано для оплаты покупок, измерения ценности обмениваемых товаров и возврата долгов.
Деньги – средство обмена.
Современные деньги в обществе выполняют следующие функции:
1) средство платежа; средство оборота;
2) мера стоимости;
3) средство обращения;
4) средство накопления.
«Денежное посредничество» дает возможность развития экономики в целом: за деньги покупателей-потребителей борются производители, происходит повышение конкурентоспособности на рынке, позволяющее, как улучшить качество продаваемой продукции, так стимулировать бизнес-деятельность.
Учитель. Мы поняли, что появление денег облегчило обмен для людей. А теперь постараемся понять, как в истории развивались денежные средства.
Перовые монеты назывались куфическими, имели название «дирхемы», чеканились, имели хождение в VIII в. на обширных просторах Малой и Средней Азии, Ирана, Месопотамии, побережьях Средиземноморья в Африке. Дирхемы шли на Русь по великому Волжскому пути. В XI в. Поток дирхемов прекратился, что связано «Кризисом серебра» на ближнем востоке, и возникающими противоречиями в перечисленных странах.
Слайд 2 отражает внешний вид дирхемов
Византийские монеты были более редкими в обращении, носили название серебряные - Милиарисии и золотые - Солиды, сегодня встречаются в кладах X-XI вв. Именно эти монеты, возможно по своей редкости оказали влияние на создание монет из золота и серебра в Древне-Русском государстве.
Слайд 3. Серебряные Милиарисии золотой Солид
Уже в конце Х века, в 988 году Русь приняла христианство, заняв собственное место среди европейских держав, уже христианскими. Великий князь Владимир Святославич, крестивший Русь, ввел чеканку собственных монет по виду византийского Солида, представителя христианского мира.
Каждая монета имеет аверс (лицевую сторону), на котором изображен великий князь, прижимающий левую руку к груди, в правой руке он держит крест; на голове князя - великокняжеская шапка с крестом и подвесками. На аверсе есть поясняющая надпись: Владимир на столе.
На оборотной стороне монеты – реверсе изображен Иисус Христос в царском венце с Евангелием и поднятой в благословении дланью Руси.; по сторонам реверса надпись: Иисус Христос. В монете было 2-3 грамма чистого золота, и название себя оправдывает: «златник». Но был еще и «серебряник», в котором 2-3 грамма серебра изображения были подобными изображениям на златнике.
На слайде 4. «Златник»
Объединив Русь, Владимир сделал страну единым государством, объединенным верой. Но и светские нововведения не были чужды древнерусскому государству.
После смерти Владимира, с разделением, расколом Руси на отдельные княжества, прекратилась чеканка русских монет. Новые правители отдельных княжеств отказались от торговли, вернулись к натуральному хозяйству.
Слайд 5. Разные виды денег
Деньгами в этот момент вновь служит скот, беличьи и куньи шкурки, стеклянные бусины, металлические браслеты, а иногда - и раковины каури.
Состоятельные люди начали хранить сбережения в виде серебряных слитков, в которые постепенно превратилась в гривны.
Слайд 6. Гривна
Название такое монета получила от того, что часто носили ее на шее – место, которое русичи называли «загривок», так и поучилось название «гривна». Но серебряные палочки часто были слишком крупными для оплаты, поэтому их начали рубить на части при оплате. Получилось название российской валюты, которое мы используем и сегодня?
Ученики: Как называется валюта: рубль!
В феврале 1635 был оглашен указ о замене старых денег. Чеканка монет допускалась только на государственных монетных дворах Москвы, Новгорода, Пскова и Твери. Сама система приобрела такой вид:
Серебряный рубль (68 г.) делился на две полтины, десять гривен, сто монет новгородок (0,68 г.) - денга, двести московок (0,34г.) - полуденга.
Самой мелкой единицей была полушка - 0,17 грамм. По изображению всадника с копьем со временем новгородка приобрела название «копейка». Впервые определен вес материала для чеканки: гривенка серебра, масса которой была установлена 204 грамма.
Слайд 7. Стройная система монет Елены Глинской
Наиболее стройной, монетизированной, уже Россия стала при Петре I. На начальном этапе строительства новой Российской империи – могущественного государства, Петр понял, что строить экономически крепкую, крупную державу, устойчивое, защищенное государство, без денег невозможно. Поэтому он при первой возможности провел денежную реформу.
В письме к Александру Даниловичу Меншикову царь презрительно называл эти деньги вшами. При этом совсем исчезли монеты, необходимые для мелкой торговли. Народ разрезал копейку на две, а то и на три части. При крупных платежах для пересчета таких денег требовалось много времени и усилий.
В 1701 году в дополнение к медным монетам была выпущена новая партия серебряных денег: полтина, полуполтина, гривенник, монета достоинством 10 денег и золотой червонец. Все они чеканились на монетном дворе, открытом в Кадашевской слободе Замоскворечья. С этого времени понятие монеты стало распространяться только на деньги машинной чеканки. Старые экземпляры, которые изготавливались вручную из проволоки, начали называть денежками. И те, и другие чеканили на новом Кадашевском монетном дворе. Машины, установленные на новых денежных дворах, были самыми разнообразными: прокатные станы предназначались для изготовления металлических листов, обрезные — для вырубки монетных кружков, печатные — для чеканки. В движение их приводили мельничные колеса, вращаемые водой или конской тягой. В самых первых машинах маточный штемпель закрепляли на молоте, который падал вниз с большой высоты; затем перешли к винтовым прессам.
Слайд 8. Монеты Петра I
Таким образом, история звонкой монеты имеет длинный путь своего развития. Сегодня монеты, уже в рублевом эквиваленте печатаются только на специальных заводах. Но люди вложили много сил и здоровья в развитие монетного дела.
Таким образом, мы сегодня узнали о том, какой путь прошла монета от создания до сегодняшнего применения.
Список источников
1. От куниц до бумажных Анимационная презентация vk.com URL https://vk.com/video-97360192_456239857?ysclid=lewev7qtdo43368850
2. Эволюция денег в России www.raritetus.ru URL https://www.raritetus.ru/texts/evoljutsija-deneg-v-rossii/?ysclid=lewcwotzg891984427#monety-perioda-obedineniya-russkogo-gosudarstva
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.