Методический семинар: «Эффективные управленческие и педагогические подходы к формированию функциональной грамотности обучающихся как ключевой ориентир повышения качества образования»
«Финансовая грамотность в обучении школьников: актуальные проблемы и пути решения»
· Обухова Н.С., куратор муниципальной площадки по формированию финансовой грамотности
В рамках реализации муниципальной «дорожной карты» по формированию функциональной грамотности у обучающихся общеобразовательных организаций Абдулинского городского округа в 2021-2022 учебном году в МБОУ СОШ №3 осуществляется работа по формированию функциональной грамотности с обучающимися 5-9 классов на всех предметах учебного плана с использованием технологических карт, разработанных педагогами региона и во внеурочной деятельности, пользуясь технологической картой, разработанной опорными школами. С целью качественной организации работы в данном направлении проведена следующая работа:
- педагогами изучены и проанализированы материалы, представленные на Google-диске, по своему предмету (материалы синхронизированы по классам);
- внесены изменения в рабочие программы по предметам и КИМ на II-III четверти;
- в течение II-III четверти в урочной и внеурочной деятельности, осуществлялся процесс формирования у обучающихся 5-9 классов функциональной грамотности (по всем направлениям) на всех предметах учебного плана;
- педагоги МБОУ СОШ №3 приняли участие в муниципальном конкурсе технологических карт уроков по формированию ФГ;
- администрация МБОУ СОШ №3 осуществляла ВШК за работой педагогов по внесению изменений в рабочие программы и закрепляла приказами внесения изменений в основную образовательную программу основного общего образования, а также осуществлялось тематическое изучение деятельности педагогов, реализующих образовательные программы основного общего образования, по вопросам формирования функциональной грамотности на уроках.
Согласно приказа министерства образования Оренбургской области от 17.09.2021 №01-21/1502 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности», в рамках реализации национального проекта «Образование», приказа управления образованием «Об организации работы по повышению функциональной грамотности» № 03-01/29/251 от 27.09.2021 МБОУ СОШ №3 определена опорной муниципальной площадкой по формированию финансовой грамотности.
СЛАЙД_2._На формирование функциональной грамотности в нашем образовательном учреждении оказывает влияние множество факторов, в числе которых выделяются:
Такое обилие факторов приводит и к многообразию проблем при решении задачи выстраивания системы работы школы по формированию финансовой компетенции функциональной грамотности.
На уровне образовательной организации самыми ощутимыми затруднениями выступают следующие (таблица 1):
Таблица 1. Проблемные поля в системе формирования и развития функциональной грамотности в школе
Формирование и развитие ФГ |
Создания условий по формированию и развитию ФГ |
нормативно-правовые |
кадровые |
||
организационные |
||
содержательные |
||
Изменений в содержании |
ООП |
|
внеурочная деятельность |
||
воспитательная работа |
||
Изменения в технологиях |
инструменты оценки сформированности ФГ |
|
технологическая карта урока (модуль, контекстно), внеурочного занятия |
||
технологии и формы (урочной, внеурочной деятельности) |
||
технологии
и формы |
||
метапредметные мероприятия: проекты, конкурсы, олимпиады |
СЛАЙД 3._ Обучающиеся 8-9 классов нашей школы, в декабре и марте текущего года, приняли участие в мониторинге функциональной грамотности на платформе РЭШ по естественно-научной, математической и читательской грамотности.
В данной диагностике приняли участие 30 восьмиклассников и 51 девятиклассник.
Результаты 8 класса
Высокий уровень компетенции, обучающиеся не показали ни по какому уровню сформированности ФГ, повышенный уровень не сформирован по читательской грамотности, от 30 до 40 % имеют средний уровень, 19 % недостаточный уровень по читательской грамотности, в среднем 50 % обучающихся показывают низкий уровень сформированности по всем компетенциям ФГ
СЛАЙД 4._Результаты 9 класса
В целом высокий уровень сформированности компетенций, обучающиеся не показали ни по какому уровню сформированности ФГ, повышенный уровень сформирован в разбеге от 9 до 13 %, от 30 до 51 % имеют средний уровень, 15 % имеют недостаточный уровень, в среднем 35 % обучающихся показывают низкий уровень сформированности по всем компетенциям ФГ
СЛАЙД 5._При анализе результатов диагностических работ по функциональной грамотности, в соответствии с проверяемыми компетенциями был выявлен ряд дефицитов учащихся:
Таблица 2. Дефициты учащихся по результатам диагностической работы в 8-9 х классах.
Виды ФГ |
Проверяемые компетенции |
Выявленные дефициты |
ЧГ |
Находить и извлекать информацию |
извлечение множественных единиц информации |
Интегрировать и интерпретировать информацию |
причинно-следственные связи, выводы, мотивы героев |
|
Осмысливать и оценивать содержание и форму текста |
точка зрения, оценка достоверности! |
|
ЕНГ |
Научное объяснение явлений |
предложить прогноз, гипотезу |
Применение методов естественнонаучного исследования |
способы обеспечения надежности и достоверности данных |
|
Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов |
выводы, оценка научных аргументов из различных источников (составные тексты) |
|
МГ |
Формулировать ситуацию математически |
создание математической модели |
Применять математические факты, процедуры |
анализ информации в различных формах |
|
Интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты |
анализ методов решения, обобщение, проверка истинности |
|
ФнГ |
Выявление финансовой информации |
умение искать, неумение анализировать |
Анализ информации в финансовом контексте |
планирование финансовых дел, выбор при сравнении вариантов |
|
Описание финансовых проблем |
оценка вариантов решений, проверка достоверности |
|
Применение финансовых знаний и пониманий |
применение знаний без понимания |
СЛАЙД 6, СЛАЙД 7
С учетом выявленных проблемных полей в школе организована работа, через следующие виды деятельности:
КАК мы Можем повысить финансовую грамотность обучающихся?
СЛАЙД 8_Согласно УП МБОУ СОШ №3 изучение финансовой грамотности организовано через введенные предметы «Финансовая грамотность» в 5-8,10 классах и интегрированно в 1-4, 9,11 классах.
СЛАЙД 9._А также, во внеурочной деятельности, через реализацию модулей программы воспитания школы:
школьный урок
– Внеурочная деятельность
– Классное руководство
– Профориентация
– Ключевые общешкольные дела
– Экскурсии, экспедиции, походы
– Самоуправление
– Школьные медиа
– Детские общественные объединения
– Волонтерство (гуманитарная помощь, продуктовая корзина для пенсионера)
– Работа с родителями
СЛАЙД 10, Слайд 11_По характеру взаимодействия учащихся, в учебной деятельности применяются коллективная, групповая и индивидуальные формы работы; организована проектная деятельность
СЛАЙД 12,13._Безусловно, при отборе наиболее эффективных инструментов формирования финансовой грамотности педагогами нашей школы приоритет отдан активным и интерактивным формам занятий: лекция-беседа, проблемный семинар, проектный семинар, практикум, учебная игра, экскурсия, презентация учебных достижений
СЛАЙД 14._Траекторией формирования ФГ является стратегия от первичного опыта выполнения учебных действий, до освоения общих способов, затем производится самоконтроль и коррекция, а на завершающем этапе контроль усвоения сформированности этого учебного действия и его системное практическое использование
СЛАЙД 15._БАЗОВАЯ СХЕМА ЗАНЯТИЙ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ строится пошагово, но является универсальной и применяется в разных классах, на разных этапах урока, как на начальном, так и на основном и заключительном этапах. Так
ШАГ 1: Предъявление практической финансовой задачи.
ШАГ 2: Анализ практической финансовой задачи и выявление проблемы, заложенной в практической задаче.
ШАГ 3: Постановка учебной задачи.
ШАГ 4: Освоение учебного материала финансовой грамотности (решение учебной задачи).
ШАГ 5: Решение практической финансовой задачи.
ШАГ 6: Рефлексия, перенесение способа решения практической задачи на подобные задачи и по возможности другой класс задач.
Практические примеры финансовых задач вы видите на слайдах № 16, 17,18
СЛАЙД 19, 20._С развитием общества меняются и приоритеты в образовании!
Так, по направлению «финансовая грамотность», наша школа имеет определенные успехи, наиболее востребованы интерактивные, сinema-технология, технология развития критического мышления, проектные технологии, модульные технологии, игровые технологии,( СЛАЙД 20), кейс-технологии (СЛАЙД 21,22), творческая мастерская( СЛАЙД 23,24), и другие технологии интегрированного (СЛАЙД 25) и интерактивного обучения (СЛАЙД 26)
СЛАЙД 28 ,29_На практике, учителями часто используются следующие педагогические приемы обучения:
- использование актуальной для обучающегося тематики (например, для подростков тему вкладов, инвестирование);
- использование инфографики (схемы, таблицы, мультфильмы);
- использование сайтов для поиска информации, ее интерпретации;
- привлечение знаний из других областей знания (например, из истории, географии, литература);
- театрализация, использование художественных образов;
- включение духа соревнования в учебную деятельность (кто больше заработает, кто больше сэкономит и др.);
- моделирование содержания темы (позволяет удерживать общий смысл);
- анализ материалов СМИ
- Исправление ошибок в тексте финансового характера;
- Создание какого-то творческого продукта своими руками (деньги, плакаты и др.)
- Подбор иллюстраций к финансовой проблеме;
- Подбор афоризмов, цитат, пословиц и поговорок;
- Разработка алгоритмов финансового поведения;
- Придумывания проблемных ситуаций (как положительных, так и отрицательных);
- Анализ (и или поиск) финансовых вопросов (тем, моделей поведения) в фильмах, мультфильмах, литературе;
- Трансформация финансового текста в таблицу, график, диаграмму;
- Написание эссе;
- разработка вопросов, заданий для других команд.
СЛАЙД 30._Цель обучения, способы усвоения учебного материала и характер взаимодействия учеников определяют МЕТОДЫ обучения. Основные, часто используемые на уроках, продуктивные и репродуктивные методы.
Репродуктивные методы:
- рассказ учителя по финансовой тематике,
- рассказ-беседа с актуализацией опыта учащихся
- Работа с учебным текстом (смысловое чтение, пересказ)
- Иллюстрация /демонстрация финансовых явлений и процессов
- Решение репродуктивных тестов, задач, заданий
Продуктивные методы: (Слайд 31,32)
- Проблемно-поисковые (найти способ решения проблемы, найти ответ на практическую задачу);
- Исследовательско-поисковые (проведение соцопросов, замеров, наблюдений, расчетов и др.)
- Проектные (создание проекта в области личных, семейных финансов; финансовые расчеты других проектов; управление проектом);
СЛАЙД 33,34
Варианты включения активных и интерактивных методов обучения в структуру урока определяются самим учителем и напрямую зависят от замысла и желаемого результата урока.
(интерактивными моделями являются модели взаимодействия: моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем, те, которые способствуют переработке знаний и вовлечению в активный образовательный процесс)
Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи: формировать интерес к изучаемому предмету; развивать самостоятельность учащихся; обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций; комфортно чувствовать себя на занятиях; проявлять свою индивидуальность в учебном процессе
СЛАЙД 34
Начало урока- на стадии вызова (мотивация, актуализация знаний), возможно применение следующих методов обучения: «мозговой штурм»(индивидуальный, парный, групповой, фронтальный), обсуждение домашней творческой работы, составление синквейна (восточного стиха), кластеров, использование хука (притч, игр, технологии «крючок»);
СЛАЙД 35
Смысловая часть – подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга) «Инсерт», Продвинутая лекция ( в ходе лекции соотносится текст с первичной информацией: + - знал ранее; - думал иначе), Опорный конспект, Кластеры, Изобразительный проект (составление вопросов по тексту, составление пересказа отрывка от первого лица), Различные формы дискуссий, Игровые методы, Форма группового взаимодействия — «большой круг», ролевая игра «Аквариум».
СЛАЙД 36
Рефлексия – получение обратной связи, Эссе, Мини-сочинение, Глоссарий (составление словаря), Хокку (хайку) – японские 3-х стишия, Юмористический рассказ, Сказка, Незаконченное предложение и другие.
PS: Для реализации данных методов и критериев необходим серьезный анализ содержания учебного материала и выявление на основе этого, его доступности для усвоения школьниками.
СЛАЙД 37._Вашему вниманию пример распределения видов деятельности и технологий на уроке обществознание 7 класс.
СЛАЙД 38
Обществознание 8 кл
Слайд 39._При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться способы формирующего оценивания: работа в группе, самооценка участника групповой работы, свобода мышления, овладение культурными формами работы, коммуникация в учебном диалоге и др...
СЛАЙД 40._Предлагаем вашему вниманию фрагмент урока, на которых показана практика формирования финансовой грамотности посредством применения интерактивных технологий в урочной деятельности
Итак, первый фрагмент урока географии в 7 классе, по теме: «Южная Америка. Страны востока и запада материка. Бразилия», учитель ВК, Сторожилова Л.А.;
СЛАЙД 41._Слово предоставляется учителю финансовой грамотности Рыбинок С.М.
Второй фрагмент урока финансовой грамотности в 6 классе, по теме: «Семейный бюджет», учитель 1К ,Рыбинок С.М.
СЛАЙД 41._Конечно, это только начало реализации школьного проекта по формированию функциональной грамотности, планируемыми результатами которого должны стать определенные уровни ее сформированности (представлены на рис. 1).
Рисунок 1. Уровни сформированности функциональной грамотности школьника
Элементы финансовой грамотности, вошедшие в предметные результаты нескольких школьных предметов благодаря новым ФГОС, можно изучать как на отдельных уроках финансовой грамотности, так и следуя привычной программе других предметов. В ПРИЛОЖЕНИИ указан каталог сценариев уроков (с видеовставками, тестами и другими активностями), подготовленные и успешно апробированные в рамках международного проекта Минфина России[1]
В рамках внеурочной, внеклассной и дополнительной деятельности обучающиеся МБОУ СОШ №3 вовлечены в реализацию свехпрограммного курса через участие в конкурсах, олимпиадах и конференциях.
В старших классах возникает потребность участия в проектной деятельности. Исследования, проводимые на занятиях по финансовой грамотности, а также самостоятельно, могут быть представлены в виде защиты проекта на научно — практической конференции в школе.
Другие значительные возможности для расширения и углубления финансовых знаний учащихся имеют внеклассные мероприятия, проведение различных конкурсов, олимпиад, экскурсий, поездок в город, в цеха на предприятиях, защита детских проектов, конференции, дебаты и т.д.
Мы считаем своевременным широкое использование компьютерных и онлайн обучающих программ, таких как онлайн викторины. На уроках использовать компьютерную онлайн-викторину «Финансовый футбол», которая предполагает ответы на вопросы о финансах).Интересными формами обучения финансовым знаниям являются также настольные игры «Финансовый крокодил», «Не в деньгах счастье», «Монополия», «Финансовый псевдоним («Скажи иначе»)» и др.
Систематическое применение перечисленных форм и методов организации учебной деятельности учащихся школы обеспечит хороший уровень финансового образования. Воспитательный аспект предлагаемых игр предусматривает формирование осознанного отношения к экономии и бережливости, потребительской культуре, понимание роли денег, взвешенное восприятие рекламы, а также осознание потребностей и возможностей семьи и отдельных ее членов. Крайне важно эффективно использовать педагогический потенциал во внеклассной воспитательной работе.
Таким образом, проведенный анализ опыта работы в данном направлении подтверждает актуальность проблемы формирования финансовой грамотности школьника и необходимость разработки более эффективного комплекса социально-педагогических методов и информационных технологий для успешной финансовой социализации школьника в жизни общества. Получив основы финансовых знаний в начальной школе, детям будет легче и доступнее осваивать новые вершины экономики в средней, а затем и в старшей школе, что немаловажно для формирования и совершенствования личности — гражданина своей страны.
Лучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему может быть предоставлена возможность получить навыки финансовой грамотности, является этап получения образования в школе, поскольку в современном мире дети значительно раньше сталкиваются с деньгами, понимают их значение и учатся зарабатывать, школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка.
Считаем перспективным исследование следующих проблем: социально-гуманитарное образование и его роль в формировании финансовой грамотности учащихся; дидактическое обеспечение формирования финансовой грамотности учащихся при изучении школьных предметов; финансовая среда учащихся: задачи и методы обучения; научно-педагогические подходы к оценке уровня сформированности финансовой грамотности учащихся; педагогические условия овладения учащимися социально-экономическими ролями в процессе приобретения финансовой грамотности.
- Учителям-предметникам:
1) На каждом уроке, независимо от учебного предмета, систематически и целенаправленно организовать учебную деятельность школьников в рамках трех мыслительных процессов читательской грамотности: находить и извлекать информацию, осмысливать и оценивать содержание и форму текста, интегрировать и интерпретировать информацию.
2) При отборе заданий, направленных на формирование финансовой грамотности, учитывать, что в ее структуру входят интерактивные формы, приемы и методы.
3) Постоянно погружать обучающихся на уроках и внеклассных занятиях в деятельность по объяснению процессов и явлений в знакомых ситуациях на основе имеющихся научных знаний; создавать учебные ситуации, мотивирующие школьников делать выводы на основе простых исследований, устанавливать прямые связи и буквально интерпретировать результаты исследований или технологические решения.
4)Формировать умение обучающихся выявлять ясно сформированные научные проблемы в некоторых ситуациях; организовать деятельность обучающихся по отбору фактов и информации, необходимых для объяснения явлений. Предлагать обучающимся задания на применение простых моделей или исследовательских стратегий, на интерпретацию и прямое использование естественнонаучных понятий из различных предметов, на формулирование коротких высказываний с использованием фактов.
5) Вести целенаправленную работу по включению школьников в решение финансовых задач на разных предметах учебного плана, т.к. финансовая составляющая органично вписывается в решение многих проектных и исследовательских задач. И финансовые задачи не оторваны от решения научных и жизненных задач.
6)Вести информационную работу разъяснительного характера по безопасному использованию финансовых продуктов (дебетовая карта, банковский счет, совершение покупок в режиме онлайн и др.) и проявлению ответственного финансового поведения. Формировать у школьников стратегии ответственного расходования денежных средств.
7)Расширить круг источников информации о финансовых вопросах, с которыми организовывается работа обучающихся. Научить школьников пользоваться разными источниками информации о финансовых вопросах, критически оценивать получаемую информацию, искать ответы на возникающие вопросы в надежном источнике.
8)Включить в образовательный процесс изучение других культур в их разнообразии (их историю, ценности, особенности общения).
Список используемых источников информации
2. Вройенстийн А.И. "Внешняя оценка качества образования: некоторые вопросы и ответы" // Высшее образование в Европе. Т.XVII. - №3. - 1993 г. - стр.66-88
1. Взято со страницы: https://spravochnick.ru/pedagogika/problemy_formirovaniya_finansovoy_gramotnosti_mladshego_shkolnika/
2. https://моифинансы.рф/materials-files/Каталог%20уроков%20МЭШ%20с%20ФГ_mf.pdf
3. Ссылки на сайты, где представлены образовательные и просветительские продукты по финансовой грамотности:
1. Портал «Дружи с финансами»
|
Минфин России в рамках проекта по повышению финансовой грамотности |
https://vashifinancy.ru/ |
2. Образовательные продукты ПАКК:
|
ЗАО ПАКК - один из ключевых партнеров Минфина России по Проекту, большинство представленных программ и ресурсов для повышения ФГ выполнены по заказу Минфина России. |
https://edu.pacc.ru/ |
3. Просветительский портал «Хочу Могу Знаю»
|
Материалы сайта содержат информацию о правах потребителей финансовых услуг, законодательную базу, интерактивные материалы для самостоятельного изучения правил пользования такими услугами. Разработано Минфин России в рамках проекта по повышению финансовой грамотности; при участии Роспотребнадзора. |
https://хочумогузнаю.рф/ https://xn--80afmshcb2bdox6g.xn--p1ai/%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BC |
4. Учебники
|
|
http://xn--90ahkin7a2a.xn--80aaeza4ab6aw2b2b.xn--p1ai/portal#courses/26 2.https://vashifinancy.ru/books/ 3. https://xn-80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/landing/guide/ |
5. Тесты
|
Инструментарий определения уровня сформированности функциональной финансовой грамотности для учащихся 4-ого и 9- ого классов. |
1. http://finance.instrao.ru/fin/ 2. https://fincult.info/entertainment/test/kak-ne-ostatsya-v-durakakh/
|
6. Информационно- просветительский ресурс, созданный Банком России |
Просветительские и образовательные материалы, созданные Банком России или по заказу Банка России |
https://fincult.info/articles/?limit=20&tags=1535 |
7. Анимированные презентации
|
Один из форматов, которые разрабатывала компания ПАКК — анимированные презентации для школьников. Каждая презентация кратко объясняет одну из тем финансовой грамотности при помощи наглядной инфографики. Презентации различаются по уровню сложности и предназначены для детей разных возрастных групп: учеников 2-4 классов, 5-7 классов, 8-9 классов и 10-11 классов. |
|
8. Мультфильмы
|
1.Образоватильные проекты «Смешарики» 2.Интерактивный развлекательно-просветительский мульт-сериал «Богатый бобрёнок» |
https://edu.pacc.ru/Videomaterials/articles/smeshariki/ https://bobrenok.oc3.ru/ |
9. Мобильные приложения
|
1.Мобильное приложение по финансовой грамотности для детей (6+) «Финзнайка» 2. Цифровой образовательный ресурс «Финансовая грамотность на уроках истории и Всеобщей истории» |
https://fz.oc3com.com/ https://fingram-history.oc3.ru/ |
Скачано с www.znanio.ru
[1] https://моифинансы.рф/materials-files/Каталог%20уроков%20МЭШ%20с%20ФГ_mf.pdf
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.