Физическая культура детей дошкольного возраста в аспекте этнических особенностей народа Саха
Оценка 4.8

Физическая культура детей дошкольного возраста в аспекте этнических особенностей народа Саха

Оценка 4.8
doc
27.05.2021
Физическая культура детей дошкольного возраста в аспекте этнических особенностей народа Саха
Физическая культура детей дошкольного возраста.doc

Физическая культура детей дошкольного возраста

в аспекте этнических особенностей народа Саха

 

Разработка высокоэффективных промышленных технологий, нарушенная экология и целый ряд других объективных факторов привели к тому, что образ жизни современного человека все более активно провоцирует гиподинамию, нарушение рационального питания, психическое перенапряжение, то есть всё то, что способствует увеличению смертности не только среди взрослого населения, но и детского. Отсутствие личной мотивации в сохранении здоровья привело к тому, что в настоящее время во всем мире большую обеспокоенность вызывает тенденция к его ухудшению.

Тревожное положение складывается со здоровьем детей. За последние годы доля родившихся физиологически незрелых детей увеличилась почти в пять раз, с выраженной патологией рождаются уже 11% детей (И.А. Аршавский, Э.Н. Вайнер и др.). Приблизительно 20-27% детей относятся к категории часто болеющих, с поражениями носоглотки, функциональными нарушениями нервной и сердечно-сосудистой систем, отклонениями со стороны желудочно-кишечного тракта, а так же различными проявлениями аллергии (С.М. Мартынов). Именно здоровье детей служит главной «визитной карточкой» государства. С этих позиций формирование системы сохранения и укрепления здоровья становится определяющим направлением деятельности государства (И.И. Брехман).

В современных социально-экономических, геополитических и образовательных условиях вопросы сохранения здоровья детского населения становятся приоритетными в деятельности государства и общества. В настоящее время на федеральном уровне принят ряд документов, в которых подчёркивается роль физической культуры в оздоровлении нации («Закон о физической культуре и спорте»; «Концепция охраны здоровья населения»; «Национальная доктрина образования»; «Концепция развития физической культуры и спорта»).

В «Национальной доктрине образования» в качестве одной из основных целей физического образования определено воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта. В данном документе отмечается необходимость возрождения этнической самобытности народов России, их культур, традиций в самосохранении и саморазвитии личности. Народная культура рассматривается как средство становления у подрастающего поколения здоровьесберегающего опыта.

Понятие «физическая культура дошкольника» рассматривается как многомерное явление, обеспечивающие ребенку выбор тех или иных движений для самовыражения, саморазвития и самосохранения себя как уникальной здоровой личности. Составляющими физической культуры ребенка являются критерии - культура движения, культура телосложения и культура здоровья.

Критерий «культура движения» включает представления детей о движениях как знаке и символе культуры, способность ребенка понимать красоту движений, самостоятельно трансформировать двигательный и социокультурный опыт в среде жизнедеятельности - естественно, свободно, творчески самовыражаться, гуманно взаимодействовать и обеспечивать пространство оздоровления.

Критерий «культура телосложения» включает представления ребенка о строении своего тела, его красоте, физическом идеале, своего физического облика, положительное его оценивание, способность сохранять и поддерживать тело и организм. Образ собственного тела является основой самооценки личности, условием ее успешной самореализации. Сложившееся отношение к телу как к культурной ценности, источнику жизненного благополучия, внутренней гармонии, способствует успешной самореализации ребенка. Культура телосложения развивается у ребенка под влиянием непосредственного контакта с окружающим миром.

В критерий «культура здоровья» входят представления ребенка о самом себе как части природы, уникального и совершенного создания, здоровье как ценности жизни; способность сохранять его, выполняя определенные правила, действия, движения. Степень развития культуры здоровья определяется пониманием необходимости и потребности в здоровом образе жизни.

Содержанием культуросообразного физического образования детей дошкольного возраста выступает система знаний о себе, строении своего тела, организма, движении как знаке, сигнализирующем о скрытых чувствах, эмоциях, переживаниях и т.п. Показателем развития физической культуры детей дошкольного возраста является самостоятельная двигательная активность ребенка в образовательном пространстве дошкольного учреждения. Самостоятельная двигательная активность определяется как комплекс самостоятельных, осознанных двигательных действий, обеспечивающих сохранное взаимодействие ребенка с миром.

Миссия нашего детского садаэто предоставление каждому ребенку возможности радостно и содержательно прожить период детства в условиях единого здоровьесберегающего пространства.

Причинами, диктующими  целесообразность выбора данной миссии являются то, что воспитание здорового ребенка отражает интересы родителей, общественности и государства. Большинство родителей (согласно анкетированию) хотят видеть своего ребенка здоровым, интеллектуально развитым на фоне сохранения и укрепления его здоровья.

В детском саду систематизирована работа по физическому воспитанию детей с учетом этнических особенностей народа Саха. В специально организованных занятиях, в совместной деятельности педагога с детьми, в этнокомплексе «Балаган» и в игровой деятельности детей, проводятся:

·       беседы о здоровом образе жизни: воспитание привычки у детей думать и заботиться о своем здоровье. «Зачем человеку движение (здоровье, игра и т.п.)?»; «Как мы устроены?», «Расскажи движением, как сохраняешь здоровье», «Покажи красоту движения» и т.п.;

·       игровые упражнения: «Создай двигательный образ», «Расскажи движением о себе» и т.п.;

·       игровые ситуации: «Мы растем и развиваемся», «Мы играем», «Ухаживаем за своим телом», «Путешествие по сказке» и т.п.;

·       рефлексии: «Открой свой физический образ «Я», «Узнай о своих чувствах», «Переверни ситуацию, в которую попал герой» и т.п.

·       проблемные вопросы, побуждающие ребенка к разрешению ситуаций типа - «Здоров - нездоров», «Сохраняю-разрушаю», «Двигаюсь-лежу» и т.п.;

·       беседы с детьми о национальных героях, богатырях якутского эпоса;

·       прослушивание национального эпоса – Олонхо. В качестве источником физического развития личности ребенка выступает представление национальных героев как о физическом идеале, отражающемся в фольклоре.

·        мини-проекты, мини-доклады «Мин теруччум» (Моя родословная), «Мин теруччубэр киэн туттар дьонум» (Знаменитые люди в моем родословном), «Олонхо геройун уобараha» (образ героя (богатыря) национального эпоса олонхо» и т.п. 

·        Дни здоровья как средство приобщения детей к здоровому образу жизни.

·       Раз  в неделю вместо традиционной утренней гимнастики проводим осуохай, для упражнения, предупреждения и лечения заболеваний дыхательных, голосовых (речевых) органов, горла. Регулярное занятие «осуохай» освобождает ребенка и взрослого от плохого настроения, от каждодневного стрессового состояния (стресса, депрессии).

·       Игровые дыхательные упражнения: «Хабах» (Пузырь), «Чумэчи» (Свеча),  «Кэ5э» (Кукушка), «Ыт тыыныыта» (Ыт тыыныыта) , «Уоту куедьутуу» (Разжигание огня), «Сээдьэ» (Танцуем сяджя) и т.п. Делая игровые дыхательные упражнения дети учатся чувствовать, слышать свой организм, свою душу, одухотворяя каждое движение, находя ассоциации в природе. Регулярное проведение

·       Музыкально-ритмические упражнения: «Атах тэпсии» (нога к ноге), «Дьиэрэнкэй» (Бег вприпрыжку), «Чохчоохой» (Прыжки вприсядку), «Битийии» (Ходьба с притопом), «Онденнеесун» (ходьба с перекатом), «Осуор» (Узоры), «Саахымат» (Шахматы), «Таба» (Олень), «Кыталык» (Стерх) и т.п.

Интеграция музыки и движения выступает в качестве педагогического средства, усиливающего энергетическую и духовную силу ребенка, воздействующего на его психику, позволяющего определить собственный ритм жизни, тем самым, обеспечивающего возможность ребенку достигать достаточного для данного возраста уровня физической культуры. Музыкально-ритмические упражнения обеспечивают ребенку чувство радости от движения, непосредственности в общении, самовыражения и самооздоровления.

· Самомассаж биологически активных точек, где входят упражнения, имеющие оздоровительную направленность. Дети после дневного сна с помощью сосновых шишек; шарика, рукавички из конского волоса массируют тело, пробуждая свой организм. Это упражнение имеет бодрящий, закаливающий и оздоравливающий эффект.

· традиционный национальный праздник «Ысыах», где дети приобщаются к культуре, к спортивным видам, вместе с взрослыми переживают, радуются, где проявляются все духовные качества человека, которыми дети и взрослые заряжаются на многие дни. Победители различных состязаний становятся народными героями.

·«Игры Боотуров» для мальчиков, где входят такие национальные игры-соревнования, как: «Халбас харата» (Кто устойчивей?), Муhэ былдьаhыыта» (Кто сильнее?), «Ойбонтон уулааhын» (Водопой из проруби), «Бетууктэhии» (Бой петушков), «О5ус харсыhыыта» (Бой быков); а также национальные виды спорта: «Хапса5ай» (борьба хапсагай), мас тардыhыыта (перетягивание палки), «Ыстана» (Прыжки оленя), «Куобах» (Прыжки зайца), «Кылыы» (Прыжки журавля) «Маамыкта быра5ыыта» (Метание) и т.п.

Народные игры, соревнования рассматриваются как способ передачи двигательного опыта поколениям, как отражение народного характера, развития интереса к физическому идеалу народа. Ценностно-смысловой потенциал народной подвижной игры состоит в том, что она аккумулирует культурно-исторический опыт выживания народа, социальные и культурные коды, посредством которых передаются новому поколению способы саморазвития культуры телосложения, культуры движений и культуры здоровья, стимулирует проявление ребенком нравственно-волевых качеств, обеспечивающих в детском сообществе согласованность действий, дружеские взаимоотношения и др.

В предметно-пространственной среде основными условиями выступают: наличие в среде предметных источников, раскрывающих ценностный потенциал физической культуры народа саха; предметов реального и мифологического мира, раскрывающих обобщенное представление человечества о физическом идеале, здоровом образе жизни и т.д.; где ребенок приобретает опыт познания себя, своего организма, тела и его движений, способов сохранения своего здоровья, стимулируется проявление самостоятельной двигательной активности.

Эффективность работы по воспитанию физической культуры дошкольников с учетом этнических особенностей народа Саха дало то, что:

· в критерии «культура движения» важнейшим приобретением детей стало то, что они научились понимать практическую значимость движений, их красоту, передавать с помощью движений своё эмоционально – ценностное  отношение к окружающему миру. У детей 6 – 7 года жизни явились суждения о том, что у каждого есть свой способ сохранить свое здоровье, но у всех людей есть один способ сохранить нашу планету - это добрые дела. Дети демонстрировали «добрые» движения: как они ухаживают за собой, за животными, растениями и др. Наиболее эффективными методами, обеспечивающими развитие культуры движений детей 5 года жизни выступили: игровое моделирование, двигательные этюды, оказывающие влияние на эмоциональную сферу, образную и двигательную память ребенка, а в развитии детей 6 года жизни - проблемные ситуации и творческие задания, позволяющие детям приобретать самостоятельный опыт предвидения результатов собственных движений и творческого их преобразования, а также работа с зеркалом и рефлексия, способствующие развитию самооценки и самоконтроля качества выполнения самостоятельных движений и деятельности.

· понятие «культура телосложения» осмыслялось дошкольниками значительно медленнее, что было связано с освоением практической и функциональной ценности тела. При этом в процессе развития данного критерия у детей развивалось эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью, накапливались способы ухода за своим телом, развивался устойчивый образ физически красивого человека. В младшем возрасте данный критерий развивался медленнее, поскольку категориальные понятия телосложение и тело развиваются в более старшем возрасте, впервые для детей 5 года жизни они выступили в качестве биологического и эстетического объектов изучения. Оптимизация процесса развития культуры телосложения в старшем дошкольном возрасте обеспечивалась диалоговыми методами смыслооткрытия и рефлексии, которые интенсифицировали мыслительную деятельность детей по открытию нравственных, эстетических, функциональных, практических ценностей тела, позволивших осознать смысл способов ухода за своим телом.

· В критерии «культура здоровья» четкие, системные представления детей о состоянии своего организма, устойчивые способы его сохранения, осознанное, стабильно-положительное, охранительное, эмоционально – ценностное отношение к себе, состоянию своего организма, здоровью. Развитие культуры здоровья на уровне младшего дошкольного возраста наиболее эффективно обеспечивалось диалоговыми методами, ставящими ребенка в позицию осмысления своего состояния посредством другого – персонаж, взрослый, ребенок. В старшем дошкольном возрасте процесс развития культуры здоровья оптимизировался моделирующими методами, раскрывающими строение организма и причинно-следственные связи между движением и состоянием здоровья, стимулирующими к накоплению способов сохранения здоровья.

Таким образом, пространство формирования физической культуры, как и любое образовательное пространство, должно способствовать открытию человеком собственной уникальности. Это пространство наполнено личностными смыслами, потому что ребенок не выполняет в нем доведенные до автоматизма действия, движения, а проживает различные культурные ситуации, позволяющие ему понять ценность здоровья, красоты, физического развития. Это понимание является результатом собственного, личностного опыта, совпадения ритмов ребенка с культурными ритмами. В пространстве формирования физической культуры ребенок не просто включается в культурную реальность, "проживает" физическую культуру, но и приобретает опыт культуротворчества, опыт саморазвития и самосохранения. Возрождение народной, национальной культуры способствует воспитанию поколения, проявляющего заботу о своём здоровье, внешнем облике, отражающем внутренний мир народа.

 

Список использованной литературы:

1.           Абдульманова Л.В. Актуальные проблемы физического воспитания дошкольников // В сб. тезисов докладов студенческой научно-теоретической конференции. - Ростов н/Д: РГПУ, 1992 - 0,2 п.л..

2.           Абдульманова Л.В. Физическая культура и её составляющие в контексте гуманистической модели образования.- Ростов-на-Дону: РГПУ, 2003 – 3,0 п.л.

3.           Абдульманова Л.В. Ребёнок и его физическая культура // В сб. научных работ аспирантов и молодых преподавателей. Ч.2. Педагогика. Психология. – Ростов н/Д: РГПУ, 1995 - 0,4 п.л.

4.           Абдульманова Л.В. Воспитываем у дошкольников культуру здоровья //В сб. «Развитие научного потенциала на Дону в системе непрерывного педагогического образования»: тезисы докладов областной научно-практической конференции. – Ростов н/Д, 1996 - 0,1 п.л.

5.           Анохина А.В., Алаас К., Баишев Ю.П. Народная азбука физического воспитания дошкольников в Республике Саха (Якутия)/  Якут. Гос. Ун-т им. М.К.Аммосова. – Якутск: Сахаполиграфиздат, 2002. – 72 с.

6.           Михайлова М.Д. О педагогике здоровья/ Якут. Гос. Ун-т им. М.К.Аммосова. – Якутск: Сахаполиграфиздат, 2005. – 164 с.

 


Физическая культура детей дошкольного возраста в аспекте этнических особенностей народа

Физическая культура детей дошкольного возраста в аспекте этнических особенностей народа

Критерий «культура телосложения» включает представления ребенка о строении своего тела, его красоте, физическом идеале, своего физического облика, положительное его оценивание, способность сохранять и поддерживать тело…

Критерий «культура телосложения» включает представления ребенка о строении своего тела, его красоте, физическом идеале, своего физического облика, положительное его оценивание, способность сохранять и поддерживать тело…

Мы растем и развиваемся», «Мы играем», «Ухаживаем за своим телом», «Путешествие по сказке» и т

Мы растем и развиваемся», «Мы играем», «Ухаживаем за своим телом», «Путешествие по сказке» и т

Это упражнение имеет бодрящий, закаливающий и оздоравливающий эффект

Это упражнение имеет бодрящий, закаливающий и оздоравливающий эффект

При этом в процессе развития данного критерия у детей развивалось эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью, накапливались способы ухода за своим телом, развивался устойчивый образ физически…

При этом в процессе развития данного критерия у детей развивалось эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью, накапливались способы ухода за своим телом, развивался устойчивый образ физически…

Список использованной литературы: 1

Список использованной литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2021