Одним из направлений реформы считается ориентация на свойства ребенка, его форми¬рование и развитие в соответствии с природ¬ными способностями. Индивидуальный подход предполагает конкретизацию задач учебно-вос¬питательной работы, выбор ее форм и методов. Важность индивидуального подхода к учащим¬ся особенно проявляется при проведении уро¬ков физической культуры: недооценка или не¬достаточный учет индивидуальных особенностей школьников может оказать негативное влияние на их здоровье, замедлить темпы физического развития, привести к потере интереса к заня¬тиям физическими упражнениями.Одним из направлений реформы считается ориентация на свойства ребенка, его форми¬рование и развитие в соответствии с природ¬ными способностями. Индивидуальный подход предполагает конкретизацию задач учебно-вос¬питательной работы, выбор ее форм и методов. Важность индивидуального подхода к учащим¬ся особенно проявляется при проведении уро¬ков физической культуры: недооценка или не¬достаточный учет индивидуальных особенностей школьников может оказать негативное влияние на их здоровье, замедлить темпы физического развития, привести к потере интереса к заня¬тиям физическими упражнениями.
111.doc
Физическая подготовка и особенности телосложения
Одним из направлений реформы считается ориентация на свойства ребенка, его форми
рование и развитие в соответствии с природными способностями. Индивидуальный подход
предполагает конкретизацию задач учебновоспитательной работы, выбор ее форм и методов.
Важность индивидуального подхода к учащимся особенно проявляется при проведении уро
ков физической культуры: недооценка или недостаточный учет индивидуальных особенностей
школьников может оказать негативное влияние на их здоровье,
замедлить темпы
физического развития, привести к потере интереса к занятиям физическими упражнениями.
Учителя ф/к хорошо знакомы с методами индивидуального подхода в физическом
воспитании школьников и, по их мнению, обязательно надо учитывать уровень
физического развития и двигательной подготовленности учащихся, необходимы
нормативы, учитывающие пол и возраст школьников.
Результаты исследований последних лет свидетельствуют о том, что наиболее важными
типологическими признаками в физическом воспитании оказываются особенности
телосложения. Педагогические наблюдения показали, что школьники разных типов
телосложения поразному относятся к выполнению двигательных заданий. Так, учащиеся
со слаборазвитой мускулатурой {астеноторакальный тип телосложения)
любят
медленный, но продолжительный бег, учащиеся мышечного типа с удовольствием вклю
чаются в скоростносиловую работу, школьники с повышенным жировым отложением
(дигестивный тип) беговые легкоатлетические упражнения выполняют с неохотой, зато
им нравятся метания и работа с отягощениями. И это вполне закономерно, поскольку
подавляющее большинство людей стремится выполнять те действия, которые у них
лучше получаются. Так, тестирование показало, что у школьников астеноторакального
типа телосложения наиболее развитое качество — выносливость, а у учащихся
мышечного и дигестивного типов телосложения — скоростносиловые качества.
В дальнейшем были выявлены наиболее эффективные двигательные режимы для
школьников определенного типа телосложения. Наиболее продуктивными для
повышения физических возможностей школьников были комплексы упражнений,
направленные на совершенствование наиболее развитых двигательных качеств, причем
объем упражнений, направленных на развитие ведущих двигательных качеств,
составлял в среднем 60% от общей физической нагрузки. Свидетельством
эффективности такого подхода служат позитивные изменения за период исследования
— один учебный год.
В ходе исследования была разработана и технология развития физических качеств
школьников — последовательность действий учителя и учащихся. Выделились три
последовательных этапа: 1) распределение школьников по типам телосложения; 2)
воздействие физических нагрузок, учитывающих особенности телосложения; 3) оценка
физической подготовленности школьников.
Если телосложение ребенка сочетает в себе черты двух смежных типов, то его относят
к тому типу конституции, черты которого преобладают. В соответствии с особенностями
телосложения формируют группы для уроков физической культуры. Типы телосложения
определяют по морфофункциональным характеристикам классической схемы В.Г.Шефко, А.Д.Островского. Определить тип телосложения можно также при помощи
весоростового индекса. Для этого показатель веса тела в килограммах делят на показа
тель роста, возведенный в третью степень.
В таблице приведены весоростовые коэффициенты,
характерные для
представителей разных типов телосложения в возрасте от 14 до 16 лет.
Возраст, лет
Типы
телосложени
14
я
9,1
Астеничный
10,8 11,0 11,4
Торакальный
Мышечный
11,8 11,8 11,9
Дигестивный 12,8 12,7 12,7
15
9,7
16
9,7
Астенический тип: грудная клетка уплощена, часто сужена книзу, спина сутулая с
выступающими лопатками, живот впалый, конечности удлиненные, костяк тонкий,
подкожножировой слой незначителен, мускулатура развита слабо.
Торакальньй тип: грудная клетка цилиндрическая, реже слегка уплощена, спина прямая,
иногда с выступающими лопатками, мускулатура и подкожножировой слой развиты
умеренно.
Мышечный тип: массивный скелет, спина прямая с нормально выраженными
изгибами, жироотложение умеренное, костный рельеф сглажен.
Дигестивньй тип: обильное жироотложение, скелет крупный, массивный, мускулатура
развита, подкожножировой слой образует складки на1 животе, спине, боках.
Мы рекомендуем применять индивидуальногрупповой способ организации занятий.
Каждая группа — школьники одинакового типа телосложения. Под общим руководством
учителя работой отделения руководит один из наиболее подготовленных учащихся.
Учитель проверяет их работу. Используется также индивидуальный способ организации
урока. И в том, и в другом случаях широко применяется метод круговой тренировки.
Оценка физической подготовленности учащихся в большинстве случаев выставляется
за выполненное задание; учитель ориентируется на «нормативный» результат, что
вынуждает его уделять повышенное внимание «отстающим» двигательным качествам
ребенка. Неполучающиеся упражнения для ребенка особенно трудны, так как ни его
мышцы, ни другие физиологические системы не приспособлены к такой нагрузке. Ре
бенок, не обладающий биологическими предпосылками для достижения требуемого
результата,
В конце концов уровень его
подготовленности может даже повыситься, но на всю жизнь у него может сохраниться
отвращение к физической культуре. Естественным выходом из этой ситуации стала разра
ботка стандартов физической подготовленности учащихся разных типов телосложения
попадает в стрессовую ситуацию.
Проводя уроки физической культуры во время эксперимента, учителя решали наряду с
оздоровительными задачами (развитие физических качеств) и задачи образовательные —
формирование знаний о закономерностях двигательной активности, воспитательные
задачи — формирование адекватной самооценки личности, формирование коллективизма,
уверенности, выдержки, закрепление потребности в регулярных занятиях физическими
упражнениями.
Используя технологию, учитывающую индивидуальные особенности телосложения старше
классников, необходимо 60% времени занятия уделять развитию ведущего двигательного ка чества: для учащихся астеноторакального типа телосложения — выносливости; для мышечного
и дигестивного соматотипов — скоростносиловых качеств. Для школьников астеноторакаль
ного типа 20% объема занятий следует отводить развитию скоростносиловых способностей,
для учащихся мышечного и дигестивного соматотипов 20% — развитию выносливости. Оставшиеся
20% от общего объема занятий рекомендуется уделять развитию остальных физических качеств.
Для всесторонней оценки физической подготовленности школьников целесообразно ис
пользовать комплекс контрольных тестов, включающих следующие упражнения: бег 30 м, пры
жок в длину с места, подтягивания, наклон вперед из положения сидя, челночный бег 3 х 10 м,
6минутный бег. При медицинском осмотре целесообразно дополнительно проводить измере
ние кистевой и становой силы, а также желательно — физической работоспособности.
Физическую подготовленность оценивать, пользуясь нормативами, учитывающими осо
бенности телосложения школьников.
Для совершенствования управления физической подготовкой школьников рекомендуется
индивидуальная карта регистрации результатов, в которую заносят данные ежемесячно.
Индивидуальнотипологический подход может быть использован как в урочных, так и в
секционных и самостоятельных занятиях.
Физическая подготовка и особенности телосложения
Физическая подготовка и особенности телосложения
Физическая подготовка и особенности телосложения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.