Редактор, среда, в которой выполнена работа: сценарий урока выполнен в текстовом редакторе Microsoft Office Word, приложение - презентация в среде Microsoft Office Power Point
Тема занятия: «Физические величины. Измерение физических величин»
УМК А.В.Перышкина, Физика 7-9
Название разработки: урок открытия новых знаний
Область применения разработки: урок физики в 7 классе в формате ФГОС в средней общеобразовательной школе
Возрастная группа обучающихся: 7 класс
Технологическая карта урока
Цели урока:
Содержательная: формирование представления о физических величинах, о способах измерения физических величин.
Деятельностная: научить применять правило определения цены деления на практике и реализовать свои знания при измерении физических величин.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные
- мотивация учебной деятельности, формирование познавательного интереса;
- понимание необходимости правильных и точных измерений;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование уважительного отношения к чужому мнению.
Метапредметные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- овладение навыками организации учебной деятельности;
- овладение навыками смыслового чтения текста;
- овладение логическими действиями сравнения, классификации, установления аналогий;
- готовность слушать собеседника и вести диалог.
Предметные:
- умение применять теоретические знания на практике;
- умение проводить и обрабатывать измерения, представлять результаты измерений.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: давать определения понятиям темы; получать и работать с информацией, анализировать, переводить текстовую информацию на язык схем и формул.
Регулятивные УУД: определять тему, цель и задачи урока; принимать решение, оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.
Коммуникативные УУД: слушать учителя и одноклассников, строить понятные речевые высказывания, доказывать свою точку зрения, вести диалог.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент |
Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает на плодотворную работу |
Проверяют наличие принадлежностей, следят за порядком на парте, рассаживаются по местам. |
2. Проверка домашнего задания |
Заслушивает ответы обучающихся по вопросам на слайде (слайд 1)
Организует работу по смысловому чтению. Прием «Лови ошибку». Предлагает правильно расставить понятия в таблице (слайд 2,3) |
Формулируют полные ответы на вопросы. Слушают ответ одноклассника, анализируют ответ, указывают на ошибки, оценивают ответ.
Устно распределяют понятия по столбцам таблицы. Сверяют с правильными ответами на следующем слайде. |
3. Мотивация к учебной деятельности |
Предлагает просмотреть видеосюжет из известного мультфильма. - Какую физическую величину измерял попугай? В каких единицах? (слайд 4,5) - Сегодня на уроке нам предстоит выполнить подобную задачу. Кто может сформулировать тему урока?
Предлагает провести эксперимент. - Положите правую руку на парту, а левой рукой дотроньтесь до ножки парты. Что ощущает правая и левая рука? Разные ли температуры тел? Как определить температуру тела? (слайд 6)
Создает ситуацию - Представим ситуацию: мама заказывает в ателье себе новое платье. Портной не стал снимать мерки с заказчика, а на глаз оценил рост, обхват груди, талии, бедер. Согласитесь ли вы заказывать платье у такого портного?
Подводит обучающихся к выводу: наши чувства не дают нам точных результатов, и поэтому необходимо в процессе наблюдений и опытов делать измерения величин. |
Просмотр фрагмента мультфильма. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему и цель урока. Записывают в рабочих тетрадях.
Выполняют указания учителя. Высказываются о своих ощущениях. Оценивают значения температуры крышки и ножки парты.
Предполагают полученный результат в ситуации. Высказывают мнение о необходимости точных измерений.
Формулируют выводы. |
4. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
Организует работу с презентацией. На слайде рисунки приборов. - Как называется прибор? Какую физическую величину измеряют прибором? (слайд 7)
- Вернемся к видеосюжету про попугая и удава. - Какую физическую величину измерял попугай? - С чем сравнивал попугай длину удава? - Что значит: измерить физическую величину? Организует работу с учебником. Работа по учебнику стр. 8 - Прочитайте правило. - Какое слово вам не понятно? Подберите синоним к слову и попытайтесь правило сформулировать проще (слайд 8)
- Какие еще единицы длины вы знаете? - Можете ли вы назвать старинные меры длины? - Какие вы знаете пословицы и поговорки, в которых звучат эти меры? Что означает пословица? (слайд 9,10)
Создают учебную ситуацию: предлагает измерить длину парты в пядях. - Какие результаты получились? -Удобно ли пользоваться такими мерами?
- У меня на столе находятся приборы, которыми измеряют различные физические величины. Что общего у всех приборов? - Легко ли пользоваться такими приборами для измерения физических величин?
Организует работу с презентацией. Предлагает определить показание прибора, шкала которого представлена на слайде. Подводит к сложной ситуации, в которой обучающиеся затрудняются определить показание прибора (слайды 11 - 14) |
Рассматривают рисунки приборов, устанавливают правильное соответствие.
Отвечают на вопросы учителя. Формулируют правило: измерить какую-нибудь величину - это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу. Находят правило в учебнике, читают правило и пытаются сформулировать иначе, подобрав синоним к слову «однородной».
Отвечают на вопросы. Вспоминают единицы длины, изученные в курсе математики, поясняют, что означают эти единицы. Приводят примеры поговорок и пословиц.
Проводят измерения и приходят к проблеме: одинаковые по длине парты оказались разные по размерам, выраженным в пядях.
Рассматривают приборы, делают вывод, что у всех приборов есть шкала.
Пытаются определить значение измеряемой величины по рисункам на слайдах. Возникает проблема: на некоторых шкалах невозможно подобрать числовое значение величины.
|
5. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации |
- Что необходимо знать, чтобы точно определить показание прибора?
Организует работу с учебником. Правило: как определить цену деления. |
Приходят к выводу, что надо знать значение одного деления на шкале – цены деления.
Читают правило в учебнике. Составляют алгоритм. |
6. Реализация построенного проекта |
Предлагает применить алгоритм нахождения цены деления для конкретной задачи (рисунки приборов на слайде) (слайд 15 - 18) |
Проговаривают правило определения цены деления. Выполняют записи в тетрадях, вычисляют цену деления шкал. |
7. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи |
Контролирует работу обучающихся. (слайд 19) |
Один ученик выполняет упражнение у доски, остальные на местах. Проверяют правильность выполнения. Комментируют ответ товарища. |
8. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. |
Ставит перед учениками задачу: определить цену деления физических приборов. Организует работу в парах, создает условия для укрепления межличностных отношений (слайд 20) |
Работа в парах. Каждая пара получает лоток с приборами, записывают название прибора и определяют цену деления. Самостоятельно работают в тетрадях. После выполнения работы сверяют полученные ответы с ответами, записанными на дне лотка. |
9. Домашнее задание |
Просит занести домашнее задание в дневник. Комментирует задание (слайд 21) |
Записывают домашнее задание в дневник. |
10. Этап рефлексии учебной деятельности |
- И в завершении урока мы поработаем с прибором – измеритель успеха.
Выдает каждому ученику бумажный макет прибора и предлагает отметить по шкале этого прибора уровень своей успешности на уроке, нарисовав стрелку, показывающую уровень (слайд 22) |
Работают со шкалой прибора. Оценивают успешность своей работы. Комментируют свою оценку. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.