ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценка 4.9

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Оценка 4.9
docx
01.12.2021
ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.docx

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Аннотация. В данной статье представлен опыт использования метапредметных заданий при изучении физики в урочное и внеурочное время.  Данные задания направлены на развитие у обучающихся интереса к познанию; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, способности и готовности к самостоятельному поиску методов, приемов решения практических задач, применению различных методов, форм познания.

Ключевые слова: метапредметное задание; универсальные учебные действия; развитие обучающихся; познавательная, учебно-исследовательская и проектная деятельность.

В современном мире, быстро развивающемся и технологически изменяющимся, наиболее востребованы люди с широким кругозором, быстро обучаемые, способные решать нестандартные задачи, возникающими ежедневно, умеющие обобщать и находить креативные решения.      

Государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования по-новому формулируют требования к результатам освоения учащимися основных образовательных программ, что нашло отражение в образовательных программах.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по физике предусматривают:

·              овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениям предвидеть возможные результаты своих действий;

·              понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

·              формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; ü приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

·              развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

·              освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

·              формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. [2.с. 13]

При традиционном подходе к образованию обучающиеся решают задачи, предложенные учителем, часто не понимая, для чего это необходимо и как это им пригодится в повседневной жизни. При исследовательском же подходе к образованию, предполагающему использование метапредметных заданий, обучающийся сам формулирует вопросы и дает ответы, и каждый новый ответ сам становится источником нового вопроса, побуждающего к новому исследованию, познанию.

Метапредметный подход предлагает организацию обучения с использованием метапредметных технологий, где необходимое предметное содержание – не как сведения для запоминания, а как знания для осмысления и использования. 

Для достижения метапредметных результатов не обойтись без использования физических заданий, которые позволяют развивать логическое мышление, структурировать свою речь , что даст умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников, а также не только действовать по шаблону, а искать и находить свое собственное решение, так как метапредметные задания, «работают» на формирование исследовательских компетенций [3. с.5]. Эти задания целесообразно использовать на всех этапах урока от мотивационно- ориентировочного этапа и постановки проблемы до рефлексии, увидеть и осознать проблему, которая может возникнуть в повседневной жизни, проанализировать и найти выход, то есть найти решение.

Так, например в 8 классе, изучая тему: «Счетчик электрической энергии. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами» целесообразно в начале урока не объявлять тему, а показав  изображение одного или нескольких приборов учета расхода электроэнергии (см. Приложение Рис.1), задать ряд вопросов. Например: «Кто знает, что это?», «Для чего нужен данный прибор?», «Что он измеряет?»  и только потом озвучить и записать тему урока на доске.

Давая ответы, на предложенные вопросы, обучающиеся используют термины «электричество», «электроэнергия», «счетчик». Далее стоит предложить сформулировать определения, повторить единицы измерения физических величин , что позволит повторить пройденный материал и более продуктивно приступить к получению новых знаний и навыков.

Изучая совместно фотографию, обращаем внимание на составные части электросчетчика.   Обязательно отметить, что счетчик устанавливается на входе в квартиру или в дом, оснащен таким устройством как пробки или пакетники. Следующий шаг - рассмотреть для чего необходимо данное приспособление, его устройство. Далее, предложив ребятам перечислить электроприборы, которыми они пользуются каждый день дома, познакомить с новыми электроприборами.  Например: Какое количество электроэнергии потребляет термопот в сутки (это бытовой прибор, который объединил в себе два совершенно разных между собой устройства с подобными функциями, а именно гибрид чайника и термоса), если на корпусе прибора указано:

Объем 

5.5 л

Мощность 

780 Вт

Материал корпуса 

металл

Предложить  выбрать один из домашних бытовых электроприборов и описать его по плану:

1.          Определите принцип  действия

2.          Опишите назначение

3.          По паспортным данным, указанным на самом приборе, определите электрические параметры, на которые рассчитан этот прибор: напряжение сети U, потребляемая мощность P

4.          Определите недостающие параметры: силу тока I,  сопротивление R по формулам:             I =                          R =        

Данная последовательность подачи материала  позволит достигнуть результатов таких как овладение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства [2 с.13]

Стоит акцентировать внимание на том, что все приборы в доме подключены параллельно и рассмотреть вопросы «Что происходит при подключении одновременно нескольких мощных потребителей?», «Почему в этом случае срабатывает автоматическое отключение электроэнергии (выбивает пробки)?».  А далее решить расчетную задачу: При каком виде подключения двух одинаковых электроплит или электроламп (последовательном или параллельном, сделать схему подключения) мощность будет больше и во сколько раз.

Также уместно рассмотреть платежную квитанцию (см. Приложение Рис.2), найти ошибку, допущенную при расчете суммы платежа за электроэнергию и предложить дома, под руководством родителей самостоятельно заполнить платежную квитанцию за коммунальные платежи за текущий (или предыдущий) месяц.  А ошибку, специально допущенную в строке сумма оплаты за электроэнегию, исправить в классе, изначально продемонстрировав  как необходимо проводить расчет. Например: Рассмотрите и заполните платежку за коммунальные платежи, потребленную электроэнергию. Найдите ошибку в заполненной платежке, в строке оплаты за электроэнергию, если действующие тарифы ДНР при потреблении в месяц от 0 до 150кВт цена 1кВт составляет 0,8018 руб, свыше 150кВт цена составляет 1,0904 руб. Стоимость, потребленной за месяц услуги, округлить до целых значений рубля (без копеек).

Решение подобных задания на уроках  побуждают учащихся создавать собственные проекты. В этом учебном году на районной ученической научно-практической конференции «Мир вокруг нас» обучающиеся представили свои исследовательские проекты.

«Физика» как учебный предмет располагает большой возможностью для формирования всех видов метапредметных результатов, а их реализация зависит от способов организации учебной деятельности, позволяют не только обучать предмету, но и воспитывать физикой, учить размышлять, а не заучивать учебный материал. Один из способов - проведение предметной недели в школе в нетрадиционной форме. В нынешней ситуации, когда обучение проходит с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в период режима повышенной готовности, предложено обучающимся присоединиться к работе  в виртуальном пространстве, на интерактивной доске - сервисе Padlet , дающей возможность визуализировать информацию,  работать в группах или индивидуально, даже находясь на расстоянии друг от друга, но под контролем учителя-координатора, который дистанционно регулирует, корректируя данный поток информации. После того, как нужная информация собрана, обучающиеся совместно с учителем, приступают к систематизации информации и составлению единого проекта.

Использование метапредметных заданий в обучении физике разносторонне развивают обучающихся, способствуют формированию навыков анализа,  самостоятельного поиска информации, развивают речь, способствуют формированию логического мышления.

 

Список литературы:

 

1.   ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ ДНР.  

2.    Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Физика. 7-9 кл.» / сост. Охрименко Н.А., Литвиненко И.Н., Лысенко М.М., Остапенко А.В., Поступаев А.А., Свичкарь Л.Л., Щебетун Л.В. – 3-е изд. перераб., дополн. ‒ ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 43 с.

3.   Подходова Н.С., Панова К.В. Метапредметные учебные задания как средство развития учащихся при обучении математике// Современные проблемы науки и образования.- 2016.-№6.

 

РИЛОЖЕНИЕ

 

Рис.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2


 

Скачано с www.znanio.ru

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО

При традиционном подходе к образованию обучающиеся решают задачи, предложенные учителем, часто не понимая, для чего это необходимо и как это им пригодится в повседневной жизни

При традиционном подходе к образованию обучающиеся решают задачи, предложенные учителем, часто не понимая, для чего это необходимо и как это им пригодится в повседневной жизни

Эти задания целесообразно использовать на всех этапах урока от мотивационно- ориентировочного этапа и постановки проблемы до рефлексии, увидеть и осознать проблему, которая может возникнуть в…

Эти задания целесообразно использовать на всех этапах урока от мотивационно- ориентировочного этапа и постановки проблемы до рефлексии, увидеть и осознать проблему, которая может возникнуть в…

Объем 5.5 л Мощность 780

Объем 5.5 л Мощность 780

Например : Рассмотрите и заполните платежку за коммунальные платежи, потребленную электроэнергию

Например : Рассмотрите и заполните платежку за коммунальные платежи, потребленную электроэнергию

Список литературы: 1. ЗАКОН

Список литературы: 1. ЗАКОН

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Рис.2

Рис.2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2021