Выступление учителя физики на педагогическом совете по теме " Повышение учебной мотивации школьников , как средство повышения эффективности образовательного процесса в рамках реализации ФГОС".
Приведены примеры использования физического эксперимента :
1. Эксперимент с целью создания проблемной ситуации.
2. Демонстрационный эксперимент.
3. Лабораторный эксперимент.
4. Домашний эксперимент.
5. Самостоятельное изготовление приборов.
Физический эксперимент как средство повышения мотивации школьников
Физика – наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты. Организация
исследовательской деятельности учащихся при изучении физики – необходимый фактор,
позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной,
занимательной и полезной, а так же осознать, что физика – это не страшно, физика – это
интересно.
1. Эксперимент с целью создания проблемной ситуации:
7 класс тема «Архимедова сила»
1) Определить силу тяжести, действующую на тело в воздухе.
2) Поместить тело , действие на которое силы тяжести определяли в воду.
Получается разница. Почему? В ходе урока ответим на этот вопрос.
2. Демонстрационный эксперимент:
8 класс, тема «Действия электрического тока»:
1) На проволоку прикрепить маленькие бумажки, по проволоке пропустить
электрический ток, проволока нагревается и бумажки загораются – тепловое
действие электрического тока.
2) Электролиз – пропускание электрического тока через раствор медного
купороса химическое действие тока.
3) Магнитное действие тока: гвоздь, обмотанный оголённым проводником, по
которому идёт ток, становится магнитом, притягивает к себе мелкие
металлические предметы.
7 класс, тема «Невесомость»
На динамометре тело, динамометр показывает силу тяжести. Привожу
динамометр вместе с грузом в свободное падение. Учащимся нужно посмотреть
чему равен вес тела во время свободного падения.
3. Лабораторный эксперимент:
7 класс «Определение плотности твёрдого тела»:
Учащиеся определяют массу тела на рычажных весах, объём тела с помощью
мензурки, находят плотность тела и определяют по таблице плотностей из какого
вещества изготовлено данное тело.
4. Домашний эксперимент:8 класс : дома начертить такую схему , в которой бы двумя отдельными ключами
включались две отдельные лампочки. В школу приходят, собирают эту схему и
проверяют, получится или нет.
5. Самостоятельное изготовление физических приборов.
7 класс – перископ –
С помощью перископа наблюдатель может увидеть предметы , которые
расположены выше его. Перископ используют для наблюдения за
поверхностью моря с подводной лодки, за местностью из окопа или танка.
Компьютер мощное и эффективное техническое средство, которым располагает учитель.
Использование ИКТ на уроках физики позволяет повышать интерес к изучению предмета,
расширяет возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов,
повышает интерес к обучению. Хорошо известно, что курс физики основной школы
включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного
мышления, умения анализировать, сравнивать.
Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть
продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие
процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате учащиеся
испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить.
Компьютер может не только создать модель таких явлений, но также позволяет изменять
условия протекания процесса, "прокрутить" его с оптимальной для усвоения скоростью.
Учитель физики МБОУ «Семёновской ООШ» Шилова О.В.