Физическое воспитание детей с нарушениями слуха.
Аксюкова Ольга Александровна
ГКОУ « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат №36 города Ставрополя», учитель физической культуры.
Физическое воспитание является важнейшей частью системы воспитания человека с нарушениями слуха и содержит неограниченные возможности для всестороннего развития глухого ребёнка, имеет огромное значение как важное коррекционно-воспитательное средство преодоления дефектов физического развития, помогает ему раскрыть свои двигательные способности, мобилизовать психические и физические силы; воспитывать качества успешного человека, умение преодолевать себя, играть по правилам, взаимодействовать с коллективом, ставить задачу и выполнять её. Именно благодаря физическим упражнениям, воздействующим на развитие мозга, эндокринной и дыхательной систем, значительно оздоравливается организм ребёнка, формируются психофизические качества, культура чувств, нравственные и интеллектуальные особенности личности, культура жеста.
Адаптивная физическая культура приводит организм ребенка с нарушениями слуха к телесной гармонии, воспитывает эстетическое чувство от ощущения здоровья, без которого немыслим творческий процесс оздоровления организма, содействует развитию мышления, воображения, речи, закрепляет потребность детей регулярными занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта, формирует у них адекватную самооценку, стимулирует их к индивидуальному самосовершенствованию. «Адаптивная физическая культура должна способствовать эффективной реализации потенциала физической культуры в решении проблем комплексной реабилитации и социальной интеграции детей с нарушениями слуха.» (Э.Г. Лактионова, Л.В. Малыгина) 2004 г. Доминирующей мотивацией современного воспитания детей с ограниченными возможностями должно быть формирование потребности в самосовершенствовании, в укреплении здоровья физическими упражнениями.
Известно, что поражение функции слухового анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений и прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. Нарушение такой связи приводит к уменьшению объема получаемой информации, что сказывается на развитии всех познавательных процессов, и тем самым влияет в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигательных навыков (Л.С.Выготский, 1956; Н.Г.Морозова, 1973; В.Трофимов, 1980 и др.).
Глухим школьникам свойственны разнообразные нарушения в двигательной сфере, к наиболее характерным относятся:
- недостаточно точная координация и неуверенность в движениях, что особенно заметно при овладении навыком ходьбы у малышей (Н.А.Рац, 1947), и проявляется в более старшем возрасте в виде шаркающей походки;
- относительная замедленность овладения двигательными навыками (А.П. Гозова, 1979; Ю.Н. Комаров, 1976 и др.);
- трудность сохранения статистического и динамического равновесия (В.А. Какузин. 1973 и др.);
- относительно низкий уровень развития ориентировки в пространстве (О.И. Кукушкина, 1986 и др.);
- замедленная скорость выполнения отдельных движений, всего темпа деятельности в целом по сравнению со слышащими (Б.М. Зайцев, 1974; Б.И. Орлов, 1975 и др.);
- утрата слуха отражается и на уровне развития физических качеств, в частности, по уровню развития силы (в восьмилетнем возрасте величина отставания глухих от слышащих была равна 6 — 8%, а к семнадцатилетнему возрасту достигала 53,3%). Особенности моторики глухих порождаются целым комплексом причин, одной из которых являются нарушения функций отдельных систем организма.
В многочисленных работах по этому вопросу указывается на значительную роль вестибулярного аппарата в развитии двигательной сферы. Так, Н.Л. Надеина (1989) с помощью специального исследования выявила различные проявления вестибуляторной дисфункции у 62% детей, имеющих нарушения слуха. Даже незначительные нарушения в работе вестибулярного аппарата вызывают существенные изменения моторики глухих. Вместе с тем нельзя не учитывать тот факт, что количество глухих, у которых проявляются своеобразные особенности в двигательной сфере, превышает число лиц, страдающих вестибулярными нарушениями.
Эти положения можно объяснить тем, что патологический процесс в слуховом анализаторе изменяет не только функции вестибулярного аппарата, но и функции кинестетического анализатора, который также определяет особенности двигательной деятельности глухих (Т.В. Розанова, 1962; А.О. Костанян, 1963).
С точки зрения физиологии о состоянии двигательной сферы можно судить по некоторым неврологическим показателям. Данные, полученные в исследованиях Н.И. Букуна (1988), свидетельствуют о том, что у 64% глухих имеются резкие изменения характера рефлекторного ответа и у 43% отмечено невыраженное снятие тормозного влияния коры головного мозга. Данный факт очень важен при проведении занятий физкультурой.
Можно утверждать, что особенности развития двигательной сферы у глухих детей обусловлены тремя основными факторами: отсутствием слуха, изменением некоторых функциональных систем и недостаточным развитием речи. Результаты проведенных исследований свидетельствуют о следующем:
- показатели физического развития глухих 15-летних школьников уступают показателям физического развития слышащих сверстников по всем основным соматометрическим признакам. Уровень их двигательной подготовленности также ниже уровня физической подготовленности 15-летних слышащих сверстников;
- физическое развитие глухих 17-летних школьников практически идентично уровню физического развития слышащих юношей, но показатели уровня двигательной подготовленности 17-летних глухих гораздо ниже уровня двигательной подготовленности 17-летних слышащих школьников;
- вместе с тем уровень физической подготовленности 15-и 17-летних глухих детей практически остается неизменным.
Для глухих и слабослышащих школьников характерны следующие разнообразные нарушения в двигательной сфере, которые необходимо учитывать при организации работы:
- недостаточно точная координация и неуверенность в движениях;
- относительная замедленность овладения двигательными навыками;
- трудность сохранения статического и динамического равновесия;
- низкий уровень развития ориентировки в пространстве;
- низкий уровень развития силовых качеств (особенно статической и силовой выносливости, а также силы основных мышечных групп -сгибателей и разгибателей);
- замедленная скорость обратной реакции;
- невыраженное снятие тормозного влияния коры головного мозга. Результаты исследований показывают, что большая часть (от 60 до 86%) глухих и слабослышащих детей 15-17 лет имеют те или иные нарушения в осанке (сутулость, сколиоз, плоская грудная клетка), ожирение, плоскостопие I и II степени и др.
Основная цель физического воспитания в школе глухих и слабослышащих – воспитывать физически совершенных людей, подготовленных к общественно-полезной и трудовой деятельности, корректировать и компенсировать недостатки в двигательной сфере этой категории обучающихся.
Задачи, которые призвана решать специальная школа для глухих и слабослышащих, представлены следующими группами:
1.Задачи, в которых центральное место занимают вопросы нравственного воспитания.
2.Специально-образовательные задачи, которые способствуют развитию речи, овладению спортивной терминологией, терминами, обозначающими предметы оборудования и инвентаря, необходимыми для полноценной и самостоятельной жизни детей с нарушениями слуха, а также изучению правил соревнований.
3.Оздоровительные задачи, призванные способствовать применению физических упражнений, гигиенических факторов, естественных сил природы для укрепления здоровья, повышения работоспособности людей с потерей слуха путем внедрения физической культуры в их быт.
4.Коррекционные задачи, способствующие нивелированию различий в двигательной сфере, по сравнению с их слышащими сверстниками, расширению и обогащению словарного запаса.
Коррекционно-педагогический процесс по физическому воспитанию в школе для детей с нарушениями слуха проводится с учетом их дефекта, возраста, пола, физического развития и физической подготовленности. Организация и проведение занятий по физической культуре и спорту с неслышащими требуют создания научно-обоснованной методики.
Результатом занятий физической культурой и спортом является то, что глухие школьники не чувствуют себя ущербными, как и здоровые дети, принимают участие в различных спортивно-массовых мероприятиях, соревнованиях, часто не уступая слышащим сверстникам, а оканчивая школу, становятся социально-адаптированными в обществе. Поэтому, главной задачей физического воспитания неслышащих школьников является развитие двигательной активности средствами физической культуры и спорта в целях улучшения структурно-функциональной организации различных систем организма.
Физическое воспитание детей с нарушениями слуха осуществляется за счет улучшения взаимосвязи ее основных звеньев: занятий физической культуры и внеурочной деятельности.
Предметом обучения физической культуре в школьном образовании является двигательная деятельность ребенка с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество, самостоятельность, речь.
Целью физического воспитания детей с ОВЗ является воспитание физически совершенных людей, подготовленных к творческому труду и жизни в социуме, оптимизация физического развития детей ,всестороннего совершенствования физических качеств, воспитание духовных и нравственных качеств, подготовленность каждого ребенка к плодотворной жизни и деятельности.
Основными направлениями инновационной деятельности в области физического воспитания и здоровьесбережения в образовательном (коррекционном) учреждении являются:
- систематизация медицинских, оздоровительных технологий, применяемых в современных ОУ ( в настоящее время в ОУ используется широкий спектр медицинских оздоровительных технологий);
- обоснование дифференцированных двигательных режимов для школьников с разными функциональными возможностями, состоянием здоровья и ограниченными возможностями;
- создание физкультурно-игровой среды в школе как необходимого условия реализации содержания физической культуры и культуры здоровья.
По особенностям организации обучающихся с ОВЗ и способам руководства ими занятия по физическому воспитанию разделяются на 2 группы - урочные и неурочные. Уроки физической культуры в школе глухих имеют свои особенности .
По признаку решаемых задач различают следующие типы уроков: - уроки освоения нового материала направлены на всестороннюю физическую подготовку обучающихся. Для уроков характерны разнообразие средств и методов (наглядных и словесных), комплексность, средние и умеренные нагрузки на организм;
- уроки закрепления и совершенствование учебного материала представляют углубленное изучение и закрепление учебного материала;
- контрольные уроки предназначены для определения уровня подготовленности обучающихся, проверки усвоения ими знаний, умений и навыков. В начале и конце учебного года проводится тестирование уровня подготовленности детей.
- смешанные (комплексные) уроки направлены на совместное решение задач обучения технике движений, воспитания физических качеств, контроля за уровнем физической подготовленности обучающихся.
В процессе обучения обучающихся с нарушениями слуха физическим упражнениям используются методы физического воспитания:
специфические (методы строго регламентированного упражнения, игровой, соревновательный) и общепедагогические (словесные, методы наглядного действия
Отсутствие слуха у обучающихся вызывает необходимость находить специальные формы сочетания наглядного и словесного обучения. На уроках физической культуры используются речевые средства (жестовая, дактильная, устная и письменная форма речи). Для успешного овладения учебным материалом по физической культуре педагог должен занимать положение лицом к ученикам. Расстояние между говорящим и считывающим должно быть не менее 1-2 метров. Удобнее всего, когда глаза читающего с губ находятся приблизительно на уровне рта говорящего, но можно сообщать обучающимся речевой материал в чтении с губ и в других положениях. Передвигаясь по спортивной площадке или залу, следует выбирать место, отвечающее эти требованиям.
Перед уроками физического воспитания необходимо предложить две задачи:
1.Обучать школьников двигательным умениям и навыкам.
2.Дать учащимся необходимый речевой материал, связанный с выполнением физических упражнений и имеющий важное значение для познавательной деятельности и общения глухих.
Усвоение учебного материала неслышащими школьниками в коррекционно-учебном процессе состоит из четырех компонентов:
1.Зрительное восприятие предлагаемого учебного материала (как практического , так и речевого).
2.Рефлекторное подражание педагогу.
3. Осмысление предложенного практического и речевого материала.
4.Двигательная и речевая практика.
Для реализации учебной программы используются способы организации учебной деятельности: фронтальный (физические упражнения выполняются всеми одновременно), групповой (упражнения выполняются одновременно несколькими группами), индивидуальный (отдельные обучающиеся получают задания и самостоятельно выполняют их), поточный (выполняют упражнения друг за другом).
К уроку физической культуры предъявляются следующие требования:
1.Воздействие урока должно быть всесторонним-образовательным, воспитательным, оздоровительным, содействовать коррекции двигательной сферы.
2.Обучение и воспитание обучающихся должны осуществляться на всем протяжении урока.
3.Необходимо разнообразие содержания и методики урока постоянным усложнением задачи, динамикой сдвигов, происходящих в организме ребенка.
4.Нужно вовлекать обучающихся в учебную деятельность-всех в равной мере, с учетом индивидуальных особенностей.
5.На уроках следует ставить совершенно конкретные задачи.
Урок физической культуры в школе глухих и слабослышащих имеет три части: подготовительную, основную и заключительную. В подготовительную часть входит начальная организация обучающихся: инструктаж, сообщение задач урока, специальные упражнения на внимание, обучение строю, приучение к четкости выполнения команд, слаженности действий и т.д. Средствами упражнений могут быть разновидности ходьбы и бега, упражнения на построение и перестроение. Общая длительность подготовительной части 8-12 минут.
Основная часть урока может иметь относительно простую структуру ( когда содержание урока однородно , например подвижная игра) и сложную, состоящую из нескольких подчастей ( по числу основных упражнений или видов деятельности). Система упражнений в основной части комплексного урока должен быть таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние, причем, сочетая упражнения, следует использовать возможность положительного переноса двигательных навыков и не допускать тормозящего действия отрицательного переноса. Обучение новым, особенно технически сложным двигательным действиям, проводят в начале основной части урока, а закрепляют и совершенствуют усвоенные ранее навыки- в середине или ближе к концу основной части. Число повторений отдельных упражнений зависит от задач урока, сложности заданий, их общего количества в уроке, условий, в которых проводятся занятие и методов организации учащихся. Общая продолжительность основной части 25 минут.
В заключительной части обычно применяют упражнения на дыхание, на расслабление и снятие мышечной напряженности, на внимание и другие, не связанные с интенсивными нагрузками. Средняя продолжительность заключительной части 3-5 минут.
Отсутствие слуха, недостаточное развитие речи создают определенные трудности при обучении физическим упражнениям. В связи с этим курс обучения физическим упражнениям необходимо условно делить на три этапа.
Первый этап обучения—создание у учащихся общего представления об изучаемых локомоциях, а также, об их связи с ранее изученными упражнениями на уроках физической культуры.
Второй этап педагогического воздействия должен осуществляться за счет комплексного применения различных упражнений. На этом этапе отводится особая роль коррекции техники выполнения упражнений. При этом исключаются те способы их выполнения, которые закрепляли бы отрицательные навыки с технической точки зрения.
Третий этап направлен на стабилизацию и совершенствование навыков выполнения упражнений в условиях повышения нагрузки и увеличения интенсивности занятий.
При этом для успешного использования методики необходимо применять следующие педагогические методы: практические (предписание алгоритмического типа), наглядные (показ и метод графической записи упражнений), словесные (объяснение, метод коррекции ошибок). Роль этих методов в процессе выполнения физических упражнений неодинакова и зависит от задач конкретного урока. На начальном этапе обучения физическим упражнениям желательно предпочтение отдавать наглядным и словесным методам.
Литература:
1.Байкина Н.Г., Сермеев Б.В. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих – М.: Советский спорт, 1991 г.
2. Коротков И.М. Подвижные игры для детей - М.: Советская Россия, 1987 г.
3. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта - М.: Физкультура и спорт. Стандарт начального общего образования по физической культуре,2003 г.
4. Лях В.И. Мой друг – физкультура. Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы – М.:Просвещение» 2006 г.
5. Программа воспитания и обучения глухих детей - М.: Просвещение, 1991 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.