физика

  • docx
  • 21.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 9. Обобщающее повторение.docx

Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год

Обобщающее повторение - МАГНИТНОЕ ПОЛЕ - ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ

Задачи урока: систематизировать знания о магнитном поле; продолжить формирование умений выделять электромагнитные явления и описывать их физическими величинами и законами; проверить знания школьников.

План урока

Этапы урока

Время, мин

Приёмы и методы

I. Обобщение изученного материала

II. Контроль знаний: самостоятельная работа

III. Подведение итогов изучения темы. Домашнее задание

15—20

15—20

3—5

Работа с таблицами. Выступления школьников. Беседа

Решение задач

Сообщение учителя. Запись на доске

I. Последовательно с помощью таблиц 2—4 выделяют главное в изученном материале, ещё раз устанавливают причинно-следственные и логические связи. Выделим обсуждаемые вопросы.

1. Магнитное поле и средства его описания (табл. 2). Вопросы для организации беседы: каковы основные свойства магнитного поля как физического объекта? Все ли свойства магнитного поля изучают в школе? Чем различаются магнитные поля? Как описывают независимость магнитных полей? Как описывают изменение магнитного поля прямого тока при удалении от источника?

2. Сравнение свойств электрического и магнитного полей (табл. 3). Вопрос для обсуждения: какие свойства электрического поля мы изучали? (Ответ. Действие на заряд, постоянство во времени, однородность, зависимость от значения и расположения зарядов — источников поля и др.)

3. Действия магнитного поля — физические явления. Существование магнитного поля, его действие на токи и на движущиеся заряженные частицы проявляются во многих физических явлениях. Назовём их и отметим их важность (табл. 4).

Таблица 2

Постоянное магнитное поле

Поле

постоянного тока, постоянных магнитов — вид материи

Свойства

• Порождается электрическим током, действует на электрический ток

• Постоянно во времени

• Убывает от источника

• Вихревое

• Поля бывают разные: однородные, неоднородные

• Поля не действуют друг на друга; могут существовать в одной области пространства

Средства описания

Магнитная индукция

Определение: величина, направление. Линии https://compendium.su/physics/11klass/11klass.files/image028.jpg Поле прямого тока

https://compendium.su/physics/11klass/11klass.files/image029.jpg

https://compendium.su/physics/11klass/11klass.files/image030.jpg

https://compendium.su/physics/11klass/11klass.files/image031.jpg

https://compendium.su/physics/11klass/11klass.files/image032.jpg

https://compendium.su/physics/11klass/11klass.files/image033.jpg

https://compendium.su/physics/11klass/11klass.files/image034.jpg

Ф = BScosα

https://compendium.su/physics/11klass/11klass.files/image035.jpg

https://compendium.su/physics/11klass/11klass.files/image036.jpg

F = Bqvsinα

Направление силы — по правилу левой руки

https://compendium.su/physics/11klass/11klass.files/image037.jpg — катушки с током

https://compendium.su/physics/11klass/11klass.files/image038.jpg — любого поля

Магнитный поток

Скалярная величина

Принцип суперпозиции полей

Взаимодействие токов

Действие поля

на движущийся заряд

Энергия

Таблица 3

Свойства поля

Электростатическое

Магнитостатическое

Источник поля

Виды полей

Характер поля

Силовые линии поля

Поле в веществе

Энергия

Электрические заряды

Однородное и неоднородное, постоянное во времени

Потенциальное

Незамкнутые

Нет в проводниках, есть в диэлектриках

Обладает

Движущиеся заряды, ток

Однородное и неоднородное, постоянное во времени

Вихревое

Замкнутые

Есть в веществе

Обладает

Таблица 4

Действие магнитного поля на ток

Действие магнитного поля на заряд

Действие магнитного поля на вещество

Взаимодействие токов

Электродвигатель

Приборы магнитоэлектрической системы

Громкоговоритель

Кинескоп

Масс-спектограф

Северное сияние

Намагничивание вещества — постоянные магниты

Магнитная запись информации

Движение вещества в магнитном поле

II. С помощью дидактического материала учитель организует самостоятельную работу по решению задач.

Самостоятельная работа

Вариант I

1. Определите скорость протона, если в магнитном поле с индукцией 0,02 Тл он описал окружность радиусом 10 см.

2. Определите положение полюсов магнита по действию магнитного поля на ток (рис. 11).

https://compendium.su/physics/11klass/11klass.files/image039.jpg

Вариант II

1. На прямолинейный проводник длиной 10 см, сила тока в котором 8 А, действует со стороны магнитного поля сила, равная 0,2 Н. Охарактеризуйте магнитное поле.

2. Укажите и объясните направление в точке A вектора магнитной индукции тока, изображённого на рисунке 12.

https://compendium.su/physics/11klass/11klass.files/image040.jpg

Домашнее задание: упр. на с. 26 (3—4).