Вы когда-нибудь что-нибудь слышали про «Летучий Голландец»?
Образ этого легендарного корабля-призрака, покину-того людьми и бороздящего просторы морей с обо-рванными парусами, и поныне вовсю используется
в мультфильмах и кино. Легенда родилась в ту пору, когда корабли еще ходили под парусами, но по океа-нам уже началось оживленное морское движение. Вот тогда-то среди суеверных матросов и пошел гулять слух о корабле, населенном призраками, встреча с ко-торым сулит несчастья.
И ведь легенда эта оказалась правдой!
Самый известный и хорошо документированный слу-чай встречи с «Летучим Голландцем» произошел в де-кабре 1872 года в Атлантическом океане. В 400 мор-ских милях от Гибралтарского пролива вахтенный матрос брига «Божьей Милостью» (Dei Gratia) поднял тревогу. Он увидел мачты какого-то судна, которое приближалось к их кораблю. Команда высыпала на па-лубу. Капитан Дэвид Рид поднес к глазам подзорную трубу и остолбенел – им навстречу плыло хорошо ему известное судно – «Мария Небесная» (Mary Celeste), пропавшее на просторах Атлантики вместе с ценным грузом примерно полмесяца назад.
Но боже мой, что из себя представляла эта самая «Ма-рия Целеста»! Она кренилась на правый борт, часть парусов была сорвана ветром, спущенный грот-стаксель лежал на крыше носовой рубки, корабль шел зигзагом, плохо слушаясь курса, а на палубе не на-блюдалось никакой жизни. Дэвид Рид не только хоро-шо знал силуэт «Марии», он был прекрасно знаком
с ее капитаном, они дружили с детства, а за день до того, как несчастная «Мария Целеста» покинула порт с грузом коньячного спирта, Дэвид и его жена ужина-ли вместе с капитаном «Целесты» и его женой, по-скольку дружили семьями.
Теперь же, судя по плачевному состоянию оснастки и парусного вооружения, «Мария Целеста» побывала
в какой-то передряге, и возможно, ее экипажу требо-валась помощь. Дэвид спустил шлюпку и снарядил пя-терых матросов на разведку. Именно их показания впоследствии и легли в основу долгого и безуспешного расследования, которое начало Британское адмирал-тейство, когда бедственное судно было приведено
в Англию.
Пятеро посланных матросов поднялись на борт бри-гантины. И никого там не обнаружили. Ни одной жи-вой души. На судне была мертвая тишина. На столах в кают-компании стояла посуда. Швейная машинка, на которой шила жена капитана, была будто покинута пять минут назад – на ее рабочей поверхности лежало незаконченное шитье, стояли катушка ниток и маслен-ка для смазки механизма. Эта катушка, эта масленка
и посуда на столах говорили о том, что ни в какой шторм, по крайней мере крупный, судно не попадало, иначе из-за болтанки все это оказалось бы на полу, причем посуда в разбитом виде.
Кормовые люки были почему-то открыты, а носовой люк так даже сорван с петель и валялся рядом на па-лубе. Пираты? Но ценный груз в виде 1700 бочек с ко-ньячным спиртом оказался нетронутым. В трюмах на-ходилось немного воды – примерно на метр, но в це-лом судно было неповрежденным. Возможно, воду наплескало волнами через открытые люки или налило дождями.
И – невероятное дело! – окна кормовой надстройки, где была каюта капитана, были закрыты брезентом и... заколочены досками! Зачем? Было видно, что ко-манда отчаянно хотела спастись от чего-то, но не смог-ла и потому покинула судно. Команда состояла из де-сяти человек (капитан, два его помощника, кок и шесть матросов) плюс два пассажира – жена капитана и его двухлетняя дочь.
На борту «Марии Целесты» была всего одна шлюпка (должно было быть две, но вторая шлюпка осталась на берегу в ремонте), однако места в ней хватало на всех. Причем борт покидали явно в спешке – в каюте
капитана остались две пачки денег и шкатулка с драго-ценностями, на полу были раскиданы детские игрушки, матросы оставили на борту свои курительные трубки, что для моряка – дело немыслимое.
Следы и царапины на перилах подтверждали версию эвакуации – судя по ним, шлюпку явно не сорвало
и не унесло каким-то штормом, а ее целенаправленно спустили на воду в большой спешке.
Приборы ориентирования в открытом море – секстант
и хронометр на судне не обнаружились, значит, команда захватила их с собой в шлюпку. Компас, стоящий перед штурвалом, был сломан, видимо, его в спешке пытались демонтировать, чтобы забрать с собой, но неудачно – так и бросили. Документы на груз забрали с собой, а вот судовой журнал забыли. Последняя запись в нем была сделана недалеко от Азорских островов за полмесяца
до обнаружения покинутого судна. При этом любопытно, что была еще одна запись – мелом на грифельной доске, она была сделана на следующий день после записи
в журнале. Грифельная доска служила своего рода чер-новиком, на ней записывались предварительные данные расчетов перед записью в «чистовик» – судовой журнал. Так вот из записи на доске следовало, что утром 25 ноя-бря корабль находился совсем рядом с небольшим островком Санта-Мария, принадлежащим к Азорскому архипелагу. С доски в судовой журнал запись перенести, видимо, не успели, но готовились, поскольку судовой журнал был открыт. Значит, неведомая катастрофа слу-чилась там и тогда – утром 25 ноября у Санта-Марии.
На койке в каюте помощника капитана лежала откры-тая на середине книга, а на столе – недописанное письмо, обрывавшееся на полуфразе: «Моя дорогая, любимая жена! Пишу тебе...»
От чего же они бежали, ведь судно не тонуло, оно полно-стью сохранило плавучесть? Запасов провизии и пресной воды было полно, их бы хватило на полгода плавания...
Я не зря сказал, что это загадочное происшествие стало одним из самых первых хорошо задокументированных случаев встречи с «летучими голландцами». Ведь что такое конец девятнадцатого века? На тот момент уже больше сотни лет действовали большие страховые ком-пании, такие как «Ллойд», которые страховали корабли и грузы на трансатлантических перевозках и были за-интересованы в тщательном расследовании каждого происшествия, чтобы извлекать уроки, набирать стати-стику и не терять деньги. Уже была изобретена фото-графия. Уже по морям плавали пароходы вперемешку
с парусниками, а также «гибриды» – корабли с паруса-ми и паровыми машинами, которые могли использовать оба движителя. Наконец, уже был проложен телеграф-ный кабель по дну Атлантического океана между Евро-пой и Америкой. Цивилизация! Газеты! Пароходы!
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.