Физика на пальцах. Для детей и родителей, которые хотят объяснять детям48

  • docx
  • 06.04.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Физика на пальцах 48.docx

Вы когда-нибудь что-нибудь слышали про «Летучий Голландец»?

 

Образ этого легендарного корабля-призрака, покину-того людьми и бороздящего просторы морей с обо-рванными парусами, и поныне вовсю используется

в мультфильмах и кино. Легенда родилась в ту пору, когда корабли еще ходили под парусами, но по океа-нам уже началось оживленное морское движение. Вот тогда-то среди суеверных матросов и пошел гулять слух о корабле, населенном призраками, встреча с ко-торым сулит несчастья.

 

И ведь легенда эта оказалась правдой!

 

Самый известный и хорошо документированный слу-чай встречи с «Летучим Голландцем» произошел в де-кабре 1872 года в Атлантическом океане. В 400 мор-ских милях от Гибралтарского пролива вахтенный матрос брига «Божьей Милостью» (Dei Gratia) поднял тревогу. Он увидел мачты какого-то судна, которое приближалось к их кораблю. Команда высыпала на па-лубу. Капитан Дэвид Рид поднес к глазам подзорную трубу и остолбенел им навстречу плыло хорошо ему известное судно «Мария Небесная» (Mary Celeste), пропавшее на просторах Атлантики вместе с ценным грузом примерно полмесяца назад.

 

Но боже мой, что из себя представляла эта самая «Ма-рия Целеста»! Она кренилась на правый борт, часть парусов была сорвана ветром, спущенный грот-стаксель лежал на крыше носовой рубки, корабль шел зигзагом, плохо слушаясь курса, а на палубе не на-блюдалось никакой жизни. Дэвид Рид не только хоро-шо знал силуэт «Марии», он был прекрасно знаком

с ее капитаном, они дружили с детства, а за день до того, как несчастная «Мария Целеста» покинула порт с грузом коньячного спирта, Дэвид и его жена ужина-ли вместе с капитаном «Целесты» и его женой, по-скольку дружили семьями.

 

Теперь же, судя по плачевному состоянию оснастки и парусного вооружения, «Мария Целеста» побывала

в какой-то передряге, и возможно, ее экипажу требо-валась помощь. Дэвид спустил шлюпку и снарядил пя-терых матросов на разведку. Именно их показания впоследствии и легли в основу долгого и безуспешного расследования, которое начало Британское адмирал-тейство, когда бедственное судно было приведено

в Англию.

 

Пятеро посланных матросов поднялись на борт бри-гантины. И никого там не обнаружили. Ни одной жи-вой души. На судне была мертвая тишина. На столах в кают-компании стояла посуда. Швейная машинка, на которой шила жена капитана, была будто покинута пять минут назад на ее рабочей поверхности лежало незаконченное шитье, стояли катушка ниток и маслен-ка для смазки механизма. Эта катушка, эта масленка

и посуда на столах говорили о том, что ни в какой шторм, по крайней мере крупный, судно не попадало, иначе из-за болтанки все это оказалось бы на полу, причем посуда в разбитом виде.

 

Кормовые люки были почему-то открыты, а носовой люк так даже сорван с петель и валялся рядом на па-лубе. Пираты? Но ценный груз в виде 1700 бочек с ко-ньячным спиртом оказался нетронутым. В трюмах на-ходилось немного воды примерно на метр, но в це-лом судно было неповрежденным. Возможно, воду наплескало волнами через открытые люки или налило дождями.

 

И невероятное дело! окна кормовой надстройки, где была каюта капитана, были закрыты брезентом и... заколочены досками! Зачем? Было видно, что ко-манда отчаянно хотела спастись от чего-то, но не смог-ла и потому покинула судно. Команда состояла из де-сяти человек (капитан, два его помощника, кок и шесть матросов) плюс два пассажира жена капитана и его двухлетняя дочь.

 

На борту «Марии Целесты» была всего одна шлюпка (должно было быть две, но вторая шлюпка осталась на берегу в ремонте), однако места в ней хватало на всех. Причем борт покидали явно в спешке в каюте

капитана остались две пачки денег и шкатулка с драго-ценностями, на полу были раскиданы детские игрушки, матросы оставили на борту свои курительные трубки, что для моряка дело немыслимое.

 

Следы и царапины на перилах подтверждали версию эвакуации судя по ним, шлюпку явно не сорвало

и не унесло каким-то штормом, а ее целенаправленно спустили на воду в большой спешке.

 

Приборы ориентирования в открытом море секстант

и хронометр на судне не обнаружились, значит, команда захватила их с собой в шлюпку. Компас, стоящий перед штурвалом, был сломан, видимо, его в спешке пытались демонтировать, чтобы забрать с собой, но неудачно так и бросили. Документы на груз забрали с собой, а вот судовой журнал забыли. Последняя запись в нем была сделана недалеко от Азорских островов за полмесяца

до обнаружения покинутого судна. При этом любопытно, что была еще одна запись мелом на грифельной доске, она была сделана на следующий день после записи

в журнале. Грифельная доска служила своего рода чер-новиком, на ней записывались предварительные данные расчетов перед записью в «чистовик» судовой журнал. Так вот из записи на доске следовало, что утром 25 ноя-бря корабль находился совсем рядом с небольшим островком Санта-Мария, принадлежащим к Азорскому архипелагу. С доски в судовой журнал запись перенести, видимо, не успели, но готовились, поскольку судовой журнал был открыт. Значит, неведомая катастрофа слу-чилась там и тогда утром 25 ноября у Санта-Марии.

 

На койке в каюте помощника капитана лежала откры-тая на середине книга, а на столе недописанное письмо, обрывавшееся на полуфразе: «Моя дорогая, любимая жена! Пишу тебе..

 

От чего же они бежали, ведь судно не тонуло, оно полно-стью сохранило плавучесть? Запасов провизии и пресной воды было полно, их бы хватило на полгода плавания...

 

Я не зря сказал, что это загадочное происшествие стало одним из самых первых хорошо задокументированных случаев встречи с «летучими голландцами». Ведь что такое конец девятнадцатого века? На тот момент уже больше сотни лет действовали большие страховые ком-пании, такие как «Ллойд», которые страховали корабли и грузы на трансатлантических перевозках и были за-интересованы в тщательном расследовании каждого происшествия, чтобы извлекать уроки, набирать стати-стику и не терять деньги. Уже была изобретена фото-графия. Уже по морям плавали пароходы вперемешку

с парусниками, а также «гибриды» корабли с паруса-ми и паровыми машинами, которые могли использовать оба движителя. Наконец, уже был проложен телеграф-ный кабель по дну Атлантического океана между Евро-пой и Америкой. Цивилизация! Газеты! Пароходы!

 


 

Скачано с www.znanio.ru