Физика_10_класс_Механические свойства твердых тел_краткосрочный

  • docx
  • 04.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Физика_10_класс_Механические свойства твердых тел_краткосрочный.docx

План урока

 

Раздел долгосрочного плана: 10.2 D Жидкие и твердые тела

Школа:  

Дата:

ФИО учителя:

Класс:  10

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Механические свойства твердых тел.

Цели обучения, которые достигаются на данном  уроке (ссылка на учебную программу)

10.3.4.4 -определять модуль Юнга при упругой  деформации;

 

Цели урока

Учащиесясмогут:

  • Рассмотреть количественные характеристики механических свойств тел.
  • Ознакомить учащихся с различного вида деформациями твердого тела и их характеристиками.
  • Сформулировать закон Гука.
  • Объяснить физический смысл модуля упругости.

 

Критерии успеха

Учащиеся:

решают задачи на закон Гука;

решают задачи на определение модуля Юнга;

определяют из графика модуль Юнга для упругой деформации;

описывают диаграмму растяжения;

могут анализировать график диаграммы растяжения;

понимают и различают изотропию и анизотропию веществ.

Языковые цели

 

Лексика и терминология, специфичная для предмета:

Поверхностный слой жидкости, капилляры, смачивание, энергия, сила поверхностного натяжения, коэффициент поверхностного натяжения.

Полезные выражения для диалогов и письма:

Поверхностное натяжение возникает из-за направления ...

Чем меньше размеры системы, тем больше ......

Вода пытается сформировать форму с наименьшим ............

Смачивание - это способность жидкости поддерживать контакт с ......... в результате межмолекулярных взаимодействий, когда .......

Поверхностное натяжение обычно выражается в ...... (единица СИ).

Привитие ценностей

 

 

Уважение и сотрудничество:

  1. Учитель создает благоприятную, доброжелательную атмосферу для взаимодействия
  2. Учитель и ученики совместно определяют цели, критерии, правила работы в группах.

3.      Ученики содержат в порядке рабочее место

Обучение на протяжении всей жизни.

4.      Ученики добывают информацию самостоятельно.

  1. Знают и понимают цели урока. Понимают для чего нужны данные знания.

Межпредметные связи

Химия: связь с данным предметом наблюдается при сравнении кристаллических структур тела и аморфного строения веществ

Анатомия: деформации возникаемые в человеческом теле. 

Навыки использования ИКТ

Учащиеся работают в интернете для поиска информации;

Учащиеся могут анализировать и интерпретировать информацию, полученную из разных интернет-источников.

Предварительные знания

9 класс: учащиеся могут описывать диаграмму растяжения (график зависимости напряжения от относительного удлинения) и понимают физический смысл Закона Гука, а также описывают деформацию и ее виды.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

 

Ресурсы

Начало урока

0-2 мин

(W) Организационный момент.

Учитель и учащиеся приветствуют друг друга. Создается благоприятная атмосфера в классе.

Проверка готовности к уроку учащимися.

 

Середина урока

2-7 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5-12 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12-14 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14-22 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22-38 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(W) Стадия вызова

(Р) Лабораторно-исследовательская работа “Наблюдение упругих и пластических деформаций тел”

В данной лабораторной работе учащиеся должны вспомнить материал изученный в 9 классе по деформации.

 

1.Растянуть, а  затем согнуть ластик.

Ответьте на вопросы:

- Как направлены силы, действующие на ластик при его растяжении и сжатии?

- Как направлена сила упругости, возникающая в ластике при деформации, относительно направления смещения его частиц?

2. Изогните ластик. В каких слоях ластика возникли деформации растяжения, а каких – сжатия?

3. Скрутите ластик. Из каких деформаций состоит деформация кручения?

4. Подвергните деформации сжатия кусок пластилина. Восстанавливается ли его форма после снятия нагрузки?

5. Подвергните деформации растяжения полоску резинки. Восстанавливается ли ее форма после снятия нагрузки?

Учащиеся называют виды деформаций и приводят примеры.

Актуализация знаний

(W)Учитель и учащиеся определяют цели урока и критерии  успеха для данного урока.

 

Межпредметная интеграция с биологией:

Какие виды деформаций испытывает человеческое тело?

Человеческое тело испытывает достаточно большую механическую нагрузку от собственного веса и от мышечных усилий, возникающих во время трудовой деятельности.

 

Интересно, что на примере человека можно проследить все виды деформации. Деформации сжатия испытывает позвоночный столб и нижние конечности и покровы ступни. Деформации растяжения – верхние конечности, связки, сухожилия, мышцы. Деформации изгиба – позвоночник, кости таза. Деформация кручения – шея при повороте головы, туловище в пояснице при повороте.

(W) Рассмотрим удлинение стержня.

Вводим понятия Закон Гука, напряжение и относительное удлинение. С данными понятиями учащиеся знакомы с курса 9 класса. После того как учащиеся вспомнят данный теоретический материал, вводим понятия модуля Юнга.

Данные понятия и определения можно ввести через лекционный материал и в качестве самостоятельной работы с информацией.

 (Т)Проблемный вопрос.

- Взгляните на диаграмму растяжение материала при деформации, как вы думаете, какими свойствами он обладает в разных участках диаграммы?

 

Материалы, у которых область текучести значительна, могут без разрушения выдерживать большие деформации. Такие материалы называют пластичными (пластилин, медь, золото).

 

Если же область текучести материала почти отсутствует, он без разрушения может выдерживать лишь небольшие деформации. Такие материалы называют хрупкими (стекло, кирпич, бетон, чугун).

(Р)Закрепление материала

Решение дифференцированных заданий.

Учащиеся в парах решают качественные задачи на определение свойств упругости и пластичности из диаграммы растяжения, а также количественные разноуровневые задания для определения модуля Юнга, абсолютного и относительного удлинения, напряжения.

Для сравнения полученного ответа с истинным ответом, на столе учителя будет предоставляться марк схема с ответами для учащихся. С помощью марк-схемы учащиеся могут узнать где они совершили ошибку и исправить свое решение или попросить помощи у учителя при осложнениях в решении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация

 

 

Дидактический материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Конец урока

38-40 мин

 

(І)Рефлексия

«Диаграмма знаний»

- Используя диаграмму растяжения для деформированных тел, составьте аналогичную диаграмму собственных знаний. Укажите при каких знаниях у вас есть вопросы, а в каких ваша «прочность» максимальна значима!

Также, учащиеся используют специальные символы для обозначения понятий и формулировок в тетрадях, при помощи которых учитель сможет дать обратную связь учащимся:

*  - если ученик выполнил все правильно;

« – если ученик совершил незначительную ошибку;

!  - несоответствие половины объема выполненного задания.

 

Стикеры

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


Все учащиеся различают структуру кристаллических и аморфных тел, указывают на разницу в свойствах данных тел, воспроизводят знания по понятиям из раздела деформация тел, могут описывать диаграмму растяжение

Большинство учащихся сравнивают свойства кристаллических и аморфных тел как со стороны физики, так и со стороны химии. Решают задачи среднего уровня.

Некоторые учащиеся самостоятельно описывают диаграмму растяжение  и решают задачи повышенного уровня без или с минимальной помощью учителя

(1)   Групповая работа – работа учащихся в группе, их вовлеченность и вклад в создании постера, выступление с речью

(2)   Лабораторная работа –умение интерпретировать полученные данные и анализировать последовательность действий.

(3)   Работа с таблицей – правильное заполнение таблицы и просмотр самооценивания учащихся

(4)   Решение задач – оценивается понимание и знание формул при решении задач

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техники безопасности на данном уроке.  

 

Рефлексия по уроку

 

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. 

 

Общая оценка

 

 

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

 

                                                                                                                                                                        


 

Скачано с www.znanio.ru