физика_ОГН_10 класс_Кинематика жидкости_поурочный план

  • docx
  • 03.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала физика_ОГН_10 класс_Кинематика жидкости_поурочный план.docx

Дата:

Урок 14

 

Учитель:

Количество учащихся:

Количество отсутствующих:

10 класс (ОГН)

 

-

 

Тема урока:

Кинематика жидкости.

Учебные цели:

10.1.5.1 -описывать течения жидкостей и газов

Задачи урока:

·         Различать виды потоков;

·         уметь описывать физические процессы происходящие в вязкой/не вязкой жидкости;

·         объяснять физику динамического состояния жидкости;

·         уметь анализировать природу потоков в жидкостях и газах.

Критерии оценивания:

ü  Учащиеся будут решать простые задачи;

ü  Анализировать лабораторные опыты;

ü  Рассуждать по условию задачи, определяя давление, создаваемое в трубе.

Привитие ценностей

 

·         Расширять кругозор учащихся,

·         Развивать у учащихся функциональной грамотности,

·         Развивать ответственности и самостоятельности в своем обучении

Языковые цели:

Учащиеся могут описать опыт, используя такие термины:

Ламинарный поток, турбулентный поток, завихрения, течение жидкости, изменение давления.

Учащиеся могут использовать кратные приставки

Ресурсы урока

Распечатки текстов, трубочки для коктейля, пластиковые шарики, равные по диаметру трубочки, полоски бумаги.

Материал прошедших уроков:

Учащиеся знают основную теорию статики жидкости

 

 

ПЛАН

 

Время запланированных мероприятий

Планируемые мероприятия

Ресурсы

 

2 минуты

Начало урока

 

 

 

 

 

 

5 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 минут

Организационный момент урока. Учитель организовывает первичную беседу определяя ЗБР на урок.

 

? Что узнали на прошлом уроке?

? Что знали до этого?

Запись на доске (боковой маркером или фломастером на листах)

(T) Ознакомить с целями урока.

10.1.5.1 -описывать течения жидкостей и газов

 

 

(I/f) Физический диктант.

Проверка степени усвоения материала предыдущей недели.

Цель выполнения упражнения, повторить предварительные знания по теме.

Форма работы: индивидуальная

Проверка: самопроверка по образцу.

 

Физический диктант:

Ø  Закон Архимеда

Ø  Давление жидкостей и газов

Ø  По условию задачи ρ1<ρж, значит это тело …

Ø  Закон для гидравлических машин

Ø  Площадь малого поршня машины 5 см2, большого – 500 см2, с какой силой нужно давить на малый поршень, чтобы получить 1 кПа?

Ø  Расположите эти жидкости в порядке убывания в сосуде: вода, ртуть, глицерин, масло.

Ø  В барокамере создано давление 2,5 атмосферы, какому значению в СИ соответствует эта величина?

 

 

(Т) Изучение новой темы.

Гидро-аэромеханика. Уравнение Бернулли.

Вязкая жидкость. Обтекание тел. Подъемная сила крыла.

 

Цель: изучение новой темы.

Форма работы: групповая

Проверка: диалог между учителем и учащимися

 

****Учащиеся записывают в течении лекции основные формулы и закономерности закона Бернулли, анализируют опыты и условие задач, чтобы закрепить основные навыки решения задач.

 

Ø  Движение жидкостей или газов представляет собой сложное явление. Для его описания используются различные упрощающие предположения (модели). В простейшей модели жидкость (или даже газ) предполагается несжимаемыми и идеальными (т. е. без внутреннего трения между движущимися слоями).

 

Ø  При движении идеальной жидкости не происходит превращения механической энергии во внутреннюю, поэтому выполняется закон сохранения механической энергии.

Ø  Так как расход жидкости или газа не меняется со временем, то соотношение площади сечения трубы и скорости потока в трубе выражается уравнением неразрывности.

 

 

Ø  Давление в жидкости, текущей по горизонтальной трубе переменного сечения, больше в тех сечениях потока, в которых скорость ее движения меньше, и наоборот, давление меньше в тех сечениях, в которых скорость больше.

Ø  Стационарным (ламинарным) принято называть такой поток жидкости, в котором не образуются вихри. В стационарном потоке частицы жидкости перемещаются по неизменным во времени траекториям, которые называются линиями тока. Опыт показывает, что стационарные потоки возникают только при достаточно малых скоростях движения жидкости.

Ø  Вязкость жидкости. В реальной жидкости вследствие взаимного притяжения и движения молекул появляется внутреннее трение. Оно проявляется как сила сопротивления при помешивании жидкости, вызывает замедление движущихся в ней тел.

Ø  Теория подъемной силы крыла самолета была создана Н. Е. Жуковским. Он показал, что при обтекании крыла существенную роль играют силы вязкого трения в поверхностном слое. В результате их действия возникает круговое движение (циркуляция) воздуха вокруг крыла. В верхней части крыла скорость циркулирующего воздуха складывается со скоростью набегающего потока, в нижней части эти скорости направлены в противоположные стороны. Это и приводит к возникновению разности давлений и появлению подъемной силы.

 

(D/Е) Демонстрация подъемной силы.

Раздайте учащимся полоски бумаги и попросите их взять за край и подуть на бумагу. Не указывайте им как дуть, чтобы в классе получился разный результат. По результатам наблюдения попросите двух учеников описать полученный опыт (дул снизу, сверху). Объясните почему поднимается вверх листок, на который дули сверху.

 

Ø  Одной из таких задач является изучение сил, действующих на крыло самолета. Строгое теоретическое решение этой задачи чрезвычайно сложно, и обычно для исследования сил применяются экспериментальные методы.

Ø  Циркуляция воздуха, обусловленная силами вязкого трения, возникает и вокруг вращающегося тела (например, цилиндра). При вращении шарик увлекает прилегающие слои воздуха, вызывая его циркуляцию. Если такой шарик установить в набегающем потоке воздуха, то возникнет сила бокового давления, аналогичная подъемной силе крыла самолета. Это явление называется эффектом Магнуса.

Эффект Магнуса проявляется, например, при полете закрученного мяча при игре в теннис или футбол.

(D/Е) Демонстрация эффекта Магнуса.

Раздайте учащимся трубочки для коктейлей и пластиковые шарики, равного диаметра. Перегните трубочку в рифленой части. На более короткую часть положите шарик и дуйте в более длинную часть так, чтобы добиться парения шарика.

 

Ø  Интересный факт. Вихревой характер сильного ветра был замечен в 1821 г. У. Рэдфилдом, содержателем небольшого магазина в штате Коннектикут (США), который обратил внимание на поваленные после шторма деревья. В одном месте деревья лежали макушками к северо-западу, тогда как на некотором расстоянии макушки указывали на прямо противоположное направление. Отсюда Рэдфилд сделал вывод, что шторм представляет собой вращательную систему ветров. Беседуя с моряками и анализируя судовые журналы, он установил направления вращения крупных вихрей и нашел траектории их центров. В 1831 году вышел труд У. Рэдфилда, излагающий результаты его исследований.

 

(f/G) Закрепление.

Цель: закрепление новой темы.

Форма работы: диалоговая

Проверка: диалог между учителем и учащимися

Вопросы диалога:

1.      Перечислите признаки идеальной жидкости

2.      Что артикулирует закон Бернулли?

3.      Что определяет расход жидкости.

4.      Как связаны давление и скорость в жидкости.

5.      Чем отличаются турбулентный и ламинарный потоки?

6.      Дайте определение вязкой жидкости.

 

 

Презентация

Слайд 2-9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация

Слайд 10-23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полоски бумаги шириной 1,5 – 2 см

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коктейльные трубочки, пластиковые шарики

 

 

 

Конец урока

3 минуты

Рефлексия урока. «Лестница успеха», расположи своего человечка на том уровне, который ты сейчас занимаешь.

 

 

 

Домашнее задание на выбор.

ü  Решить задачи

ü  Написать эссе 150-200 слов о проблеме торнадо.

 

 

 

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


На данном этапе я планирую оказать поддержку тем ученикам, которые не смогут справиться с предложенными заданиями

Все учащиеся будут: слушать рассказ учителя;

Большинство учащихся будут: отвечать на поставленные вопросы; частично смогут анализировать полученную информацию;

Некоторые учащиеся будут: смогут полностью проанализировать полученную информацию.

(1)   оценка физического диктанта (самооценка по слайду учителя)

(2)   самооценка понимания результата

 

 

Рефлексия по уроку

 

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.  

 

Общая оценка

 

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

 


 

 

 

Лестница УСПЕХА

 


                                                                            Я смогу объяснить другому

 


                                                  Я смогу решить простые задачи     

 

                                            Я многое запомнил

 

Я ничего не запомнил

 

Лестница УСПЕХА

 


                                                                            Я смогу объяснить другому

 


                                                  Я смогу решить простые задачи     

 

                                            Я многое запомнил

 

Я ничего не запомнил

Лестница УСПЕХА

 


                                                                            Я смогу объяснить другому

 


                                                  Я смогу решить простые задачи     

 

                                            Я многое запомнил

 

Я ничего не запомнил

Лестница УСПЕХА

 


                                                                            Я смогу объяснить другому

 


                                                  Я смогу решить простые задачи     

 

                                            Я многое запомнил

 

Я ничего не запомнил

Лестница УСПЕХА

 


                                                                            Я смогу объяснить другому

 


                                                  Я смогу решить простые задачи     

 

                                            Я многое запомнил

 

Я ничего не запомнил

 


 

Посмотрите также