Физиологические особенности спортивного отбора и ориентации
Оценка 5
Мероприятия
docx
физическая культура
7 кл—11 кл +1
25.04.2018
Проблема спортивного отбора и ориентации является одной из основных теоретических и прикладных медико-биологических проблем физической культуры и спорта нашей стране. Целью спортивной деятельности является достижение максимально возможного для конкретного индивидуума спортивного результата (В.Ю. Давыдов, В.Б. Авдиенко,2012).
Практика спорта показывает, что недостаточная эффективность работы детско-юношеских спортивных школ и учебно-спортивных подразделений в большинстве случаев является следствием неправильного выбора ребенком вида спортивной деятельности для углубленных занятий. В результате происходит большой по количеству и длительный по времени отсев детей, вызванный отсутствием роста их индивидуальных спортивных достижений.физра
физра.docx
Физиологические особенности спортивного отбора и ориентации
Проблема спортивного отбора и ориентации является одной из основных теоретических и прикладных медикобиологических проблем
физической культуры и спорта нашей стране. Целью спортивной деятельности является достижение максимально возможного для конкретного
индивидуума спортивного результата (В.Ю. Давыдов, В.Б. Авдиенко,2012).
Практика спорта показывает, что недостаточная эффективность работы детскоюношеских спортивных школ и учебноспортивных
подразделений в большинстве случаев является следствием неправильного выбора ребенком вида спортивной деятельности для углубленных
занятий. В результате происходит большой по количеству и длительный по времени отсев детей, вызванный отсутствием роста их
индивидуальных спортивных достижений.
Сочетание врожденных морфологических и функциональных особенностей характеризует одаренность человека в том или ином виде
деятельности. Наблюдение и измерение с помощью различных тестов наличия возможностей человека отражают, как правило, сочетание
врожденных и приобретенных особенностей, причем, какая доля в этом сочетании приходится на те или иные особенности – неизвестно. Знать
же это для уверенного прогноза будущих спортивных достижений необходимо. Прогноз, который делается при отборе и ориентации не должен
быть категоричным (Шувалов Ю.Н.,2004).
Анализ современной научнометодической литературы приводит к тому, что строгое экспериментальное исследование индивидуальности
должно осуществляться с учетом соотношений генотипичного и средового факторов. Это соотношение в современной науке имеет вполне
четкое содержание и определенные методы исследования. Общий подход к пониманию сущности индивидуальности имеет непосредственное
значение для решения задач спортивного отбора и, как более узкой задачи, для поиска высокоодаренных личностей и прогнозирования
успешности спортивной деятельности.
Цель исследования: выявить структуру и критерии отбора и ориентации на этапах спортивной подготовки в спорте.
Задачи исследования: 1) провести аналитический обзор литературных источников по проблеме физиологические особенности спортивного
отбора и ориентации в спорте;2) раскрыть содержание этапов спортивного отбора и ориентации в спорте;
3. определить критерии спортивного отбора и ориентации в спорте.
Методы исследования. С целью определения отношения спортсменов к спортивному отбору и ориентации мы провели анкетирование, где
участие приняли 15 спортсменов из разных видов спорта. (Мастера спорта (МС), мастера спорта международного класса (МСМК) и кандидаты в
мастера спорта (КМС). Им была предложена анкета состоящая из 12 вопросов по отбору и ориентации. Результаты исследования.
1 Анкетирование показало следующие результаты (таблица 1). Также мы провели педагогическое наблюдение и проанализировали научно
методическую литературу.
Таблица 1. Социальный опрос «Спортивный отбор и ориентация в спорте»
Я не знаю что писать в таблицу.
Спортивный отбор – это процесс поиска наиболее одаренных людей, способных достигнуть высоких результатов в конкретном виде спорта.
Спортивный отбор осуществляется в четыре этапа.
На первом этапе отбора массовый просмотр контингентов детей с целью их ориентации на занятия тем или иным видом спорта.
На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплектования учебнотренировочных
групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮШОР, УОР.
На третьем этапе от бора поиск перспективных спортсменов и зачисления их в центры олимпийской подготовки СДЮШОР и УОР,
комплектование групп спортивного совершенствования.
На четвертом этапе отбора просмотровые учебнотренировочные сборы.
Основной формой отбора кандидатов в сборные команды страны служат спортивные соревнования. (Холодов Ж.К., Кузнецов B.C., 2000).
Также существуют основные критерии спортивного отбора в спорте.
Критерии отбора. Первоначально при отборе особое внимание тренер обращает на физические, психомоторные, психологические показатели
будущего спортсмена, его возраст, состояние здоровья.
На последующем этапе для более углубленного отбора также используются общие, специальные, медикобиологические и педагогические
критерии.
Общие критерии:
антропометрические показатели, работоспособность, утомляемость, уровень развития функциональных возможностей организма, свойства
внимания и др.);
степень овладения техникой своего вида на уровне контрольных нормативов, способность переносить возрастающие специфические нагрузки;
психические качества личности (темперамент, эмоциональная уравновешенность, выдержка, самообладание, психическая выносливость и др.);
2 реакция на сбивающие факторы (дождь, ветер, температура воздуха, зрители и др.);
посещаемость тренировок, дисциплина и др.
Специальные критерии:
психическая надежность спортсмена в ответственных соревнованиях,
способность реализовать свои потенциальные возможности в условиях острой конкуренции;
соответствие модельным характеристикам;
физическая, техническая, тактическая, моральная и специальная психическая, интеллектуальная подготовленность на уровне актуальных
требований.
Медикобиологические критерии:
1. Состояние здоровья;
2. Биологический возраст;
3. Морфофункциональные признаки;
4. Состояние функциональных и сенсорных систем организма;
5. Индивидуальные особенности высшей нервной деятельности:
Педагогические критерии:
1) уровни развития физических качеств;
2) техникотактическую подготовленность;
3) спортивнотехническое мастерство;
4) темпы роста спортивных достижений;
5) моторную обучаемость;
6) координационные возможности;
3 4
Физиологические особенности спортивного отбора и ориентации
Физиологические особенности спортивного отбора и ориентации
Физиологические особенности спортивного отбора и ориентации
Физиологические особенности спортивного отбора и ориентации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.