ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАЛАЧЕВСКИЙ
ТЕХНИКУМ - ИНТЕРНАТ»
МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАСТЕР - КЛАСС
Физкультпауза, как элемент здоровьесберегающих технологий современного урока
Проводила:
преподаватель дисциплины «Физическая культура»
Димитрова Л.А.
г.Калач-на-Дону
2022
Тема: Физкультпауза, как элемент здоровьесберегающих технологий современного учебного процесса
Будьте
добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
Конфуций
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения при организации учебного процесса в Калачевском техникуме-интернате
Задачи:
Образовательная:
· сформировать систему ценностей здорового образа жизни, культуру здоровья;
· сформировать практические знания, умения, навыки и рациональные приёмы выполнения упражнений, для студентов в учебном процессе;
· ознакомить педагогов с разновидностями физкультминуток;
Развивающая:
· способствовать развитию мышления – научить анализировать, проводить аналогии, сравнивать, систематизировать;
Воспитательная:
· воспитать правильное отношение к здоровому образу жизни;
· способствовать развитию нравственных качеств личности, ответственности, дисциплинированности, аккуратности, требовательности к себе, умению работать в группе, с коллективом.
· Тип урока:cообщение и усвоение новых знаний и умений
· Методы работы с аудиторией: лекция с презентацией, беседа, мозговой штурм, работа в группах.
Обеспечение:
1. конспект;
2. мультимедийный проектор,
3. компьютер,
4. экран,
5. карточки-задания
6. презентация,
7. листы формата А 4, А5
8. ручки, маркеры.
Место проведения: аудитория 128
Организационный момент. Участникирасполагаются за столами. Ведущий мастер-класса
объявляет тему, цель и план мастер-класса.
С первых минут урока, с приветствия нужно создать
обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.
Ход мастер -
класса
1. Вступление
Современная педагогика обладает широким спектром методов обучения, но, как правило, в большинстве своём эти методы направлены на процесс обучения конкретным дисциплинам, но не обучению вопросам культуры здоровья. Имея слабую мотивацию на здоровый образ жизни и сохранение своего здоровья в условиях учреждения, молодые люди не приобретают эту мотивацию и в дальнейшей жизни, это отражается на здоровье всей нации.«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» - писал замечательный педагог В.А.Сухомлинский.
2.Обоснование проблемы
А сейчас
мы попробуем определить, что ценно для каждого из вас.
Задание для преподавателей:
«Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека).
Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?
Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Преподаватель записывает их на доске. Если слова повторяются, то ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т.д.
Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья обучающихся. По данным исследований России, лишь 14% подростков практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания.инвалиды около 23 %.
Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. Педагоги все острее понимают свою ответственность за благополучие новых поколений. На первый план выступает воспитание у студентов потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни.
II. Основная часть. ( Погружение в тему).
Недостаточно высокий уровень здоровья обучающихся, поступающих в наше учебное заведение, самым неблагоприятным образом сказывается на процессе адаптации к учебным нагрузкам, влияя на успешность обучения и являясь причиной ухудшения как их здоровья, так и успеваемости. Следует,особо отметить, что поступление в учебное заведение вызывает дополнительное напряжение функциональных систем организма подростка и может привести к истощению психоэмоциональных ресурсов. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе позволит студентам раскрыть свои потенциальные способности, ценить, беречь и укреплять свое здоровье.
Здоровьесберегающие технологии строятся, прежде всего, по медико-психолого-педагогическим принципам. Это -
1. учет возрастно-половых особенностей детей;
2. учет состояния здоровья студента и его индивидуальных психофизиологических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
3. структурирования урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности обучающихся (вводная часть, основная и заключительная);
4. использование здоровьесберегающих элементов для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма студента.
Одним таким элементом здоровьесбережения является физкульпауза. Наблюдения и опыт работы показывают, что методы здоровьесбережения все чаще используются преподавателями в учебном процессе.
Учебный день студента насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Учебная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению обучающихся. Ученые утверждают, что полностью избежать утомления от учебных перегрузок не удается, да и не нужно.
Кратковременные физические упражнения и игры, вызывая возбуждение других участков мозга, усиливают кровообращение и создают возможность для отдыха участков, находившихся в раздраженном состоянии во время учебных занятий. После такого короткого активного отдыха внимание обучающихся повышается, восприятие учебного материала улучшается, в целом активизируя организм студента.Таким образом, устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности, например физкультпаузу.
Вопрос к преподавателям:Упражнение 2
Какое влияние на здоровье студентов оказывает физкультпауза во время учебного процесса? (её положительные и отрицательные моменты в учебном процессе нашего учебного заведения).
Ответы преподавателей:
положительные |
отрицательные |
Способствовать повышению внимания и активности студентов на последующем этапе урока |
Неправильно составлен комплекс упражнений |
Переключать внимание с одного вида деятельности на другой |
Не вовремя в структуре урока проведенафизкультпауза |
Помогать ликвидировать застойные явления ворганах и системах |
|
Обеспечивать активный отдых учащихся |
|
Обеспечивать активный отдых учащихся |
|
Снять психическое напряжение |
|
Как мы видим, из выше сказанного, влияние физкультпауз положительно на организм студентов.
1.Гимнастика для глаз (. приложение1)
2.Комплекс для улучшения мозгового кровообращения(приложение 2)
3.Комплекс упражнений для туловища (приложение3)
4.Пальчиковая
гимнастика(приложение4)
Наблюдения и ваш опыт работы показывают, что
методы здоровье сбережения все чаще используется учителями в учебном процессе.
Обучение вопросам здоровья, воспитание культуры
здоровья, использование здоровье сберегающих технологий как основного
инструмента педагогической работы составляют единое целое - дорогу к здоровью.
III.
Рефлексия: Сегодня
на занятии мы с вами:
1. Выяснили, насколько остро стоит проблема
здоровья обучающихся на современном этапе.
2. Упражнение «Воздушный шар» помогло определить
ценность здоровья для каждого из вас.
3. Метод «мозговой штурм» помог определить положительное
воздействие физкультпаузы на здоровье студентов
Мы убедились, что преподавательглавный связующий компонент, от которого зависит здоровье наших студентов. Давайте не будем забывать, что в учебном учреждении необходимо сберегать здоровье не только студентов, но и преподавателя. Ведь, не секрет, что от здоровья учителя тоже зависит успешность и качество процесса обучения
Будьте здоровы и научитесь чувствовать себя и управлять собой!
А теперь, уважаемые коллеги, я хотела бы узнать на сколько полезна была для Вас эта информация.
Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне сегодня...”
Вы должны положить в коробочку такого цвета звезду, которая соответствует вашему настроению и той информации, которую вы получили на уроке.
Красная- Мне это не интересно и это совершенно не нужно
Желтая- Я узнал(а) новое для себя и применю в учебном процессе
Синяя – У меня остались вопросы по предложенной методике
Спасибо за работу, уважаемые коллеги!
Список литературы:
1. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги
и уроки здоровья. Москва: ВАКО, 2007.
2.Павлова М. А., Гришанова О. С., Гусева Е. В.
Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении - Волгоград:
Учитель, 2010.
3.Смирнов
Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе.- М.:
АПК и ПРО,2002.
4.Сухова Т.С. Урок биологии: Технология развивающего обучения. - М.: Вентана- Граф, 2001.
5.Хабирова Ф.Г. и др. Система обучения здоровью в образовательных учреждениях.«Школа». Казань.2005.
6.Цабыбин С. А.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.-Волгоград: Учитель,
2009.
Приложение 1
Комплексы упражнений для
снятия утомления глаз
Комплекс 1
1.Закрыть глаза, сильно напрячь глазные мышцы - на счет 1-4; затем открыть
глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль – на счет 1-6. Выполнить 4-5
раз.
2. Посмотреть на переносицу, задержать взгляд - на счет 1-4; затем посмотреть вдаль - на счет 1-6. Выполнить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд - на счет 1-4; затем посмотреть вдаль прямо - на счет 1-6. Аналогично - упражнения с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Выполнить 3-4 раза.
4.Перевести взгляд быстро по диагонали справа сверху – налево вниз, смотреть прямо вдаль - на счет 1-6; затем слева сверху - направо вниз и снова вдаль - на счет 1-6. Выполнить 4-5 раз
.Комплекс 2
1.Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, - на счет 1-4; широко раскрыть
глаза и посмотреть вдаль - на счет 1-6. Выполнить 4-5 раз.
2. Смотреть на кончик носа - на счет 1-4; потом перевести взгляд вдаль - на счет 1-6. Выполнить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево, вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль - на счет 1-6. Выполнить 4-5 раз.
4. Не поворачивая головы, переводить взгляд (и фиксировать его) - на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; после чего аналогично вниз- прямо, вправо-прямо, влево-прямо; по диагоналям в разные стороны с фиксацией взгляда прямо - на счет 1-6. Выполнить 3-4 раза.
Гимнастические упражнения и массаж для улучшения зрения
Исходное положение: сесть на стул, руки положить на колени, расслабиться, все внимание сосредоточить на глазах. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно.
1. На раз – поднять глаза вверх, на два – смотреть прямо, на три – потупить взор книзу, на четыре – смотреть прямо,8 раз.
2. На раз – смотреть на переносицу, на два – прямо. Повторить 8 раз.
3. На раз - смотреть влево, на два – прямо, на три – смотреть вправо, на четыре – перед собой. Повторить 8 раз.
4. Круговые обороты глазами – 4 раза влево, четыре вправо.
5. Широко раскрыть глаза, а потом плотно закрыть. Повторить 5 раз. После выполнения упражнений надо дополнительно легонько массировать активные точки, которые находятся вокруг глаз. Стимуляция этих точек помогает при глазных болезнях.
Самомассаж ушных раковин
При выполнении массажа каждый прием повторить 3-4 раза.
разогреть
ладони трением, помассировать ушные раковины движения и ладони вперед назад.
разогреть трением кончики первых трех пальцев, щипцеобразно размять завитки
ушей.
·
подергать себя за мочки ушей вниз, за верхушки ушей вверх, за завитки - в
стороны.
·
разогреть ладони трением, помассировать ушные раковины движениями ладони
вперед-назад.
Приложение2
1. Комплекс для улучшения мозгового кровообращения:
1. Исходное положение – сидя на стуле. И раз, и два – голову отвести на-
зад и плавно наклонить назад. И три, и четыре – голову наклонить вперед
плечи не поднимать.
Повторить 4 – 6 раз.
2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. Раз – поворот головы нап –
раво. Два – исходное положение. Три – поворот головы налево. Четыре –
исходное положение.
Повторить 6 – 8 раз в медленном темпе.
3. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. Раз – правую руку
вперед, левую – вверх. Два – сменить положение рук.
Повторить 6 - 8 раз.
4. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. Раз – махом ле –
вую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. Два – ис –
ходное положение. Три – четыре – то же правой рукой.
Повторить 4 – 6 раз в медленном темпе.
2.
Комплекс упражнений для туловища
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение4 |
Антистресс. Пара
нехитрых движений пальцами, и твоя жизнь заиграет новыми красками! Как рукой
сняло! Мягко надави большим пальцем левой руки на середину правой ладони и
вращай им по кругу в течение минуты. То же самое сделай правым большим пальцем
на левой ладони. Это ослабит напряжение в районе шеи и переключит твое
внимание.
Прилив сил
Кончиками пальцев обеих рук энергично постучи
друг о друга. Затем кончиками
большого и указательного пальца правой руки сожми левый большой палец и проведи
ими от основания до кончика. То
же самое сделай с большим пальцем правой руки.
Запуск мозга
Легко сожми большой палец левой руки
указательным и средним пальцами правой (как пассатижами) и «ввинтись» им в этот
зажим от кончика до основания.
То же проделай с правым большим. Такой массаж
улучшает прилив крови к мозгу.
Гимнастика для пальцев рук
При длительной письменной работе, рисовании
необходимо периодически снимать возникающее в руках напряжение. Ниже приводятся
упражнения, которые не только дают отдых рукам, но и развивают их силу,
быстроту и ловкость.
Эти упражнения выполняют стоя или сидя, поставив
локти на стол: каждое -10-15 раз. По завершении гимнастики следует потрясти
расслабленными кистями и сделать массаж пальцев, поглаживая их от кончиков к
запястью.
Приложение5
Выполнение задания «воздушный шар»
Разучивание комплекса упражнений
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.