Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня

  • doc
  • 31.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня.doc

 

Филиал государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет» в городе Зарайске – Зарайский педагогический колледж

 

 

 

Реферат

Тема: «Физкультурно -оздоровительные мероприятия  в режиме учебного и продленного дня школы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил: Студент 4 курса группы “Ф” Тараканов И. А.

Специальность: 49.02.01 -физическая культура

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Зарайск 2016 г

 

 

Содержание

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………3

 

I. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня школы………………………………………………….……..4

1.1.  Утренняя зарядка………………………………………....................4

1.2.   Гимнастика до учебных занятий………………………..................5

1.3.   Физкультурная минута и физкультурная пауза…………….….....7

1.4.   Подвижная перемена……………………………………….……....9

1.5.   Спортивный час в группе продленного дня……………….….…11

 

Заключение…………………………………………………………………......13

 

Литература…………………………………………………..………….………14

 

Приложения………………………………………..…………………….……..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

       Всем известно, что в процессе учебных занятий активно участвуют в работе очень небольшое количество мышц тела. Остальные находятся либо в состоянии относительного бездействия, либо несут статическую нагрузку. В результате у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшаются внимание и память, удлиняется латентный период двигательной реакции. Из-за длительного поддержания статической позы нарушается осанка. При этом отмечается тенденция к увеличению наклона головы и туловище вперед к искривлению позвоночника.

       Чередование учебных занятий и активного отдыха способствует снятию утомления, вызванного учебной деятельностью, и повышению работоспособности, развитию физических качеств, функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

       Уроки физкультуры лишь частично пополняют недостаток движений - около 40% суточной потребности или 11% недельной, поэтому необходимы регулярные занятия физическими упражнениями в режиме дня школьников:  гимнастика до учебных занятий, физкультурные минуты на общеобразовательных уроках, физические упражнения и игры на переменах. Спортивный час вместе с уроками физкультуры должны составлять ежедневный стабильный двигательный режим, обязательный для всех школьников.

     В данной работе отражены основные принципы организации двигательного режима с учетом педагогических и физиологических требований к его проведению с учащимися 6-15 летнего возраста. Особое место уделено организации, содержанию и методике проведения различных видов физкультурно - оздоровительной работы, описаны их конкретные задачи, которые определяются закономерностями динамики работоспособности учащихся в течении урока, учебного дня, недели, четверти, года.

 

 

 

 

I.                  Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня школы.

 

       Разнообразные формы занятий физкультурой в режиме учебного дня способствуют укреплению здоровья учащихся, их гармоничному физическому развитию. Систематические занятия физическими упражнениями повышают успеваемость по общеобразовательным предметам и снижают количество пропусков уроков по болезни.

     Важной задачей физкультурно-оздоровительной работы в режиме   учебного   дня   является   ее   восстановительная   функция.

     Решение этого вопроса требует правильность организации активного отдыха учащихся, включающий выполнение специального комплекса физических упражнений в форме физкультминут, подвижных перемен, спортивных часов.

     Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня регламентируется соответствующими документами. Директор школы несет ответственность за обеспечение необходимых условий для ее проведения. Организатор внешкольной и внеклассной работы с детьми отвечает за ее организацию, оказывает помощь в проведении.

     Учитель физкультуры участвует в подготовке и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий, готовит общественных инструкторов и судей из числа учащихся. Классные руководители также участвуют в этой работе.

 

            Утренняя зарядка

        Утренняя зарядка (гимнастика) выполняется учащимися ежедневно в домашних условиях или на свежем воздухе. Комплексы упражнений разучиваются на уроках физической культуры под руководством преподавателя.

        Ежедневная утренняя гимнастика воспитывает привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями. Она состоит из общеразвивающих упражнений, которые можно выполнять без предметов

 

 

либо с предметами: гантелями, резиновыми бинтами, скакалками, эспандерами и т.д. Примерная продолжительность занятий: для учащихся

I-IV классов — 8-10 мин, V-VIII классов — 10-15 мин, IV-XI классов —

15-20 мин.

        Упражнения утренней гимнастики выполняют в определенной пос­ледовательности. Вначале подтягивание, которое улучшает дыхание и кровообращение. Затем упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища и ног. Далее выполняются бег и прыжки, которые положительно влияют на обменные процессы в организме. Заканчивается         утренняя          гимнастика         упражнениями,  нормализующими деятельность органов дыхания и кровообращения. После утренней зарядки необходимо принять душ.

        Комплексы упражнений нужно регулярно менять. При этом нужно постепенно повышать нагрузку, усложняя упражнения, увеличивая их количество и темп выполнения. Дозировка нагрузки должна быть такой, чтобы занимающиеся испытывали бодрость, а не усталость. Примерная продолжительность применения одного и того же комплекса— 12-15 дней.

        Проведение утренней гимнастики на открытом воздухе в зимнее время рекомендуется при температуре не ниже: минус 60 С - для учащихся I-II классов, минус 10° С – для III-IV классов и до минус 150  С – для V-XI классов.

 

2.2.      Гимнастика до учебных занятий

       Гимнастика до учебных занятий в режиме школьного дня дополняет утреннюю зарядку, проводимую дома. Её цель - оптимизировать уровень возбудимости и функциональной подвижности центральной нервной системы, воздействовать на все органы и системы организма, благодаря чему ускоряется «вхождение» организма школьников в работу. Наряду с этим, она способствует организованному началу учебного дня, содействует воспитанию у учащихся привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями, формированию навыков правильного их выполнения.

  

  Основа гимнастики до занятий - это комплекс физических упражнений для различных мышечных групп. В комплекс должны включаться:

- упражнения для мышц верхнего плечевого пояса (движения руками и головой);

- мышц спины и брюшного пресса (наклоны в перед, назад, в стороны);

- мышц нижних конечностей (приседания, выпады);

- подскоки.

      Начинать и заканчивать комплекс необходимо ходьбой на месте.

      Проводить гимнастику лучше всего на открытом воздухе при температуре не ниже +10° С, а при неблагоприятной погоде - в хорошо проветренных коридорах, рекреациях.

      Продолжительность гимнастики не должна превышать 6-7 минут (в младших классах - не более 5-6 мин.)

      Комплекс состоит из 5-6 упражнений. Количество повторений каждого упражнения - по усмотрению учителя. Гимнастику желательно выполнять под музыку. Комплексы упражнений следует менять не реже одного раза в месяц (желательно через каждые две недели). Их подбор должен проводиться с учётом усвоения детьми основных двигательных действий, предусмотренных программой по физической культуре. При подборе упражнений          следует          руководствоваться          следующими

соображениями:

      1. Подобранные    упражнения    должны    отвечать    основному назначению гимнастики до учебных занятий.

     2.  Оказывать воздействие на все группы мышц занимающихся.

     3. Быть доступными, т.е  соответствующими возрасту,  полу и физической подготовленности занимающихся.

     Для проведения гимнастики целесообразно объединять по группам классов: I - III, IX - X. Однако, в зависимости от конкретных условий и по усмотрению администрации школы и педагогов, она может проводиться с каждым классом отдельно.

 

 

1.3.          Физкультминута и физкультпауза

 

     Вынужденная статическая поза во время уроков ведет к утомлению мышц, вследствие чего у школьников появляются признаки двигательного беспокойства, нарушается правильное положение тела за партой, что приводит к нарушению осанки. Появляется тенденция к сутулости, искривлению и нарушению подвижности позвоночного столба. Ограничение амплитуды движений на уроках приводит к ухудшению подвижности плечевых, тазобедренных, коленных и голеностопных суставов; ограничивается подвижность грудной клетки, что в свою очередь изменяет частоту и глубину дыхательных движений. Вследствие этого нарушается поступление кислорода к органам, прежде всего в головной мозг, что приводит к преждевременному утомлению.

       Физкультурные минуты - это активный отдых, который проводится с целью уменьшения утомления учащихся, снятия отрицательных явлений статической нагрузки, активизации внимания учащихся и повышения способности к восприятию учебного материала.

       Физкультминуты обязательны для учащихся всех классов. Различают укороченные и полные физкультминуты.

      Укороченная состоит из одного упражнения (ритмическое сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистей и т.п.) и применяется во время письменных работ в первых классах.

      Полная состоит из одного упражнения типа потягивания, 2-3 упражнений для рук, ног и туловища. Ее содержание строится по следующей схеме:

      а) выпрямление туловища с движением руками и дыхательными упражнениями;

      б) упражнения  для  рук  (растирание   и  встряхивание   кистей, поднимание и опускание рук и т.п.);

      в)   упражнения для туловища (наклоны, повороты);

      г)  упражнения для ног (приседания, вставания, поднимание и опускание ног). 

 

      Физкультминуты    в I-IV классах проводятся 3-4 раза в течение дня, а в

V-XI - 2-3 раза. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз. В младших классах организует и проводит физкультминуту учитель, а в V-XI классах физорг класса, начиная со второго урока, через 20-30 минут после его начала. Для младших школьников наиболее целесообразно их провидение между 15-й и 20-й, а учащимися V-XI классах - между 20-й и 25-й минутами.

     Комплекс выполняется учениками в проходах между партами и, как исключение, стоя или сидя на рабочих местах, в проветренном помещении. Через каждые 2-3 недели упражнения комплекса заменяются новыми, предварительно разученными на уроках физической культуры. На сдвоенных уроках поводится физкультпауза продолжительностью 5-10 минут. Ее содержание определяется функциональным состоянием организма учащихся, а так же особенностями учебной или производственной деятельности.

       Комплексы физкультпауз удовлетворяют следующим условиям:

      а) режим выполнения упражнений не должен повторять режима трудовых действий;

      б) чем больше физическая нагрузка, тем больше упражнений на расслабление;

      в) упражнения должны быть подобраны так, чтобы основная нагрузка   ложилась   на   мышцы,   не   участвующие   в   трудовой деятельности;

      г) при    незначительном    утомлении    учащихся    в    комплекс включаются преимущественно динамические упражнения с элементами расслабления, при выраженном утомлении - на расслабление работающих мышц;

      д)   темп выполнения должен соответствовать привычному;

      е)    при запыленности, загазованности воздуха в помещениях, где про

водится физкультурная пауза, следует снижать физическую нагрузку.  При низкой температуре физическая нагрузка повышается.

       Комплекс физкультпаузы можно составить так:

       а)    ходьба на месте с движениями рук;

       б)   упражнения в подтягивании;

  

    в)    подскоки или бег на месте;

       г)    наклоны или повороты туловища;

       д)   приседания, выпады вперед-назад, в стороны;

      е)   разноименные движения руками вверх, в стороны, по кругу;

      ж)   упражнения на расслабление мышц рук и туловища;

       з)  ходьба на месте с заданиями на внимание.

       Физкультпауза,    как    и    физкультминута    оказывается    более

эффективной, если проводится под музыку.

 

1.4.          Подвижная перемена

         Подвижная перемена занимает особое место в распорядке школьного дня. Она дает хороший оздоровительный эффект, улучшает физическое развитие, повышает работоспособность учащихся. Проведение этого довольно сложного, с точки зрения организации, мероприятия требует тщательной подготовки учителей и инструкторов-общественников, проявления изобретательности и выдумки, наличие в школе простейшего инвентаря, спортивных площадок и помещений, позволяющих организовать занятия физическими упражнениями и играми одновременно со всеми учениками школы.

        Подвижные перемены используются для целенаправленного развития физических качеств у юношей и у девушек, предлагаются различные упражнения с учетом пола.

        В подвижной перемене принимают участие все учителя. Общее руководство мероприятием осуществляют директор школы и его заместители. Непосредственное проведение перемен возлагается на учителей-предметников, классных руководителей и на физкультурный актив школы. Важная роль отводится учащимся старших классов — общественным инструкторам.

       Учителя, ответственные за проведение подвижной перемены, заблаговременно определяют места для занятий каждого класса на открытых площадках или в здании школы (случай ненастной погоды), подготавливают

 

инвентарь, гимнастическое и нестандартное оборудование, разрабатывают планы занятий с учетом возраста учащихся и их интересов.        

     Занятия проводятся в повседневной одежде на открытом воздухе, в прохладную  погоду дети надевают куртки, пальто, головные уборы. В сильный мороз занятия переносятся в здание школы, но не отменяются.

     Подвижные перемены организуются после третьего урока в течение 30 минут в односменных школах и 20 минут в двухсменных. Из этого времени на занятия физическими упражнениями и играми отводится соответственно 20 и 15 минут. Оставшееся время планируется на пассивный отдых и подготовку к уроку.

      Питаются ученики на переменах после второго и четвертого уроков.

      Материал, предлагаемый учащимся на подвижной перемене должен быть связан с программой по физической культуре.

      План мероприятий составляется по типу плана проведения гимнастики до занятий. При отборе материала необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Для детей I-IV классов необходимость в активном отдыхе возникает чаще. Для его организации необходим руководитель. Им может быть инструктор из старших классов. Ученики V-VII классов могут самостоятельно проводить подвижные перемены. Ввиду различия двигательных возможностей мальчиков и девочек этого возраста могут предусматриваться раздельные игры. Руководитель помогает организовывать игры и осуществлять судейство. В более старших классах (VIII-XI) инициативность и самостоятельность лежит на самих школьниках. Они с большим интересом занимаются играми, требующими проявления характера, настойчивости, чувства коллективизма.

        Руководитель помогает правильно оценить игровые ситуации, регулирует физическую нагрузку, не допускает чрезмерного возбуждения учащихся.  Упражнения и игры заканчиваются не менее чем за 5 минут до начала следующего урока. Некоторым ученикам рекомендуются индивидуальные задания для повышения двигательных качеств. Учащиеся

 

 

отнесенные к специальной медицинской группе, выполняют упражнения с малой нагрузкой или совершают прогулку на свежем воздухе.

      Следует помнить, что подвижная перемена должна носить непринужденный, игровой характер.

 

1.5.          Спортивный час в группе  продлённого  дня.

       Спортивный час - это ежедневные занятия физическими упражнениями на открытом воздухе, которые проводятся в режиме учебного дня. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, и способствует повышению двигательной активности школьников. Занятия проводимые на открытом воздухе, имеют оздоровительную ценность.

      При определении времени проведения спортивного часа следует иметь в виду, что у младших школьников резкое снижение умственной работоспособности происходит после 3-4 го урока, у школьников 5-7 классов - после 4-5 го, а у школьников 8-9 - после 5-6 го урока. Если же занятия проводить позже, на фоне значительного утомления, то их эффект будет гораздо ниже.

      Содержание спортивного часа должно быть взаимосвязано с учебной программой по физической культуре. С этой целью во время спортивного часа в игровой и соревновательной форме выполняются упражнения, изученные на уроках физической культуры, те совершенствуется изученные навыки. Учитывая, что наибольшим интересом у детей и подростков пользуются подвижные спортивные игры, легкоатлетические и отдельные гимнастические упражнения, а так же катание на лыжах и коньках, в содержание спортивного часа должны включатся в основном упражнения из этих разделов учебной программы. Также обязательными являются организованные игры и упражнения и самостоятельные игры и развлечения. Необходимы руководящая роль учителя.

     Спортивный час можно условно разделить на три части.

 

 

     -   подготовительная, или вводная, часть начинается сразу же после  прихода  детей  на  игровую  площадку.  Ее  содержание  - построение,

организационные указания воспитателя, ходьба, бег, общеразвивающие и танцевальные упражнения;

     -  основная часть состоит из общих игр, эстафет спортивных развлечений, самостоятельных физических упражнений. Движения несут в себе большой эмоциональный заряд;

    - заключительная часть направлена на организованное окончание активного отдыха. В нее входят общее построение, спокойная ходьба и несколько упражнений на внимание, которые приводят организм в спокойное состояние. Подводится итог, отмечаются лучшие игроки и команды.

     При проведении спортивного часа важно правильно дозировать физические нагрузки. Слишком малые не дают физиологического эффекта, и ценность активного отдыха снижается. В то же время чрезмерно большие нагрузки вызывают утомление, что отрицательно сказывается на последующей учебной деятельности.

    Содержание физкультурных занятий в группах продленного дня целесообразно планировать на каждую четверть в виде плана - графика спортивного часа. Воспитатель должен консультироваться с учителем физической культуры, чтобы закрепить материал, пройденный на уроках физической культуры.

    Учитель физической культуры обязан оказывать методическую помощь воспитателям в подборе подвижных игр, эстафет, спортивных развлечений, физических упражнений и т.д.

 

Заключение

 

        Таким    образом,     физкультурные    минуты  на общеобразова-тельных уроках, физические упражнения и игры на переменах, спортивные часы, равномерно распределяясь в течение учебной недели, вместе с урока-ми физической культуры должны составлять ежедневный стабильный двигательный режим, обязательный для всех школьников. Чередуясь учебными занятиями они носят оздоровительный характер, обеспечивающий наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности, повышают двигательную подготовленность учащихся, отвечающий требованиям учебной программы.

         Комплексы для мероприятий составляет учитель физической культуры. Он же разучивает с учащимися комплексы упражнений на уроках. Для проведения гимнастики можно привлекать физкультурный актив. В каждом классе (начиная с пятого) у физорга должны быть 1-2 помощника для демонстрации правильного выполнения упражнений. Хорошо подготовленным помощникам можно доверить и проведение гимнастики. Инструкторы-общественники из числа учащихся старших классов проводят гимнастику с учащимися I-III классов.

        Педагоги-организаторы, классные руководители также оказывают помощь в проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий.

       Только совместными усилиями можно способствовать решению главной задачи школы - такой организации образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождаются нанесением ущерба их здоровью.

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.        Рыжов А.В. Спутник учителя физической культуры: Метод. пособие. - Казань: РИЩ, Школа, 2002.

2.        Забота о здоровье детей. Под ред. А.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. -М.: Педагогика, 1989.

3.        Физкультурно-оздоровительная работа в школе: Пособие для учителя С.А. Баранцев, Г.В. Береуцин, Г.И.Довгаль, И.Н. Столяк, A.M. Шлеминя. - М.: Просвещение, 1994.

4.        Физическая культура в школе - № 8, 2004.

5.        Физическая культура в школе - № 7, 2006.