Физкультурно-оздоровительная работа с применением здоровьесберегающих технологии в общеобразовательном учреждении

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вопросы ценности здоровья и пути его формирования с детства освещены в философских, психолого-педагогических и медицинских работах И.И. Брехмана (1990, 1995); Т.К. Зайцева (1991,1998); Г.С. Шаталовой (1997), А.И. Амосова (1998) и др. Образовательные аспекты валеологизации физической культуры школьников активно разрабатывались А.И. Аршавским (1967), В.М. Антроповой (1993), Т.О. Калининой (1997), СВ. Поповым (1997), Д.И. Изуткиным (1997), М.П. Сетко (1998), Р.Е. Мотылянской (1999) и др.
Иконка файла материала Физкультурнооздоровительная работа с прим.doc
2   Физкультурно­оздоровительная работа с применением здоровьесберегающих технологии в общеобразовательном учреждении  Выполнил  Добрышев Станислав Анатольевич                                      учитель физической культуры,    МОУ СОШ №20,  г. Ореъово­Зуево Содержание Введение……………………………………………………….……………….…...3  Глава 1. Реализация здоровье сберегающих образовательных технологий в3 учебном процессе……………………………………….…………………………10             1.1. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике  данного типа образовательных технологий………………………………………10 1.2. Культура здорового образа жизни личности………………………….12 1.3. Определение понятия «здоровье сберегающие образовательные  технологии»…………………………………………………………………………13 1.4. Классификация здоровье сберегающих технологий………………….21 Заключение………………………………………………………………………….22 Список использованной литературы……………………………………………...23 Введение Актуальность:  В   современной   жизни   важно   сформировать   новую стратегию   развития   общеобразовательной   школы,   в   которой   здоровье   детей4 необходимо   рассматривать   как   важнейший   компонент   образования,   а   его задачей   ставить   формирование   физически   культурного   и   валеологически грамотного выпускника школы, способного нести перед обществом, начиная с детства, ответственность за, свое здоровье. В современных, сложных социально­ экономических   и   экологических   условиях   дальневосточного   региона,   как никогда   возрастает   роль   личности   учителя   в   сохранении   здоровья   своих воспитанников. Вопросы ценности здоровья и пути его формирования с детства освещены в   философских,   психолого­педагогических   и   медицинских   работах   И.И. Брехмана (1990, 1995); Т.К. Зайцева (1991,1998); Г.С. Шаталовой (1997), А.И. Амосова (1998) и др. Образовательные   аспекты   валеологизации   физической   культуры школьников активно разрабатывались А.И. Аршавским (1967), В.М. Антроповой (1993), Т.О. Калининой (1997), СВ. Поповым (1997), Д.И. Изуткиным (1997), М.П. Сетко (1998), Р.Е. Мотылянской (1999) и др. Однако   существующая   система   образования   дает   детям запрограммированный   объем   знаний   по   старой   технологии,   при   большой умственной нагрузке и малой двигательной активности. Данное обстоятельство приводит   к   тому,   что   не   выполняется   социальный   заказ   общества, ориентированный на формирование здорового образа жизни детей. Образовательная область «Физическая культура» позволяет формировать устойчивые   ценностные   ориентации   на   здоровье   учащихся,   развивая   их потребности в двигательной активности растущего организма как компонента здорового образа жизни. Актуальность разрабатываемой проблемы подтверждается недостаточным внедрением в учебный процесс по физической культуре практических умений по формированию здорового образа жизни в школах, что затрудняет перевод видов физкультурно­оздоровительной   обучающей   деятельности   на   принципиально5 новый качественный уровень функционирования. Несмотря   на   важность   обсуждаемого   вопроса   до   настоящего   времени физкультурно­оздоровительная в общеобразовательных   учреждениях   Дальнего   Востока   России   остается деятельность обучающая       малоизученной. Гипотеза   исследования:  Предполагалось,   что   насыщение   учебного процесса в общеобразовательных учреждениях и в семье различными  видами физкультурно­оздоровительной   обучающей   деятельности   с   использованием организационно­методических   приемов   обучения   будут   способствовать повышению   эффективности   в   работе   по   формированию   у   детей   здорового образа жизни. Объект   исследования:  Процесс   физкультурно­оздоровительной обучающей деятельности в общеобразовательных учреждениях. Предмет   исследования:  Организационно   ­   методические   основы в деятельности обучающей     физкультурно­оздоровительной   общеобразовательных учреждениях. Цель исследования: Разработка системы физкультурно­оздоровительной обучающей деятельности детей в общеобразовательных учреждениях. Задачи исследования: 1. Обобщить   опыт   формирования   здорового   образа   жизни   детей   с учетом особенностей 'физкультурно­оздоровительной обучающей деятельности в учебном процессе общеобразовательных учреждений. 2. Определить   виды   физкультурно­оздоровительной   обучающей деятельности   детей   в   режиме   учебного   и   продленного   дня   в общеобразовательных   учреждениях   и   в   семье   и   разработать   их   структуру, направленную на формирование здорового образа жизни. 3. Экспериментально   обосновать   программно­методические комплексы и методику проведения физкультурно­оздоровительной обучающей6 деятельности в общеобразовательных учреждениях. Исследование   проводилось   с2010   по   2011учебные   годы   и   включало следующие   этапы:   Анализ   и   обобщение   литературных   данных   с   целью теоретического   обоснования   проблемы   исследования,   поиск   путей   и   форм организации   исследования.   Были   определены   организационно­методические основы физкультурно­оздоровительного  обучения  детей общеобразовательных учреждений. Охрану   здоровья   детей   можно   назвать   приоритетным   направлением деятельности   всего   общества,   поскольку   лишь   здоровые   дети   в   состоянии должным   образом   усваивать   полученные   знания   и   в   будущем   способны заниматься производительно­полезным трудом. На   данном   этапе   нами   разработана   система   физкультурно­ оздоровительной   обучающей   деятельности   в   общеобразовательных учреждениях, II этап. 2011­2012 годы. Составлены программы физкультурно­ оздоровительной   обучающей   деятельности   по   физической   культуре   для общеобразовательных учреждений.  Данный этап характеризуется теоретическим осмыслением разработанной системы   физкультурно­оздоровительной   обучающей   деятельности   в общеобразовательных учреждениях. Методы исследования: • изучение и анализ специальной литературы; • педагогические наблюдения и обобщение опыта работы; • педагогические контрольные испытания; • педагогический эксперимент; • статистический анализ и обработка полученных результатов. Методологическую   основу   исследования   составляют   философские, психологические   и   педагогические   положения   о   личности   и   ценностной ориентации   на   здоровье   (М.М.Бахтин,   Н.А.Бердяев,   Э.Гуссерль,7 М.К.Мамардашвили,   М.Хайдеггер   и   др.);   системного   подхода   в   решении педагогических   задач   образования   и   воспитания   (Г.В.Карпова,   А.Н.Кочетов, Н.Е.Седова,   Л.Н.Куликова,   В.И.Столяров);   принципа   регионализации   в организации   образовательных   систем,   как   одной   из   наиболее   значимых   и перспективных   в   решении   социально­экономического   и   национально­ (Е.А.Степашко, культурного   развития   дальневосточного   региона   В.Н.Никитенко, Г.И.Мызан). В исследовании использовалась совокупность научных идей и положений теории и методики физического воспитания о формировании основ физической культуры личности как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемой в здоровом образе жизни; ведущие положения психолого­педагогической науки об объективной необходимости научного обоснования содержания образования, гуманизации   и   индивидуализации   обучения,   закономерностей   построения образовательных систем. Научная   новизна   исследования  состоит   в   том,   что   нами   предложена система организации физкультурно­оздоровительной обучающей деятельности в общеобразовательных   учреждениях.   В   системе   повышения   квалификации специалистов   образования   разработаны   модульные   комплексы   по   программе физкультурно­оздоровительной   обучающей   деятельности, эффективно осуществлять подготовку работников образования.   позволяющие Теоретическая   значимость  исследования   заключается   в   обосновании теоретических   положений   физкультурно­оздоровительной   обучающей деятельности и определения путей ее реализации. Практическая   значимость:  Внедрение   разработанной   системы физкультурно­оздоровительной обучающей деятельности детей и методических комплексов в учебном процессе обеспечило более эффективное формирование оптимального   физического   статуса   и   организацию   физкультурно­ оздоровительной   обучающей   деятельности,   снижение   пропусков   занятий   по8 болезни на 14,7% . Материалы   по   физкультурно­оздоровительной   обучающей   деятельности используются в ходе проведения занятий на курсах повышения квалификации для всех категорий работников образования. Обоснованность и достоверность результатов обеспечена адекватностью методов   исследования   его   целям   и   задачам,   четкостью   методологических позиций и анализом современных подходов к формированию здорового образа жизни   в   процессе   физкультурно­оздоровительной   обучающей   .деятельности детей дошкольного и школьного возраста. Положения, выносимые на защиту: 1.   Организационно­методические основы физкультурно­оздоровительной обучающей деятельности в общеобразовательных учреждениях. 2.   Классификация   физкультурно­оздоровительной   обучающей деятельности   организуемой   в   режиме   учебного   и   продленного   дня общеобразовательных учреждений и в семье. 3.  Эффективность программно­методических комплексов физкультурно­ оздоровительной   обучающей   деятельности   в   общеобразовательных учреждениях. Существует   более   300   определений   понятия   «здоровье».   Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье ­ это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Физическое здоровье:  это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);  это состояние роста и развития органов и систем организма, основу  которого,   составляют   морфологические   и   функциональные   резервы,9 обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение). Психическое здоровье:  это   высокое   сознание,   развитое   мышление,   большая   внутренняя   и   побуждающая   к   созидательной   деятельности моральная   сила, (педагогическое определение);  это   состояние   психической   сферы,   основу   которой   составляет   статус общего   душевного   комфорта,   адекватная   поведенческая   реакция (медицинское определение). Социальное здоровье ­ это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека. Нравственное здоровье ­ это комплекс характеристик мотивационной и потребностно ­ информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет   система   ценностей,   установок   и   мотивов   поведения   индивида   в обществе.10  Глава 1.  Реализация здоровье сберегающих образовательных технологий в учебном процессе 1.1.   Понятие «здоровье» как   основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика. В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к   условиям   внешней   среды   и   представляет   итог   процесса   взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних   (природных   и   социальных)   и   внутренних   (наследственность,   пол, возраст) факторов. Признаки индивидуального здоровья:  Специфическая   и   не   специфическая   устойчивость   к   действию повреждающих факторов.  Показатели роста и развития.  Текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности.  Наличие и уровень какого­либо заболевания или дефекта развития.  Уровень морально­волевых и ценностно­мотивационных установок. В   связи   с   этим   целостный   взгляд   на   индивидуальное   здоровье   можно представить   в   виде   четырехкомпонентной   модели,   в   которой   выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия: Соматический компонент ­ текущее состояние органов и систем организма   ­   основу   которого   составляет   биологическая   программа человека, индивидуального   развития,   опосредованная   базовыми   потребностями, доминирующими   па   различных   этапах   онтогенетического   развития.   Эти11 потребности, во­первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во­вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса. Физический   компонент  ­   уровень   роста   и   развития   органов   и   систем организма,   ­   основу   которого   составляют   морфофизиологические   и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. Психический   компонент  ­   состояние   психической   сферы,   ­   основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную   поведенческую   реакцию.   Такое   состояние   обусловлено   как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения. Нравственный компонент  ­ комплекс характеристик мотивационной и потребностно ­ информативной  сферы жизнедеятельности, ­ основу которого определяет   система   ценностей,   установок   и   мотивов   поведения   индивида   в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты. Подобное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени условно, однако   позволяет,   с   одной   стороны,   показать   многомерность   взаимовлияний разных   проявлений   функционирования   индивидуума,  с  другой   ­  более  полно охарактеризовать   различные   стороны   жизнедеятельности   человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни.12 1.2. Культура здорового образа жизни личности Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован.   Он   определяется   социально­экономическими   факторами, историческими,   национальными   и   религиозными   традициями,   убеждениями, личностными   наклонностями.   Здоровый   образ   жизни   объединяет   все,   что способствует   выполнению   человеком   профессиональных,   общественных, семейных   и   бытовых   функций   в   оптимальных   для   здоровья   условиях   и определяет   направленность   усилий   личности   в   сохранении   и   укреплении индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни:  благоприятное социальное окружение;  духовно­нравственное благополучие;  оптимальный двигательный режим (культура движений);  закаливание организма;  рациональное питание;  личная гигиена;  положительные эмоции. Приведенные   характеристики   позволяют   сделать   вывод,   что   культура здорового образа жизни личности ­ это часть общей культуры человека, которая отражает   его   системное   и   динамическое   состояние,   обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально­ духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования,   мотивационно­ценностной   ориентации   и   самообразования, воплощенных   в   практической   жизнедеятельности,   а   также   в   физическом   и психофизическом здоровье.13 1.3. Определение понятия «здоровье сберегающие образовательные технологии» Здоровье   сберегающие   технологии   реализуются   на   основе   личностно­ ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно­развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное   участие   самого   обучающегося   в   освоении   культуры   человеческих   который отношений,   в   формировании   опыта   здоровье   сбережения, приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его само регуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю),  становление   самосознания   и   активной   жизненной   позиции   на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей. По   определению   В.В.   Серикова,   технология   в   любой   сфере   —   это деятельность, в  максимальной мере  отражающая  объективные  законы  данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и   потому   обеспечивающая   наибольшее   для   данных   условий   соответствие результата   деятельности   предварительно   поставленным   целям.   Следуя   этому методологическому   регулятиву,   технологию,   применительно   к   поставленной проблеме,   можно   определить   как   здоровьесберегающую   педагогическую деятельность, которая по­новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием,   переводит   воспитание   в   рамки   человекообразующего   и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья   ребенка.   Здоровьесберегающие   педагогические   технологии   должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.14 «Здоровье формирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, ­ это  все те психолого­педагогические технологии, программы, методы,   которые   направлены   на   воспитание   у   учащихся   культуры   здоровья, личностных   качеств,   способствующих   его   сохранению   и   укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Здоровье сберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, ­ это: • условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); •   рациональная   организация   учебного   процесса   (в   соответствии   с возрастными,   половыми,   индивидуальными   особенностями   и   гигиеническими требованиями); • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. Под   здоровье   сберегающей   образовательной   технологией   (Петров) понимает   систему,   создающую   максимально   возможные   условия   для сохранения,   эмоционального, интеллектуального,   личностного   и   физического   здоровья   всех   субъектов   укрепления   и   развития   духовного, образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит: 1.   Использование   данных   мониторинга   состояния   здоровья   учащихся, проводимого   медицинскими   работниками,   и   собственных   наблюдений   в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными. 2.   Учет   особенностей   возрастного   развития   школьников   и   разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.15 3.   Создание   благоприятного   эмоционально­психологического   климата   в процессе реализации технологии. 4.   Использование   разнообразных   видов   здоровьесберегающей деятельности   учащихся,   направленных   на   сохранение   и   повышение   резервов здоровья, работоспособности (Петров О.В.) Основными компонентами здоровье сберегающей технологии выступают:  аксиологический, проявляющийся  в осознании учащимися высшей ценности   своего   здоровья,   убежденности   в   необходимости   вести здоровый   образ   жизни,   который   позволяет   наиболее   полно осуществить   намеченные   цели,   использовать   свои   умственные   и   Осуществление   аксиологического физические   возможности. компонента   происходит   на   основе   формирования   мировоззрения, внутренних   убеждений   человека,   определяющих   рефлексию   и   витальных, присвоение   определенной   системы   духовных, медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста;   его познание   законов   психического   развития   человека, взаимоотношений   с  самим   собой,   природой,   окружающим   миром.   воспитание   как   педагогический   процесс Таким   образом, направляется   на   формирование   ценностно­ориентированных установок   на   здоровье,   здоровье   сбережение   и   здравотворчество, построенных   как   неотъемлемая   часть   жизненных   ценностей   и мировоззрения.   В   этом   процессе   у   человека   развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях.  гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровье   сбережения   знаний   и   умений,   познанием   себя,   своих потенциальных   способностей   и   возможностей,   интересом   к   вопросам16 собственного   здоровья,   к   изучению   литературы   по   данному   вопросу, различных   методик   по   оздоровлению   и   укреплению   организма.   Это происходит благодаря процессу формирования знаний о закономерностях становления,   сохранения   и   развития   здоровья   человека,   овладению умениями   сохранять   и   совершенствовать   личное   здоровье,   оценке формирующих его факторов, усвоению знаний о здоровом образе жизни и умений   его   построения.   Этот   процесс   направлен   на   формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной   деятельности   обеспечивающих   ценностное   отношение   к личному здоровью  и здоровью окружающих людей. Все это ориентирует школьника   на   развитие   знаний,   которые   включают   факты,   сведения, выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они побуждают человека   заботиться   о   своем   здоровье,   вести   здоровый   образ   жизни, заранее   предусматривать   и   предотвращать   возможные   отрицательные последствия для собственного организма и образа жизни.  здоровье   сберегающий,   включающий   систему   ценностей   и   установок, которые   формируют   систему   гигиенических   навыков   и   умений, необходимых   для   нормального   функционирования   организма,   а   также систему   упражнений,   направленных   на   совершенствование   навыков   и умений   по   уходу   за   самим   собой,   одеждой,   местом   проживания, окружающей   средой.   Особая   роль   в   этом   компоненте   отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что   способствует   предупреждению   образования   вредных   привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику   учебно­воспитательного   процесса,   использование оздоровительных   факторов   окружающей   среды   и   ряд   специфических способов оздоровления ослабленных.17  эмоционально­волевой,   который   включает   в   себя   проявление психологических механизмов — эмоциональных и волевых. Необходимым условием   сохранения   здоровья   являются   положительные   эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый   образ   жизни.   Воля   —   психический   процесс   сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий   на   пути   к   поставленной   цели.   Личность   с   помощью   воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля является   чрезвычайно   важным   компонентом,   особенно   в   начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней   потребностью   личности,   а   качественные   и   количественные показатели   здоровья   еще   рельефно   не   выражаются.   Он   направлен   на формирование   опыта   взаимоотношений   личности   и   общества.   В   этом аспекте   эмоционально­волевой   компонент   формирует   такие   качества личности,   как   организованность,   дисциплинированность,   долг,   честь, достоинство. Эти качества обеспечивают функционирование личности в обществе,   сохраняют   здоровье,   как   отдельного   человека,   так   и   всего коллектива.  экологический,   учитывающий   то,   что   человек   как   биологический   вид существует   в   природной   среде,   которая   обеспечивает   человеческую личность   определёнными   биологическими,   экономическими   и производственными   ресурсами.   Кроме   того,   она   обеспечивает   ее физическое здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического   здоровья   от   экологических   условий.   Рассмотрение природной   среды   как   предпосылки   здоровья   личности   позволяет   нам внести   в   содержание   здравотворческого   воспитания   формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению,18 экологическая среда образовательных учреждений не всегда благоприятна для   здоровья   учащихся.   Общение   с   миром   природы   способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро ­ и макросоциуме. В то же время природная среда, окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.  физкультурно­оздоровительный   компонент   предполагает   владение способами   деятельности,   направленными   на   повышение   двигательной активности,   предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания   воспитания   обеспечивает   закаливание   организма,   высокие адаптивные   возможности.   Физкультурно­оздоровительный   компонент направлен   на   освоение   личностно   важных   жизненных   качеств, повышающих   общую   работоспособность,   а   также   навыков   личной   и общественной гигиены. Представленные   выше   компоненты   здоровьесберегающей   технологии позволяют перейти к рассмотрению ее функциональной составляющей. Функции здоровье сберегающей технологии:  формирующая:   осуществляется   на   основе   биологических   и   социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат   наследственные   качества,   предопределяющие   индивидуальные физические   и   психические   свойства.   Дополняют   формирующее воздействие   на   личность   социальные   факторы,   обстановка   в   семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы   функционирования   личности   в   обществе,   учебной   деятельности, природной среде;  информативно­коммуникативная:   обеспечивает   трансляцию   опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации,   формирующих   бережное   отношение   к   индивидуальному19 здоровью, ценности каждой человеческой жизни;  диагностическая:   заключается   в   мониторинге   развития   учащихся   на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность   действий   педагога   в   соответствии   с   природными возможностями   ребенка,   обеспечивает   инструментально   выверенный анализ   предпосылок   и   факторов   перспективного   развития прохождение педагогического индивидуальное     процесса,   образовательного маршрута каждым ребенком;  адаптивная: воспитание у учащихся направленности на здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и   повысить   устойчивость   к   различному   роду   стрессогенным   факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально­значимой деятельности.  рефлексивная:   заключается   в   переосмыслении   предшествующего личностного   опыта,   в   сохранении   и   приумножении   здоровья,   что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.  интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и   системы   воспитания,   направляя   их   по   пути   сохранения   здоровья подрастающего поколения. Типы технологий  Здоровье   сберегающие  (профилактические   прививки,   обеспечение двигательной   активности, питания).   витаминизация,   организация   здорового  Технологии   обучения   здоровью  (включение   соответствующих   тем   в предметы общеобразовательного цикла). Выделенные   технологии   могут   быть   представлены   в   иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный20 процесс: • Несубъектные: технологии рациональной организации образовательного процесса,   технологии   формирования   здоровьесберегающей   образовательной среды, организация здорового питания (включая диетическое) и т.п. •   Предполагающие   пассивную   позицию   учащегося:  фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т. п. Предполагающие   активную   субъектную   позицию   учащегося   различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью, воспитание культуры здоровья.21  1.4. Классификация здоровьесберегающнх технологий По характеру деятельности здоровье сберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные). По   направлению   деятельности   среди   частных   здоровьесберегающих технологий   выделяют:   медицинские   (технологии   профилактики   заболеваний; коррекции   и   реабилитации   соматического   здоровья;   санитаоно­гигиенической деятельности);   образовательные,   содействующие   здоровью   (информационно­ обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного   поведения); психологические   (технологии   профилактики   и   психокоррекции   психических отклонений личностного и интеллектуального развития). К комплексным здоровье сберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно­оздоровительные   и   валеологические); технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.   педагогические22 Заключение 1. Анализ   научно­методической   литературы   показал,   что   еще недостаточно   исследована   физкультурно­оздоровительная   обучающая деятельность   в   современном   учебном   процессе   общеобразовательных учреждений. Теоретическое осмысление проблемы организации физкультурно­ оздоровительной   обучающей   деятельности   и   практика   работы   учителей физической культуры показали, что, физкультурно­оздоровительная обучающая деятельность в общеобразовательных учреждениях, находится на низком уровне. Организация   физкультурно­оздоровительной   обучающей   деятельности   по предложенной   схеме   обеспечивает   должную   эффективность   организации   и проведения   работы   по   формированию   здорового   образа   жизни   детей   в общеобразовательных учреждениях. 2. Установлено,   что   организационно­методическими   основами физкультурно­оздоровительной обучающей деятельности являются:  виды   физкyльтypнoоздopовитeльнoй   обучающей   деятельности включенные   в   поурочное   планирование   учебного   процесса   по физической культу ре общеобразовательных учреждений;   использование   сочетания   дидактических   методов   и   приемов поискового   характера   в   соответствии   с   индивидуальными особенностями   физического   развития   и   физической подготовленности и возраста детей;  применение   модульного   варианта   оценки   комплекса   утренней гимнастики,   физкультминутки,   выполненного   с   учетом   состояния здоровья детей;  использование различных видов контроля к домашним заданиям с учетом   индивидуальных   особенностей   и   ведения   дневников здоровья.23 4. Установлено, что предлагаемая методика организации физкультурно­ оздоровительйой деятельности в режиме учебного и продленного дня, а также в семье   не   только   повышает   уровень   физического   развития   и   физической подготовленности учащихся, но и способствует снижению пропусков уроков по болезни на 14,7%. Величина прироста в среднем по всем семи анализируемым показателям физического   развития   в   контрольной   группе   составил   10,9%,   а   в экспериментальной ­17,7%. По показателям физической подготовленности число детей достигших за время   исследования   высокого   уровня   в   среднем   по   всем   шести   тестам   в контрольной группе составила 21,5%, а экспериментальной ­ 50,8%. Данный факт убедительно свидетельствует об эффективности внедрен ной в   учебный   процесс   методики   организации   физкультурно­оздоровительной обучающей деятельности в общеобразовательных учреждениях. Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения Педагогу в организации и проведении  урока необходимо учитывать: 1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и   рациональность   освещения   класса   и   доски, свежесть   воздуха, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.; 2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание,   рассказ,   рассматривание   наглядных   пособий,   ответы   на   вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4­7 видов за урок. Частые смены одной деятельности   другой   требуют   от   учащихся   дополнительных   адаптационных усилий; 3) среднюю   продолжительность   и   частоту   чередования   различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7­10 минут; 4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;24 5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10­15 минут; 6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как   метод   свободного   выбора   (свободная   беседа,   выбор   способа   действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание   и   развитие   (интеллекта,   эмоций,   общения,   воображения, самооценки и взаимооценки); 7)   место   и   длительность   применения   ТСО   (в   соответствии   с гигиеническими   нормами), умение учителя  использовать  их  как возможности инициирования дискуссии, обсуждения; 8) позы учащихся, чередование поз; 9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15­20 минут урока по 1 минутке из 3­х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения; 10)   наличие   у   учащихся   мотивации   к   учебной   деятельности   на   уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации; 11)   наличие   в   содержательной   части   урока   вопросов,   связанных   со здоровьем   и   здоровым   образом   жизни;   демонстрация,   прослеживание   этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка   понимания   сущности   здорового   образа   жизни;   формирование потребности   в   здоровом   образе   жизни;   выработка   индивидуального   способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;25 12) психологический климат на уроке; 13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.; В конце урока следует обратить внимание на следующее: 14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма ­ не менее 60 % и не более 75­80 %; 15)   момент   наступления   утомления   учащихся   и   снижения   их   учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;  Темп и особенности окончания урока: ­         быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания; ­         спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю   вопросы,   учитель   может   прокомментировать   задание   на   дом, попрощаться с учащимися; ­         задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).26   Список литературы 1. Айзман Э.И., Абаякалова Н.П. Медико­социальные и педагогические I аспекты   формирования   здоровья   //Валеологическое   образование   (проблемы, поиски, решения) Сб. науч. тр. ­ Липецк.: ЛГПУ. ­1996.­ С. 7­9. 2.   Айзман   Э.И.   Педагогическая   и   медицинская   валеология   ­   цели   и задачи. //Валеология, 1997. №2 — С. 23­27. 3. Амосов Н.М. Мысли и сердце. ­ Д.: Сталкер, 1998. ­ 400 с. 4. Антропова М.В., Минке Г.Г. Обучение с учетом психофизиологических особенностей подростков // Педагогика. 1993. №6. ­ С. 9­13. 5. Антропова М.В., Минке Г.Г., Бородкина Г.В., Кузнецова Л.В., Парначе­ ва   Т.М.   Оздоровительное   значение   индивидуально­дифференцированного обучения // Школа здоровья, Т.З. 1996. №3. ­ С. 32­39.  6. Аршавсйий И.А. Очерки по возрастной физиологии. ­ М.: Медицина, 1967. ­ 476 с. 7.   Ашмарин   Б.А.   Теория   и   методика   педагогических   исследований   в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры). ­ М.: ФиС, 1978. ­ 223 с. 8. Баллингер Эрих. Учебная гимнастика: двигательные упражнения для успешной учебы в школе. ­ М.: Просвещение, 1996. ­ 31 с. 9. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. ­ М.: ФиС, 1998. ­208 с. 10. Батюрова, В.А. Народные игры ­ цемент интернациональной дружбы // I • Физич. культура в школе. 1999. ­№3. ­С.28­29. п. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. ­М.: Мысль. ­1989. ­128 с. 11.   Бельды   В.И.   Нанайские   игры.   ­   Хабаровск:   Книжное   издательство, 1989. ­104 с.27 12. Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. ­ М.: Книга.­1991.­ 214 с. 13.   Бердяев   Н.А.   Судьба   человека   в   современном   мире.   Статьи, письма // .Новый мир, 1990. ­№1. ­ С. 207­232. 14. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитаи. ­ М.: ФиС, 1991. ­ 288 с. 15. БогдановТ.П. Школьникам ­ здоровый образ жизни. ­ М.: ФиС, 1989. ­ 192 с. 16.   Богословский   В.П.,   Железняк   Ю.Д.   Под   ред.   Г.Б.Мейксона. Физическая   культура   общеобразовательных учреждений. ­ М.: Просвещение, 1997. ­ 140 с.   Учебник   для   учащихся   5­7   классов // 17.   Бондаревский   Е.Я.,   Тертичный   А.В.,   Кулаков   Ю.Е.   и   др.   Пути улучшения   двигательного   режима   школьников   //   Совершенствование физического воспитания школьников. ­ М.: ВНИИФК, 1987. ­ С. 69­79. 18.   Бордовский   В.А.,   Корольков   А.А.,   Нестеров   А.А.   Реформирование образования как созидание^ а не как революция // Физич. культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. ­№4. ­ С. 11­12. 19. Брехман И.И. Валеология ­ наука о здоровье. ­2­е изд. доп. и перераб. ­ М.: ФиС, 1990. ­ 208 с. 20. Брехман'И.И. Введение в валеологию ­ науку о здоровье. ­Л.: Наука, 1987.­125 с. 21. Брехман И.И. Проблема обучения человека здоровью // Валеология; диагностика,   средства   и   практика   обеспечения   здоровья.   ­   Владивосток: Дальнаука, 1995. ­ С. 40­49. 22.  Вавилов  Ю.Н. Концептуальные  предпосылки  перестройки  школьной системы  физического  воспитания//  Теория  и  практика  физической  культуры. 1990, № 10.­ С. 2­9. 23. Вайнер Э.Н. Предпосылки для возникновения валеологии //Валеология №3. 1998.­ С. 12­17.28 24.   Виноградов   П.   Нездоровье   нации   ­   угроза   безопасности   страны.   // Спорт для всех, 1994. ­№23 (89). ­ С. 10­16. 25.   Выготский   А.С.   Воображение   и   творчество   в   детском   возрасте: Психологический очерк// книга для учителя. ­ М.: Просвещение, 1991. ­ 93 с. 26. Геращенко И.Г., Забарев Ю.А., Шамардин А.И. Виды системности в физкультурном   образовании   //   Физич.   культура:   воспитание,   образование, тренировка. 1998. ­№4. ­ С. 2­6.   Глазырина   Л.Д. 27.   Научно­методические   основы   реализации оздоровительного, воспитательного и образовательного направления программы физического   воспитания   дошкольников  /Автореферат   дис.  докт.  пед.  наук. ­ Минск.: Изд­во МГПУ. ­1992. ­ 21 с. 28. Гориневский В.В. Физическая культура и здоровье. ­ М.: ФиС, 1945. ­ 127 с.