Вопросы ценности здоровья и пути его формирования с детства освещены в философских, психолого-педагогических и медицинских работах И.И. Брехмана (1990, 1995); Т.К. Зайцева (1991,1998); Г.С. Шаталовой (1997), А.И. Амосова (1998) и др.
Образовательные аспекты валеологизации физической культуры школьников активно разрабатывались А.И. Аршавским (1967), В.М. Антроповой (1993), Т.О. Калининой (1997), СВ. Поповым (1997), Д.И. Изуткиным (1997), М.П. Сетко (1998), Р.Е. Мотылянской (1999) и др.
2
Физкультурнооздоровительная работа с применением
здоровьесберегающих технологии
в общеобразовательном учреждении
Выполнил
Добрышев Станислав Анатольевич
учитель физической культуры,
МОУ СОШ №20,
г. ОреъовоЗуево
Содержание
Введение……………………………………………………….……………….…...3
Глава 1. Реализация здоровье сберегающих образовательных технологий в3
учебном процессе……………………………………….…………………………10
1.1. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике
данного типа образовательных технологий………………………………………10
1.2. Культура здорового образа жизни личности………………………….12
1.3. Определение понятия «здоровье сберегающие образовательные
технологии»…………………………………………………………………………13
1.4. Классификация здоровье сберегающих технологий………………….21
Заключение………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы……………………………………………...23
Введение
Актуальность: В современной жизни важно сформировать новую
стратегию развития общеобразовательной школы, в которой здоровье детей4
необходимо рассматривать как важнейший компонент образования, а его
задачей ставить формирование физически культурного и валеологически
грамотного выпускника школы, способного нести перед обществом, начиная с
детства, ответственность за, свое здоровье. В современных, сложных социально
экономических и экологических условиях дальневосточного региона, как
никогда возрастает роль личности учителя в сохранении здоровья своих
воспитанников.
Вопросы ценности здоровья и пути его формирования с детства освещены
в философских, психологопедагогических и медицинских работах И.И.
Брехмана (1990, 1995); Т.К. Зайцева (1991,1998); Г.С. Шаталовой (1997), А.И.
Амосова (1998) и др.
Образовательные аспекты валеологизации физической культуры
школьников активно разрабатывались А.И. Аршавским (1967), В.М. Антроповой
(1993), Т.О. Калининой (1997), СВ. Поповым (1997), Д.И. Изуткиным (1997),
М.П. Сетко (1998), Р.Е. Мотылянской (1999) и др.
Однако существующая система образования дает детям
запрограммированный объем знаний по старой технологии, при большой
умственной нагрузке и малой двигательной активности. Данное обстоятельство
приводит к тому, что не выполняется социальный заказ общества,
ориентированный на формирование здорового образа жизни детей.
Образовательная область «Физическая культура» позволяет формировать
устойчивые ценностные ориентации на здоровье учащихся, развивая их
потребности в двигательной активности растущего организма как компонента
здорового образа жизни.
Актуальность разрабатываемой проблемы подтверждается недостаточным
внедрением в учебный процесс по физической культуре практических умений по
формированию здорового образа жизни в школах, что затрудняет перевод видов
физкультурнооздоровительной обучающей деятельности на принципиально5
новый качественный уровень функционирования.
Несмотря на важность обсуждаемого вопроса до настоящего времени
физкультурнооздоровительная
в
общеобразовательных учреждениях Дальнего Востока России остается
деятельность
обучающая
малоизученной.
Гипотеза исследования: Предполагалось, что насыщение учебного
процесса в общеобразовательных учреждениях и в семье различными видами
физкультурнооздоровительной обучающей деятельности с использованием
организационнометодических приемов обучения будут способствовать
повышению эффективности в работе по формированию у детей здорового
образа жизни.
Объект исследования:
Процесс физкультурнооздоровительной
обучающей деятельности в общеобразовательных учреждениях.
Предмет исследования: Организационно методические основы
в
деятельности
обучающей
физкультурнооздоровительной
общеобразовательных учреждениях.
Цель исследования: Разработка системы физкультурнооздоровительной
обучающей деятельности детей в общеобразовательных учреждениях.
Задачи исследования:
1.
Обобщить опыт формирования здорового образа жизни детей с
учетом особенностей 'физкультурнооздоровительной обучающей деятельности
в учебном процессе общеобразовательных учреждений.
2.
Определить виды физкультурнооздоровительной обучающей
деятельности детей в режиме учебного и продленного дня в
общеобразовательных учреждениях и в семье и разработать их структуру,
направленную на формирование здорового образа жизни.
3.
Экспериментально
обосновать
программнометодические
комплексы и методику проведения физкультурнооздоровительной обучающей6
деятельности в общеобразовательных учреждениях.
Исследование проводилось с2010 по 2011учебные годы и включало
следующие этапы: Анализ и обобщение литературных данных с целью
теоретического обоснования проблемы исследования, поиск путей и форм
организации исследования. Были определены организационнометодические
основы физкультурнооздоровительного обучения детей общеобразовательных
учреждений.
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением
деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии
должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны
заниматься производительнополезным трудом.
На данном этапе нами разработана система физкультурно
оздоровительной обучающей деятельности в общеобразовательных
учреждениях, II этап. 20112012 годы. Составлены программы физкультурно
оздоровительной обучающей деятельности по физической культуре для
общеобразовательных учреждений.
Данный этап характеризуется теоретическим осмыслением разработанной
системы физкультурнооздоровительной обучающей деятельности в
общеобразовательных учреждениях.
Методы исследования:
• изучение и анализ специальной литературы;
• педагогические наблюдения и обобщение опыта работы;
• педагогические контрольные испытания;
• педагогический эксперимент;
• статистический анализ и обработка полученных результатов.
Методологическую основу исследования составляют философские,
психологические и педагогические положения о личности и ценностной
ориентации на здоровье
(М.М.Бахтин,
Н.А.Бердяев,
Э.Гуссерль,7
М.К.Мамардашвили, М.Хайдеггер и др.); системного подхода в решении
педагогических задач образования и воспитания (Г.В.Карпова, А.Н.Кочетов,
Н.Е.Седова, Л.Н.Куликова, В.И.Столяров); принципа регионализации в
организации образовательных систем, как одной из наиболее значимых и
перспективных в решении социальноэкономического и национально
(Е.А.Степашко,
культурного развития дальневосточного региона
В.Н.Никитенко, Г.И.Мызан).
В исследовании использовалась совокупность научных идей и положений
теории и методики физического воспитания о формировании основ физической
культуры личности как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемой
в здоровом образе жизни; ведущие положения психологопедагогической науки
об объективной необходимости научного обоснования содержания образования,
гуманизации и индивидуализации обучения, закономерностей построения
образовательных систем.
Научная новизна исследования состоит в том, что нами предложена
система организации физкультурнооздоровительной обучающей деятельности в
общеобразовательных учреждениях. В системе повышения квалификации
специалистов образования разработаны модульные комплексы по программе
физкультурнооздоровительной обучающей деятельности,
эффективно осуществлять подготовку работников образования.
позволяющие
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании
теоретических положений физкультурнооздоровительной обучающей
деятельности и определения путей ее реализации.
Практическая значимость: Внедрение разработанной системы
физкультурнооздоровительной обучающей деятельности детей и методических
комплексов в учебном процессе обеспечило более эффективное формирование
оптимального физического статуса и организацию физкультурно
оздоровительной обучающей деятельности, снижение пропусков занятий по8
болезни на 14,7% .
Материалы по физкультурнооздоровительной обучающей деятельности
используются в ходе проведения занятий на курсах повышения квалификации
для всех категорий работников образования.
Обоснованность и достоверность результатов обеспечена адекватностью
методов исследования его целям и задачам, четкостью методологических
позиций и анализом современных подходов к формированию здорового образа
жизни в процессе физкультурнооздоровительной обучающей .деятельности
детей дошкольного и школьного возраста.
Положения, выносимые на защиту:
1. Организационнометодические основы физкультурнооздоровительной
обучающей деятельности в общеобразовательных учреждениях.
2.
Классификация физкультурнооздоровительной обучающей
деятельности организуемой в режиме учебного и продленного дня
общеобразовательных учреждений и в семье.
3. Эффективность программнометодических комплексов физкультурно
оздоровительной обучающей деятельности в общеобразовательных
учреждениях.
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно
определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье это состояние
полного физического, психического и социального благополучия, а не только
отсутствие болезней или физических дефектов.
Физическое здоровье:
это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических
процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое
определение);
это состояние роста и развития органов и систем организма, основу
которого, составляют морфологические и функциональные резервы,9
обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).
Психическое здоровье:
это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и
побуждающая к созидательной деятельности
моральная сила,
(педагогическое определение);
это состояние психической сферы, основу которой составляет статус
общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция
(медицинское определение).
Социальное здоровье это здоровье общества, а также окружающей среды
для каждого человека.
Нравственное здоровье это комплекс характеристик мотивационной и
потребностно информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого
определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в
обществе.10
Глава 1. Реализация здоровье сберегающих образовательных технологий в
учебном процессе
1.1.
Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике
данного типа образовательных технологий
В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная,
так и общественная характеристика.
В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма
к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия
человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия
внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол,
возраст) факторов.
Признаки индивидуального здоровья:
Специфическая и не специфическая устойчивость к действию
повреждающих факторов.
Показатели роста и развития.
Текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма
и личности.
Наличие и уровень какоголибо заболевания или дефекта развития.
Уровень моральноволевых и ценностномотивационных установок.
В связи с этим целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно
представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены
взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия:
Соматический компонент текущее состояние органов и систем организма
основу которого составляет биологическая программа
человека,
индивидуального развития,
опосредованная базовыми потребностями,
доминирующими па различных этапах онтогенетического развития. Эти11
потребности, вопервых, являются пусковым механизмом развития человека, а
вовторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
Физический компонент уровень роста и развития органов и систем
организма, основу которого составляют морфофизиологические и
функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Психический компонент состояние психической сферы, основу
которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее
адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как
биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их
удовлетворения.
Нравственный компонент комплекс характеристик мотивационной и
потребностно информативной сферы жизнедеятельности, основу которого
определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в
обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как
оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Подобное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени условно,
однако позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний
разных проявлений функционирования индивидуума, с другой более полно
охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека,
направленные на организацию индивидуального стиля жизни.12
1.2. Культура здорового образа жизни личности
Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль
персонифицирован. Он определяется социальноэкономическими факторами,
историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями,
личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что
способствует выполнению человеком профессиональных, общественных,
семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и
определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении
индивидуального и общественного здоровья.
Здоровый образ жизни:
благоприятное социальное окружение;
духовнонравственное благополучие;
оптимальный двигательный режим (культура движений);
закаливание организма;
рациональное питание;
личная гигиена;
положительные эмоции.
Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура
здорового образа жизни личности это часть общей культуры человека, которая
отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное
определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально
духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания,
образования, мотивационноценностной ориентации и самообразования,
воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и
психофизическом здоровье.13
1.3. Определение понятия «здоровье сберегающие
образовательные технологии»
Здоровье сберегающие технологии реализуются на основе личностно
ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностноразвивающих
ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым
учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают
активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих
который
отношений,
в формировании опыта здоровье сбережения,
приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности
учащегося, развитие его само регуляции (от внешнего контроля к внутреннему
самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на
основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое
здоровье, жизнь и здоровье других людей.
По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере — это
деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной
предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы
и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие
результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому
методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной
проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую
деятельность, которая поновому выстраивает отношения между образованием и
воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и
жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение
здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны
обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и
эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным
опытом общения с людьми, природой, искусством.14
«Здоровье формирующие образовательные технологии», по определению
Н.К. Смирнова, это все те психологопедагогические технологии, программы,
методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья,
личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению,
формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение
здорового образа жизни.
Здоровье сберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, это:
• условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность
требований, адекватность методик обучения и воспитания);
• рациональная организация учебного процесса (в соответствии с
возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими
требованиями);
• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям
ребенка;
• необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный
режим.
Под здоровье сберегающей образовательной технологией (Петров)
понимает систему, создающую максимально возможные условия для
сохранения,
эмоционального,
интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов
укрепления и развития духовного,
образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся,
проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в
процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии
с имеющимися данными.
2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка
образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления,
работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.15
3. Создание благоприятного эмоциональнопсихологического климата в
процессе реализации технологии.
4.
Использование разнообразных видов
здоровьесберегающей
деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов
здоровья, работоспособности (Петров О.В.)
Основными компонентами здоровье сберегающей технологии выступают:
аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей
ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести
здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно
осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и
Осуществление аксиологического
физические возможности.
компонента происходит на основе формирования мировоззрения,
внутренних убеждений человека, определяющих рефлексию и
витальных,
присвоение определенной системы духовных,
медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих
физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста;
его
познание законов психического развития человека,
взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром.
воспитание как педагогический процесс
Таким образом,
направляется на формирование ценностноориентированных
установок на здоровье, здоровье сбережение и здравотворчество,
построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и
мировоззрения. В этом процессе у человека развивается
эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью,
основанное на положительных интересах и потребностях.
гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса
здоровье сбережения знаний и умений, познанием себя, своих
потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам16
собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу,
различных методик по оздоровлению и укреплению организма. Это
происходит благодаря процессу формирования знаний о закономерностях
становления, сохранения и развития здоровья человека, овладению
умениями сохранять и совершенствовать личное здоровье, оценке
формирующих его факторов, усвоению знаний о здоровом образе жизни и
умений его построения. Этот процесс направлен на формирование
системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в
повседневной деятельности обеспечивающих ценностное отношение к
личному здоровью и здоровью окружающих людей. Все это ориентирует
школьника на развитие знаний, которые включают факты, сведения,
выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия человека с
самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они побуждают
человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни,
заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные
последствия для собственного организма и образа жизни.
здоровье сберегающий, включающий систему ценностей и установок,
которые формируют систему гигиенических навыков и умений,
необходимых для нормального функционирования организма, а также
систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и
умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания,
окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится
соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха,
что способствует предупреждению образования вредных привычек,
функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и
психопрофилактику учебновоспитательного процесса, использование
оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических
способов оздоровления ослабленных.17
эмоциональноволевой,
который включает в себя проявление
психологических механизмов — эмоциональных и волевых. Необходимым
условием сохранения здоровья являются положительные эмоции;
переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести
здоровый образ жизни. Воля — психический процесс сознательного
управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и
препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли
может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля
является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале
оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал
внутренней потребностью личности, а качественные и количественные
показатели здоровья еще рельефно не выражаются. Он направлен на
формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом
аспекте эмоциональноволевой компонент формирует такие качества
личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь,
достоинство. Эти качества обеспечивают функционирование личности в
обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего
коллектива.
экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид
существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую
личность определёнными биологическими,
экономическими и
производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает ее
физическое здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой
личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и
психического здоровья от экологических условий. Рассмотрение
природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам
внести в содержание здравотворческого воспитания формирование
умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению,18
экологическая среда образовательных учреждений не всегда благоприятна
для здоровья учащихся. Общение с миром природы способствует
выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде,
микро и макросоциуме. В то же время природная среда, окружающая
школу, является мощным оздоровительным фактором.
физкультурнооздоровительный компонент предполагает владение
способами деятельности, направленными на повышение двигательной
активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент
содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие
адаптивные возможности. Физкультурнооздоровительный компонент
направлен на освоение личностно важных жизненных качеств,
повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и
общественной гигиены.
Представленные выше компоненты здоровьесберегающей технологии
позволяют перейти к рассмотрению ее функциональной составляющей.
Функции здоровье сберегающей технологии:
формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных
закономерностей становления личности. В основе формирования личности
лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные
физические и психические свойства. Дополняют формирующее
воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье,
классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как
базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности,
природной среде;
информативнокоммуникативная:
обеспечивает трансляцию опыта
ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных
ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному19
здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на
основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и
направленность действий педагога в соответствии с природными
возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный
анализ предпосылок и факторов перспективного развития
прохождение
педагогического
индивидуальное
процесса,
образовательного маршрута каждым ребенком;
адаптивная: воспитание у учащихся направленности на здравотворчество,
здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма
и повысить устойчивость к различному роду стрессогенным факторам
природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников
к социальнозначимой деятельности.
рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего
личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что
позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.
интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции
и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья
подрастающего поколения.
Типы технологий
Здоровье сберегающие
(профилактические прививки, обеспечение
двигательной активности,
питания).
витаминизация,
организация здорового
Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в
предметы общеобразовательного цикла).
Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом
порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный20
процесс:
• Несубъектные: технологии рациональной организации образовательного
процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной
среды, организация здорового питания (включая диетическое) и т.п.
• Предполагающие пассивную позицию учащегося: фитотерапия,
массаж, офтальмотренажеры и т. п.
Предполагающие активную субъектную позицию учащегося различные
виды гимнастки, технологии обучения здоровью, воспитание культуры здоровья.21
1.4. Классификация здоровьесберегающнх технологий
По характеру деятельности здоровье сберегающие технологии могут быть
как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).
По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих
технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний;
коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитаоногигиенической
деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно
обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и
безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения);
психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических
отклонений личностного и интеллектуального развития).
К комплексным здоровье сберегающим технологиям относят: технологии
комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья
(физкультурнооздоровительные и валеологические);
технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.
педагогические22
Заключение
1.
Анализ научнометодической литературы показал, что еще
недостаточно исследована физкультурнооздоровительная обучающая
деятельность в современном учебном процессе общеобразовательных
учреждений. Теоретическое осмысление проблемы организации физкультурно
оздоровительной обучающей деятельности и практика работы учителей
физической культуры показали, что, физкультурнооздоровительная обучающая
деятельность в общеобразовательных учреждениях, находится на низком уровне.
Организация физкультурнооздоровительной обучающей деятельности по
предложенной схеме обеспечивает должную эффективность организации и
проведения работы по формированию здорового образа жизни детей в
общеобразовательных учреждениях.
2.
Установлено,
что организационнометодическими основами
физкультурнооздоровительной обучающей деятельности являются:
виды физкyльтypнoоздopовитeльнoй обучающей деятельности
включенные в поурочное планирование учебного процесса по
физической культу ре общеобразовательных учреждений;
использование сочетания дидактических методов и приемов
поискового характера в соответствии с индивидуальными
особенностями физического развития и физической
подготовленности и возраста детей;
применение модульного варианта оценки комплекса утренней
гимнастики, физкультминутки, выполненного с учетом состояния
здоровья детей;
использование различных видов контроля к домашним заданиям с
учетом индивидуальных особенностей и ведения дневников
здоровья.23
4. Установлено, что предлагаемая методика организации физкультурно
оздоровительйой деятельности в режиме учебного и продленного дня, а также в
семье не только повышает уровень физического развития и физической
подготовленности учащихся, но и способствует снижению пропусков уроков по
болезни на 14,7%.
Величина прироста в среднем по всем семи анализируемым показателям
физического развития в контрольной группе составил 10,9%, а в
экспериментальной 17,7%.
По показателям физической подготовленности число детей достигших за
время исследования высокого уровня в среднем по всем шести тестам в
контрольной группе составила 21,5%, а экспериментальной 50,8%.
Данный факт убедительно свидетельствует об эффективности внедрен ной
в учебный процесс методики организации физкультурнооздоровительной
обучающей деятельности в общеобразовательных учреждениях.
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения
Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:
1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и
рациональность освещения класса и доски,
свежесть воздуха,
наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение,
слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы,
решение примеров, задач и др. Норма – 47 видов за урок. Частые смены одной
деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных
усилий;
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных
видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 710 минут;
4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный,
самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;24
5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 1015
минут;
6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации
инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы,
как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия,
выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы
(ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая
игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на
самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения,
самооценки и взаимооценки);
7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с
гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности
инициирования дискуссии, обсуждения;
8) позы учащихся, чередование поз;
9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их
место, содержание и продолжительность. Норма – на 1520 минут урока по 1
минутке из 3х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;
10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке
(интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес
к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения
этой мотивации;
11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со
здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих
связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;
выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование
потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа
безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях
выбора поведения и т.д.;25
12) психологический климат на уроке;
13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов
с комментариями и т.п.;
В конце урока следует обратить внимание на следующее:
14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками
на учебную работу. Норма не менее 60 % и не более 7580 %;
15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной
активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и
пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
Темп и особенности окончания урока:
быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся,
быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать
учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом,
попрощаться с учащимися;
задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).26
Список литературы
1. Айзман Э.И., Абаякалова Н.П. Медикосоциальные и педагогические I
аспекты формирования здоровья //Валеологическое образование (проблемы,
поиски, решения) Сб. науч. тр. Липецк.: ЛГПУ. 1996. С. 79.
2. Айзман Э.И. Педагогическая и медицинская валеология цели и
задачи. //Валеология, 1997. №2 — С. 2327.
3. Амосов Н.М. Мысли и сердце. Д.: Сталкер, 1998. 400 с.
4. Антропова М.В., Минке Г.Г. Обучение с учетом психофизиологических
особенностей подростков // Педагогика. 1993. №6. С. 913.
5. Антропова М.В., Минке Г.Г., Бородкина Г.В., Кузнецова Л.В., Парначе
ва Т.М. Оздоровительное значение индивидуальнодифференцированного
обучения // Школа здоровья, Т.З. 1996. №3. С. 3239.
6. Аршавсйий И.А. Очерки по возрастной физиологии. М.: Медицина,
1967. 476 с.
7. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в
физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и преподавателей
институтов физической культуры). М.: ФиС, 1978. 223 с.
8. Баллингер Эрих. Учебная гимнастика: двигательные упражнения для
успешной учебы в школе. М.: Просвещение, 1996. 31 с.
9. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: ФиС,
1998. 208 с.
10. Батюрова, В.А. Народные игры цемент интернациональной дружбы //
I • Физич. культура в школе. 1999. №3. С.2829. п. Бахтин М.М. Эстетика
словесного творчества. М.: Мысль. 1989. 128 с.
11. Бельды В.И. Нанайские игры. Хабаровск: Книжное издательство,
1989. 104 с.27
12. Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.:
Книга.1991. 214 с.
13. Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире. Статьи,
письма // .Новый мир, 1990. №1. С. 207232.
14. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитаи. М.: ФиС, 1991. 288 с.
15. БогдановТ.П. Школьникам здоровый образ жизни. М.: ФиС, 1989.
192 с.
16. Богословский В.П., Железняк Ю.Д. Под ред. Г.Б.Мейксона.
Физическая культура
общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1997. 140 с.
Учебник для учащихся 57 классов
//
17. Бондаревский Е.Я., Тертичный А.В., Кулаков Ю.Е. и др. Пути
улучшения двигательного режима школьников // Совершенствование
физического воспитания школьников. М.: ВНИИФК, 1987. С. 6979.
18. Бордовский В.А., Корольков А.А., Нестеров А.А. Реформирование
образования как созидание^ а не как революция // Физич. культура: воспитание,
образование, тренировка. 1998. №4. С. 1112.
19. Брехман И.И. Валеология наука о здоровье. 2е изд. доп. и перераб.
М.: ФиС, 1990. 208 с.
20. Брехман'И.И. Введение в валеологию науку о здоровье. Л.: Наука,
1987.125 с.
21. Брехман И.И. Проблема обучения человека здоровью // Валеология;
диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Владивосток:
Дальнаука, 1995. С. 4049.
22. Вавилов Ю.Н. Концептуальные предпосылки перестройки школьной
системы физического воспитания// Теория и практика физической культуры.
1990, № 10. С. 29.
23. Вайнер Э.Н. Предпосылки для возникновения валеологии //Валеология
№3. 1998. С. 1217.28
24. Виноградов П. Нездоровье нации угроза безопасности страны. //
Спорт для всех, 1994. №23 (89). С. 1016.
25. Выготский А.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
Психологический очерк// книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 93 с.
26. Геращенко И.Г., Забарев Ю.А., Шамардин А.И. Виды системности в
физкультурном образовании // Физич. культура: воспитание, образование,
тренировка. 1998. №4. С. 26.
Глазырина Л.Д.
27.
Научнометодические основы реализации
оздоровительного, воспитательного и образовательного направления программы
физического воспитания дошкольников /Автореферат дис. докт. пед. наук.
Минск.: Издво МГПУ. 1992. 21 с.
28. Гориневский В.В. Физическая культура и здоровье. М.: ФиС, 1945.
127 с.