Физминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в занятии с детьми. Она необходима и важна, так как это “минутка” активного и здорового отдыха.
Цель проведения физминутки в школе-интернате - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.
Физминутки любимы детьми. Во время проведения знакомой физминутки раскрепощается неуверенный ребёнок, сам не замечая этого, он преодолевает свою двигательную неловкость.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья физминутка имеет особое значение. Проговаривание стихотворных текстов с движениями делает речь детей более четкой, ритмичной, эмоциональной, а также развивает у таких детей слуховое восприятие, внимание и память, вырабатывает координацию и совершенствует общую моторику. Продуманный отдых в две, три минутки способствует развитию общей моторики и речи детей, может плавно подвести их к следующему элементу или этапу занятия. Только оптимальный – среднеинтенсивный – режим двигательной активности создаёт у младших школьников основу хорошего физического самочувствия и ярко выраженного повышения умственной работоспособности.
Физкультурная минута (пауза) – проведение 3-5 физических упражнений во время урока теоретического цикла (2-3 минуты) или урока труда (5-7 минут).
Задачи:
1) предупреждение утомления и повышение работоспособности учеников;
2) необходимость кратковременного, но эффективного отдыха органов слуха и зрения, испытывающих значительную нагрузку;
3) активизация внимания учащихся, повышение способности к восприятию учебного материала.
Положительный эффект физминутки основан на физиологических механизмах активного отдыха. Продолжительная и относительно однообразная умственная работа физиологически связана с ритмическим возбуждением определенных участков коры головного мозга. Это возбуждение при утомлении сменяется внутренним торможением, вследствие чего ослабевает внимание детей, они начинают отвлекаться, разговаривать. «Дайте ребёнку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, а 10 минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий», - убеждал педагогов К.Д.Ушинский (1948). Кратковременные физические упражнения и игры, вызывая возбуждение других участков мозга, усиливают кровообращение и создают возможность для отдыха участков, находившихся в возбужденном состоянии во время учебных занятий. После короткого активного отдыха внимание детей повышается, восприятие учебного материала улучшается, активизируя в целом организм детей.
Особо тщательно следует подходить к подбору упражнений на уроках русского языка, чтения и математики, когда школьники долгое время находятся в статических позах. В них должны быть задействованы как крупные мышцы туловища, так и мелкие мышцы кисти и пальцев рук. Это не только в значительной мере позволяет снять отрицательные сдвиги в физиологических системах организма, связанные с воздействием статической нагрузки, но и содействует развитию мелких мышц кисти, совершенствованию тонких двигательных координаций, нужных для выработки правильных графических навыков, и в первую очередь навыков письма. Кроме того, проприоцептивные импульсы от пальцев рук вызывают активацию ассоциативных зон коры головного мозга, что положительно сказывается и на развитии речевой функции.
На других уроках, когда позы детей бывают более свободны, физминутки могут носить сравнительно низкую интенсивность. Однако, если они проводятся на 4-ом или 5-ом уроках, то есть в период наибольшего утомления, то, независимо от вида учебной работы, игровому отдыху следует уделять достаточно много времени. Внимание должно быть нацелено на соотнесение качества и числа упражнений с днём учебной недели, сезонными и погодными условиями, общим самочувствием учеников, их эмоциональным настроением в конкретный день на конкретном уроке. Обязательным должно быть упражнение в потягивании, так как оно является естественным для утомленного человека. Иногда в физпаузу включают хоровое пение или декламацию, упражнения под музыку.
Многие педагоги считают, что физминутки отнимают массу времени урока, не способствуют оптимизации учебного процесса.
Однако, при этом они констатируют, что использование физминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Ребята после физпаузы становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
Учащимся одной из школ был задан вопрос: «Физминутки на уроках математики помогают или мешают?»
Ответы были такие:
- помогают преодолевать сонливость и однообразность урока – 35%;
- повышают работоспособность – 30%;
- создают хорошее настроение – 20 %;
- способствуют общению – 6 %;
- мешают уроку – 5 %;
- ограничивают время урока – 4 %.
Во многих школах часто можно наблюдать такую ситуацию, когда даже во время обычной перемены ребята не имеют возможности подвигаться. Они задерживаются педагогами, хотя это должно быть наказуемо.
Учащимся необходимы двигательные минуты на уроке, которые позволяют им размять своё тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Оздоровительные минутки – это только часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе. Систематическое использование физминуток приводит к улучшению психо-эмоционального состояния учащихся, к изменению отношения к себе и своему здоровью, к пониманию взрослыми необходимости сохранения здоровья ученика не на словах, а на деле.
Оздоровительные минутки может проводить сам педагог или с помощью учащихся-инструкторов. Можно использовать различные предметы или подручные средства, которые позволят разнообразить физминутки.
Упражнения, которые можно использовать, необходимо делать сюжетными, давать им названия. Это способствует развитию интереса учащихся к их выполнению, формирует наблюдательность, интерес к окружающей жизни. Оздоровительные минутки способствуют не только сохранению физического здоровья, но и сохранению их психического здоровья.
Преимущества проведения физминуток на уроке:
1. Физминутки проводятся по единому расписанию в масштабах всей школы. Например, учителя знают, что после 2-ого урока на каждом последующем каждый учитель должен проводить физминутку на своем уроке.
2. В них могут принимать участие все ученики класса, вне зависимости от какого бы то ни было заболевания.
3. Благодаря разминкам учащиеся получают возможность расслабиться психически и физически после длительного сидения и интенсивной учебной деятельности.
4. Игровые физминутки способствуют повышению работоспособности, активности учащихся на последующих уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость.
5. Учебное время после физминуток не будет потеряно зря.
6. Для проведения физминуток не нужны спортивные снаряды и спортивное оборудование.
7. Данные упражнения можно сочетать с интеллектуальными заданиями, что позволит развивать одновременно как интеллектуальную сферу ребенка, так и его двигательную активность.
Иногда школьные результаты способствуют формированию стрессов, которые, накапливаясь, губительно действуют на детский организм. У детей пропадает желание учиться, они становятся злыми, агрессивными. Окружающий мир перестает быть для него радостным и занимательным, ребенок отгораживается и закрывается от всех, оставаясь наедине со своими проблемами.
Двигательные разминки дают возможность «выпустить» пар, разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться, а за тем с новыми силами взяться за дело.
Организм ребенка младшего школьного возраста отличается незавершенностью развития важных для школьного обучения органов и функциональных систем. В связи с этим правильно организованный учебный процесс способствует не только качественному овладению общеучебными умениями и навыками для школьника, но и благоприятному росту и развитию ученика, укреплению его здоровья.
К учебному процессу предъявляют особые требования:
- строгое регламентирование учебной нагрузки;
- учет динамики умственной работоспособности учеников в течение дня, четверти, года.
Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у детей школьного возраста имеет два основных типа. 1-ый подъем приходится на интервал 9-11 часов (отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма). Поэтому в расписании уроков для младших школьников основные предметы должны проводиться на 2-3-м уроках. Начиная с 12 часов, работоспособность начинает падать, заметно снижаясь к 14 часам. Во второй половине дня начинается новый подъем, с 16 до 18 часов работоспособность остается достаточно высокой.
Неодинакова работоспособность и в течение учебной недели. Ее уровень в начале недели довольно низок, нарастает к середине недели и в конце недели вновь падает. Поэтому наибольший объем нагрузки должен приходиться на вторник и среду.
Эффективность работы учащихся на уроке во многом зависит от умения учителя разнообразить урок использованием наглядного и дидактического материала, применением различных средств обучения.
Физминутки на уроках обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока.
Насколько эффективна физкультурно-оздоровительная работа, мы можем судить по следующим показателям:
- уровень заболеваемости на 1 ребенка;
- функциональные показатели: а) частота пульса в покое; б) время восстановления ЧСС после функциональной пробы; в) тип реакции ССС на физическую нагрузку; г) длительность задержки дыхания на вдохе;
- самостоятельное использование школьниками физупражнений в режиме дня для укрепления здоровья;
- перераспределение детей по группам здоровья.
Физминутки проводятся в течение 2-3 минут в момент проявления признаков утомления. Комплекс включает 3-4 упражнения. Каждое упражнение повторяется не менее 4-6 раз. Выполнение должно быть эмоциональным, что может быть достигнуто путем произнесения простейших стихотворных текстов в ритме движений. Комплексы могут выполняться стоя или сидя, вслед за показом или вместе с учителем.
Пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Она оказывает развивающее и оздоравливающе значение. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Исследования физиологов подтверждают также связь развития рук с развитием мозга. Учёные доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребёнка. Каждый палец имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция "схемы человеческого тела", а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Пальчиковую гимнастику можно проводить на каждом уроке СБО. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трёх до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение - двумя руками вместе. Указания учителя должны быть спокойными, доброжелательными, чёткими.
(Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук. Можно использовать резиновые игрушки).
(Поднять кисть правой или левой руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого).
(Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.