«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»
Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
музыка +1
Взрослым
21.09.2018
Музыкальный фольклор - уникальная самобытная культура наших предков - осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам.
На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора - повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.
фольклор.docx
«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ
МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ» ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к
музыкальному, в последнее время в нашей стране ещё более возросли.
Истинно художественной и естественной почвой для музыкального
воспитания ребёнка является фольклор того народа, к которому он
принадлежит, как среда, в которой искусство органично слито с жизнью и
мировоззрением людей. Народное искусство дарит детям встречи с
напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным
и ласковым родным языком.
Музыкальный фольклор уникальная самобытная культура наших
предков осознается современным обществом как значительный фактор
духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным
жизненным истокам.
Фольклор это создаваемая народом и бытующая в народных массах
поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и
бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре
воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая
фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний.
Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач
нравственного и эстетического воспитания,
способностей подрастающего поколения.
развития творческих
Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников
открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому
поиску инновационных методов обучения и воспитания.
Знакомство с произведениями музыкального фольклора обогащает
чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет
неоценимую роль во всестороннем развитии и воспитании личности.
3 В работах многих исследователей (Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, А. Г.
Арушанова, Л. В. Кокуева, Л. Е. Стрельцова, Л. И. Мельникова, А. Н. Зимина,
Е. Г. Речицкая, О. Н. Грачева и др.) отмечается важность приобщения ребенка
в устному народному творчеству, определяются цели и задачи знакомства
дошкольников с произведениями фольклора, разрабатываются методы и
приемы развития и воспитания детей на основе произведений фольклора.
На современном этапе главная задача музыкального воспитания
дошкольников средствами музыкального фольклора повернуться лицом к
народной музыке, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются
основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются
способности, умения и навыки.
4 ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО
ФОЛЬКЛОРА
Фольклор художественное народное искусство, художественная
творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и
бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура,
изобразительное и декоративноприкладное искусство. В коллективном
художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность,
общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования.
Фольклор творчество, создаваемое народом и для народа.
Фольклор это творческий организм, система творческого мышления
народа, выработанная вековыми традициями.
Характерно для всех видов фольклора, что создатели произведения
являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь,
может быть созданием вариантов, обогащающих традицию; важен также
теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми,
которые сами могут выступать как участники творческого процесса.
Народное поэтическое творчество
массовое словесное
художественное творчество того или иного народа; совокупность его видов и
форм есть фольклор. Словесное художественное творчество возникло в
процессе формирования человеческой речи. В доклассовом обществе оно
тесно связано с другими видами деятельности человека, отражая начатки его
знаний и религиозномифологических представлений. В процессе социальной
дифференциации общества возникли различные виды и формы устного
словесного творчества, выражавшего интересы разных обществ, групп и
слоев.
От поколения к поколению передавались песни, пляски, хороводы,
праздники, гулянье как самые прекрасные мгновения в жизни людей, те, что
хотелось передать в дар следующему поколению.
5 Народная музыка
музыкальный фольклор вокальное
(преимущественно песенное), инструментальное и вокальноинструментальное
коллективное творчество народа; бытует, как правило, в неписьменной форме
и передаётся благодаря исполнительским традициям.
Жанровое богатство народной музыки результат разнообразия её
жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь
крестьянина: календарные праздники годового земледельческого круга
(колядки, веснянки, масленичные, купальские песни), полевые работы
(покосные, жатвенные песни), рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные
песни), смерть (похоронные плачипричитания).
Музыкальное искусство жило в народе задолго до появления
профессиональных сочинителей музыки композиторов. Песни и наигрыши
украшали быт и увеселения молодежи и старших поколений, служили важной
составной частью свадебных ритуалов, земледельческих обрядов. В течение
веков одни из песен забывались, другие возрождались.
У каждого народа есть своя народная музыка, особенная, национальная.
И она имеет свои черты: лад, интонации, костюмы, обычаи, от природы
зависит особенность музыкальных инструментов. У одного народа больше
песенности, у другого танцевальности, у других маршевости. Издавна народ
придает своему песенному творчеству большое воспитательное значение.
Народная музыка звучала во времена всех важных событий жизни семьи,
на многих языческих и христианских праздниках, во время различных обрядов
и увеселений.
Песня является одним из основных традиционных жанров
национального музыкального фольклора, представляющая собой глубокий и
правдивый музыкальный образ народа, его характера, психологии и
мировоззрения.
6 Песня самая богатая и развитая область устного народного
творчества. Здесь отразились все стороны жизни народа: и беззаботная
веселость молодежи, и глубокие размышления старших поколений о смысле
человеческой жизни, тонкая наблюдательность, обычаи, детали быта,
особенности национальной эстетики, психологии и нравственности. В песнях
отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа.
Колыбельные песни спутник детства. В младенчестве матери и
бабушки убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекали их
пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками,
подбрасывая их на коленях или на руках. Общеизвестны: “Сорокаворона,
кашу варила…”; “Ладушкиладушки! Где были? У бабушки…”.
Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого
маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию.
Младенческие колыбельные песни ("Баю, баюшки, баю"), пестушки и потешки
("Ладушки") это своеобразный вклад народной педагогики, нашедший
доступные для младенцев слова и поэтические образы.
Народная лирическая песня существенно отличается от других родов
и видов фольклора. Её состав разнообразнее, чем героического эпоса, сказок и
других жанров. Создавались песни в далеко не одинаковое время. Каждое
время слагало свои песни. Неодинакова и длительность жизни каждого
песенного жанра.
Детский музыкальный фольклор это особенная область народного
творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально
поэтических жанров фольклора.
Песни детства представляют собой сложный комплекс: это и песни
взрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки и
пестушки); и песни, постепенно перешедшие из взрослого репертуара в
детский (колядки, веснянки, заклички, игровые песни); и песенки,
7 сочинявшиеся самими детьми. В детскую поэзию включают также прибаутки,
считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, сказки.
Пестушки песенки и стишки, которыми сопровождают первые
сознательные движения ребенка. Например:
Ах, поет, поёт
Соловушка!
Ах, поёт, поёт
Молоденький;
Молоденький,
Хорошенький,
Пригоженькой.
Потешки песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами,
ручками, ножками. Например:
“Потягунючки, поростунюшки!
Роток говорунюшки,
Руки хватунюшки,
Ноги ходунюшки. ”
Заклички детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю,
птицам:
Весна красна! На чём пришла?
На сошечке, на бороночке,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку.
Приговорки словесные обращения к комулибо. Например, говорят в
бане:
С гоголя вода,
С младенца худоба!
Укатись вся.
8 Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе
труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и
выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти
маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря
простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их,
приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в
своей речи.
Лирические, обрядовые, хороводные, скоморошьи песни это золотой
фонд, любовно сохраненный предшествующими поколениями.
Песни отличаются широтой тем, разнообразием поэтических образов (от
“водички”, умывающей “личико”, до весны “весны красной, весны ясной"
или птиц, несущих изза моря “ключи весенние”); богатством стихотворных
форм, размеров (от четких, точных рифм “Наша Маша.", “Ладушки.",
“Огуречик." до белого стиха “Солнышко катилось ко западу.", “Ты трава
ли моя, травушка. ”); интонацией (от ласковой лирической “Потягунушки,
потягунушки. ” до юмористической “Ты умница, разумница. ”).
Фольклор является действенным средством воспитания национального
эстетического
нравственности,
характера мышления,
патриотизма,
самосознания.
9 ГЛАВА II. РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В
ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Период дошкольного детства является, как показали исследования
педагогов и психологов (Венгер Л. А., Грибовская А. А., Доронова Т. Н.,
Комарова Т. С., Саккулина Н. П., Шпикалова Т. Я.) наиболее сензитивным к
восприятию народного искусства.
Воспитательный потенциал музыкального фольклора не просто
значителен, но и перспективен. Музыка своего народа является верным
средством познания жизни для детей.
Гениальный творец языка и величайший педагог народ создал такие
произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем
ступеням эмоционального и нравственного развития.
Фольклор действенный метод гуманизации воспитания с первых лет
жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического
воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей.
Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный
заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко
устанавливаем с ребёнком (детьми) эмоциональный контакт, эмоциональное
общение.
Первое знакомство ребёнка с музыкальным фольклором начинается с
малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок,
приговорок, скороговорок, песенок небылиц, которые веками создавались
народом в процессе труда на природе, в быту это пение колыбельных, игр с
пестованием. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по
содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые
богатства.
Колыбельная первая для детей музыкальная и поэтическая
информация. А так как слышат они песни перед сном, во время засыпания, то
10 память наиболее ценно охватывает и заполняет интонационные обороты,
мотивы. Слова, звучащие в песнях. Поэтому пение колыбельных песен
ребёнку имеет большое значение в его музыкальном воспитанием, в развитии
творческого мышления, памяти, становление уравновешенной психики. В
народных колыбельных песнях к ребёнку часто обращаются по имени, и это
очень важно для общения с ним, например:
Котик серый, хвостик белый
Приди, котик ночевать,
Мою Ирочку качать,
А уж я к тебе, коту,
За работу заплачу:
Кувшин молока да кусок пирога.
Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными
песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Когда ребенок
начинает понимать речь, узнавать близких его забавляют песенками и
короткими стишкамипестушками. Их назначение вызвать у ребенка
радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешкистишки и стихи к
первым играм с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед
прибаутокпесенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным
содержанием, затем сказок.
Народ мудрый и добрый учитель, создал множество песен, попевок,
приговорок, потешек, дающих нам без назидательных сухих нравоучений в
приятной для ребёнка форме обучать его тому или иному навыку. Народные
песенки и потешки помогают воспитывать положительное отношение детей к
режимным моментам. Умывая малыша напивают ему ласково:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы щёчки краснели,
11 Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Ребёнок с удовольствием выполняет действия. Так же воспитывается
чувство доброты, заботы, например: “КисонькаМурсонька, где была? … Не
ешь одна (оставь ребяткам) ”. Очень легко потешкой остановить назревший
конфликт, недоразумение:
На улице две курицы
С петухом дерутся.
Две девицыкрасавицы
Смотрят и смеются.
Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и
ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению,
проходят школу художественной фонетики.
Пестушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном
развитии человека, в его нравственноэстетическом воспитании. Они трогают
сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. Маленьким детям ещё
не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в
раннем детстве зарождается любовь к ней.
Потешки являются богатейшим материалом для развития звуковой
культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к
дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную
выразительность его речи.
Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие
шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и
мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к
образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.
Целый пласт песен имеет четко выраженную воспитательную
направленность. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, песни
12 игры готовят ребенка к жизни. Традиции русского народа, его историческое
прошлое, элементы крестьянского труда, национальнопсихологические черты
находят отражение в детских песнях. Многие забавы, игры это как бы
шуточное подражание трудовому процессу взрослых ("А мы просто сеяли").
Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей
дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе
ктото из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: "Не
плачь, не плачь, куплю калач". В потешках, в которых имеется
звукоподражание голосам животных и конкретно описываются их повадки,
малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Что так рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
В результате общения с фольклорными произведениями ребенку
передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть,
нежность. Они активизируют познавательное и умственное развитие,
способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего
развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное
отношение к миру.
Благодаря своей исключительной задушевности и искренности,
народное песенное творчество оказывает самое непосредственное и глубокое
воздействие на эмоциональный мир детей.
Музыкальный детский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по
тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру
исполнения. Песенкиминиатюры (четверостишия) доступны для детей 34
лет. Однако бывают сложные и большие по объему песни (сто и более стихов),
которые доступны детям старшего возраста.
13 С помощью народных песен у детей будут развиваться вокальные
навыки: правильное звуковедение и плавное исполнение. Этому будут
способствовать различные распевы, которые всегда присутствуют в русских
народных песнях.
14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Народная педагогика располагает разнообразными средствами
воспитания детей. Важное место среди них занимают произведения
музыкального фольклора.
Фольклор одна из самых ярких форм выражения народом глубокого
чувства любви и привязанности к родной земле, языку, культуре.
В народном искусстве обобщены представления о прекрасном,
эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в
поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи,
особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.
Русский фольклор душа русского искусства, русской музыки.
Произведение народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они
поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными
фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем
раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Народная музыка органично
вплеталась в человеческую жизнь с рождения и до смерти. Такой же
органичной, естественной и необходимой должна стать музыка для ребёнка
сегодня.
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают
специфическими возможностями и воздействия на формирование личности
человека.
Музыкальный фольклор богат ритмами и повторами, он несет в себе
конкретные образы, краски, доступен и интересен ребенку, что является
основой для пробуждения и упрочения эмоционально положительного
отношения детей к нему. Ценность музыкального фольклора определяется
еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам
выразительности, и это воздействие носит естественный характер.
15 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асафьев Б. В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский,
А. Кунанбаева. Л.: Музыка, 1987.
2. Бахметьева Т. Н. Детские частушки, шутки, прибаутки.
М.: Академия развития, 1997.
3. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение // из
опыта работы муз. руководителей детских садов М.: Просвещение, 1983.
4. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального
воспитания в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. интов по спец.
"Дошкольная педагогика и психология". М.: Просвещение, 1983 255с.
5. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для
родителей и педагогов. (Составляли Т.И. Бахметьева, Г. Т. Соколова.
Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. Ярославль: “Академия развития”,
1997 224с.)
6. Зимина А. Н. Народные игры с пением. М.: Сфера, 2000.
7. Мерзлякова С. И., Комалькова Е. Ю. Фольклорные праздники,
народные песни, игры, обрядовые сценки, хороводы для детей дошкольного и
младшего школьного возраста: Гусли звончатые. М.: Владос, 2001. 55с.
8. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. М. 1987.
9. Минц С. И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика.
Хрестоматия. М. 1971.
10. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей.
Ярославль "Академия развития", 1997.
16
«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»
«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»
«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»
«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»
«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»
«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»
«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»
«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»
«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»
«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»
«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»
«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»
«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»
«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»
«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»
«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.