«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»
Оценка 4.6

«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
музыка +1
Взрослым
21.09.2018
«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»
Музыкальный фольклор - уникальная самобытная культура наших предков - осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора - повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.
фольклор.docx
«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ» ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Интерес   и   внимание   к   народному   искусству,   в   том   числе   и   к музыкальному,   в   последнее   время   в   нашей   стране   ещё   более   возросли. Истинно   художественной   и   естественной   почвой   для   музыкального воспитания   ребёнка   является   фольклор   того   народа,   к   которому   он принадлежит, как среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением   людей.   Народное   искусство   дарит   детям   встречи   с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком. Музыкальный   фольклор   ­   уникальная   самобытная   культура   наших предков   ­   осознается   современным   обществом   как   значительный   фактор духовности,   преемственности   поколений,   приобщения   к   национальным жизненным истокам. Фольклор ­ это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой   уклад,  знание   жизни, природы, культы  и  верования. В  фольклоре воплощены   воззрения,   идеалы   и   стремления   народа,   его   поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний. Фольклору   отводится   все   более   заметное   место   в   выполнении   задач нравственного   и   эстетического   воспитания, способностей подрастающего поколения.   развития   творческих Обращение   к   музыкальному   фольклору   в   воспитании   дошкольников открывает   широкие   возможности   педагогическому   творчеству,   смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания. Знакомство   с   произведениями   музыкального   фольклора   обогащает чувства   и   речь,   формирует   отношение   к   окружающему   миру,   играет неоценимую роль во всестороннем развитии и воспитании личности. 3 В работах многих исследователей (Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, Л. В. Кокуева, Л. Е. Стрельцова, Л. И. Мельникова, А. Н. Зимина, Е. Г. Речицкая, О. Н. Грачева и др.) отмечается важность приобщения ребенка в  устному   народному   творчеству,   определяются   цели   и   задачи   знакомства дошкольников   с   произведениями   фольклора,   разрабатываются   методы   и приемы развития и воспитания детей на основе произведений фольклора. На   современном   этапе   главная   задача   музыкального   воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора ­ повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются основные   понятия   у   ребенка,  формируется   речь   и   мышление,  развиваются способности, умения и навыки. 4 ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА  Фольклор  ­   художественное   народное   искусство,   художественная творческая   деятельность   трудового   народа;   создаваемые   народом   и бытующие   в   народных   массах   поэзия,   музыка,   театр,   танец,   архитектура, изобразительное   и   декоративно­прикладное   искусство.   В   коллективном художественном   творчестве   народ   отражает   свою   трудовую   деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. Фольклор ­ творчество, создаваемое народом и для народа. Фольклор ­ это творческий организм, система творческого мышления народа, выработанная вековыми традициями. Характерно   для   всех   видов   фольклора,   что   создатели   произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может   быть   созданием   вариантов,   обогащающих   традицию;   важен   также теснейший   контакт   исполнителей   с   воспринимающими   искусство   людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса. Народное   поэтическое   творчество  ­   массовое   словесное художественное творчество того или иного народа; совокупность его видов и форм   ­   есть   фольклор.   Словесное   художественное   творчество   возникло   в процессе   формирования   человеческой   речи.   В   доклассовом   обществе   оно тесно связано с другими видами деятельности человека, отражая начатки его знаний и религиозно­мифологических представлений. В процессе социальной дифференциации   общества   возникли   различные   виды   и   формы   устного словесного   творчества,   ­   выражавшего   интересы   разных   обществ,   групп   и слоев. От   поколения   к   поколению   передавались   песни,   пляски,   хороводы, праздники, гулянье как самые прекрасные мгновения в жизни людей, те, что хотелось передать в дар следующему поколению. 5 Народная   музыка  ­   музыкальный   фольклор   ­   вокальное (преимущественно песенное), инструментальное и вокально­инструментальное коллективное творчество народа; бытует, как правило, в неписьменной форме и передаётся благодаря исполнительским традициям.  Жанровое   богатство   народной   музыки   ­   результат   разнообразия   её жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина:   календарные   праздники   годового   земледельческого   круга (колядки,   веснянки,   масленичные,   купальские   песни),   полевые   работы (покосные, жатвенные песни), рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни), смерть (похоронные плачи­причитания). Музыкальное   искусство   жило   в   народе   задолго   до   появления профессиональных сочинителей музыки ­ композиторов. Песни и наигрыши украшали быт и увеселения молодежи и старших поколений, служили важной составной частью свадебных ритуалов, земледельческих обрядов. В течение веков одни из песен забывались, другие возрождались. У каждого народа есть своя народная музыка, особенная, национальная. И   она   имеет   свои   черты:   лад,   интонации,   костюмы,   обычаи,   от   природы зависит   особенность   музыкальных   инструментов.   У   одного   народа   больше песенности, у другого танцевальности, у других маршевости. Издавна народ придает своему песенному творчеству большое воспитательное значение. Народная музыка звучала во времена всех важных событий жизни семьи, на многих языческих и христианских праздниках, во время различных обрядов и увеселений. Песня   является   одним   из   основных   традиционных   жанров национального музыкального фольклора, представляющая собой глубокий и правдивый   музыкальный   образ   народа,   его   характера,   психологии   и мировоззрения. 6 Песня  ­   самая   богатая   и   развитая   область   устного   народного творчества.   Здесь   отразились   все   стороны   жизни   народа:   и   беззаботная веселость молодежи, и глубокие размышления старших поколений о смысле человеческой   жизни,   тонкая   наблюдательность,   обычаи,   детали   быта, особенности национальной эстетики, психологии и нравственности. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа.  Колыбельные   песни  ­   спутник   детства.   В   младенчестве   матери   и бабушки убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекали их пестушками   и   потешками,   играя   с   их   пальчиками,   ручками,   ножками, подбрасывая   их   на  коленях   или   на  руках.  Общеизвестны:  “Сорока­ворона, кашу варила…”; “Ладушки­ладушки! Где были? ­ У бабушки…”. Творческая   природа   фольклора   велика:   для   каждого,   даже   самого маленького   ребенка   она   дает   творческий   стимул   к   его   развитию. Младенческие колыбельные песни ("Баю, баюшки, баю"), пестушки и потешки ("Ладушки")   ­   это   своеобразный   вклад   народной   педагогики,   нашедший доступные для младенцев слова и поэтические образы. Народная лирическая песня существенно отличается от других родов и видов фольклора. Её состав разнообразнее, чем героического эпоса, сказок и других жанров. Создавались песни в далеко не одинаковое время. Каждое время   слагало   свои   песни.   Неодинакова   и   длительность   жизни   каждого песенного жанра. Детский музыкальный фольклор ­ это особенная область народного творчества.   Она   включает   целую   систему   поэтических   и   музыкально­ поэтических жанров фольклора. Песни   детства   представляют   собой   сложный   комплекс:   это   и   песни взрослых,   сочиненные   специально   для   детей   (колыбельные,   потешки   и пестушки);   и   песни,   постепенно   перешедшие   из   взрослого   репертуара   в детский   (колядки,   веснянки,   заклички,   игровые   песни);   и   песенки, 7 сочинявшиеся самими детьми. В детскую поэзию включают также прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, сказки. Пестушки  ­   песенки   и   стишки,   которыми   сопровождают   первые сознательные движения ребенка. Например: Ах, поет, поёт Соловушка! Ах, поёт, поёт Молоденький; Молоденький, Хорошенький, Пригоженькой. Потешки  ­   песенки   и   стишки   к   первым   играм   ребенка   с   пальцами, ручками, ножками. Например: “Потягунючки, поростунюшки! Роток ­ говорунюшки, Руки ­ хватунюшки, Ноги ­ ходунюшки. ” Заклички  ­   детские   песенные   обращения   к   солнцу,   радуге,   дождю, птицам: Весна красна! На чём пришла? На сошечке, на бороночке, На овсяном снопочку, На ржаном колосочку. Приговорки ­ словесные обращения к кому­либо. Например, говорят в бане: С гоголя ­ вода, С младенца ­ худоба! Укатись вся. 8 Большинство   песенок,   потешек,   прибауток   создавалось   в   процессе труда  на  природе,  в быту.  Отсюда  их  четкость, ритмичность,  краткость  и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте   и   мелодичности   звучания   дети,   играя,   легко   запоминают   их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи. Лирические, обрядовые, хороводные, скоморошьи песни ­ это золотой фонд, любовно сохраненный предшествующими поколениями. Песни отличаются широтой тем, разнообразием поэтических образов (от “водички”, умывающей “личико”, до весны ­ “весны красной, весны ясной" или птиц, несущих из­за моря “ключи весенние”); богатством стихотворных форм,   размеров   (от   четких,   точных   рифм   ­   “Наша   Маша.",   “Ладушки.", “Огуречик." ­ до белого стиха ­ “Солнышко катилось ко западу.", “Ты трава ли моя, травушка. ”); интонацией (от ласковой лирической ­ “Потя­гунушки, потягунушки. ” ­ до юмористической ­ “Ты умница, разумница. ”). Фольклор является действенным средством воспитания национального   эстетического   нравственности, характера   мышления,   патриотизма, самосознания. 9 ГЛАВА II. РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Период   дошкольного   детства   является,   как   показали   исследования педагогов и психологов (Венгер Л. А., Грибовская А. А., Доронова Т. Н., Комарова Т. С., Саккулина Н. П., Шпикалова Т. Я.) наиболее сензитивным к восприятию народного искусства. Воспитательный   потенциал   музыкального   фольклора   не   просто значителен,   но   и   перспективен.   Музыка   своего   народа   является   верным средством познания жизни для детей. Гениальный творец языка и величайший педагог ­ народ создал такие произведения   художественного   слова,   которые   ведут   ребенка   по   всем ступеням эмоционального и нравственного развития. Фольклор ­ действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни   ребенка,   так   как   содержит   множество   ступеней   педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд.  Вся   ценность   его  заключается   в  том,  что  с  его   помощью   мы   легко устанавливаем с ребёнком (детьми) эмоциональный контакт, эмоциональное общение.  Первое знакомство ребёнка с музыкальным фольклором начинается с малых   фольклорных   форм:   частушек,   потешек,   прибауток,   считалок, приговорок, скороговорок, песенок ­ небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе, в быту ­ это пение колыбельных, игр с пестованием.   И   хотя   они   состоят   из   нескольких   строк   незатейливых   по содержанию   и   простых   по   форме,   однако,   таят   в   себе   немалые   жанровые богатства. Колыбельная   ­   первая   для   детей   музыкальная   и   поэтическая информация. А так как слышат они песни перед сном, во время засыпания, то 10 память   наиболее   ценно   охватывает   и   заполняет   интонационные   обороты, мотивы.   Слова,   звучащие   в   песнях.   Поэтому   пение   колыбельных   песен ребёнку имеет большое значение в его музыкальном воспитанием, в развитии творческого   мышления,   памяти,   становление   уравновешенной   психики.   В народных колыбельных песнях к ребёнку часто обращаются по имени, и это очень важно для общения с ним, например: Котик серый, хвостик белый Приди, котик ночевать, Мою Ирочку качать, А уж я к тебе, коту, За работу заплачу: Кувшин молока да кусок пирога. Поэзия   пестования,   материнская   поэзия   открывается   колыбельными песнями,   назначение   которых   убаюкать,   усыпить   младенца.   Когда   ребенок начинает   понимать   речь,   узнавать   близких   его   забавляют   песенками   и короткими   стишками­пестушками.   Их   назначение   ­   вызвать   у   ребенка радостные,   бодрые   эмоции.   За   ними   следуют   потешки­стишки   и   стихи   к первым   играм   с   пальцами,   ручками,   ножками.   Позднее   наступает   черед прибауток­песенок   и   стихов,   интересных,   прежде   всего   своим   занятным содержанием, затем сказок. Народ ­ мудрый и добрый учитель, создал множество песен, попевок, приговорок, потешек, дающих нам без назидательных сухих нравоучений в приятной для ребёнка форме обучать его тому или иному навыку. Народные песенки и потешки помогают воспитывать положительное отношение детей к режимным моментам. Умывая малыша напивают ему ласково: Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтобы щёчки краснели, 11 Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Ребёнок с удовольствием выполняет действия. Так же воспитывается чувство доброты, заботы, например: “Кисонька­Мурсонька, где была? … Не ешь одна (оставь ребяткам) ”. Очень легко потешкой остановить назревший конфликт, недоразумение: На улице две курицы С петухом дерутся. Две девицы­красавицы Смотрят и смеются. Малые   формы   фольклора   лаконичны   и   четки   по   форме,   глубоки   и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. Пестушки,   колыбельные   песни   играют   огромную   роль   в   духовном развитии человека, в его нравственно­эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Потешки   являются   богатейшим   материалом   для   развития   звуковой культуры   речи.   Развивая   чувство   ритма   и   рифмы,   мы   готовим   ребенка   к дальнейшему   восприятию   поэтической   речи   и   формируем   интонационную выразительность его речи. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи. Целый   пласт   песен   имеет   четко   выраженную   воспитательную направленность. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, песни­ 12 игры готовят ребенка к жизни. Традиции русского народа, его историческое прошлое, элементы крестьянского труда, национально­психологические черты находят   отражение   в   детских   песнях.   Многие   забавы,   игры   ­   это   как   бы шуточное подражание трудовому процессу взрослых ("А мы просто сеяли"). Очень   большое   значение   имеют   потешки   для   воспитания   у   малышей дружелюбия,   доброжелательности,   чувства   сопереживания.   Если   в   группе кто­то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: "Не плачь,   не   плачь,   куплю   калач".   В   потешках,   в   которых   имеется звукоподражание голосам животных и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому: Петушок, петушок, Золотой гребешок, Что так рано встаешь, Деткам спать не даешь? В   результате   общения   с   фольклорными   произведениями   ребенку передаются   их   настроения   и   чувства:   радость,  тревога,   сожаление,  грусть, нежность.   Они   активизируют   познавательное   и   умственное   развитие, способствуют   ознакомлению   с   окружающим   миром,   в   результате   чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру. Благодаря   своей   исключительной   задушевности   и   искренности, народное песенное творчество оказывает самое непосредственное и глубокое воздействие на эмоциональный мир детей. Музыкальный детский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по тематике   и   содержанию,   музыкальному   строю,   композиции,   характеру исполнения.   Песенки­миниатюры   (четверостишия)   доступны   для   детей   3­4 лет. Однако бывают сложные и большие по объему песни (сто и более стихов), которые доступны детям старшего возраста.  13 С   помощью   народных   песен   у   детей   будут   развиваться   вокальные навыки:   правильное   звуковедение   и   плавное   исполнение.   Этому   будут способствовать различные распевы, которые всегда присутствуют в русских народных песнях. 14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Народная   педагогика   располагает   разнообразными   средствами воспитания   детей.   Важное   место   среди   них   занимают   произведения музыкального фольклора.  Фольклор ­ одна из самых ярких форм выражения народом глубокого чувства любви и привязанности к родной земле, языку, культуре. В   народном   искусстве   обобщены   представления   о   прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение.   Через   народное   искусство   ребенок   познает   традиции,   обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Русский   фольклор   ­   душа   русского   искусства,   русской   музыки. Произведение   народного   фольклора   бесценны.   В   них   сама   жизнь.   Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Народная музыка органично вплеталась   в   человеческую   жизнь   с   рождения   и   до   смерти.   Такой   же органичной, естественной и необходимой должна стать музыка для ребёнка сегодня. Музыка   и   различные   виды   музыкальной   деятельности   обладают специфическими  возможностями  и воздействия  на формирование личности человека. Музыкальный фольклор богат ритмами и повторами, он несет в себе конкретные   образы,   краски,   доступен   и   интересен   ребенку,   что   является основой   для   пробуждения   и   упрочения   эмоционально   ­   положительного отношения  детей  к  нему. Ценность  музыкального  фольклора  определяется еще  и тем, что  оно  воздействует   на чувства   ребенка  благодаря  средствам выразительности, и это воздействие носит естественный характер. 15 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Асафьев   Б.   В.   О   народной   музыке   /   Сост.   И.   Земцовский, А. Кунанбаева. ­ Л.: Музыка, 1987. 2. Бахметьева   Т.   Н.   Детские   частушки,   шутки,   прибаутки.   ­ М.: Академия развития, 1997. 3. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение // из опыта работы муз. руководителей детских садов ­ М.: Просвещение, 1983. 4. Ветлугина  Н.  А.,  Кенеман  А.  В. Теория  и  методика  музыкального воспитания в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин­тов по спец. "Дошкольная педагогика и психология". ­ М.: Просвещение, 1983 ­ 255с. 5. Детские   частушки,   шутки,   прибаутки.   Популярное   пособие   для родителей   и   педагогов.   (Составляли   Т.И.   Бахметьева,   Г.   Т.   Соколова. Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. ­ Ярославль: “Академия развития”, 1997 ­ 224с.) 6. Зимина А. Н. Народные игры с пением. ­ М.: Сфера, 2000. 7. Мерзлякова   С.   И.,   Комалькова   Е.   Ю.   Фольклорные   праздники, народные песни, игры, обрядовые сценки, хороводы для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Гусли звончатые. ­ М.: Владос, 2001. ­ 55с. 8. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. ­ М. 1987. 9. Минц   С.   И.,   Померанцева   Э.В.   Русская   фольклористика. Хрестоматия. ­ М. 1971. 10. Михайлова   М.   А.   Развитие   музыкальных   способностей   детей.   ­ Ярославль "Академия развития", 1997. 16

«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»

«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»

«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»

«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»

«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»

«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»

«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»

«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»

«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»

«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»

«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»

«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»

«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»

«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»

«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»

«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»

«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»

«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»

«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»

«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»

«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»

«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»

«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»

«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»

«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»

«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»

«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»

«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»

«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»

«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»

«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»

«ФОЛЬКЛОР КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ»
Скачать файл