Представленный материал предназначен для организации внеурочной работы по нравственному воспитанию детей младшего и среднего школьного возраста. Способствует расширению кругозора и развитию творческих способностей учащихся, формированию в них духовных и моральных качеств личности. Может быть использован при проведении классных часов, тематических мероприятий, вечеров, встреч, бесед за круглым столом.
ФОЛЬКЛОРНАЯ ЯРМАРКА
Цели: формирование представлений о народной художественной
культуре; пробуждение интереса к национальному искусству своего
народа; приобщение к русскому фольклору; воспитание патриотических
чувств и сознания на основе исторических ценностей России.
Задачи: развивать познавательные навыки, творческие способности
личности, художественный вкус; формировать интерес к народному
искусству;
преемственности
культурообразующих исконно русских традиций; воспитывать
сознательное отношение к народному достоянию, уважение к
национальным традициям.
создавать
условия
для
Оформление: бутафорский дом, утварь, расписная посуда, вышитые
скатерти, салфетки, полотенца, коврики, прялка, веретёна, яркие
цветные платки и т. п., дети в русских народных костюмах.
Х о д м е р о п р и я т и я
Звучит песня «Коробейники». Прибытие гостей.
1й с к о м о р о х . На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
2й с к о м о р о х . Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
1й с к о м о р о х . Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
2й с к о м о р о х . И со всех концов земли
Все на ярмарку пришли!
1й с к о м о р о х . Народ собирается!
2й с к о м о р о х . Наша ярмарка открывается!
Входят Фома и Ерёма. Во время диалога оба «окают».
Ф о м а . Здорово, брат Ерёма!
Е р ё м а . Здорово, брат Фома!
Ф о м а . Куда идёшь? Куда путь держишь?
Е р ё м а . На ярмарку иду!
Ф о м а . А кто ж тебе про ярмаркуто сказал?
Е р ё м а . Да кума сказала.Ф о м а . А кума откуда знает?
Е р ё м а . А кума всё знает, что на свете делается. А ты бывал ли,
брат Фома, на ярмарке?
Ф о м а . Бывал!
Е р ё м а . Велика ли ярмарка?
Ф о м а . Да я не мерил.
Е р ё м а . А сильна ль?
Ф о м а . Не боролся!
Е р ё м а . А кого ты на ярмарке видел?
Ф о м а . Видел, как на цепи водили безрогую, бесхвостую корову,
глаза у неё узенькие, а лоб широкий.
Е р ё м а . Да ведь это медведь был!
Ф о м а . Какой там медведь? Он не такой: медведь серый, хвост
длинный, рот большой!
Е р ё м а . Да это волк!
Ф о м а . Всё ты, брат, говоришь не в толк! Волка видел я: он
маленький, глазки косые, ушки длинненькие, с горки на горку
подпрыгивает, да от собак убегает.
Ф о м а . Да это заяц!
Ф о м а . Да какой там заяц! Да вон он сам сюда идёт –смотри!
Разбегаются. Появляются ведущие.
1й в е д у щ и й . Солнце яркое встаёт.
Спешит на ярмарку народ!
2й в е д у щ и й . А на ярмарке товары!
Пышут жаром самовары!
Появляются коробейники с лотками, зазывают покупателей.
1й к о р о б е й н и к .
Мы ребята удалые!
Мы ребята озорные!
Всех на ярмарку зовём!
Мы игрушки продаём!
1й к о р о б е й н и к .
А ну, честной народ,
Подходи посмелей,
Покупай товар, не робей!
Один из зрителей достаёт у коробейника карточку, на которойнаписано, например: «сказка». Дети инсценируют сказку. Возможны
другие варианты. Дети готовы представить любой жанр устного
народного творчества.
1й в е д у щ и й .
Начинаются наши сказки,
Заплетаются наши сказки
На мореокияне, на острове Буяне.
Там берёзонька стоит,
На ней люлечка висит,
В люльке зайка крепко спит.
Как у зайки моего
Одеяльце шелково,
Перинушка пухова,
Подушечка в головах.
2й в е д у щ и й .
Рядом бабушка сидит,
Зайке сказки говорит.
Сказки старинные,
Не короткие, не длинные.
Про кошку, про ложку,
Про лису и про быка,
Про кривого пастуха,
Про гусейлебедей,
Про смышлёных зверей...
1й в е д у щ и й . Это присказка, а сказка?
2й в е д у щ и й . Сказка будет впереди.
Инсценируется сказка.
Сказка «Репка»
Действующие лица: ведущий, дед, бабка, внучка, Жучка, Мурка,
мышка.
В е д у щ и й . Репку дед посадил, он старался, что есть сил. Репка
выросла на диво! Так вкусна и так красива!
Д е д . Надо репку уже рвать, бабку надо бы позвать. Нука, бабка, не
ленись и за мною становись.
Бабка и дед тянут репку.Б а б к а . Надо внучку бы позвать, так нам репку не сорвать! Очень
выросла большая и тяжёлая какая!
В е д у щ и й . Стали внучку вместе звать, а потом тянуть опять.
В н у ч к а . Нет, не справимся опять, нашу Жучку надо звать. Нука,
Жучка, не ленись, за подол скорей берись!
В е д у щ и й . Жучка к внучке подбежала и за юбку тянуть стала.
Только репка всё на месте, нет, не вытянуть им вместе!
Ж у ч к а . Гавгавгав, что за беда? Нужно Мурку звать тогда!
В е д у щ и й . Тут и Мурка подоспела, и они взялись за дело! Тянут
славно, но беда: ни туда и ни сюда!
М у р к а . Кликнуть мышку не мешало б, только что вот тут бежала!
В с е (вместе). Мышка, мышка, не ленись, с нами вместе потрудись!
М ы ш к а . Потрудиться я бы рада, а какая ждёт награда?
М у р к а . Репки маленький кусочек ты получишь, мой дружочек.
В е д у щ и й . Станем вместе, скажем «ух». Вытащили репку вдруг. И
весёлый хоровод возле репки тут пойдёт.
Хоровод под музыку русской народной песни «Как у наших у
ворот».
Ай да репка, красота,
И кругла ты, и вкусна!
Айлюли, айлюли,
И вкусна ты, и кругла!
Да как дед тебя сажал,
Как тебя он поливал.
Айлюли, айлюли,
Как тебя он поливал!
Да как вместе мы взялись
И немножко напряглись.
Айлюли, айлюли,
Да как вместе напряглись!
Славный вырос урожай,
Удивили мы весь край.
Айлюли, айлюли,
Удивили мы весь край!
Выходят коробейники.1й к о р о б е й н и к .
Давай – покупай!
Выбирай – забирай!
2й к о р о б е й н и к .
Ребята, не зевайте,
Кто что хочет – покупайте!
Другой зритель достаёт другую карточку, например, с надписью
«небылицы». Дети инсценируют.
Д е в о ч к а .
Небывальщинынебылицы
Лежат в бабушкиной светлице,
Завёрнуты в тряпицы
В медном ларце
На дубовом поставце,
Кого хочешь – позабавь,
А ларец обратно на место поставь.
Дети в парах инсценируют небылицы.
1й р е б ё н о к . Ты пирог съел?
2й р е б ё н о к . Нет, не я.
1й р е б ё н о к . А ещё хочешь?
2й р е б ё н о к . Хочу!
1й р е б ё н о к . Что делаешь?
2й р е б ё н о к . Ничего.
1й р е б ё н о к . А он что?
2й р е б ё н о к . Помогать пришёл.
1й р е б ё н о к . Сено для лошади?
2й р е б ё н о к . Да.
1й р е б ё н о к . Напоил лошадь?
2й р е б ё н о к . Напоил.
1й р е б ё н о к . Так иди запрягай!
2й р е б ё н о к . А где она?
1й р е б ё н о к . Здравствуй, кум! Ты куда?
2й р е б ё н о к . Да по дрова поехал.
1й р е б ё н о к . Что везёшь?
2й р е б ё н о к . Сено.
1й р е б ё н о к . Какое сено, ведь это дрова?!2й р е б ё н о к . А коли видишь, так что спрашиваешь?
1й р е б ё н о к . Андрейка, детка, о чём плачешь?
2й р е б ё н о к . Об ворота ударился головой.
1й р е б ё н о к . Скажи, когда это случилось?
2й р е б ё н о к . Вчера вечером.
1й р е б ё н о к . Почему же ты плачешь сегодня?
2й р е б ё н о к . Так вчера дома никого не было!
Выходят коробейники.
К о р о б е й н и к .
Диво дивное! Чудо чудное, а не товар!
Не ходи никуда, а подходи вот сюда!
Гляди, не моргай, рот не разевай!
Ворон не считай, товар покупай!
Третий зритель достаёт, например, карточку с надписью
«докучные сказки».
Докучные сказки
Дети по очереди читают докучные сказки.
М а л ь ч и к .
Жил да был карась,
Вот и сказка началась.
Жилибыли два налима,
Вот и сказки половина.
Жилибыли три гуся,
Вот и сказка вся.
Жилабыла бабка
У самой речки.
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
И купила бабка
Себе мочало –
Эта сказка хороша –
Начинай сначала!
У нашего Гришеньки
1я д е в о ч к а .
2я д е в о ч к а .Под окошком вишенки.
У Семёна в саду клёны,
У Алёны – дуб зелёный.
У Марины – куст малины,
У Арины – две рябины,
У Тараски – лыка связка.
Хороша ли моя сказка?
Выходят коробейники.
2й к о р о б е й н и к .
Здесь игрушки знатные,
Складные да ладные!
Всегда и всюду славятся,
Они и вам понравятся!
На следующей карточке написано «пословицы и поговорки».
Сначала дети по очереди проговаривают пословицы о пословицах, а
затем показывают иллюстрированные по выбору пословицы.
– Без пословицы не проживёшь.
– Пословица не мимо молвится.
– Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.
– Без хозяина земля – круглая сирота.
– Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
– Кто учится смолоду – не знает на старости голоду.
– Правда что золотая дорога.
1й к о р о б е й н и к .
Кушайте, питайтесь!
На нас не обижайтесь!
2й к о р о б е й н и к .
Гости, не зевайте!
Кто что хочет – выбирайте!
Зритель достаёт следующую карточку с записью «песня». Дети
по очереди проговаривают пословицы о песне.
– Песню петь – надо уметь.
– Из песни слова не выкинешь.
– Кто весел, тот и поёт.
– Человек без песни – что птица без крыльев.– Хорошая русская песня дух бодрит.
Затем инсценируется русская народная песня «Как на тоненький
ледок».
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
П р и п е в : Эх! Зимушказима,
Зима снежная была.
(Повторяется после каждого куплета.)
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванечка дружок.
П р и п е в .
П р и п е в .
П р и п е в .
П р и п е в .
П р и п е в .
Ехал Ваня, поспешал,
С своего коня упал.
Он упал да и лежит.
Никто к Ване не бежит.
Две подружки увидали,
Скоро к Ване подбежали.
Скоро к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали.
На коня Ваню сажали,
Путьдорогу показали.
П р и п е в .
Выходят коробейники.
1й к о р о б е й н и к .
Не ходите никуда,
Подходите все сюда!
2й к о р о б е й н и к .
Вот товары хороши!
Выбирайте для души!
Зрители достают карточку с написанным словом «танец».
К о р о б е й н и к .Россиянка в сарафане
Словно облако плывёт.
Не девчонка, а картинка,
Прямо за душу берёт.
В танце красивом,
В танце раздольном
Шагом пройдётся она, не спеша.
Ох, до чего же, ох, до чего же,
Ох, до чего же она хороша!
Исполняется «Русская пляска».
1й к о р о б е й н и к .
Тарыбарырастабары!
Расторгуем все товары!
2й к о р о б е й н и к .
Мой товар на славу
И всем по нраву!
Зрители достают последнюю карточку с надписью «загадки».
Дети показывают иллюстрацииотгадки и читают загадки.
В е д у щ и е .
Вот и солнце закатилось.
Вот и ярмарка закрылась.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
За столы всех приглашаем,
Русским чаем угощаем!
Под песню «Коробейники» гости выходят из зала.