Почти 200 лет в нашей стране развитие систем массового и специального образования шло параллельно. На рубеже 21 века отмечаются две важныетенденции:
• Созданоединоеобразовательноепространство;
• Интеграция стала ведущим направлением в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья;
• Значимой становится проблема психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребёнка в процессах интеграции в социум и в образовательную среду.
Сопровождение –это помощь субъекту(ученику) в принятии решения в сложных ситуациях.
Служба сопровождения – это структурные подразделения образовательного учреждения,подчиняющиеся руководству образовательного учреждения и предназначенные для сопровождения учащихся этого учреждения.
soprovozhdenie_zolotova.docx
ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции»Гармония»
Реализация программы психолого-педагогического
сопровождения
Докладчик Панфилова Н.М. учитель-дефектолог
Рассказово 2017г. Почти 200 лет в нашей стране развитие систем массового и специального образования шло параллельно. На рубеже 21 века отмечаются две
важныетенденции:
Созданоединоеобразовательноепространство;
Интеграция стала ведущим направлением в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья;
Значимой становится проблема психологопедагогического и медикосоциального сопровождения ребёнка в процессах интеграции в
социум и в образовательную среду.
Сопровождение –это помощь субъекту(ученику) в принятии решения в сложных ситуациях.
Служба сопровождения – это структурные подразделения образовательного учреждения,подчиняющиеся руководству образовательного
учреждения и предназначенные для сопровождения учащихся этого учреждения.
Если под понятием сопровождения понимать помощь, поддержку и обеспечение, то и процесс, и метод, и служба сопровождения зародилась
вместе с развитием системы специального образования.
Поэтому если для системы массового образования это явление новое, то в специальном образовании (дефектологии) оно лишь видоизменяет
свою форму и содержание.
Рассмотрим понятия:
Процесс сопровождения – совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту (педагог) определиться с принятием
решения и нести ответственность за реализацию этого решения.
Метод сопровождения способ практического осуществления процесс сопровождения:
диагностика проблемы;
информация о сути проблемы и пути её решения;
консультациина этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы;
помощь на этапе реализации плана решения.
Служба сопровождения это объединение специалистов, осуществляющих процесс сопровождения. Сурдопедагогическое сопровождение – это формирование, развитие и коррекция речи на основе развития слуховой функции с учётом
индивидуальных особенностей обучающихся.
Для практического осуществления процесса сопровождения необходимо начинать с этапа диагностики:
сбор анамнестических данных;
заключение ПМПК;
обследование слуха с помощью речи с индивидуальным слуховым аппаратом и без аппарата;
проверка речи:
выявление особенностей строения и подвижности артикуляционного аппарата
исследование состояния двигательной сферы (артикуляторной моторики)
обследование состояния звукопроизношения
Второй этап:
формированию произношения и РСВ;
недели обучения;
периодический и итоговый контроль.
заполнение индивидуальныхречевых карт;
обсуждение данных обследования индивидуально каждого ребёнка, определение сути проблемы;
составление рабочей программыпо РСВ и формированию произношения с учётом обследования;
реализация этой программы через фронтальные занятия в слуховом кабинете и индивидуальные занятия по
повторная диагностика, направленная на выявление причин низких результатов;
помощь педагогам, родителям в виде консультаций, методическая работа, совместные наблюдения в первые
Вся документация на ребёнка ведётся так, что можно проследить успешность или трудности обучения и скорректировать проблему.
В помощь педагогам я систематизировала материал основных положений коррекционной работы и документации по развитию речевого слуха
и формированию произношения и предлагаю их вашему вниманию. Основные положения коррекционной работы по развитию речевого слуха и формированию
произношения
Составитель: Панфилова Н.М. учительдефектолог Рассказово
1.1 Требования к проведению занятий по развитию слуха и речи
Организационные требования
Индивидуальные занятия с 012 кл. проводятся по специально созданной программе (групповые рекомендательные, можно
проводить индивидуальные занятия)
06кл. 3часа на ученика, 712кл.2 часа на ученика и состоят из двух частей
Форма занятий:
1формирование произношения. (с опорой на слухозрительное восприятие)
2 развитие слухового восприятия. (на слух с ЗУА и без неё)
Примечание (первый год обучения в течение 1 четверти проводятся занятия по произношению)
Технические требования
Индивидуальные занятия проводятся в специально оборудованном помещении слуховой кабинет
*уровень посторонних шумов не более 30дЦ;
*размер кабинета не менее 2х3м.;
*стол учителя, стулья с меняющейся высотой, стол для компьютера и др. аппаратуры ( визуальной и диагностической);
*большое и маленькое зеркало;
*дидактический материал( схемы, таблицы, картинки, учебники и др. материал)
*приборы: шпатели, зонды;
Правила поведения в слуховом кабинете:
Соблюдение слухосберегающих технологий (эксплуатация и уход за аппаратами и вкладышами), использование экрана и
расстояние от микрофона (35см.) Методические рекомендации развития слухового восприятия и формирования произношения
Основная задача обучения произношению – формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи
Определение уровня речевого развития
Обследуется словарь и речь.
1. Вопросы по теме, предложенной учителем.а/. назвать картинки. б/. составить рассказ по картинке. ( по
серии картинок или по опорным словам.) Критерии Л.П. Назаровой
I-оптимальный уровень.
Ученики обладают достаточно полным словарным запасом, соответствующим требованиям программы. Хорошо
понимают обращённую речь, в самостоятельной речи пользуются существительными, прилагательными,
глаголами. Наречиями и предлогами. Встречаются ошибки в виде аграмматизмов и искажений звукобуквенного
состава слов (ослышки).
IIсниженный уровень речевого развития.
Объём словарного запаса приближается к оптимальному. Но встречаются аграмматизмы, искажённое
произношение, а при назывании предмета они используют перефраз. При выяснении понимания речи
отмечается неточное овладение окончаниями, суффиксами, приставками и предлогами. Не используют в речи
такие части речи, как местоимения, наречия. Характерныаграмматизмы, большое кол-во слов (ослышек).
IIIограниченный уровень речевого развития.
Словарный запас значительно ограничен. Что сопровождается неадекватной по смыслу и содержанию
подменой отсутствующих слов. В произношении наблюдается значительное искажение при сохранении
контура слов. Предложения неполные (подлежащее и сказуемое), из состава слова в речи выпадают приставки.
Из состава словосочетаний- предлоги. Отмечается увеличение замен слов в виде бессмысленных
словосочетаний, аграмматизмы.. IVрезко ограниченный уровень речевого развития.
Словарный запас резко ограничен. Не могут назвать элементарных предметов обихода. Речь лепетная или
отдельные слова. Не могут оформить высказывание речью. В произношении наблюдается существенные
искажения.при сохранении контура слов.
Классификация нарушения слуха
Степень понижения слуха
I (1.5м. шёпот, разговорная речь- от 3 до 6м. 26-30дБ –шелест листвы, 26-
40дБ-покаливание,шумы и тихую речь.)
II (у уха - шёпот, разговорная речь- до 3м. Объём словаря снижен,
искажённое произношение)
III (громкая разговорная речь у уха Объём словаря значительно снижен,
значительные искажёния произношения при , сохранении контура слов )
IV (громкий крик у уха. 70-80 –игру оркестра. 80-90 –шум поезда)
Глухота (самостоятельная речь отсутствует)
Тональные
пороги.дБ
26-40
41-55
56-70
71-90
> 90 дБ Проверка слуха с помощью речи
Определение рабочего и резервного состояния. (Порогом слухового восприятия является расстояние на
котором различается 50% предъявляемого материала -это рабочее расстояние)
Слова с низкой частотной
характеристикой
Вова
Дом
Окно
Ухо
Море
Рыба
Волк
Дым
Город
Примерный список слов (Л.В.Нейман)
Слова с низкой частотной
характеристикой
Саша
Часы
Шишки
Чай
Спички
Чижик
Шашка
Час
Зайчик Сеть
Чашка
Птичка
Кисть
Щи
Шёпот
Высокий уровень речевого развития и I-II
степени тугоухости
Ум
Ворон
Мыло
Урок
Гром
Определение резервного расстояния
Картинки и слова
1.прослушивание.
2.слухозрительная тренировка
3. различение на слух
(расстояние, на котором услышено 50%
названных картинок – это резервное .)
Шапка
Курица
Нос
Мяч
Доска
Чулки
Карандаш
Санки
Бабушка
Корова Общие закономерности развития слуховых представлений (специальная целенаправленная работа)
Условия:
Образование тесной связи между слуховыми представлениями и моторным компонентом (т.е.
каждое воспринятое слово должно обязательно проговариваться, тогда и возникают
слухопроизносительные представления)
Целенаправленное, многократное проведение упражнений (сравнение имеющихся образов звуков
и слов с новыми звуками и словами, воспринятыми на слух)
Большое значение имеет звукоусиливающая аппаратура.
Слуховые представления бывают :
-адекватные слуховые представления
-недифференцированные представления
-отсутствие представлений Характер формирования слуховых представлений
Формирование слуховых представлений – длительный процесс, который осуществляется поэтапно в ходе обучения.
В развитии речевого слуха выделяют определённые фазы:
Нулевая фазахарактеризуетсяотсутствием каких бы то ни было слуховых представлений.
Первая фаза – характеризуется наличием реакции на слово, фразу т.е. характерны любые замены.
Вторая фаза – характеризуется недостаточно точной дифференциацией слова, фразы. Но количество слов, ритмический рисунок, места
ударения соответствует предъявляемому результату. Замены обоснованные.
Третья фазаадекватные слуховые представления т.е. точные дифференциации слов, фраз, которые полностью соответствуют речевому
материалу.
Принцип поэтапного формирования умений
I этап – различение количества слогов в слове, соотнесение с табличкой. Отсчёт колва слогов и их называние.
II этап различение ритмической структуры слова, определение порядкового номера слога, на которое падает ударение, выделение ударного
слога отхлопыванием, воспроизведение ударения в речи. III
этап – различение звуковой структуры слова, продуцирование этого слова
этап дифференциация слова от предложения, определения на слух структуры речевой еденицы( слово, предложение), соотношение с
IV
понятием, воспроизведение в речи
V этап различение колва слов в предложении, определение числа слов, соотношение со схемой предложения, воспроизведение в речи
VI
этап – различение колва предложений в тексте
VII
этап – различение текста , вопросов и заданий к нему, элементов речи в вид
Карта
первоначального обследования
устной речи и произношения
Учащегося _______________________________________________
Класса ___________________________________________________
Школы ___________________________________________________ Дата и место рождения ______________________________________________
Время поступления в школу ___________________________________________
Время и причины снижения слуха ______________________________________
Воспитание до школы ________________________________________________
Состояние слуховой функции* (заключение сурдолога)_____________________
Место и дата обследования ____________________________________________
Правое ухо левое ухо
Проведение воздушное костное проведение воздушное костное
128 Гц 256 Гц
512 Гц
1024 Гц
2048 Гц
4096 Гц
8192 Гц
Ученик слухопротезирован:
С какого возраста?
На одно ухо (левое правое) – на оба уха
Тип аппарата ____________________________________________________________________
Пользуется постоянно, периодически, не использует.
_______________________________________________________________________________
Существующие нарушения психофизического развития (первичные нарушения зрения, движений, задержка психического
развития, умственная отсталость и др.)
Хронические заболевания: ______________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________
Особенности семейного воспитания:
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общение в семье (речью, жестами), проводится специальная работа над речью дома:
Выписка из характеристики ребёнка дошкольного учреждения о психофизическом и речевом развитии ребёнка:
_____________________
Данные о семье (полная - неполная, возраст родителей, профессия, количество детей, их возраст и др.):
______________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Заключение педагога – психолога:
________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
Дата_______________
Данные исследования состояния слуха с помощью речи.
Безаппарата
Лев. Прав.
С инд. аппаратом
Лев. Прав
Примечание
Расстояние
L 1 L2
Реакциянаголос
ГЛАСНЫЕ
А
О
У
И
Голос разго-
ворной гром-
СЛОВА
1гр. В/ч кости
барабан
собака
дом
рука
дедушка
______________
2гр. Н/ч
заяц
суп
часы
сапоги
стол
_________________
L2
бабушка
шапка
карандаш
корова
курица
санки
нос
доска
мяч чулки
Фразы (знак.
мат.)
1
2
3
4
5
Фразы (незнак.
мат.)
1
2
3
4
5
Наслух
Послеслухо-зрительнойтренировки
По состоянию слуха является _____________________
Шепот
Шепот 1 Выявление особенностей строения артикуляторного аппарата
(подчеркнуть дефекты)
1)аномалии языка
Проверка речи
Большой, мясистый, массивный, малоподвижный - призубный, межзубный сигматизмы;
Длинный, узкий(воздух проходит по бокам) – боковой сигматизм, неправильное произношение звуков
/р/, /т/, /д/,/н/;
Маленький (не образовать соответствующее сужение с твёрдым нёбом) – боковой сигматизм;
Короткая и чрезмерно натянутая уздечка языка – искажение шипящих звуков, /р/, /л/;
2) аномалии губ:
Толстые; мясистые;
Малоподвижная укороченная верхняя губа – страдает произношение губных и губно- зубных звуков; 3) аномалии зубов:
Редкие или отсутствие некоторых - щепелявые с присвистом звуки;
Искривленные передние зубы (открытый передний прикус) – шепелявые звуки; боковые (открытый
боковой прикус- боковой сигматизм;
4 аномалия челюстей:
верхними зубами, что обусловливает нарушения произношения шипящих звуков;
нижними зубами, что обусловливает нарушения произношения свистящих звуков;
o прогнатия (выдвинутая вперёд верхняя челюсть – затруднено положение широкого кончика языка за
o прогения (выдвинутая вперёд нижняя челюсть – затруднено положение широкого кончика языка за
o верхние зубы параллельно смыкаются с нижними;
o открытый прикус (между зубами верхней и нижней челюстей остаётся промежуток) – передний,
боковой. Нарушается правильный уклад языка, что приводит к сигматизмам.
Виды аномалий твёрдого нёба:
1 высокое переднеязычные-небные звуки, особенно /р/
2 высокое и узкое переднеязычные-небные звуки, особенно /р/
3 готическое переднеязычные-небные звуки, особенно /р/
4 куполообразное переднеязычные-небные звуки, особенно /р/
5 чрезмерно низкое, плоское.
Открытая ринолалия)(прохождение выдыхаемой струи воздуха через носовую полость) – изменяется
тембр звуков (носовой оттенок);
Закрытая ринолалия (воздух не проникает в носовую полость) – носовые согласные заменяются
звуками /б/ /д/, произношение гласных приобретает неестественный оттенок.
Обследование подвижности артикуляторного аппарата
Подвижность и наличие паретичности артикуляторных мышц:
хаотичное движение губ; ассиметричность улыбки при растягивании губ в стороны (паретичная сторона рта остаётся
почти неподвижной или совершает минимальные движения);
склонность к сужению языка – невозможность распластать язык во рту, сделать его широким;
уклонение языка в сторону (как правило, в здоровую) при высовывании его изо рта;
непроизвольное загибание кончика языка на нижнюю губу при высовывании его изо рта(не
невозможность поднятия кончика языка к верхней губе без помощи нижней (ребенок как бы
держит горизонтально);
поддерживает язык нижней губой);
невозможность свободного отведения языка вправый-левый углы рта;
невыраженность кончика языка (язык перемещается напряжённо всей своей массой);
невозможность удержания высунутого языка в спокойном положении – дрожание языка,
хаотичное подёргивание мышц, характеризующее их слабость;
склонность удержания языка в ротовой полости «комком», свидетельствующая о спазме мышц
языка.
Исследование состояния дыхания
сила выдыхаемого воздуха
направление воздушной струи
-утечка через нос
-наполняемость ротовой полости с раздуванием щёк.
Исследование состояния двигательной сферы
(При несформированности артикуляторной моторики обычно страдает развитие и координация
мелкой моторики)
Смена положения кистей рук (ладонь тыльная сторона на весу)
Смена положения кистей (кулак разжать) Одновременная смена положения кистей рук (ладонь тыльная сторона на весу)
Одновременная смена положения кистей рук (кулак – разжать)
«Пальчики здороваются»: большой палец «здоровается « с остальными (отдельно на правой, левой руке, потом
одновременно), пальцы левой руки «здороваются» с пальцами правой
«Сделать бинокль из пальчиков»
«Сделать заборчик»соединить кисти рук тыльной стороной(локти на столе) и переплести пальцы
Игра на пианино
На несформированность двигательной сферы указывают
Неточность выполнения движения
Скованность, напряжённость
Нескоординированность движения (неумение выполнять движения двумя руками)
Участие органов артикуляции в выполнении движений пальцев рук(закусывание языка,
губы; движения высунутым языком, нижней челюстью.)
Задачи подготовительного этапа:
*Развитие подвижности артикуляторного аппарата, что путём специальной гимнастики.
* развитие правильного речевого дыхания; упражнения проводятся одновременно с
артикуляционной гимнастикой т.к. в формировании воздушной струи принимают участие
щёки, губы, язык. Они направлены на укрепление мышц щёк; овладение длительным,
экономным, направленным выдохом; выработка направленной воздушной струи.
* Развитие мелкой моторики рук; тренировочные упражнения тонких движений пальцев
рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Обследование состояния звукопроизношения и произносительной стороны речи..
(основная цель проверки произношения – выяснение, какие звуки речи произносятся дефектно и каков
характер искажения, и исходя из этого подбираются дифференцированные приёмы коррекционного
воздействия)
Проверка проводится в начале и в конце учебного года. Используется специальный
альбом.
См. Презентацию « Альбом проверки произношения» Протокол обследования произношения
ФАМИЛИЯ, ИМЯ:_______________________ ВОЗРАСТ: ___________________
СОСТОЯНИЕ СЛУХА:___________ ДАТА ОБСЛЕДОВАНИЯ:______________ УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ДЕФЕКТОВ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗВУКОВ
дефекты
7
8
9
10
12
1
1
5
~
А
~
O
6
/
А
/
О
зв
ук
1
2
3
4
А/ы
Шир.
Суж.
А/э
О/ы
О/у, у
О/А
, А
О>
Пер.арт
.
. .
O умляут
/о\ нем.
У/о, о W
У>
ДВУ
ГУБНО
Е В,
АНГЛИ
СКОЕW
И/ы
И/э, э
i
Э/ы
Э/а, а
Э/и,и
Ы и
А/э, э
V(про-
пуск)
И----а
И/
,
а
гя, хя
~
У
~
И
~
Э
~
ы
/
И
/
И
зь
Языкн
агубе
Челюсть
вперёд И---о
И---у
И---э
Ъ
П
ге, хе
гю,ху
ге,хе
бп
Б, б'
о
Ю у
э
Двуг
убн.
ф
дт
д
ъ
Т
Фрик
ат.
Англ
иск.t
h
боков
.
|c|
х
Зк/гн
.
П ·
Хлопа
ющий,
щёлка
ющий
Т·
мп
нт
Импло
зивно
(Нетвз
ры-
ва)
Импло
зивно
(Нетвз
ры-
ва)
М/з, м/г
Альв
.
ъ
К
мп
гк
б
Г
п
К ·
/
нк
Ъ
к>
Импл.
глуб
окое Зк/гн
нд
Vпро
пуск
Г/з
п
Г/з
б
Бок
нт
~
В
ф
Сон.
д
н
Т
д
~
в
з
Г/з
М(гн.)
с '
м
/
н
т
М
(з/я н)
л
Фрикат.
th
ш'
Ослабл
Приз
Выдох
h
М мб
Ф
Ш
Щ
Бок
Сон.
Ж
далёк
º
С, С
ш'
вех.ниж
н
Щёч
н. Бок.
Сон.
С
Ч ш
рь
п
Т
Тыс
тыш
Р
^
(оглу
шение
)
бп
Дт
Y
Близки
й к
украин
скому /
г/
к ' с '
ш ' к '
дорзал
ьное
Глуб.
с
к
h
Сон.
Сон.
Бок
Т
т
Грубаяв
ибрац.
Горло
вое
Мелкод
робное
/ р/
Тр,
кр,
гр,
нр
мб
Нд
мп
Нт
Ъ
б
Ъ
д к
гк
нг
нк
Ъ
г
Звонкийфрикати
вныйсогласн. Y
х
Сон.
Вы
дох
См.
с,ш
Ж См.
Ш
1 Общеепредставление о речи:
- внятность: внятная, достаточно внятная, ближе к достаточно внятной, недостаточно внятная,
маловнятная,
невнятная,_______________________________________________________________________________________________________
____
- темп: нормальный, замедленный, убыстрённый,
_________________________________________________________________________ характеристика интонационной стороны речи: речь интонированная, интонационно окрашенная,
особенностивоспроизведенияслова:
монотонная,________________
слитность: слитно, неслитно (по частям, по слогам, по
звукам)____________________________________________________________________________
звукослоговой состав: соблюдает, не соблюдает,
словесное ударение: соблюдает, не соблюдает;
-при самостоятельном назывании: выделяет адекватно, не всегда адекватно, не выделяет.
при чтении со знаком ударения:выделяет адекватно, не всегда выделяет, не выделяет.
По подражанию
: выделяет адекватно, не всегда адекватно, не выделяет.
особенностивоспроизведенияфразы:
* слитность: слитно, неслитно, (по частям, по словам),_____________________________
* звукослоговой состав: соблюдает, не соблюдает; _________________________________
грубые дефекты: повышение голоса, открытая гнусавость, ы-образные гласные, сонантность,
боковые артикуляции свистящихи шипящих звуков, универсальное озвончение, закрытая
гнусавость, призвуки, горловое р, _______________________________________
длительный выдох, говорит на вдохе,
2 Речевое дыхание: нормальное - на одном выдохе произносит _________слогов, недостаточно
___________________________________________________________________________________________________________________
_____
3 Голос:
по силе нормальный, тихий, очень тихий, громкий, крикливый,
________________________________________________________________________________________________________________
______
по высоте нормальный, низкий, повышает при произнесении звуков, _______________________________, стойкий фальцет,
____________________
по тембру – нормальный, гнусавый, глухой, многовоздушный, ___________________________________________________
Воспроизведение звуков:
З
Характеристикавоспроизведениязв
Примечание
вук
ука
А
О
У
Э
И
Ы
Й
Я
Ё
Ю
Е
П Т
К
М
Н
Л
В
Ф
С
Ш
Щ
Х
Ц
Ч
Р
Б
Д
Г
З
Ж
5. Воспроизведение стечений согласных:
при самостоятельном назывании: верно; неверно(с паузой, призвуками, пропусками, перестановками )
при чтении: верно; неверно (с паузой, призвуками, пропусками, перестановками )
по подражанию: верно; неверно (с паузой, призвуками, пропусками, перестановками )
6 Соблюдение норм орфоэпии:
присамостоятельномназывании
о = а
э = и
Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает
Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает причтении
поподражанию
оглушение
ого = ава
ться = ца
непроизносимыесоглас
Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает
Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает
Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает
Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает
ные
о = а
э = и
оглушение
ого = ава
ться = ца
непроизносимыесоглас
Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает
Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает
Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает
Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает
Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает
Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает
ные
о = а
э = и
оглушение
ого = ава
ться = ца
Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает
Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает
Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает
Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает
Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает
непроизносимыесоглас
Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает
ные
7 Характер воспроизведения слова:
произносит слитно, неслитно( по частям, по слогам, по звукам)
звукослоговой состав на уровне произносительных возможностей соблюдает, не соблюдает.
8.Характер воспроизведения фразы:
произносит слитно, неслитно( по частям, по слогам)
произносит в нормальном, замедленном, убыстрённом темпе.
звукослоговой состав на уровне произносительных возможностей соблюдает, не соблюдает
9 Воспроизведение интонационной стороны речи:
Логическоеударение
Интонация
самостоятельнаяречь
подражание
самостоятельнаяречь
подражание
Выделяетголосом, невыделяет
Выделяетголосом, невыделяет
Речь интонированная интонационно
окрашенная, монотонная,
__________________
Речь интонированная интонационно
окрашенная, монотонная,
__________________
Позы, мимика лица, естественные
самостоятельнаяречь
подражание
Использует широко, редко, не использует
Использует широко, редко, не использует
жесты Содержаниеобследова
Год, датапроверки
ния
Речевое
дыхание:N(колво слог.),
кор. в., вдох.
Голос:
сила
высота
тембр
Звуки:
А
О
У
Э
И
Ы
Й
Я
Ё
Ю
Е
П
Т
К
М
Н
Л
В
Ф
С
Ш
Щ
Х Проверка навыка чтения.
В конце каждой четверти на знакомом материале, а в конце уч.года на незнакомом
тексте. Учитывается техническая сторона чтения
(способ чтения: побуквенное, отрывистое слоговое, плавное слоговое.
плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и
группами слов.
Его темп (скорость, беглость)
класс
1
2
3
4
5
6
Количество слов
20-25
30-35
35-45
45-55
70-80
80-90 Смысловая сторона навыка чтения:
Выразительность: соблюдение грамматических и логических пауз, выделение
логических ударений, изменение темпа и ритма в зависимости от смысла
читаемого;
Сознательность читаемого: понимание содержания читаемого текста, а также
правильное отношение к событиям и действиям(проверяется вопросами по
прочитианному)
Класс,г
од
Скорость,
кол-во слов
50
способ
Целыми
словами и т.д
правильнос
выразител
ьность
Монотонн
ое и т.д.
ть
Дефекты
произношения
оценка
4/4
осознан
ность
Понима
ние темы,
установле
ние
причинно-
следствен
ных связей
Список слов для проверки внятности речи
Проверка в конце года (учитель-дефектолог и аудиторы по списку фонетически сбалансированных слов Э. И.
Леонгард
Подсчитывается внятность в %. Правильно услышанное слово 2% и выводится средний %.
0-40%-невнятная
41-75% - маловнятная
76-100%-внятная Принципы построения программы по РСВ на индивидуальных занятиях. (Л.П.Назарова. Методика
развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. М. ГИЦ Владос 2001г.)
Работа по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях заключается в обучении
восприятию на слух устной речи с ЗУА и без неё. Т.е. подготовка слуха к восприятию речи
окружающих.
Работа над устной речью планируется по анализу проверки голоса, речевого дыхания,
звукопроизношения.
Список литературы
1 В.А. Белущенко, А.Е.Наумова. Педагогическая реабилитация детей с нарушением слуха. СПетербург, Каро, 2006г.
2 Н.Ф. Слезина . Формирование произношения у глухих школьников. М. Просвещение 1984г.
Фонематичкие и речевые зарядки
Фонематичкие и речевые зарядки
Фонематичкие и речевые зарядки
Фонематичкие и речевые зарядки
Фонематичкие и речевые зарядки
Фонематичкие и речевые зарядки
Фонематичкие и речевые зарядки
Фонематичкие и речевые зарядки
Фонематичкие и речевые зарядки
Фонематичкие и речевые зарядки
Фонематичкие и речевые зарядки
Фонематичкие и речевые зарядки
Фонематичкие и речевые зарядки
Фонематичкие и речевые зарядки
Фонематичкие и речевые зарядки
Фонематичкие и речевые зарядки
Фонематичкие и речевые зарядки
Фонематичкие и речевые зарядки
Фонематичкие и речевые зарядки
Фонематичкие и речевые зарядки
Фонематичкие и речевые зарядки
Фонематичкие и речевые зарядки
Фонематичкие и речевые зарядки
Фонематичкие и речевые зарядки
Фонематичкие и речевые зарядки
Фонематичкие и речевые зарядки
Фонематичкие и речевые зарядки
Фонематичкие и речевые зарядки
Фонематичкие и речевые зарядки
Фонематичкие и речевые зарядки
Фонематичкие и речевые зарядки
Фонематичкие и речевые зарядки
Фонематичкие и речевые зарядки
Фонематичкие и речевые зарядки
Фонематичкие и речевые зарядки
Фонематичкие и речевые зарядки
Фонематичкие и речевые зарядки
Фонематичкие и речевые зарядки
Фонематичкие и речевые зарядки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.