ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ
Оценка 4.9

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ

Оценка 4.9
doc
08.05.2020
ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ
Форма и содержание.doc

Форма и содержание

Цель: дать понятие о том, что такое содержание и форма.

 

Ход занятия

Работа над домашним заданием.

Ученик читает рассказ.

НЕВЕСЕЛАЯ ЖИЗНЬ КОШАЧЬЯ
(глава из повести «Человеки»)

Отец на работе. Мать на работе.

Сидели Человеки на лавочке возле дома. Просто так сидели. Скучали? Нет, не скучали! Сидели и все!

Бабочка пролетела рядом. Опустилась на траву. Крылышки сложила. Отдохнула и полетела.

Пчела прожужжала над лавочкой, посмотрела на Человеков и в сторону подалась, – видно, у нее тоже свои дела есть.

На ветку клена сел скворец. Почистил крылья и опять в воздух пустился.

И ласточки, и воробьи, и галки, и сороки, и синицы, и вороны, и дрозды, и сойки – все занимались какими-то своими важными делами.

А на земле копошились жуки, и жучки, и муравьишки – все торопились по своим делам.

Одни коты, лениво жмурясь, сидели в открытых окнах изб. И еще на лавочках. Грелись на солнышке. Потягивались, вздыхали по своим хозяйкам, которые на работу ушли.

Есть не хочется, а все же покормили бы! Вкусненьким!

Готовеньким!

Сытые, довольные, видно, мучались коты от нечего делать.

– Пошли дров напилим-наколем, – сказал один Человек другому Человеку. Ваня – Сане. – Утром отец говорил…

И правда, утром отец сказал матери:

«Вечером приду, займусь дровами»..»

Пила большая, неудобная, а все же пилить можно. Пилят Человеки. Напилили. Колоть стали. Топор большой, неудобный, и все же колоть можно. Накололи дров.

«А все же невеселая жизнь кошачья!» – почему-то подумали Человеки.

Анализ рассказа. Определение темы и идеи.

Учитель. О чем этот рассказ?

– Объясните, почему автор говорит о работе насекомых, птиц? И о котах: «коты, лениво жмурясь, сидели в открытых окнах изб…видно, мучались коты от нечего делать»?

– Ване–Сане надоело бездельничать, они вспомнили, что говорил отец, уходя на работу, и принялись колоть дрова. Видимо, они получили удовольствие от работы? «А все же невеселая жизнь кошачья!» – почему-то подумали Человеки. Почему так подумали Ваня–Саня?

– Итак, тема этого рассказа о труде. А идея?

Послушайте стихотворение С. Баруздина «Мой сосед». И вы без труда определите идею этого рассказа.

СТИХИ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО ДЕЛАХ

                  – Скажи, человек,                            – Скажи, человек,

                  Как твои дела?                                  А что же успел

                  – Дела ничего у меня.                      Сегодня ты совершить?

                  Я спал неплохо.                                – Да много успел:

                  Да ночь мала,                                    Хорошо поел

                  И я прихватил полдня.                    И чаю успел попить.

                  Скажи, человек,                               – Скажи, человек,

                  Ну, а как потом,                               А когда поспал,

                  Было ли что-нибудь?                       Вышел ли ты за порог?

                  – А что потом?                                 – Конечно, вышел,

                  Поиграл с котом                               Да очень устал,

                  И вновь прилег отдохнуть.             Вернулся не чуя ног.

 

                  – Скажи, человек,                            – Скажи, человек,

                  А что за окном                                 А кроме кота,

                  Увидеть тебе довелось?                   Есть друзья у тебя?

                  – Да что там увидишь,                     – Да что ты!

                  Когда темно                                      С друзьями одна маята!

                  И лютый стоит мороз.                     …Больше не спрашивал я.

 

– О ком и о чем это стихотворение? И почему оно заканчивается строками «… Больше не спрашивал я»?

Ответы детей заслушиваются, и подводится итог.

– Конечно, идея и рассказа, и стихотворения о трудолюбии человека. Чем больше трудится человек, тем богаче, интереснее его жизнь.

Учитель. А сейчас давайте поговорим о форме и содержании литературного произведения.

Содержанием литературного произведения является отраженная в нем жизнь, жизненные явления, которые определяют в произведении его тему. Эти жизненные явления осознаются и изображаются писателем с определенной точки зрения, которая, в свою очередь, определяет идею произведения.

Эта идейно-тематическая основа, определяющая содержание произведения, раскрывается писателем в жизненных картинах, в поступках и переживаниях действующих лиц, в их характерах.

Люди, таким образом, изображаются в определенных жизненных обстоятельствах, как участники развивающихся в произведении событий, составляющих его сюжет.

В зависимости от изображенных в произведении обстоятельств и характеров строится речь действующих в нем лиц и речь автора о них, то есть язык произведения.

Следовательно, содержание определяет, мотивирует выбор и изображение писателем жизненных картин, характеров действующих лиц, сюжетных событий, композицию произведения и его язык, то есть форму литературного произведения. Благодаря ей – жизненным картинам, композиции, сюжету, языку – содержание проявляется во всей его полноте и разносторонности.

Форма произведения, таким образом, неразрывно связана с его содержанием, определяется им: с другой стороны – содержание произведения может проявиться только в определенной форме.

Чем талантливее писатель, чем свободнее владеет литературной формой, чем совершеннее изображает жизнь, тем глубже и точнее раскрывает идейно-тематическую основу своего произведения, достигая единства формы и содержания.

Единство содержания и формы – необходимое условие художественного произведения.

Форма всегда диктует свои законы. Чтобы их не нарушить, неопытные авторы порой жертвуют смыслом. В поисках гармонии между формой и содержанием маленький герой повести Льва Николаевича Толстого «Детство» испытал настоящие муки творчества. На день рождения бабушки Николенька сочинил стихи, которые заканчивались словами:

Стараться будем утешать

И любим, как родную мать.

Николенька искал рифму к слову «Утешать» – «играть», «кровать» – и в итоге поставил для рифмы «мать». По форме получилось хорошо, а вот по смыслу… «Зачем я написал как родную мать?.. – переживал Николенька. – Правда, я бабушку люблю, уважаю, но все же она не то… зачем я написал это, зачем я солгал? Положим, это стихи, да все-таки не нужно было».

Беседа.

– Как вы думаете, а все ли произведения можно пересказать?

Дети высказывают свои предположения, делятся опытом пересказа произведений, легко ли это делать.

– Лев Николаевич Толстой говорил, что мысли в художественном произведении сцепляются между собой и что значение каждой отдельной, вынутой из этой цепочки мысли, страшно упрощается. У любого героя могут быть свой взгляд на мир, своя философия, свои идеи. Но все богатство идейного содержания произведения неизменно шире миропонимания отдельного персонажа.

Чем более прямолинейно выражена идея произведения, тем меньше его художественная ценность.

Пересказ содержания никак нельзя сравнить с чтением самой книги, а идейное содержание «пересказать вообще невозможно. Нередко бывает, что читатель понимает произведение не так, как предполагал автор. Каков читатель, таковой окажется для него и книга».

Домашнее задание. Найдите сказку «Репка», перечитайте ее. Попробуйте определить ее сюжет, систему образов, композицию.


Форма и содержание Цель: дать понятие о том, что такое содержание и форма

Форма и содержание Цель: дать понятие о том, что такое содержание и форма

Послушайте стихотворение С. Баруздина «Мой сосед»

Послушайте стихотворение С. Баруздина «Мой сосед»

Благодаря ей – жизненным картинам, композиции, сюжету, языку – содержание проявляется во всей его полноте и разносторонности

Благодаря ей – жизненным картинам, композиции, сюжету, языку – содержание проявляется во всей его полноте и разносторонности
Скачать файл