Формирование адаптивных форм поведения на уроках
Дляразвитие навыков кооперативной совместной деятельности детей необходимо формирование у них умения регулировать свои поведенческие реакции (контроль над импульсивностью) и двигательную активность (преодоление гиперактивности); закрепление конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций.
Приёмы формирования положительных отношений со сверстниками
Педагог обеспечивает:
Ø снятие стрессового состояния у ребенка, установление с ним эмоционального контакта (применяется тактика спокойного выжидания для того, чтобы дать ребенку возможность осмотреться, прийти в себя в новой обстановке, проникнуться доверием ко взрослому);
Ø создание в группе положительно окрашенной, доверительной атмосферы;
Ø (музыкальные релаксирующие паузы «Танец – соприкосновение»: дети встают один напротив другого, соприкасаясь ладонями, закрывают глаза и начинают танцевать под медленную музыку);
Ø объединение детей в мини – группы для межличностного контакта (работа в паре на занятиях, взаимопомощь при решении трудных вопросов, соприкосновения ладонями при выполнении задания «Домик» - сигнал педагогу); наблюдение за тем, чтобы состав пар постоянно менялся, так как более активный ребенок быстрее выполняет задание и тормозит активность второго члена пары. Ребенок, поработавший в паре с активным сверстником, в новой паре будет стремиться проявить себя при выполнении задания, стимулируя своего партнера;
Ø побуждение детей к эмоциональной поддержке участников группы;
Ø использование (с помощью педагога) системы позитивных оценок (поощрений) тех, кто имеет трудности в общении, в присутствии сверстников для поднятия авторитета, активизации поведенческих реакций;
Ø разыгрывание «отрицательных» образцов поведения детей с помощью кукол от лица игровых персонажей(Незнайки, Карлсона, Хрюши и т.д.) исключение использования в качестве отрицательного героя реального ребенка, который продемонстрировал ненормативное поведение;
Ø привлечение детей к участию в публичных выступлениях (праздниках, концертах),к выполнению самостоятельных общественно значимых заданий для привлечения внимания сверстников к их успеху;
Ø подключение проблемных детей к совместным играм с товарищами:
Ø рисование на темы: «Портрет друга», «Я и мои друзья», «Я в своем классе», «Чего я боюсь?», «Чему я радуюсь?».
Знакомство детей с правилами активного слушания.
Педагог знакомит детей со следующими правилами:
Ø нельзя говорить во время выступления товарища и перебивать его;
Ø необходимо показать товарищу,что вы готовы его слушать;
Ø учитесь сопереживать партнеру по общению;
Ø наберитесь терпения;
Ø сдерживайте свои эмоции;
Ø не позволяйте себе спорить с выступающим и критиковать его;
Ø задавайте вопросы и высказывайте свое мнение после выступления товарища;
Ø старайтесь не обращать внимания на отвлекающие моменты (сигнализация в машине под окном, стук молотка и т.д.).
Контроль над импульсивностью.
Педагог использует следующие приёмы:
Ø социализирует проявления агрессивных форм поведения (внушение, моделирование реальных, конфликтных ситуаций в рамках игры) ;
Ø ограничивает агрессивные проявления ребёнка путем отвлечения его и перевода в другую активность: «Пробеги, побоксируй (модули, песок, подушку) попрыгай, расскажи»;
Ø использует эффективное наказание: «Посиди на стуле именно за этот поступок, а мы поиграем», «Ты можешь присоединиться к нам в любое время, если больше не будешь так поступать».
Формирование конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций.
/Положительные модификации поведения/
Педагог обеспечивает условиядля:
Ø выслушивания обеих сторон конфликта;
Ø создания эмоциональной децентрации( «В чём предмет ссоры ?»;
Ø поиска взаимоприемлемых вариантов решения («Что надо сделать?»)
Ø проговаривания причин возникновения данной ситуации (метод «групповой дискуссии»);
Ø эмоционального подкрепления тех детей, которые нашли выход из сложившейся конфликтной ситуации;
Ø закрепление усвоенных адаптивных форм поведения на занятиях и в свободной деятельности детей с помощью знакомых игр и упражнений.
В результате целенаправленного коррекционно – развивающего обучения коммуникативные трудности (отсутствие чувства дисциплины, агрессивные и негативные реакции, импульсивность, инфантильное поведение, эмоциональная лабильность и др.), практически исчезают.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.