На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном возрасте под влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей.
Можно выделить общие рекомендации по формированию и развитию адекватной самооценки у детей дошкольного возраста:
1. Обращайтесь к ребенку по имени, не скупитесь на проявление любви и нежности, как можно чаще используйте телесный контакт.
2. Недопустимо сравнение ребенка с кем-либо. Сравнение должно быть только с собственными поступками и поведением.
3. Не оберегайте ребенка от повседневных дел и обязанностей, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи.
4. Давая отрицательную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь рисовать, танцевать, петь …». В этих случаях негативная оценка может повлиять на интерес и творческие успехи в этих видах деятельности.
5. Показывайте своим примером адекватную реакцию на успехи и неудачи.
6. Без особой нужды неограничивайте круг общения ваших детей. Необходимо создавать условия для всестороннего общения ребенка с другими детьми, взрослыми.
7. В основе адекватной самооценки лежит его безусловное принятие семьей. Достижения детей не должны рассматриваться как основная ценность.
Старайтесь быть внимательнее к своему малышу, поощряйте и хвалите его, проводите больше времени вместе, и только тогда в дошкольнике появится уверенность, положительное отношение к себе, будет формироваться адекватная самооценка, и он будет развиваться как полноценная, гармоничная личность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.