Формирование активной гражданской позиции школьников путем организации участия в социально-значимых проектах.
Оценка 5

Формирование активной гражданской позиции школьников путем организации участия в социально-значимых проектах.

Оценка 5
Семинары
docx
воспитательная работа
03.01.2023
Формирование активной гражданской позиции школьников путем организации участия в социально-значимых проектах.
Формирование активной гражданской позиции — дело непростое. Это осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные(поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане. Поступки направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.
Формирование активной гражданской позиции школьников путем организации участия в социально (2).docx

Формирование активной гражданской позиции школьников путем организации участия в социально-значимых проектах.

 

«Кто был хорошим гражданином своей эпохи,

тот имеет наибольшее основание быть

современником всех эпох будущего».

Гёте

Формирование активной гражданской позиции — дело непростое. Это осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные(поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане. Поступки  направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.

Формирование активной гражданской позиции представляет особую актуальность, так как среди  приоритетных задач Российской Федерации: усиление  воспитательного  потенциала  образовательного  процесса,  организация  эффективного гражданского образования. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в проекте «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Реализация стратегии предполагает качественные изменения в отечественной системе воспитания, направленные на личностные результаты, умения и навыки, обеспечивающие социальное и гражданское становление личности, успешную самореализацию в жизни и обществе.

Главной целью гражданского образования  является  воспитание  гражданина  для  жизни в  демократическом  государстве, обладающего определенной суммой знаний и умений, имеющего  сформированную  систему демократических  ценностей.  Одной  из  наиболее  значимых  качеств  современного  человека является  готовность  участвовать  в  социальной  жизни,  что  напрямую  связано  с  формированием активной гражданской позиции подрастающего поколения.

Развитие личности человека не происходит само по себе, оно всегда является результатом тех новых знаний, которые он приобретает, тех событий, которые его окружают. Активная гражданская позиция рассматривается как совокупность устойчивых установок, оценок, отношений к государству, обществу, профессии, к другим людям, к себе. Становление активной гражданской позиции – это непрерывный процесс, в ходе которого развивается личность, укрепляются ее социально значимые качества: чувство любви к Родине, ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность. В формировании и развитии гражданской позиции обучающихся особую роль играет развитие способности к рациональному познанию действительности, пониманию сущности социальных явлений, ситуаций, процессов. Проявления активной гражданской позиции есть необходимое условие гражданской зрелости подрастающего поколения, то есть осознанная им готовность взять на себя ответственность за судьбу своей страны, обеспокоенность за её будущее.

Воспитательная работа по формированию гражданской позиции у школьников приводит к развитию следующих понятий, взглядов, компетенций:

- понятия основных социальных ролей,

- преемственность поколений, семейные традиции

- любовь к Родине, гордость

- гражданский долг

- активность жизненной позиции

- соблюдение правил и норм поведения

- верность долгу

- профессиональное самоопределение и польза обществу

- призвание и успех в жизни

- роль коллектива

-уважение других людей

- сопереживание и участие

- лидерская позиция.

С чего зарождается гражданская позиция? Ранее, чем гражданская позиция и национальные чувства, зарождается любовь к Родине, то есть патриотизм.

 Именно он формирует неравнодушное отношения к происходящим процессам в окружающем мире и стимулирует сознательное выполнение гражданского долга.

Социально значимая деятельность детей - это

благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей;

 благоустройство города, двора, школы;

охрана природы и памятников культуры;

проведение игр и творческих занятий с детьми и многое другое.

Это способствует личностному и профессиональному самоопределению школьника, приобщает его к ценностям волонтерского движения в социальной сфере. Социальные проекты могут научить детей самостоятельно разрешить самые разные жизненные ситуации, они дают возможность лично включиться в деятельность по улучшению социальной ситуации в местном социуме. Детально изучив проблему, пройдя ряд практических шагов по внедрению социального проектирования в жизнь школьников я пришла к выводу, что процесс социально-педагогического сопровождения социально значимой деятельности будет эффективным если:

- удовлетворяются потребности школьников в общении, творчестве и самореализации;

- каждому школьнику обеспечивается позиция активного участника;

- в процессе организации социально значимой деятельности школьников используются социокультурные возможности города.

  

Содержание социально-значимой проектной деятельности,

способствующей становлению гражданской позиции молодежи

 

 Одним  из  интенсивных  способов  социальной  практики  является  социально-значимая проектная деятельность.

В деятельности  Гимназии Культуры Мира социально-значимая проектная деятельность стала не просто одной из эффективных  педагогических  технологий,  а объемной и плодотворной работой  учреждения. 

Активное применение социально-значимой проектной деятельности позволяет создать условия,  способствующие формированию  у  обучающихся  своей  точки  зрения  по  обсуждаемым  проблемам,  применению гражданских компетентностей в повседневной жизни. 

Целью работы является воспитание личности, имеющей активную гражданскую позицию, готовую к нравственному поведению и творческой деятельности  посредством социально-значимой проектной деятельности.

Задачи:

- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

- создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

- формировать нравственное самосознание, гражданскую позицию.

- предоставление возможности для самореализации и развития организаторских качеств подростков посредством участия в проектировании и проведении социально-значимых дел.

Социально-значимая проектная деятельность будет способствовать становлению гражданской позиции молодежи, формировать любовь к родной земле; черты характера, которые помогут старшеклассникам стать чело­веком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к малой родине. 

В  школе осуществляется работа Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического движения «ЮНАРМИЯ», для младших школьников «Орлятские войска» задачей которых стало формирование социальной активности  детей  и  подростков  на  основе  использования  проектных  технологий. 

Школьное движение ежегодно участвует в городских смотрах, конкурсах, и военизированных играх, имеет опыт работы по проектной деятельности. Цели каждого проекта были полностью реализованы.

Последние проекты направлены на повышение гражданской активности молодежи, пропаганду здорового образа жизни, социальной активности и ответственности.

Название проектов говорят сами за себя

1.     «Военная история России».

2.     «Непобедимый город».

3.     «Неделя добра» - акция по оказанию помощи в уборке дворов и домов пожилых людей и ветеранов.

4. «День героев отечества»

5. Школьный конкурс «Отчизны верные сыны»

6.Акция «Свет в окне» - оказание помощи ветеранам войны, одиноким и пожилым людям.

7. «Будущее начинается сегодня»- антинаркотическая программа.

 

Система формирования гражданской позиции учащихся включает следующие ее ступени:

1. «Я и я». Формирование гражданского отношения к себе.

2. «Я и семья». Формирование гражданского отношения к своей семье.

3. «Я и культура». Формирование гражданского отношения к искусству.

4. «Я и школа». Формирование гражданского отношения к школе.

5. «Я и мое Отечество». Формирование гражданского отношения к Отечеству.

6. «Я и планета». Формирование гражданского отношения к планете Земля.

Задачи каждого направления

«Я и я»: • формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность; • воспитывать у учащихся понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах; • формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих моральных качеств.

«Я и семья»: • формировать уважение к членам семьи; • воспитание семьянина, любящего своих родителей .

«Я и культура»: • воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетический вкус; • формировать понимание значимости культуры и искусства в жизни каждого гражданина.

«Я и школа»: • формировать у школьников осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов; • воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность; • воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения; • вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, ведении здорового образа жизни; • воспитывать сознательную готовность знать и соблюдать законы государства, выполнять Устав школы.

«Я и мое Отечество»: • развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости; • воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

«Я и планета»: • воспитывать понимание взаимосвязи между человеком, обществом, природой; • формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

Реализуя работу по данным направлениям, школьники и подростки получили возможность позитивного социального опыта, саморазвитие и самореализации, были созданы условия для реализации их интересов через коллективную деятельность.

Педагогический коллектив, решая воспитательные задачи, смог направить энергию молодых на реализацию социально значимых дел, обеспечить социальную адаптацию учащихся к жизни и активной деятельности в местном сообществе. Такая работа дала возможность наилучшим образом воспитать в детях: нравственные качества и заботливое отношение к окружающим людям и миру. Эта создает условия для творческого (креативного) развития, как воспитанников, так и воспитателей, позволяет вовлекать в школьную орбиту родителей, общественность. Мы стали замечать, что дети легче откликаются на просьбы о помощи самых разных людей и организаций, с энтузиазмом участвуют в общественной жизни школы и города. 

Формировать гражданскую позицию у подрастающего поколения возможно только при условии реализации единой учебно-воспитательной системы, в которой и задачи, и механизмы, и способы, и принципы воспитания подчинены единой цели: воспитания Человека Культуры и гражданина своей страны

Также немаловажное значение в формировании гражданской идентичности играют интегрированные уроки, экскурсии, сообщения, беседы, метод рассказа, игры-имитации, классные часы, конференции школьников, походы по местам боевой славы, кружки и др.

Таким образом, формы и методы работы по формированию гражданской идентичности у школьников могут быть различны. В настоящее время педагоги владеют большим арсеналом технологий, форм и методов, помогающих в формировании гражданской позиции учащихся.

В учебной деятельности – это интеллектуальные ролевые игры, проблемное обучение, проектная деятельность, заочные путешествия, знакомящие с особенностями различных регионов страны, с жизнью населяющих их народов, их обычаями, традициями, культурой, заочные путешествия по местам боевой славы, знакомство с городами-героями и др.; уроки мужества, сбор материала для школьных музеев, просмотр кино-видеофильмов, коллективно-творческие дела, ролевые игры, творческие проекты, деловые игры, ЦОР.

Во внеурочной деятельности – это подготовка и участие в праздниках – как государственных, так и народных, национальных, классные часы, трудовая деятельность, выполнение поручений; кружковая работа; изучение истории своей семьи, семейных традиций, изучение народных традиций и обычаев, истории своего села, школы; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, проведение общешкольных мероприятий, военно-спортивной игры «Зарница»; участие в конференциях, конкурсах, смотрах, викторинах, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки.

Еще одно немаловажное, а возможно, и ключевое положение в формировании гражданской позиции учащихся - это пример самого учителя. Воспитание личностью есть воспитание своим примером. Учащиеся очень внимательны и чутки к самым мельчайшим деталям человеческой натуры. Характерные речевые обороты, манеры, поведен6ие в различных ситуациях, привычки одеваться - все это в тонкостях подмечается детьми. Педагог должен стремиться к максимальному раскрытию всех своих положительных сторон. Положительный пример родителей должен дополнить данный процесс. Сегодня существуют серьезные риски, связанные с недостаточной информированностью многих родителей в вопросах воспитания и развития личности ребенка. Часто бывает так, что в школе учащиеся получают знания и навыки в соответствии с общепринятыми нормами и правилами, а, придя домой, они видят другую картину, слышат совсем другую информацию, и это все это "зачеркивает" упорный труд учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Формирование активной гражданской позиции школьников путем организации участия в социально-значимых проектах

Формирование активной гражданской позиции школьников путем организации участия в социально-значимых проектах

Проявления активной гражданской позиции есть необходимое условие гражданской зрелости подрастающего поколения, то есть осознанная им готовность взять на себя ответственность за судьбу своей страны, обеспокоенность…

Проявления активной гражданской позиции есть необходимое условие гражданской зрелости подрастающего поколения, то есть осознанная им готовность взять на себя ответственность за судьбу своей страны, обеспокоенность…

Содержание социально-значимой проектной деятельности, способствующей становлению гражданской позиции молодежи

Содержание социально-значимой проектной деятельности, способствующей становлению гражданской позиции молодежи

Школьное движение ежегодно участвует в городских смотрах, конкурсах, и военизированных играх, имеет опыт работы по проектной деятельности

Школьное движение ежегодно участвует в городских смотрах, конкурсах, и военизированных играх, имеет опыт работы по проектной деятельности

Устав школы. «Я и мое Отечество»: • развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего…

Устав школы. «Я и мое Отечество»: • развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего…

ЦОР. Во внеурочной деятельности – это подготовка и участие в праздниках – как государственных, так и народных, национальных, классные часы, трудовая деятельность, выполнение поручений; кружковая…

ЦОР. Во внеурочной деятельности – это подготовка и участие в праздниках – как государственных, так и народных, национальных, классные часы, трудовая деятельность, выполнение поручений; кружковая…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.01.2023