Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Слайд 2.Читательская грамотность – это способность извлекать мысли, создавать смысловые сообщения, воспринимать и создавать информацию в различных текстовых и визуальных форматах, в том числе и в цифровой среде.
Читательская грамотность – это умение, которое формируется в начальной школе, развивается на среднем и старшем уровнях образования и далее сопутствует нам всем во взрослой жизни. На этом умении основывается профессиональная деятельность каждого из нас. Сегодня читательской грамотности придается огромное значение, в том числе и в сфере сформированности педагогических умений учителей. Обучаясь дистанционно, я прошла курс повышения квалификации, который называется «Функциональная грамотность: развиваем в средней и старшей школе». Слайд 3. А читательская грамотность является одной из ключевых составляющих функциональной. Составители курса рассказали о большом количестве методических приёмов, которые направлены на формирование читательской грамотности. Я в дальнейшем планирую активно включать их в свою работу. Расскажу и продемонстрирую, как можно использовать на уроках некоторые из них.
Слайд 4. Каждая стратегия ( или методический приём) соответствует тому или иному этапу чтения.
Выделяют 3 группы стратегии чтения:
1) Стратегии предтекстовой деятельности,
2) Стратегии текстовой деятельности,
3) Стратегии послетекстовой деятельности.
Слайд 5. На слайде перечислены цели предтекстовой деятельности и стратегии, которые могут быть использованы на этом этапе. Это:
¢ «Мозговой штурм»
¢ «Глоссарий»
¢ «Ориентиры предвосхищения»
¢ «Батарея вопросов»
¢ «Предваряющие вопросы»
¢ «Рассечение вопроса»
¢ «Алфавит за круглым столом»
¢ «Соревнуемся с писателем»
Слайд 6. Стратегия «Ориентиры предвосхищения» заключается в следующем: учащимся предлагаются суждения. Они должны отметить те, с которыми согласны. После чтения они пересматривают их еще раз. Если ответ изменился, то учащиеся объясняют, почему это произошло.
Слайд 7. Следующая стратегия «Алфавит за круглым столом». Учащиеся получают лист, разделенный на клетки, в каждой из которых обозначена буква алфавита. Задача – вписать в каждую из них слово, связанное с темой текста.
Слайд 8. На следующем слайде перечислены цели текстовой деятельности и стратегии, которые могут быть использованы на этом этапе. А именно:
• «Чтение про себя с вопросами»
• «Чтение про себя с остановками»
• «Чтение про себя с пометками»
• «Дневник двойных записей»
• «Фишбон–рыбья кость»
• «Знаю – хочу узнать – узнал»
• «Дерево предсказаний»
Слайд 9. Чтение про себя с пометками. Читая, ученик делает пометки в тексте:
Слайд 10. На слайде вы видите, какую разметку текста может сделать ученик 5 класса при изучении темы «Части речи»
Слайд 11. Следующая стратегия «Толстые и тонкие вопросы». Это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает однозначный ответ, а «толстый» (проблемный) требует развёрнутого ответа. На уроке техника представляется в виде таблицы, которую ребята заполняют и озвучивают друг другу. Две колонки. В левую записываются тонкие вопросы (кто, что, когда, будет, как зовут, было ли, верно ли), в правую – толстые (почему, зачем, в чём разница, что будет, если).
Слайд 12. Например, после прочтения статьи в учебнике литературы за 6 класс, которая посвящена биографии А.С. Пушкина, учащиеся могут задать друг другу такие тонкие вопросы: В каком году родился А.С. Пушкин? В каком городе прошло детство поэта? Кто познакомил А.С. Пушкина с устным народным творчеством? Куда поступил учиться А.С. Пушкин в 1811 году? Назови друзей-лицеистов А.С. Пушкина. И толстые вопросы: Чем интересен лицейский период жизни А.С. Пушкина? Как ты думаешь, какую роль сыграл этот период в жизни поэта? Как относились лицеисты к лицейским годовщинам? Как ты думаешь, почему?
Слайд 13. Последний этап работы с текстом, который называется послетекстовый. Можно использовать следующие приёмы:
• «Вопросы после текста»
• «Проверочный лист»
• «Тайм-аут»
• «Отношение между вопросом и ответом».
• «Синквейн»
• Кубик Блума.
Слайд 14. Что из себя представляет Кубик Блума? На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учитель (или ученик) бросает кубик. Учащемуся необходимо сформулировать вопрос к тексту по той грани, на которую выпадет кубик.
Слайд 15. Учащийся 6 класса может задать следующие вопросы своему однокласснику после прочтения романа А.С. Пушкина «Дубровский»:
1. Предложи своё название романа
2. Назови основные черты главного героя
3. Придумай, как сложилась судьба Дубровского в дальнейшем?
4. Почему Дубровский отказался от своей мести Троекурову?
5. Объясни, что значит выражение «благородный разбойник»?
6. Поделись своими впечатлениями по поводу прочитанного произведения
Слайд 16. И последний методический приём, о котором я хотела бы рассказать подробнее – это
Синквейн – который представляет собой стихотворение, состоящее из 5 строк.
Первая строчка стихотворения — это его тема. Одно существительное.
Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему. Это должны быть прилагательные или причастия.
В третьей строчке описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. Записываем 3 глагола или деепричастия
Четвертая строка — это целая фраза, которая выражает основную мысль.
Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме.
Например:
А. С. Пушкин
Русский, талантливый
Вдохновляет, учит, раскрывает
«Чтение – вот лучшее учение»
Гений
В конце своего выступления я хотела бы сказать о том, что данные методические приёмы можно и нужно использовать не только на уроках русского языка и литературы, но и на уроках истории, географии, биологии, математики, физики, химии, так как на каждом из них ученик имеет дело с текстовой информацией. И формирование читательской грамотности должно происходить не только на профильных предметах.
Благодарю всех за внимание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.