Формирование читательской грамотности как условие повышения качества образования
Оценка 4.6

Формирование читательской грамотности как условие повышения качества образования

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
администрации
19.08.2021
Формирование читательской грамотности как условие повышения качества образования
Формирование чит.грамотности_Петкевич.docx

 

Формирование читательской грамотности

как условие повышения качества образования

Петкевич Татьяна Васильевна

заместитель директора по учебной работе

ГУО «Средняя школа №2 им.А.И.Дубосарского г.п.Шумилино»

 

В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей, центральное место занимает читательская компетентность. Содержание образования в течение жизни будет меняться. Поэтому важнее вооружить ребёнка умением учиться. В своей работе «Педагогическая модель формирования основ читательской компетентности» Н.Е. Колганова дает следующее определение читательской компетенции: «Читательская компетентность – это интегративное качество личности, характеризующееся: ценностным отношением к чтению и знанию, получаемому посредством чтения литературы, доступной по содержанию и форме (зачем читать?); наличием читательского кругозора и литературоведческих представлений; знанием круга чтения в его жанрово-тематическом разнообразии (что читать? о чем читать?); умением выполнять необходимые читательские действия в работе с книгой и произведением с целью формирования и развития потребности в 16 чтении; наличием продуктивных способов чтения, качественного навыка чтения (как читать?)» [1]

Читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое, выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения. Они имеют больший объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют мысли, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении.

Таким образом, читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.

Еще совсем недавно ценность книги и чтения была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились.

Чтение учащихся объективно испытывает на себе влияние мировых процессов глобализации и формирования информационной культуры открытого общества, определяющих, в свою очередь, новые черты образования, среди которых наиболее значимой характеристикой выступает «открытость».

Для чтения учащихся в условиях открытого образования характерны:

- доступность и мобильность текстовой информации (открытый текст);

- разнообразные способы социальной коммуникации в пространстве чтения (открытое сообщество чтения);

 - свобода выбора способов чтения (открытый читатель).

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [2].

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA — тест для 15-летних, который показывает грамотность и умение применять свои знания на практике. Он проходит раз в 3 года. Был разработан в 1997 году, впервые прошёл в 2000-м. Исследование PISA является мониторинговым, оно позволяет выявить и сравнить изменения, которые происходят в системе образования в разных странах и оценить эффективность стратегических решений в области образования. На сегодня в программе участвуют 65 стран. Самые лучшие результаты показали Шанхай, Сингапур, Гонконг, Тайвань, Республика Корея, Макао, Япония.  Беларусь к этой программе присоединилась в 2018 году. В естественных науках средний балл белорусских учащихся — 471. Это — 37-й результат из 79 стран, в блоке «Математика» — 38-й результат, в блоке «Чтение» — 35-й результат.

Это дает возможность объективно оценить качество среднего образования в Беларуси и сравнить со знаниями сверстников других стран. Результаты теста являются основанием для формирования и корректировки образовательной политики.

Так что же такое читательская компетентность? Как ее измерять?

Для определения содержания читательской компетентности выделяются следующие аспекты:

вычитывание информации из текста;

интерпретация прочитанного;

размышления и оценка прочитанного.

Структура читательской компетентности состоит из следующих компонентов:

познавательный знания (степень их обобщения и полноты);

операционально-технологический умения (степень свернутости и освоенности, возможность переноса выполняемых действий);

ценностно-смысловой ценностно-смысловые ориентации (отношение к процессу, содержанию и результату деятельности).

Условия формирования читательской грамотности нужно рассмотреть и с точки зрения деятельности педагога на уроках литературы. Говоря о педагогических средствах обучения читательской грамотности, М.А. Пинская, Т.В. Тимкова, О.Л. Обухова в своей статье «Может ли школа влиять на уровень читательской 20 грамотности?» выделили педагогические умения, которые должны быть сформированы у учителя. К этим умениям относятся [3]:

- компетентность в планировании и подготовке уроков;

- компетентность в управлении классом;

- создание условий и использование методов, обеспечивающих максимальную активность и самостоятельность;

- планирование своей деятельности для максимального соответствия потребностям учащихся;

- использование разнообразных методов оценивания.

Компетентность в планировании и подготовке уроков:

- высокий темп работы;

- концентрация и переключение внимания учеников;

- многообразие форм презентации материала: фото, видео, аудио, компьютер.

В рамках работы в этом направлении в УО проведен семинар «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом как необходимое условие формирования развития ключевых компетенций учащихся», проведена методическая Неделя по теме «Формирование читательской грамотности учащихся  на учебных занятиях» с целью обмена опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом как одной из форм повышения читательской грамотности учащихся. В рамках Недели прошли мастер-класс «Смысловое чтение как основа формирования читательской грамотности учащихся»,  учитель Масько Е.И., даны фрагменты уроков  информатики по теме «Презентация», 6 класс, учитель Вашедок Т.В., биологии  по теме «Имунная система», 9 класс, учитель Жималоскина К.В., проведен открытый урок  по предмету «Литературное чтение» по теме  «Сакариус Топелиус. Солнечный луч в ноябре», 4А класс, учитель Дубко В.А. Члены методических объединений проанализировали открытые уроки на своих заседаниях, отметили положительный опыт работы коллег.  

Педагоги учреждения образования Жималоскина К.В., Петкевич Т.В. прошли обучение на дистанционных семинарах по совершенствованию читательской грамотности учащихся средствами учебных предметов «Химия», «Биология», «Белорусский язык», «Белорусская литература».

Бесспорно, отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным.

Учителя начальных классов Третьякова Г.А., Качан И.Л.  использует коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий такую организацию образовательного процесса, в которой на первый план выдвигается деятельностное общение учащихся с учителем и между собой, учебное сотрудничество всех участников урока.

В 3-4-х классах, когда у учащихся сформирован навык чтения, содержательным центром урока становится само литературное произведение и его смыслы. Учителя Грядовкина З.П., Шаблина Е.А., Бекещенко Ж.Л., Дубко В.А. на своих уроках формируют у учащихся такие умения, как выделять главное, давать оценку прочитанному, размышлять о прочитанном, сравнивать действия героев, произведения.

На выходе в 5 классе учащийся должен уметь:

- вычитывать информацию;

- размышлять о прочитанном;

- давать оценку прочитанному;

- работать с разными источниками информации.

Посещение и анализ учебных занятий показал, что на учебных занятиях «Русская литература» учителя Масько Е.И., Столяренко Н.В. использует технологию критического мышления, в частности, приёмы «Мозговой штурм», «Синквейн». В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

Учителя иностранного языка Пискун С.А., Масько М.В., Виноградова В.В., Федченко М.В. используют метод проектов, что способствует развитию аналитических умений учащихся, развивает навыки самостоятельной работы, выделять главное.

Активное использование информационно-коммуникационных технологий учителями Гусаковым П.И., Жималоскиной К.В., Вашедок Т.В., Дикович Т.П.  способствует формированию таких читательских компетенций как способность работать с разными источниками информации.

На учебном занятии «История Беларуси» и «Всемирная история», «Обществоведение» учитель Гусаков П.И. уделяет  внимание развитию мышления учащихся в процессе самостоятельной работы,  в ходе которой они преобразуют известную информацию, добывают новые знания и умения, решают творческие задачи. При этом формируются  основные мыслительные умения учащихся:

- умения и навыки локализации исторических фактов и процессов во времени и пространстве, составлять хронологические таблицы и синхронистические;

- умение анализировать исторический материал;

- умение синтезировать и обобщать исторический материал.

Обязательна ли читательская культура для успешного изучения учащимися точных и естественных наук, трудового обучения и физкультуры, а также и других предметов? Разумеется, да. Неспроста ведь существует утверждение «Читательская культура – фактор формирования навыков самосовершенствования и самовоспитания».

Умение работать с учебной книгой является одним из важнейших умений, которым необходимо владеть учащимся школы. Учителями физики и химии Коюшевой С.Н., Федченко Л.В. активно используются различные приемы работы с учебником. Это способствует умениям устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе учебника, сравнивать изучаемые явления, делать обобщения, выводы по одному или нескольким параграфам, составлять схемы, таблицы, графики по тексту учебника, делать анализ содержания рисунков, выполнять опыты, описанные в учебнике.

Учитель белорусского языка и литературы Науменко А.А. внедряет технологию проблемного обучения, личностно-ориентированную технологию. На личностно-ориентированном уроке создается учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Здесь важно создать эмоционально положительный настрой учащихся на работу.

Библиотека, являясь элементом образовательной среды, должна активизировать творческий, интеллектуальный потенциал ребенка. В целях привлечения читателей на базе библиотеки организуются выставки, проходят мероприятия:  Книжная выставка — просмотр «Я вырос здесь, и край мне этот дорог». Ко дню белорусской письменности «Ад першадрукара Скарыны да сучаснай беларускай кнiгi». Книжная выставка «Куприн — прозаик, поэт, публицист. 150 лет со дня рождения». Ко Дню учителя организована выставка «Учитель — профессия вечная».  К дню матери -«О, как прекрасно — это слово мама». Книжная выставка «Классик рубежа двух столетий. 150 лет со дня рождения И.Бунина». Книжная выставка «Уладзiмiр Караткевiч: вядомы I невядомы. 90 лет со дня рождения». Новогодняя выставка(иллюстрированная) «Свет новогодних чудес». Книжная выставка «З кнiгi — на экран. 100 лет со дня рождения I.Шамякiна».  Книжная выставка «Ён дараваў нясмератнасць людзям на балоце. 100 лет со дня рождения I.Мележа». Книжная выставка «Афганистан. Еще раз про войну». Книжная выставка «День защитника Отечества». Книжная выставка «Байкапiсец, драматург, мовазнауца. 125 лет со дня рождения К.Крапiвы». Книжная выставка «Поэзии мир необъятный».    Популяризация чтения проходит и через воспитательную работу в учреждении образования. Классные руководители, воспитатель ГПД, педагог-организатор проводят мероприятия на активизацию чтения и сотрудничают со школьной библиотекой, центральной районной библиотекой и библиотекой Добеевский мох: посвящение в читатели (1 класс, классный руководитель Третьякова Г.А.), информационный час «Мои любимые газеты и журналы» (2 класс, классный руководитель Качан И.Л.), конкурс чтецов «Наша родная мова» (3а кл., классный руководитель Грядовкина З.П.), информационный час «День белорусской письменности» ( 3б класс, 5 класс, классные руководители Шаблина Е.А., Пискун С.А. ), информационный час «По страницам детских изданий» (4а класс, классный руководитель Дубко В.А.), трудовой десант «Книжкина больница» (4б класс, классный руководитель Бекещенко Ж.Л.), информационный час «По страницам районной газеты» (5 класс, классный руководитель Жималоскина К.В.),  информационный час «библиотека – храм книги» (7 класс, классный руководитель Столяренко Н.В.), посещение библиотеки «Профессия библиотекарь» (8 класс, классный руководитель Гусаков П.И.), познавательная программа «Будь фильтром, а не губкой» (8 класс, центральная районная библиотека), информационный обзор «По страницам журналов и газет» (9 класс, классный руководитель Науменко А.А.), информационный час «День библиотек» (10 класс, классный руководитель Коюшева С.Н.), информационный ринг «Газеты и журналы в нашей жизни» (11 класс, классный руководитель Масько Е.И.), час памяти «Гудят колокола Хатыни» (3б, 4б, 5 классы, центральная районная библиотека), игровая программа «Масленица – блинница, весны именинница» (библиотека Добеевский мох) и др.       Классные коллективы 1-8 классов осуществляют подписку на журнал «Юный спасатель». Внеклассные мероприятия, проводимые в учреждении образования, способствуют формированию общекультурной литературной компетентности – восприятию литературы как неотъемлемой части национальной культуры; ценностно-мировоззренческой компетентности – пониманию ценностей, отраженных в литературе, умению определять и обосновывать свое отношение к этим ценностям; читательскую компетентность – способность к творческому чтению, умение вступать в диалог «автор – читатель», погружаться в переживания героев, понимание специфики языка художественного произведения; речевую компетентность – знание норм литературного языка; владение основными видами речевой деятельности.

Однако большинство детей именно усваивают определенные модели читательской деятельности в семье. Именно семья руководит их процессом становления как компетентного читателя. Дети, которые видят взрослых, читающих художественную литературу или использующих тексты как источник информации с различными целями, намного быстрее и эффективнее учатся ценить и использовать печатные материалы. Об отношении родителей учащихся IV, VII классов к чтению свидетельствуют их ответы на вопрос анкеты, в котором они высказывают свое мнение:

-15 из 20 родителей волнует проблема детского чтения;

-9 родителей не возражают против проведения консультаций или семинаров по проблемам детского чтения;

-11 обсуждают прочитанное с семьей;

-13 считают чтение полезным занятием, а 5 хорошим средством времяпровождения и развлечения.

По результатам анкетирования педагогов  62 % из них работают над формированием читательской грамотности учащихся в процессе обучения своему учебному предмету часто, 36 % – иногда, по мере необходимости; 2 % – редко, ввиду недостатка учебного времени или специфики предмета. На учебных занятиях педагоги чаще всего используют следующие формы работ:

- работа с целым классом – 62%,

- с группами учащихся с одинаковыми способностями – 61%,

 - используют индивидуальные формы работы – 69%,

- организуют самостоятельную работу – 100%.

В качестве заданий к тексту используются письменные ответы на вопросы, проверяющие понимание текста – 38%, устно ответить на вопросы о прочитанном-92%, подготовить групповой проект о прочитанном – 23%.

Среди видов работ наиболее популярны чтение учителя всему классу – 84%, чтение учащихся вслух – 84%. Также педагоги используют такие задания, как сравнение прочитанного учащимися с тем, что они читали раньше и со своим жизненным опытом; прогнозирование событий, которые произойдут дальше в тексте; описание основных характеристик прочитанного текста (структуры текста, его стиля и др.). Таким образом, ответы большинства педагогов показывают, что в процессе обучения учащихся они уделяют внимание формированию читательских умений. Вместе с тем результаты работы позволяют сделать вывод о недостаточной эффективности предпринимаемых усилий.

Анализ результатов международных исследований читательской грамотности позволяет сделать вывод о связи между отношением учащегося к чтению и уровнем развития его читательской грамотности. Учащиеся, которым нравится читать и которые готовы прилагать усилия, чтобы делать это хорошо, обычно читают чаще и имеют более широкий круг чтения, что в свою очередь расширяет их читательский опыт и улучшает их способности к пониманию текстов. Формирование положительного отношения учащихся к чтению и адекватной самооценки в связи с собственным чтением в большинстве стран является главной целью обучения чтению. Об отношении учащихся VI, VII классов к чтению, о формах работы на уроке, об отношении родителей к детскому чтению позволили судить их ответы на вопросы анкеты. Так на вопрос читаете ли вы для собственного удовольствия, 10 учащихся ⅤI класса из 20 ответили – часто, 7 – иногда, 3 – никогда. В ⅤII классе из 25 большинство учащихся читает для собственного удовольствия только иногда. На учебных занятиях после прочтения материала 8 учащихся часто рассказывают о прочитанном, письменно отвечают на вопросы – 6 учащихся, выделяют основные идеи прочитанного 6, делают выводы о прочитанном 6 учащихся в ⅤI классе, в ⅤII классе эти задания выполняют 13-15 учащихся из 25.  После прочтения материала обсуждают его с друзьями и родителями только 30% учащихся. 45% учащихся читают только потому, что этого требуют учителя и родители. У 15 учащихся дома нет ни одной книги или несколько, у 75% учащихся не более 25 книг. Чаще всего учащиеся ищут информацию в интернете. В свободное время играют на компьютере или смотрят телевизор. 40% учащихся обрадовались бы, получив книгу в подарок. 85% признают, что чтение пригодится им в будущем.

Результаты данного опроса свидетельствуют о том, что, с одной стороны, абсолютное большинство учащихся понимают важность чтения для собственного будущего; с другой – читают только по необходимости. Между тем ситуация, когда учащийся читает по необходимости, то есть вынужденно, не позволяет проникнуться текстом, вызвать нужный эмоциональный отклик.

Будущее нашей страны, ее конкурентоспособность на мировом рынке, технологическое и инновационное развитие промышленности и экономики зависят от тех, кто сегодня сидит за школьной партой. Какими компетентностями должен владеть молодой человек, чтобы быть способным создавать новое и быть открытым прогрессу? Не существует единственно верного или самого лучшего способа обучения, делающего человека компетентным. Конечно, представленные методы и приемы развития чтения лишь некая часть того, что разработано и применяется сегодня. Для кого-то, возможно, они все станут практическим пособием, кто-то воспользуется рекомендациями некоторых авторов, кому-то они покажутся спорными или просто неприемлемыми и подтолкнут к раздумьям, к собственным поискам. Как отмечал К.Д. Ушинский «Опыт перенять нельзя, перенять можно лишь идею». Главное понять, что чтению надо учиться и чтению надо учить.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что читательская компетентность должна целенаправленно формироваться на должном уровне в начальной школе, но дальнейшая работа по её формированию должна быть связана с её развитием и на других ступенях обучения, что предполагает владение учителями всех предметов технологиями, приемами, стратегиями текстовой деятельности.

 

1. Колганова, Н.Е. Сущностные характеристики формирования основ

читательской компетентности школьников / Н.Е. Колганова // Теория и

практика образования в современном мире: материалы II

54 Международная научная конференция (г. Санкт-Петербург, ноябрь

2012 г.). – Санкт-Петербург: Реноме, 2012. – 228 с.

2. Чудинова, В.П. Чтение детей и подростков на рубеже веков: процессы

трансформации / В.П. Чудинова // Читающий мир и мир чтения: сб. ст.

по материалам международной конференции. Санкт-Петербург, июнь,

2002. - Москва: Рудомино, – 2003. – 128 с.

3. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб.

пособие для студентов пед. ин-тов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик,

Н.Ф. Прокина; – Москва: Просвещение, 1984. – 256 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

Формирование читательской грамотности как условие повышения качества образования

Формирование читательской грамотности как условие повышения качества образования

Чтение учащихся объективно испытывает на себе влияние мировых процессов глобализации и формирования информационной культуры открытого общества, определяющих, в свою очередь, новые черты образования, среди которых…

Чтение учащихся объективно испытывает на себе влияние мировых процессов глобализации и формирования информационной культуры открытого общества, определяющих, в свою очередь, новые черты образования, среди которых…

Структура читательской компетентности состоит из следующих компонентов: познавательный – знания (степень их обобщения и полноты ); операционально-технологический – умения (степень свернутости и освоенности, возможность переноса…

Структура читательской компетентности состоит из следующих компонентов: познавательный – знания (степень их обобщения и полноты ); операционально-технологический – умения (степень свернутости и освоенности, возможность переноса…

Литературное чтение» по теме «Сакариус

Литературное чтение» по теме «Сакариус

Т.В., Дикович Т.П. способствует формированию таких читательских компетенций как способность работать с разными источниками информации

Т.В., Дикович Т.П. способствует формированию таких читательских компетенций как способность работать с разными источниками информации

Куприн — прозаик, поэт, публицист

Куприн — прозаик, поэт, публицист

Юный спасатель». Внеклассные мероприятия, проводимые в учреждении образования, способствуют формированию о бщекультурной литературной компетентности – восприятию литературы как неотъемлемой части национальной культуры; ценностно-мировоззренческой компетентности –…

Юный спасатель». Внеклассные мероприятия, проводимые в учреждении образования, способствуют формированию о бщекультурной литературной компетентности – восприятию литературы как неотъемлемой части национальной культуры; ценностно-мировоззренческой компетентности –…

Среди видов работ наиболее популярны чтение учителя всему классу – 84%, чтение учащихся вслух – 84%

Среди видов работ наиболее популярны чтение учителя всему классу – 84%, чтение учащихся вслух – 84%

Между тем ситуация, когда учащийся читает по необходимости, то есть вынужденно, не позволяет проникнуться текстом, вызвать нужный эмоциональный отклик

Между тем ситуация, когда учащийся читает по необходимости, то есть вынужденно, не позволяет проникнуться текстом, вызвать нужный эмоциональный отклик
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.08.2021