Формирование читательской грамотности на уроках математики
Оценка 4.9

Формирование читательской грамотности на уроках математики

Оценка 4.9
pptx
03.07.2023
Формирование читательской грамотности на уроках математики
Формирование читательской грамотности.pptx

Формирование читательской грамотности на уроках математики

Формирование читательской грамотности на уроках математики

Формирование читательской грамотности на уроках математики

БОУ города Омска «СОШ № 116»
Учитель математики Богданова Е.Г.

Люди перестают мыслить, когда перестают читать

Люди перестают мыслить, когда перестают читать

Люди перестают мыслить,
когда перестают читать.
(Дени Дидро)

Формирование читательской грамотности на уроках математики

Формирование читательской грамотности на уроках математики

Модель оценки функциональной грамотности

Модель оценки функциональной грамотности

Модель оценки функциональной грамотности
PISA-2018

Математическая
грамотность

Естественнонаучная
грамотность

Глобальные
компетенции

Читательская
грамотность

4%

4%

4%

33%

33%

22%

Финансовая
грамотность

Результаты 15-летних учащихся по читательской грамотности

Результаты 15-летних учащихся по читательской грамотности

Результаты 15-летних учащихся по читательской грамотности

Лидирующие страны и территории: Сингапур, Гонконг (Китай), Канада, Финляндия, Ирландия
16 стран, средний балл которых статистически значимо выше среднего балла России

38 стран, средний балл которых статистически значимо ниже среднего балла России

15 стран, средний балл которых не отличается от балла России (Швеция, Дания, Франция, Бельгия, Португалия, Великобритания, Тайвань, США, Испания, Китай, Швейцария, Латвия, Чехия, Хорватия, Вьетнам)

Предмет измерения теста PISA-2018 отражает новые социально-экономические ожидания по отношению к читателю

Предмет измерения теста PISA-2018 отражает новые социально-экономические ожидания по отношению к читателю

Предмет измерения теста PISA-2018 отражает новые социально-экономические ожидания по отношению к читателю


Включены электронные тексты
Включен множественный текст (интерпретация и обобщение информации из нескольких отличающихся источников)
Оценивается способность критически оценивать информацию
Изменилась тематика текстов. Многие тексты связаны с оценкой использования информации в Интернете, в частности, как распознать достоверные сайты и онлайн документы

Проверяются навыки: Поиск и извлечение информации;

Проверяются навыки: Поиск и извлечение информации;

Проверяются навыки:

Поиск и извлечение информации;
Интерпретация (связывание, толкование, пояснение);
Осмысление.

Читательская грамотность на уроках математики

Читательская грамотность на уроках математики

Читательская грамотность на уроках математики

При решении задач;
Чтение графиков, диаграмм, таблиц;
Геометрия;
Анализ, синтез, логические суждения.

Задача: «Перед вами диаграмма урожайности в некотором сельском хозяйстве

Задача: «Перед вами диаграмма урожайности в некотором сельском хозяйстве

Задача: «Перед вами диаграмма урожайности в некотором сельском хозяйстве. Посмотрев на диаграмму, Вася сказал, что урожайность возросла существенно. Прав ли Вася?»

530

532

535

2016

2017

Задача В трапеции АВСD основание

Задача В трапеции АВСD основание

Задача

В трапеции АВСD основание ВС=12. Точка М не лежит в плоскости трапеции, а точка К – середина ВМ. Докажите, что плоскость АDK пересекает отрезок МС в некоторой точке Н. Найдите отрезок КН.

Проверяемые навыки Поиск и извлечение информации;

Проверяемые навыки Поиск и извлечение информации;

Проверяемые навыки

Поиск и извлечение информации;
Интерпретация (связывание, толкование, пояснение);
Осмысление.

Тонкие и толстые вопросы «Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы

Тонкие и толстые вопросы «Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы

Тонкие и толстые вопросы

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

 

 

Объясните почему….?

Кто..? Что…? Когда…?

Почему вы думаете….?

Может…? Мог ли…?

Предположите, что будет если…?

Было ли…? Будет…?

В чём различие…?

Согласны ли вы…?

Почему вы считаете….?

Верно ли…?

 

 

Приём «Составление краткой записи задачи»

Приём «Составление краткой записи задачи»

Приём «Составление краткой записи задачи»

Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.

Приём «Составление вопросов к задаче»

Приём «Составление вопросов к задаче»

Приём «Составление вопросов к задаче»

 Анализ информации, представленной в объёмном тексте математической задачи, формулировка вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные; останутся не использованные данные; нужны дополнительные данные.
 

Приём «Вопросы к тексту учебника»

Приём «Вопросы к тексту учебника»

Приём «Вопросы к тексту учебника»

 
Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
ВОПРОСЫ:
Прочитайте текст.
Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?
Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему? 
Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное? Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.

Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» – «

Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» – «

Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» – « Ромашка Блума» (Шесть лепестков – шесть типов вопросов).

Приём «Инсерт» Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения

Приём «Инсерт» Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения

Приём «Инсерт»

Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения. 
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.
Читая, ученик делает пометки в тексте:
V – уже знал;
+ – новое;
думал иначе;
? – не понял, есть вопросы.


Приём «Кластер» Кластеры использую для структуризации и систематизации материала

Приём «Кластер» Кластеры использую для структуризации и систематизации материала

Приём «Кластер»

 Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.
 
Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.

Приём «Ключевые слова» Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия

Приём «Ключевые слова» Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия

Приём «Ключевые слова»

 Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.

Приём «Верные и неверные утверждения»

Приём «Верные и неверные утверждения»

Приём «Верные и неверные утверждения»

 Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
 
Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+», не верно – «-».

Приём «Верите ли вы…» Проводится с целью в ызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме

Приём «Верите ли вы…» Проводится с целью в ызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме

Приём «Верите ли вы…»

 Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. Проводится в начале урока, после сообщения темы.

Приём «Синквейн» Развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания и проявлять творческие способности

Приём «Синквейн» Развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания и проявлять творческие способности

Приём «Синквейн»  

Развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания и проявлять творческие способности. Структура синквейна:
Существительное (тема). 
Два прилагательных (описание).
Три глагола (действие). 
Фраза из четырех слов (описание).
Существительное (перефразировка темы).

Y – YI классы выделение главного в тексте; составление примеров, аналогичных приведенным в тексте; умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос; грамотно пересказать прочитанный…

Y – YI классы выделение главного в тексте; составление примеров, аналогичных приведенным в тексте; умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос; грамотно пересказать прочитанный…

Y – YI классы

 выделение главного в тексте;
составление примеров, аналогичных приведенным в тексте; 
умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
грамотно пересказать прочитанный текст.

YII – YIII классы умение составить план прочитанного; воспроизводить текст по предложенному плану; умение пользоваться образцами решения задач; запоминание определений, формул, теорем

YII – YIII классы умение составить план прочитанного; воспроизводить текст по предложенному плану; умение пользоваться образцами решения задач; запоминание определений, формул, теорем

YII – YIII классы  

умение составить план прочитанного;
воспроизводить текст по предложенному плану;
умение пользоваться образцами решения задач; 
запоминание определений, формул, теорем.

IX – XI классы работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами); использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях; подтверждение научных фактов; конспектирование новой темы

IX – XI классы работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами); использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях; подтверждение научных фактов; конспектирование новой темы

IX – XI классы

 работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);
использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях;
подтверждение научных фактов;
конспектирование новой темы.

Заключение Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания текста необходимо начинать с 5-го класса и проводить в системе, усложняя приемы и способы…

Заключение Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания текста необходимо начинать с 5-го класса и проводить в системе, усложняя приемы и способы…

Заключение

Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания текста необходимо начинать с 5-го класса и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.07.2023