Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся является приоритетной задачей современного национального образования.
Одним из направлений оценивания функциональной грамотности является читательская грамотность.
Под «читательской грамотностью» понимается способность учащихся к:
осмыслению письменных текстов;
рефлексии на них;
использованию их содержания для достижения определённых целей (решения задач, развития знаний, возможностей и дальнейшего применения их для активного участия в жизни общества).
В современной школе для успешного обучения необходимо уметь работать с большим объёмом информации. Не все учащиеся могут работать с текстом, находить и интерпретировать нужную информацию. Поэтому проблема формирования читательской грамотности актуальна для всех предметов.
Формировать читательскую грамотность можно и нужно на любом уроке.
При обучении учащихся на уроках математики мы часто сталкиваемся с тем, что задания, содержащие математический текст или описание реальной ситуации вызывают затруднения и выполняются менее успешно чем чисто математические задачи.
Наличие текста негативно сказывается на выполнении математической задачи.
Это объясняется тем, что математический текст имеет свои особенности:
1. В математических текстах часто рассматриваются объекты, не существующие в реальности, и абстрактные вопросы.
2. Работу с текстом учебника затрудняют ссылки на уже изученный ранее материал. Ученик мог забыть данный материал и не всегда может восстановить этот пробел самостоятельно.
3. Математические тексты изложены лаконично. В текстах используются символы, чертежи, формулы, графики.
Это помогает перевести абстрактные понятия на язык образов, даёт возможность читателю определить связи между рассматриваемыми объектами, однако влечет необходимость более интенсивной мыслительной деятельности, напряжения мысли и сосредоточения при его чтении.
Решить данную проблему помогает включение в работу заданий, способствующих формированию читательской грамотности, обучение чтению, умению работать с текстом; поиску и извлечению необходимой информации, умению составить собственную точку зрения по содержанию текста, развитие письменной и устной речи.
Основным параметром оценки сформированности читательской грамотности является полное понимание текста: умение найти, извлечь и интерпретировать необходимую информацию.
При оценивании читательской грамотности школьников международная шкала PISA разделена на семь уровней.
Каждый уровень содержит целый спектр читательских умений, включающих три категории:
доступ и извлечение;
интеграция и интерпретация;
размышление и оценка.
В материалах PISA тексты классифицируются по структуре: сплошные и несплошные.
К сплошным текстам относятся как правило художественные тексты.
Несплошные тексты содержат информационные единицы (таблицы, графики, диаграммы, схемы, планы, карты).
На уроках математики нам чаще встречаются несплошные тексты.
В учебниках по математике и в пособиях для подготовки к ВПР и ГИА встречаются все виды текстов.
Проектирование достижения планируемых образовательных результатов формирования читательской грамотности
ПОР | Типовые задачи | |
5 класс | Находит | Определить вид текста. Обосновать свое мнение. |
6 класс | Применяет информацию, извлеченную из текста, для решения разного рода проблем | Сформулировать проблему, описанную в тексте. Выделить в тексте ту информацию, которая имеет принципиальное значение для решения заданной проблемы. Выбрать возможные способы решения проблемы из предложенных вариантов. Из заданной таблицы, диаграммы, граф-схемы выбрать и вставить пропущенную в тексте информацию. Построить алгоритм решения проблемы по данному условию. |
Проектирование достижения планируемых образовательных результатов формирования читательской грамотности
ПОР | Типовые задачи | |
7 класс | Анализирует и интегрирует информацию для принятия решения | Выделить составные части в тексте, задаче, установить между ними взаимосвязи. |
Проектирование достижения планируемых образовательных результатов формирования читательской грамотности
ПОР | Типовые задачи | |
8 класс | Принимает решение на основе оценки и интерпретации информации | Оценить качество представленной информации для решения личных, местных, национальных, глобальных проблем. |
Проектирование достижения планируемых образовательных результатов формирования читательской грамотности
ПОР | Типовые задачи | |
9 класс | Оценивает информацию и принимает решение в условиях неопределенности и многозадачности | Сформулировать проблему (проблемы) на основе анализа ситуации. |
Дидактические игры на уроках математики по формированию читательской грамотности учащихся
Работа по формированию читательской грамотности в 5-6 классах может быть организована с помощью различных дидактических игр, например:
.
Игра «Банк идей (гипотез)» | Используется в начале урока, ученикам предлагается выдвинуть гипотезы о том, что будет сегодня на уроке изучаться. | Этот прием научит учеников выдвигать гипотезы исследования и определять, доказаны они или опровергнуты, что очень важно для формирования навыков научно-исследовательской деятельности учащихся при работе с текстом. |
Игра «Верные или неверные утверждения» | Может быть началом урока, когда учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему. | После знакомства с основной информацией мы возвращаемся к данным утверждениям и просим детей оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Этот приём научит учеников анализировать и оценивать информацию. |
Продолжая работу с учащимися 7-11 классов, в состав урока можно включать следующие приемы:
Методический прием — «Кластер» | 1-й этап - ключевое слово или словосочетание. | Кластер — это карта понятий, которая позволяет ученикам свободно размышлять над какой-либо темой, дает возможность оценить свои знания и представления об изучаемом объекте, помогает развивать память. |
Методический прием — «Инсерт». | Учащиеся с помощью маркировочных знаков в подготовленном тексте помечают отдельные абзацы или предложения. Например: | Завершением данной работы с текстом является устное обсуждение или заполнение таблицы(отмечаем, что, известное ,что новое им встретилось в прочитанном тексте).При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него. |
V | отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику |
+ | отмечается новое знание, новая информация |
- | отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе |
? | отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее |
План или конспект прочитанного | Проработав доказательства теоремы, учитель может выдать каждому ученику карточку, на которой доказательство этой теоремы представлено в виде таблицы, состоящей из двух колонок, одна из которых содержит утверждения, другая — их обоснования, а также имеются пропуски в той или иной колонке. Такие карточки можно делать дифференцированными, изменив количество пропусков. Учащимся необходимо заполнить пустые места в доказательстве. Учащимся можно предложить работу с этой таблицы с использованием учебника. | |
«Дерево знаний» | После изучения на уроке темы, даётся задание составить по материалу учебника контрольные вопросы. Ученики свои вопросы записывает на листочках и прикрепляют на ≪дерево знаний≫ (на доску). В начале следующего урока ещё раз прочитывается текст учебника, после чего с «дерева знаний» снимаются листочки, вопросы зачитываются, учащиеся отвечают на них. | Такая работа развивает самостоятельность мышления, речевые умения и снижает утомляемость. |
5 класс. Тема: «Углы». игра «Верю – не верю»:
• тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом;
• угол – это геометрическая фигура;
• угол состоит из двух пресекающихся прямых;
• бывают углы остроумные и тупые;
• угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки;
• равные углы – это те, у которых равны стороны;
• биссектриса – это такой угол, у которого три стороны;
• бывает угол прямой;
• угол может быть тощим;
• острый угол – это угол, который меньше прямого.
7 класс. Тема: «Треугольник». Кластер.
ТРЕУГОЛЬНИК
Какая фигура
называется
треугольником?
Равные
треугольники
Углы
Вершины
Стороны
Периметр
треугольника
ПРИЗНАКИ
РАВЕНСТВА
ТРЕУГОЛЬНИКОВ
По двум сторонам и углу
между ними
По стороне и прилежащим
к ней углам
По трём сторонам
Равносторонний
Равнобедренный
Прямоугольный
Тупоугольный
Остроугольный
Отрезки треугольника
Медиана
Биссектриса
Высота
Составление конспекта. 8 класс. Параллелограмм
Словесная формулировка математического факта | Математический факт на языке чертежа | Математический факт на языке символов |
Параллелограммом называется четырёхугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны | ||
АО = ОС, ВО = ОД |
Список используемой литературы.
Примеры открытых заданий по функциональной грамотности PISA http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf
Примеры открытых заданий по математической грамотности PISA https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf
Примеры открытых заданий по читательской грамотности PISA https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf
Методические материалы по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики/ сост. Н.В. Долматова
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.