Формат текста: сплошной.
Источник: Александрова О.М. Русский родной язык. 7 класс. М. «Просвещение», «Учебная литература», 2020 год.
Тема: Язык художественной литературы. Притча.
Тест: Урок бабочки.
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут, и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.
Вопросы:
1. Каков стиль данного текста? Почему? ( Художественный, потому что в нем много эпитетов, метафор и олицетворений)
2. Как вы думаете, каков жанр этой истории? (Среди высказываний детей, вероятнее всего, прозвучит слово «притча»)
Притча — это краткое прозаическое (реже – стихотворное) произведение, содержащее нравственный урок, сформулированный в иносказательной форме. В определённом смысле притча есть метафора.
3. Где и когда происходит действие в притче?
4. Что сделал человек, чтобы помочь бабочке?
5. Прав ли был человек, оказывая помощь бабочке и почему?
6. При помощи стрелок покажите волшебное превращение бабочки.
7. Подберите синонимы к словам немощный (слабый, больной, беспомощный), волочила (тянула, протягивала, тащила), позволено (разрешено)
8. Пользуясь упр.158, определите особенности притчи (малый объём; обыденность сюжета; обращённость к главным нравственным вопросам жизни; иносказательность; философский подтекст; наличие нескольких уровней смысла)
Верно ли утверждение?
|
ДА |
НЕТ |
Всегда ли притча является прозаическим произведением? |
|
|
Притча-это рассказ о простых, обыденных вещах?
|
|
|
Всегда ли в основе сюжета притчи лежит реальный случай? |
|
|
Имеет ли притча иносказательный характер и философский подтекст? |
|
|
9. Какова реальная жизненная проблема притчи?( Все трудности даются людям для того, чтобы их преодолевать и быть сильными.
10. А вы согласны с мнением автора о том, что мы не смогли бы быть такими сильными, если бы не было трудностей?
11. Не было ли в вашей жизни таких моментов, когда преодоление трудностей вам помогало?
12. На примере найденной вами притчи напишите сочинение-рассуждение на тему «О чем рассказывают притчи?»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.