Формирование чувства патриотизма на уроках истории
у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
«Родина - твой дом, твоя колыбель. В родном доме не бывает всё гладко и всё хорошо» - слова педагога В. А. Сухомлинского. Коренные преобразования в нашей стране конца XX – начале XXI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются негативными изменениями в различных сферах жизни общества: отсутствие духовных, интеллектуальных интересов, запросов, социальное расслоение общества, социальная незащищенность населения страны, криминализация общества, пропаганда насилия.
В результате наблюдается рост преступности среди несовершеннолетних, увеличение количества беспризорных и безнадзорных детей, наркоманов, снижение общей культуры молодежи, усиление националистических, сектантских влияний на подрастающее поколение. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Средства массовой информации и сеть Интернет оказывают колоссальное влияние на современную молодежь. И очень часто они препятствуют формированию гражданских и нравственных качеств у молодых людей.
В современной ситуации, как никогда необходимо воспитание молодежи в духе любви к Отечеству. Заставить любить Родину невозможно, это нужно воспитывать в человеке, ведь чувство принадлежности к родной земле, к своему народу, дает каждому из нас право считать себя частичкой всего того, что связано с землей, прежде всего с ее историческим прошлым. Несомненно, что в образовательной программе особое внимание должно уделяться такому учебному предмету, как история.
Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями являются полноправными членами общества, гражданами России, поэтому вопрос гражданско-патриотического воспитания умственно отсталого ребёнка весьма актуален. В подтверждение этому достаточно напомнить, что ФГОС УО /ИН/ в числе личностных результатов освоения АООП одним из ключевых определяет: осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину.
Учебный предмет «История Отечества» 7-9 классы рассматривается как дисциплина, в которой заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, формирование личностных качеств гражданина. Уроки истории дают возможность на доступном для умственно отсталого ребёнка уровне узнать об основных событиях в истории своей Родины. На основе знаний о прошлом человек учится ориентироваться в событиях дня сегодняшнего. Прошлое устремляется в будущее. Прошлое, настоящее и будущее – единый процесс. Знание истории помогает твердо стоять на родной земле, гордиться ее героическим прошлым, быть достойным её будущего. Так усиливается любовь к Родине. Воспитательной задачей уроков является вызов у учащихся чувства гордости за русский народ, который не потерял своей самобытности, является творцом материальных и духовных ценностей. Учитель воспитывает бережное отношение к историческому достоянию, пробуждает у учащихся понимание красоты русской культуры. Знание истории (истории своей семьи, своего народа, села страны в целом) дает возможность человеку состояться как полноценная личность с активной гражданской и жизненной позицией.
Изучение истории начинается в 7 классе, но с 2017-2018 учебного года в 6 классе начал реализовываться пропедевтический курс «Мир истории». В основу разработки курса было положено научное исследование Л.В. Смирновой, которая выявила, что представления об окружающем мире и сведения исторического содержания (до начала обучения) у учащихся 6 класса носят разобщенный, фрагментарный характер. Дети не могут точно назвать страну, край, область, в которой живут, смешивают понятия столица, главный город края, области, не умеют объяснить настоящее, прошлое и многие другие понятия. Цель курса - обобщить имеющиеся у учащихся сведения из различных предметных областей и подготовить их к усвоению исторических знаний и понятий, необходимых для дальнейшего изучения истории как общественной дисциплины в 7-9 классах.
Обучение детей истории и формирование у школьников с интеллектуальными нарушениями чувства гражданственности и патриотизма, любви к малой Родине происходит неразрывно и на каждом уроке. Большой пласт учебного материла в начале 6 класса непосредственно направлен на формирование гражданских чувства и верности Родине.
Первая глава курса «Мир истории» «Имя, отчество, семья, родословная человека» начинается со знакомства учащихся с обычаями и традициями русского народа при выборе имени для младенца. Обращается внимание на проявление уважения к человеку при обращении к нему по имени и отчеству. Делается акцент на то, что каждый должен дорожить своим именем, жить по совести так, чтобы люди уважали его за хорошие дела, а не за красивое имя.
Воспитание патриотизма и гражданственности строится также на православном наследии русской истории. При знакомстве со святцами –церковной книги с перечнем христианских имён святых, по которой родители могут дать имя младенцу, учащимся объясняется кто такие святые, кто ими становился (совершили подвиги во имя веры, помогли людям добрыми делами). Говоря об истории появления фамилий, происходит знакомство с одним из самых почитаемых людей в истории нашей страны - Петром Великим. Подчёркивается его верность Отечеству, полезные и важные дела для России. В курсе «Мир истории» учащиеся знакомятся и с другими известными историческими персонажами – Пушкиным, Гагариным, Дмитрием Донским, их ролью в истории не только страны, но человечества. На их примерах формируется уважительное отношение к историческим личностям, которые внесли свой вклад в развитие государства, формируется понимание того, что результат их деятельности – это упорный многолетний труд. Обязательно делается акцент на сохранении народом памяти об этих людях.
С первых уроков истории отмечается традиция почитания русским народом родителей, их воли. Отмечается, что перед тем, как начинать любое ответственное дело, дети всегда спрашивали благословения у своих родителей. Прослеживается связь слов «отец, отчество, отчизна», указывается особая роль отца в семье – кормильца, защитника. Это особенно важно для учащихся с интеллектуальными нарушениями, так как зачастую воспитываясь в неблагоприятных условиях, они не имеют представления о семейных ценностях и традициях, положительных примерах семейных отношений. Чтение доступных текстов, работа с пословицами, иллюстративным материалом, составление устных и письменных рассказов способствует формированию у учащихся адекватных представлений о семье.
Шестиклассники также знакомятся с понятиями «поколение, предки, потомки». Учащиеся делают вывод, что знания и опыт, накопленные из века в век, передаются благодаря смене поколений: от старших к младшим. Делается акцент, что когда сами ребята будут взрослыми и у них появятся дети и внуки, они будут учить их быть полезными людьми для семьи и для других людей. Так формируется осознание долга перед людьми ближайшего окружения, местом своего проживания, Родиной, т.е. чувство патриотизма.
Также шестиклассники получают элементарные сведения о родословной человека. Научить учащихся составлять генеалогическую таблицу своей семьи, показать, что личная история и история семьи каждого учащегося являются частью истории страны – задача учителя. Воспитательная задача такого урока – это воспитание чувства любви к своей Родине, ее людям и своей семье. Зарождается патриотизм с формирования родственных чувств к маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам. При работе с родословной выясняется, что умственно отсталые дети зачастую не знают полных имён своих родителей, бабушек, дедушек. Некоторые не понимают, что у каждого человека обязательно должны быть две бабушки и два дедушки. Редко кто знает или с помощью родителей записывает полную родословную (мама, папа, бабушки, дедушки).
Вторая глава курса «Мир истории» - «Отчий дом. Наша Родина – Россия» содержит материал, который имеет целью расширить общественно-историческое представление и первоначальное понятие о нашей Родине. Учащимся даётся представление о России как о большой и сильной стране, огромном общем доме для более ста народов, которые живут рядом как добрые соседи и друзья. Отмечается, что народы трудятся на благо Родины, а если придёт беда, то вместе встанут на защиту Отчизны. Здесь же выделяется красота и богатство России, главным богатством называется талантливый русский народ.
В школьном курсе должен преобладать позитивный настрой в восприятии отечественной истории. Тем не менее, у учащихся не должно сформироваться представление, что история России – это череда триумфальных шествий, успехов и побед. Поэтому шестиклассникам (а затем и ученикам 7-9 классов) указывается, что в историческом прошлом нашей страны были и трагические периоды (раздоры, голод, смуты, войны, политические репрессии и др.), но русский и другие народы нашей страны находили силы вместе преодолевать выпавшие на их долю тяжелые испытания. На уроках привлекается различный материал: пословицы о Родине, отрывки из стихов, иллюстративный материал, карта. Дети дают ответы на такие вопросы, как: Кто такой гражданин? Что означает быть патриотом и гражданином своего отечества? Так формируются знания о духовных традициях России, фиксируются в сознании ребенка такие понятий как Родина, Отечество, Отчизна, родной край, Гражданин, Патриот, Герой.
При изучении государственной символики обращается внимание на значение цветов российского флага, элементов герба, слов гимна. Гимн читается выразительно, объясняется смысл каждого куплета. Делается акцент на необходимости уважительного отношения к символам своего Отечества.
Формирования патриотизма идет через воспитание любви к малой родине – селу, посёлку, городу, ученическому коллективу, местным особенностям и традициям. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма. В 6 классе дети знакомятся с понятием «истоки», делают вывод что такое для человека отчий дом и родной край, называется адрес малой родины, составляется рассказ о малой родине.
В 7 классе при введении нового учебного предмета «История Отечества» учащимся задаётся вопрос: Для чего нужно изучать историю своей страны? «Зачем нам всё это нужно? Мы живём в современном мире, о прошлом знать необязательно» - реплики некоторых семиклассников. (Математика, чтение, русский язык им пригодится в жизни, они это знают точно.) И тогда следует объяснять: люди, изучающие историю, справедливо считают, что она помогает жить. Узнавая прошлое, мы видим, что в далекие времена наши предки испытывали огромные трудности, невзгоды, лишения, совершали ошибки. Мы – потомки, зная об этих ошибках, должны не допускать новых. История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир. Каждый культурный человек, каждый гражданин своего Отечества обязан знать историю своей Родины. Человек без знания истории не может считать себя культурным, образованным, не может быть достойным гражданином РФ.
Семиклассники знакомятся с событиями прошлого Родины с древнейших времён (9 век) до начала 17 века. Восьмиклассники с событиями 17-начала 20 века. Девятиклассники с событиями 20-21 веков. Изучая быт восточных славян, учащиеся узнают традиции и обычаи своих предков. У школьников появляется потребность в приобщении к истории своего Отечества, к историческому наследию предков, формируется понимание прекрасного при знакомстве с шедеврами искусства. Прочной нравственной традицией является военный героизм, который считается эталоном поведения для русского воинства. Курс истории дает большие возможности для осуществления военно-патриотического воспитания на примере героической борьбы за независимость Отечества в разные эпохи (борьба с монгольским нашествием, Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская и Бородинская битвы, события Великой Отечественной войны).
На протяжении всей истории нашей страны подвиги русских воинов почитались, прославлялись и возвеличивались народом. Подвигнуть на подобные великие поступки мог лишь патриотизм, любовь к Родине, верность воинскому долгу. Здесь важно уделить особое внимание подбору материала. Ведь он должен найти отклик в умах и сердцах детей, заставить их сопереживать и гордиться своей страной, своими предками и ни в коем случае не оставаться равнодушными. У учащихся должны появляться вопросы: почему люди шли на верную смерть, как мои предки связаны с событиями тех времен, кем можно гордиться и кого должны помнить поколения? Чтение стихов, рассказов, дополнительной литературы, просмотр видеофрагментов дополняют материал учебника.
Говоря о Великой Отечественной войны в программу следует включить вопросы о героях войны, пионерах и комсомольцах - героях войны, о героях войны – земляках. Основной упор при изучении вышеперечисленных тем следует на то, что весь советский народ поднялся на борьбу с фашистскими захватчиками: солдаты воевали на фронте, а те, кто остались в тылу снабжали бойцов оружием, боевой техникой, продовольствием, обмундированием. При изучении событий конца 20 века беру материал о героях-земляках Афганской войны.
Следует отметить, что у девятиклассников к изучаемому материалу наблюдается больший интерес, объяснимый скорее всего тем, что события, изучаемые ими происходили относительно недавно, их бабушки, мамы были свидетелями прошедших событий. Учащиеся иногда вспоминают рассказы своих родственников о тех или иных событиях. Но как показывает опыт большая часть детей ничего не знает об участии своих предков в войнах. Здесь должна вестись (желательно с 5-6 кл.) целенаправленная работа не в рамках уроков истории, а в рамках различных внеклассных мероприятий.
Служение Отечеству учащиеся могут наблюдать не только при изучении боевого прошлого. В мирное время жило и работало на благо родины много талантливых, добрых людей: художников, учёных, писателей, путешественников, защитников веры и т.п. На примере жизни Сергия Радонежского, Андрея Рублёва, Михаила Ломоносова и других показано истинное стремление посвящать свою жизнь Родине и соотечественникам.
В обучении истории учащихся с нарушением интеллекта важное место занимают характеристики выдающихся исторических деятелей. Они помогают понять, что историю делали люди. На примере характеристики исторического героя воспитываются такие важные черты и качества личности учащихся, как самоотверженность, мужество, справедливость, гражданская позиция. Характеристики участников событий способствуют и лучшему пониманию самих событий.
Таким образом, в процессе обучения истории умственно отсталых детей наряду с образовательными задачами в неразрывном единстве с ними осуществляются и воспитательные задачи. Главными среди них являются: воспитание любви к Родине, своему народу, уважения к историческому прошлому, сопричастности событиям, происходящим в настоящее время, готовность к защите Родины в случае необходимости.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.