Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка с сенсо - моторной алалией

  • Документация
  • docx
  • 25.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Понимание обращенной речи - обращённую речь понимает. 2. Нарушение звукопроизношения - полиморфное нарушение звукопроизношения свистящих (межзубный сигматизм (С, С᾿, З, З᾿, Ц)); сонорных звуков (ротацизм Р, Р᾿). 3. Звуко - слоговая структура - слоговая структура слов нарушена (перестановка, пропуск слогов). 4. Фонематический слух - фонематический слух нарушен. Не может повторить ряд оппозиционных слогов близких по звучанию как простых, так и сложных по артикуляции. 5. Фонематические функции - фонематические функции не сформированы. Путает понятия звук и слог. Не всегда выделяет первый звук в слове, редко – последний. Не может определить последовательность звуков в слове, а, также, количество звуков в слове. Не способен синтезировать звуки в слово и придумать слово на заданный звук. 6. Словарный запас - беден. 7. Грамматический строй речи - много аграмматизмов. Допускает множество ошибок в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании (образовании слов, названий детёнышей животных, относительных и притяжательных прилагательных). 8. Состояние связной речи - связная речь плохо сформирована. Испытывает трудности при составлении предложений. Не может выложить картинки по смыслу.
Иконка файла материала ИОМ Михайлова.docx
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №7  Методическая разработка Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка с сенсо ­ моторной алалией Михайлова Кирила Денисовича На 2018­2019 учебный год ᾿ ᾿  Фонематический слух ­ фонематический слух нарушен. Не может повторить ряд оппозиционных слогов близких по 1. Понимание обращенной речи ­ обращённую речь понимает. 2. Нарушение звукопроизношения ­ полиморфное нарушение звукопроизношения свистящих (межзубный сигматизм ᾿ (С, С , З, З , Ц)); сонорных звуков (ротацизм Р, Р ). 3. Звуко ­ слоговая структура ­ слоговая структура слов нарушена (перестановка, пропуск слогов). 4. звучанию как простых, так и сложных по артикуляции. 5. Фонематические функции ­ фонематические функции не сформированы. Путает понятия звук и слог.   Не всегда выделяет первый звук в слове, редко – последний. Не может определить последовательность звуков в слове, а, также, количество звуков в слове. Не способен синтезировать звуки в слово и придумать слово на заданный звук. 6. Словарный запас ­ беден. 7. Грамматический строй речи ­ много аграмматизмов. Допускает множество ошибок в словоизменении (в образовании множественного   числа   существительных   в   именительном   и  родительном   падеже,  согласовании   существительных   и числительных)   и   словообразовании   (образовании   слов,   названий   детёнышей   животных,   относительных   и притяжательных прилагательных).8. Состояние связной речи ­ связная речь плохо сформирована. Испытывает трудности при составлении предложений. Не может выложить картинки по смыслу. По результатам диагностики определён следующий индивидуальный маршрут развития: Этапы работы Подготовительны й этап Направления  работы Сенсорное  развитие Развитие  психических  функций Развитие мелкой  моторики   Коррекционно­речевые задачи 1. Развивать органы чувств (слух,   зрение,   обоняние, осязание, вкус). 2. Закрепить знание основных   цветов   и оттенков,   форме   и величине предметов,   обогатить   представления о них. 1.   Развивать   все   виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при   сравнении   предметов признаки, воспринимаемые   всеми органами чувств.     Развивать   мелкую и 1. моторику рук совершенствовать графические навыки.     Рекомендованные игры и задания 1. Упражнения   в   узнавании,   классификации, сравнении, цвета, формы, величины предметов геометрических. фигур. 2. Использовать телесно­ориентированные упражнения,   глазодвигательные   упражнения, релаксационные   растяжки, самомассаж.   упражнения,     чей     «Угадай, 1.Рекомендуемые   игры   и   упражнения:   «Где постучали?», голосок», «Улиточка»,   «Лягушка»,   «Улавливай   шепот», «Где   поет   птичка?»,   «Жмурки   с колокольчиком»,   «Найди   бубенчик»,   «Поймай барабанщика»,   «Сложи   радугу»,   «Теплые   и холодные   цвета»,   «Цветные   колпачки», «Чудесный мешочек», «Что в мешочке» и т. п 1. Обводка,   закрашивание   и   штриховка   по трафаретам  (по  лексическим темам I периода обучения). 2. Составление фигур, узоров из элементов (пообразцу). 3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой. 4. Печатание пройденных букв в тетради. 5. Использовать   пальчиковую   гимнастику   по всем   лексическим   темам   и   при   знакомстве   с изучаемыми буквами. 6. Использование массажных упражнений. 7. Выкладывать   изображения   и   буквы   с помощью   спичек,   природных материалов. 8. Использовать   пальчиковую   гимнастику,   по всем   лексическим   темам,   кинезиологические пальчиковые   упражнения   («кулак­ребро­ ладонь» и пр.) 9.Лепка, аппликация, рисование. 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Дыхательная гимнастика.   верёвочки, Развитие общих  речевых навыков     над органов 1. Вырабатывать   чёткие, координированные движения речевого аппарата. 2. Формировать правильное   дыхание. 3. Работать постановкой диафрагмального дыхания. 4. Работать   над   мягкой атакой голоса. Выработка речевоеОсновной этап Коррекция  звукопроизношения Работа над  звукослоговой  структурой слова (индивидуально, на материале  правильно  произносимых  данным ребёнком  звуков)     детей у умения пользоваться   громким   и тихим голосом. 1. Разрабатывать   речевой аппарат, подготовка его к постановке звуков. 2. Сформировать правильное   произношение и первоначальное закрепление   неправильно произносимых   звуков   и   отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа). 3. Автоматизировать звуки   в   слогах,   словах, предложениях, словосочетаниях,   связной речи. 1. Учить   отвечать   на вопросы:   «Кто   это?», «Что он (она) делает?» 2. Составление предложений типа «именительный   падеж   + согласованный глагол +прямое дополнение»         1. Проведение   общей   и   специальной артикуляционной гимнастики. 2. Постановка свистящих звуков. 3. Автоматизация свистящих звуков. 1. Плавно переключаться со слога на слог. 2. Плавно   произносить   стечения   согласных   в рамках одного слога. 3. Я ем кашу (котлету, лапшу) Маша пьет воду …несёт лейку(банку, куклу) рис…лепит куклу (кошку, машину) …рисует собаку (машину, козу) …ловит бабочку (муху)Развитие  фонематического  слуха, подготовка  к обучению  грамоте     1. Развивать слуховое внимание   на   материале звуков неречевых (звучащие игрушки, хлопки). 2. Развивать слуховое внимание   на   материале гласных звуков. 3. Развивать слуховое   внимание   на   материале согласных звуков. 4. Знакомить с буквами. 5. Формировать   умение осознанно   читать   слоги, слова, предложения, тексты   с   изученными буквами.       1. Знакомство с гласными звуками [а], [у], [о], [и], [ы], [э],   2. Анализ   и   синтез   звукосочетаний   из   2­3 гласных звуков (ау, уа, оуа и др.). 3. Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце   слова   (пила),   в   середине   односложных слов (шар, бык, стол и т.п.). 4. Подбор слов на гласные звуки. 5. Знакомство   с   согласными   звуками. Совершенствование   умения   выделять   звук   из ряда звуков, на фоне слога, слова. 6. Знакомство с понятиями: «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук». 7. Выделение   изучаемых   согласных   звуков   из слова (начало, конец, середина). 8. Определение   последовательности   звуков   в слоге, слове. 9. Определение   количества   звуков   в   слоге, слове. 10. Определение   ударного   слога,   звука   в слове. 11. Составление звуко­слоговой схемы слов. 12. Выкладывание   слогов,   слов   из   букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами. 13. Совершенствование   умения   «печатать» буквы,   предложения   с   слоги,   слова,Развитие словаря Совершенствование грамматического  строя речи 1. Расширять,   уточнять   и активизировать словарь на основе   систематизации   и обобщения   знаний   об окружающем   в   рамках изучаемых   лексических тем. 2. Упражнять словоизменении. 3. Упражнять словообразовании. в в     имён 1. Формировать грамматические категории   существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, (по лексическим темам)   наречий               активного активного с «Назови словаря уменьшительными ласково» пройденными буквами.  14. Читать слоги, слова. 1. Пополнение словаря существительными   с   уменьшительными   и увеличительными суффиксами  2. Обогащение   активного   словаря   сложными словами,неизменяемыми   словами,   словами­ антонимами и словами­синонимами. 3. Обогащение прилагательными суффиксами,   прилагательными. 4. «Вырастим слова» 5. «Назови наоборот» 6. «Из чего что сделано» 7. «Большой и маленький» 8. Дальнейшее   овладение   приставочными глаголами. 9. Практическое   овладение   всеми   простыми предлогами. Совершенствование   умения   образовывать   и употреблять существительные единственного   и   множественного   числа   в именительном   падеже   по   всем   изучаемым лексическим темам.   Закрепление   умения   образовывать   и 2. употреблять существительные единственного   и   множественного   числа   в имена имена2. Формировать   навыки правильного согласования имён   существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий. 3. Формировать   навыки грамматически правильного   составления предложений. 4. Формировать   навыки анализа   предложений   и составления   графических схем предложений. с косвенных   падежах   как   в   беспредложных конструкциях,   так   и   в   конструкциях   с предлогами   по   всем   изучаемым   лексическим темам   (дрозда,   дрозду,   дроздом,   о   дрозде;   у конюшни,   по   конюшне,   над   конюшней,   в конюшне;   жуков,   жукам,   жуками,   о   жуках;   у белок, по белкам, над белками, о белках). 1. Совершенствование   умения   образовывать   и использовать   имена   существительные   и   имена прилагательные уменьшительными суффиксами   по   всем   изучаемым   лексическим темам   (листочек,   картошечка,   пальтишко; кругленький). 2. Формирование   умения   образовывать   и использовать   имена   существительные   с увеличительными   суффиксами   (медведище, головища)   и   суффиксами   единичности (горошинка, клюквинка).   Закрепление   умения   согласовывать 5. прилагательные с существительными   в   роде,   числе   и   падеже; подбирать   однородные   определения   к существительным     голубая стрекоза,   длинноногие   журавли;   быстрая, проворная, стремительная ласточка). 6.   Закрепление   умения   образовывать   и использовать   возвратные   глаголы,   глаголы   в разных   временных   формах   (собираться, (косой   заяц, числительные   ис   Согласование   Согласование существительных   существительных   притаиться; улетает, улетел, улетит). 7. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт, яблоки растут). 8.   прилагательными в роде, числе, падеже. 9. с притяжательными   местоимениями   мой,   моя, моё, мои. 10.Совершенствование   навыков   составления простых   предложений   по   вопросам,   по демонстрации   действия,   по   картине; распространения   простых   предложений однородными членами. 1. Формирование   желания   рассказывать   о собственных   переживаниях,   впечатлениях. Развитие   не   только   познавательного   интереса, но и познавательного общения.   навыков   ведения 2. Совершенствование диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко. 3. Закреплять умение составлять описательные рассказы   и   загадки­описания   о   предметах   и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану. 4. Совершенствование навыка пересказа сказок и   небольших   рассказов   по   заданному   или коллективно   составленному   плану.   Обучение Развитие связной  речи   простые   Обучать   Составлять распространённые предложения. 2. задавать вопросы   и   отвечать   на вопросы полным ответом. 3.   Обучать   составлению описательных   рассказов по лексическим темам. 4.   диалогической речью 5.   Обучать   пересказу небольших   рассказов   и сказок   (дословный   и Работать надсвободный пересказ). пересказу   с   изменением   времени   действия   и лица рассказчика. 5. Совершенствование   навыка   составления рассказов   по   серии   картин   и   по   картине   по заданному или коллективно составленному плану. Учитель­логопед_____________________________ Вереникина Н.А.    Дата____________