Формирование экологического сознания у студентов системы среднего профессионального образования

  • docx
  • 14.10.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формирование экологического сознания у студентов системы СПО.docx

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ СИСТЕМЫ СПО

Кутыркина Наталья Анатольевна, преподаватель

ГБПОУ «Донецкий промышленно-энергетический колледж»,

г.о.Донецк

 

ВВЕДЕНИЕ

Взаимодействие человека и природы привело к глобальным экологическим проблемам, которые могут приблизить людей к экологическому кризису. Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая с учетом глубокого понимания законов многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек не властелин природы, а её часть.

Становление экологического сознания происходит в процессе постепенного освоения экологической культуры, включающей в себя культуру взаимоотношений с природой, обществом, отдельным человеком. Хотя формирование экологической культуры является не только педагогической задачей, тем не менее, именно с преподавателем среднего профессионального образования связаны надежды на прогрессивное будущее Земли.

На сегодня у студентов СПО, как впрочем, и у взрослых, преобладает потребительский подход к природе, ещё низок уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых.

Для студентов среднего профессионального учебного заведения профессиональная подготовка как специалистов среднего звена для них более значима, нежели формирование культуры общей и экологической, в частности. Кроме того, недостаточно компетентности выпускников учреждений СПО в прагматической и мировоззренческой природоохранной деятельности, низкий уровень их экологической культуры. Можно сделать вывод о необходимости подготовки студентов учреждений СПО к решению экологических проблем, потому что эффективность их профессиональной деятельности (строительство, промышленные технологии и т.д.) тесно связана с экологией природных систем, с моральной ответственностью за состояние окружающей среды и зависит от умения оценивать состояние ближайшего природного окружения.

Таким образом, актуальность формирования экологической культуры будущих специалистов учреждений СПО имеет важное социально-педагогическое значение и определяется следующими факторами:

1) современными тенденциями решения экологических проблем;

2) отсутствием целенаправленной педагогической системы подготовки специалистов, результатом которой является экологическая культура;

3) недостаточной разработанностью в теории и практике педагогического обеспечения, способствующего формированию опыта интеграции профессиональных интересов и внешнего природного мира, его безопасности.

Экологическая культура студентов в условиях профессиональной подготовки - это совокупность экологических знаний, личностных смыслов отношения к природе как ценности, направленность на конструктивное преобразование действительности с позиции сохранения природы, а также мотивационная готовность к самостоятельным действиям по защите окружающей природной среды в профессиональной сфере.

Основными компонентами экологической культуры студентов являются: экологическая образованность, экологическая сознательность, экологическая деятельность и профессиональная подготовка, обеспечивающие профессиональную позицию будущего специалиста.

Формирование экологической культуры студентов - это педагогический процесс, направленный на расширение теоретических знаний о взаимосвязи профессиональной и природоохранной деятельности, развитие экологического сознания (убеждений на основе критических оценок состояния природной среды и поступков отдельных людей, смысла ценностных ориентаций и т.д.), саморефлексии и мотивации готовности к экологоориентированной деятельности в профессиональной сфере.

Таким образом, формируя внешние и внутренние экологические связи немало важно формировать у человека психологическое чувство сопричастности ко всем экологическим проблемам и озабоченности дальнейшей судьбой природы.

Целью данной выпускной работы является разработка методологии  формирования экологического сознания у студентов ГПОУ «Донецкий электрометаллургический техникум».

Задачами данной работы являются:

1. Дать анализ понятию экологического сознания;

2. Охарактеризовать принципы экологического воспитания;

3. Определить задачи экологического воспитания;

4. Рассмотреть мотивационный компонент формирования экологического сознания студентов;

5. Проанализировать знаниевый компонент формирования экологического сознания студентов;

6. Обозначить методы формирования экологического сознания в применении деятельностного компонента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1 СТРУКТУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

 

1.1 Понятие экологического сознания

 

Формирование специфического восприятия мира природы и своеобразного отношения к этому миру способствует с течением времени (это характерно как для общества в целом, так и для конкретного индивида) развитию экологического сознания. В свою очередь, сформировавшееся экологическое сознание оказывает существенное влияние как на своеобразие восприятия природных объектов и явлений, так и на специфику отношения к ним.

Проблема формирования экологического сознания особенно остро возникла в XX столетии, когда человечество стало осознавать пагубные последствия своей деятельности, которые привели к экологическому кризису. Проявления этого кризиса мы можем наблюдать в самых различных сферах жизнедеятельности: загрязнение окружающей среды, исчезновение целого ряда животных и растений, нерациональное использование природных ресурсов и т.д. Тогда же и активизировались философские, экологические, психологические и другие исследования, связанные с необходимостью понимания взаимодействия человека с миром природы. Это привело к постановке проблемы (с разными вариантами ее разрешения) формирования экологического сознания.

30-40 лет назад исследователи обратили внимание на необходимость выделения понятия экологического сознания и выявления его структуры.

Первоначально понятие экологического сознания заменялось такими понятиями, как «экологическое мышление», «экологическая мудрость», «природоохранительное мышление». Но достаточно быстро эти понятия были интегрированы в Дефиницию «экологическое сознание».

Совсем недавно экология рассматривалась как относительно узкая область изучения взаимоотношений между живыми объектами в определенном регионе. Требования современного мира превратили экологические проблемы в глобальные, определяющие не только государственную, но и межгосударственную политику. Поэтому проблема экологического воспитания детей является актуальной.  Ранее экология рассматривалась односторонне, изучалась как проблема влияния среды на человека. Взаимодействие природы и человека заключалось в основном в приспособлении, и чем труднее природные условия, тем бережнее человек относился к природе. Научно-технический прогресс и развитие производительных сил, промышленное и хозяйственное освоение районов проживания человека способствовали нарушению экологического баланса, антропогенным катастрофам. Все это привело к обращению к проблеме экологии и рассматриванию ее еще и с другой стороны: влияние человека на природу.

Таким образом, современная экология рассматривает вопросы о роли и месте человека в системе природных взаимоотношений через проблему формирования экологического сознания.

Экологическое сознание (В. И. Медведев, А. А. Алдашева) - это сформированная в виде понятийного аппарата система отношений человека к его связям с внешним миром, к возможностям и последствиям изменения этих связей в интересах человека или человечества, а также распространение существующих концепций и представлений, имеющих социальную природу, на явления и объекты природы и на их взаимные связи с человеком. Данное определение сходно с определением мировоззрения. Это связано с тем, что экологическое сознание - это осознание вечного, материального мира, отношений между объектами, и месте человека в этих отношениях.

Начиная с полного отождествления себя с природой через мифологическое сознание в древности, и кончая современными взглядами ученых, представителей экологических движений, содержание экологического сознания значительно менялось. На ранних этапах природа отождествлялась как дающая и угрожающая. По мере накопления опыта, расширения цивилизационного процесса возник новый компонент сознания - прогнозирование последствий воздействия человека на природу. В экологическом сознании появляется новый элемент - духовно-нравственный. Человек после длительного периода отчуждения от природы вновь стал чувствовать себя неразрывным ее элементом. Появились такие компоненты духовной жизни, как экологическая этика, экологическая нравственность (хотя чаще приходится говорить об экологической безнравственности, к сожалению).

Можно выделить обыденное и идеальное экологическое сознание. Обыденное сознание часто может стать эгоистическим, с хищническими составляющими, базирующимися на необходимости удовлетворения все возрастающих потребностей. Оно, как правило, не выходит за рамки семейных и родовых интересов. На первое место ставятся выгода для самого субъекта, для семьи, а природа порой вообще выходит из иерархии.

На формирование национального экологического сознания большое влияние оказывает уровень материального благополучия, менталитет. Чем более развитая и материально независимая страна, тем выше уровень экологического сознания.

Обнаружено также, что уровень экологического сознания горожан выше, чем жителей сельской местности. Урбанизация влияет на то, что человек отдаляется от природы, и человек начинает ее ценить, жителей городов «тянет» к природе как духовно-нравственному источнику. Немаловажный аспект - материальное благополучие жителей и нравственно-культурный уровень.

Однако, экологическая активность населения, как правило, ограничивается личными интересами. Например, в определенном дворе должна сноситься детская площадка и парк с целью строительства гаражей. Уровень экологической активности жителей домов во дворе резко повышается, их требования политизируются, доходят вплоть до приближения экологической катастрофы в городе, мире. После решения проблемы (оставления "в покое" парка и детской площадки, глобальные экологические проблемы жителей этих домов уже перестают волновать.

Таким образом, учитывая, что экологическое сознание включает духовный, нравственный, образовательный компоненты, обеспечение его высокого уровня возможно только в условиях экологического воспитания. Повышение уровня экологического сознания населения - это изменение мировоззрения взрослых людей, формирование его у молодежи, подростков, детей. Естественно, сформировать нужное, правильное отношение легче, чем изменить уже готовые принципы, идеалы взрослого человека. И чем раньше начнется процесс формирования, тем более эффективны результаты.

 

1.2 Принципы экологического воспитания

 

Основополагающий принцип - экологическое сознание лишь тогда станет действительно сознанием, когда человек поймет свое органическое единство с природой, свои возможности разрушения, созидания и регуляции этого единства. В экологическом сознании детей должно быть закреплено убеждение в том, что каждый человек — это не только уникальная личность, но и часть человечества, носитель коллективного Разума.

Следующий принцип экологического воспитания - направленность на понимание того, что человек — носитель сознания. Это обуславливает самопознание личности, определить смысл жизни - внесения своего индивидуального вклада в коллективный Разум. Это глобальные цели, которые делятся на определенные составляющие, формирующиеся на определенных этапах воспитания. Здесь достигаются вначале такие цели, как формирование определенного феноменологического образа внешнего мира, в котором в диалектическом единстве сочетаются элементы пользы и вреда, стабильности и динамики и пр. Следующая цель - формирование единства экологического мировоззрения и экологического поведения, необходимости сочетания «слова и дела». Далее работа основывается на формирование активного эффективного ожидания, знания о возможности субъекта успешно воздействовать, чтобы получить жизненный результат.

Следующий принцип основывается на том, что ценности экологического воспитания довольно абстрактны, но воспитание экологического сознания должно идти по принципу от простого к сложному. И на каждом этапе должно сочетать абстрактное и конкретное. Т. е. дополнять феноменологический мир миром понятийным, понятие «нельзя», отражающее отношение человека к этому миру с «понятием, которое становится сущностью его отношений со средой».

Экологическое воспитание должно основываться на личностном подходе с учетом всех совокупных характеристик личности и ее окружения.

Закон пассивного ограничения следует использовать на самых ранних этапах воспитания экологического сознания и только в самых крайних случаях.

Огромную роль имеет общение с природой. Общение не только активное, творческое, но и пассивное, созерцательное. Опыт контактов с природой позволяет не только осознать стоящие перед обществом проблемы в их обобщенном, абстрактном виде, но самим сформулировать эти проблемы.

Экологическое воспитание должно учитывать и особенности экономического положения, особенности социальной организации страны и региона. Национальное самосознание, развивающееся у народов с крайне неразвитой экономикой, сравнивает свое положение с положением богатых развитых стран, и это вызывает фрустрацию, которая разрешается хищническим разграблением национального природного богатства, вспышкой национализма. Соответственно, подходы к экологическому воспитанию должны различаться.

Экологическое сознание тесно связано с религиозным. Религиозное воспитание и экологическое параллельны друг с другом: задачей одного и другого является создание онтологической системы мира, большое значение имеют морально-этнические принципы.

В формировании экологического сознания людей большое значение имеют средства массовой информации. Правильно направленная информация способствует экологическому воспитанию масс, формированию объективного, адекватного, активного экологического сознания. Очень часто экологические движения используют такое мощное средство экологического воспитания, как угроза (экологической катастрофы).

Большая роль в формировании экологического сознания отводится формированию научного экологического сознания, принятию природных закономерностей через научно-популярную литературу, статьи.

Для формирования готовности к научному познанию экологических проблем, важным фактором непрямого воздействия является художественная литература. Диапазон средств ее неисчерпаем. Это целевые «экологические» произведения: роман Л. Леонова «Русский лес», произведения В. Бианки, М. Пришвина, Дж. Даррела и мн. др. В 30-е годы большую роль в экологическом воспитании сыграла забытая книга Перовской «Ребята и зверята». Способствуют экологическому воспитанию такие произведения, как «Записки охотника» И. Тургенева, повесть А. Чехова «Степь», экологически актуальной является повесть Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» (хотя во всех этих перечисленных произведениях не ставилась экологическая проблема). В повести эпизод с чертополохом современными детьми воспринимается не как аллегория, а как реальный пример стойкости природы, и чертополох становится равным соперником человека.

 

1.3 Задачи экологического воспитания

 

1. Важная задача экологического воспитания - это выработка у студентов  творческих принципов мышления, которые позволяют самому ставить цели, их реализовывать на базе знаний взаимоотношений человека и природы. Воспитывать не пассивно-ограничительное, а активное, творческое сознание, обеспечивающее самореализацию личности в сфере природоохранной деятельности.

2. Следующая важная задача экологического воспитания - научить обобщать получаемые сведения и находить на основе подобных обобщений скрытые от непосредственного восприятия закономерности. Таким образом, задачей всеобщего научения - это сформировать экологическое сознание, в котором научные положения воспринимаются как некая каноническая база, на которой основываются видение мира и поведение по отношению к этому миру. Важно формирование в самопознании отношения к себе.

 

 

РАЗДЕЛ 2 КОМПОНЕНТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ

 

2.1 Мотивационный компонент формирования экологического сознания студентов

 

В структуре экологической культуры личности и общества основными компонентами являются ценности и мотивация деятельности и поведения в окружающем мире. Её формирование — непрерывный процесс, включающий профессиональное образование, в том числе в системе СПО. Уровень экологической культуры отражается на жизнедеятельности и может быть фактором, влияющим на выбор будущей профессии.

Приближающаяся всеобщая экологическая катастрофа подталкивает мировое сообщество к решительным действиям по спасению и защите окружающей среды. Общеизвестно, что самые серьезные экологические проблемы созданы самим человеком, а не природой. Однако, осознание человеком своей сопричастности к этому, зачастую, находится на низком уровне.

К сожалению, экологическое образование является малоэффективным, когда оно базируется только на сообщении соответствующих знаний, не затрагивая мотивационно-потребностной сферы человека, активизирующей готовность к определенному поведению в отношении природы.

Одной из задач экологического образования на современном этапе является формирование у будущих специалистов современного экологического мировоззрения, развивающего способность осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с возможностями природы, исходя из принципа «не навреди». Сегодня система экологического образования строится внутри действующей системы образования, являясь её важной составляющей. Экология стала интегральной наукой, связанной почти со всеми естественными и техническими дисциплинами, и преподается в том или ином объёме во всех учебных заведениях.

Главной целью экологического образования является формирование у учащейся молодежи и общества в целом экологического мировоззрения на основе единства научных и практических знаний ответственного и положительного эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью, окружающей среде, улучшению качества жизни, удовлетворению потребностей человека.

Для достижения этой цели акцент учебного процесса должен быть сосредоточен на:

- формировании знаний, необходимых для понимания процессов, происходящих в системе "человек-общество-техника-природа", содействии решению локальных социально-экологических проблем;

- воспитании бережного отношения к природе и выработке активной гражданской позиции, основанной на чувстве сопричастности к решению социально-экологических проблем и ответственности за состояние окружающей среды;

- умении анализировать экологические проблемы и прогнозировать последствия деятельности человека в природе, способностей самостоятельного и совместного принятия и реализации экологически значимых решений.

Основной целью экологического образования является формирование экологической культуры подрастающего поколения.

Экологическая культура – это достижение экологических знаний, развитие экологического сознания, приобретение навыков в поведении людей, направленных на сохранение природных условий, необходимых для развития общества, гармоничное взаимоотношение между обществом и природой.

В основе экологической культуры выделяем следующие компоненты:

- экологическое сознание (естественнонаучные, технические знания и ценностно-ориентированные отношения);

- экологическое мышление (способность устанавливать причинно-следственные, вероятные, прогностические и другие виды связей);

- экологически оправданное поведение, которое характеризуется переходом экологических знаний, экологического мышления в повседневную форму поведения.

Экологическое воспитание студентов мы рассматриваем в системе среднего профессионального образования, основной контингент которого - подростки в возрасте от 15 до 18 лет. Отличительная черта этого возраста - стремление к самостоятельности, что, конечно, сказывается на личности подростка, поведении, чувствах.

Одна из важнейших особенностей подросткового возраста - развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми он начинает руководствоваться в поведении. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность. Устанавливая взаимоотношения в кругу сверстников, подросток воспроизводит отношения, которые он наблюдал среди взрослых людей. Эту особенность важно учитывать при организации учебно-воспитательного процесса, поскольку нужно понимать, что сензитивные процессы, которые происходят у подростка в это время, являются необратимыми и в дальнейшем становятся основополагающими в его жизни, определяют его поступки, отношения к себе, людям, к окружающему миру. Ответственность за это ложится на круг взрослых людей, которые в тот момент оказали влияние на формирующуюся личность.

Педагогические условия организации воспитательного процесса, применяющиеся согласно нормативной     базе МОН ДНР в учреждениях СПО Донецка,  должны быть направлены на объединение личных интересов студентов с общественными, включение воспитательной деятельности в процесс профессионального становления будущего специалиста, с учетом возрастных особенностей студентов.

Экологическое воспитание - формирование ответственности по отношению к окружающей природной среде, воспитание убежденности в необходимости бережного отношения к природе, к разумному природопользованию, потребности участия в практической деятельности по изучению и охране природы. Это развитие личности с высокой экологической культурой, имеющей не только знания о природе, но и обладающей гуманным отношением к ней как к наивысшей человеческой ценности.

Целью экологического воспитания является формирование личности, имеющей высокий уровень экологической культуры, обладающей экологическим сознанием, экологическим мировоззрением, которое позволяет взаимодействовать с миром природы на основе понимания его законов, сотрудничать с природой, а не управлять ею.

Формировать сознательное отношение к окружающей среде, направленное на охрану и рациональное использование природных ресурсов, невозможно без экологического образования, которое не только формирует знания о природе, но и способствует осуществлению процесса взаимодействия общества и природы.

Специфической особенностью экологического образования в профессиональной подготовке будущих младших специалистов, выпускников Донецкого электрометаллургического техникума  является непрерывная связь с профилирующими дисциплинами. Сегодня ни одно решение по любому узкоспециальному вопросу не может быть названо грамотным, если оно не соответствует требованиям охраны человека, окружающей среды и рационального природопользования.

Формирование экологической культуры в процессе обучения в ГПОУ ДЭМТ - это оптимальная форма экологического воспитания. Для какой бы деятельности ни готовился специалист, он должен обладать экологической культурой. И если передача знаний, умений, навыков - задача специалистов, то формирование отношения к природе, целей и мотивов взаимодействия с ней, готовности выбрать экологически целесообразные стратегии деятельности - задача всех педагогов. Поэтому экологизация образования рассматривается как важная современная тенденция в образовательных системах.

Подсистемами экологической культуры являются экологическое мышление и сознание. Экологическое мышление рассматривается как мыслительный акт, определяющий действие, поведение, необходимое для решения экологической задачи, т.е. человек, обладающий экологическими знаниями, сможет решить ту или иную экологическую проблему.

Экологическое сознание является более широкой категорией, чем экологическое мышление, так как направлено не только на понимание неразрывной связи человека с природой, но и позволяет предвидеть последствия воздействия человека на окружающую среду.

Экологическое воспитание обеспечивает повышение качества профессионального образования. Под экологическим воспитанием студентов ГПОУ «Донецкого электрометаллургического техникума» мы понимаем целенаправленный, системно организованный процесс формирования нравственных качеств личности, обладающей экологической культурой, готовой к практико-ориентированной экологической деятельности.

 

2.2 Знаниевый компонент формирования экологического сознания студентов

 

Первой задачей экологического образования является формирование у личности системы адекватных экологичес­ких представлений.

Студенты, обучающиеся в ГПОУ «Донецкий электрометаллургический техникум» формируют знаниевый компонент, основываясь на нормативно -  правовой базе МОН ДНР, в частности государственном образовательном стандарте, который включает в себя дисциплину « Экологические основы природопользования».

Важнейшей характеристикой экологичной личности является психологическая включенность в мир природы, которая, с позиций экологической психопедагогики, в наибольшей степени обусловлена существующей у нее системой экологических представлений. В соответствии с этим, главным ориентиром при реше­нии данной задачи экологического образования является формирование у личности понимания единства человека и природы, которое базируется на следующих основных поло­жениях. Повышение экологической культуры студентов является важным элементом в развитии его экологического сознания.

Само понятие экологической культуры определяется В.А. Левтьевым как способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение. Под воздействием экологической культуры складывается экологическое поведение.

Экологическое поведение - это совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов. Экологическое поведение человека определяется особенностями его экологического сознания и основными практическими умениями в области природопользования».

В процессе развития у студентов экологического сознания и экологической культуры надо помнить о необходимости развивать этические, нравственные, гражданские, экологические, общекультурные ценности, без которых весь процесс познания превращается в акт накопления информационного багажа. Рассматривая цели экологического образования студентов, можно определить различные его уровни: экологическое просвещение, формирование экологического сознания, развитие экологической культуры.

Первый уровень - экологическое просвещение - обеспечивает ориентацию обучающихся в проблеме и соответствующие правила поведения. Он достигается включением экологических сведений как фрагментов учебного материала в занятия или внеаудиторные занятия (экологическая разминка, экологические экспресс-информации, доклады и рефераты по отдельным экологическим темам и т.п.).

Второй уровень - экологическое сознание - предусматривает формирование категориального аппарата мышления учащихся. Формирование экологического сознания предполагает овладение системой экологических знаний и понятийным аппаратом экологии как учебного предмета (факультатив, спецкурс, учебный предмет).

Третий уровень - развитие экологической культуры - приносит осознание обучающимся взаимодействия "природа-человек" как ценности.

Существуют различные подходы к формированию экологического сознания: традиционный (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина и др.), деятельное, практико-ориентированное/ (А.В. Гагарин, А.Н. Камнев) и активное /смысловое/ (Д.Н. Кавтарадзе) экологическое образование, экологическая психопедагогика (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин), экопсихология развития (В.И. Панов).

Развитие экологического сознания средствами традиционного экологического образования осуществляется в процессе экологического образования, направленного на формирование системы научных и практических знаний, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде. В ряду основных его принципов:

- междисциплинарный подход в развитии экологической культуры студентов;

- систематичность и непрерывность изучения учебного материала;

- единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности студентов по изучению и улучшению окружающей природной среды;

- взаимосвязь глобальных, региональных и краеведческих экологических проблем в учебном процессе.

В то же время приоритетной областью развития экологического сознания человека, в данном случае антропоцентрического, выступают экологические знания и представления.

Эколого-образовательный процесс направлен на получение и активное освоение обучающимися ключевых представлений, на осуществление природоориентированной деятельности в процессе непосредственного взаимодействия с природой. Такое образование направлено и на получение знаний, и на активное приобретение и расширение собственного жизненного опыта, возникающего при коллективном или индивидуальном решении разнообразных теоретических, практических, научных, творческих задач различными способами и методами с использованием полученной информации в условиях непосредственного субъективного контакта с миром природы.

2.3 Деятельностный компонент формирования экологического сознания студентов

Методы развития экологического сознания студентов обучающихся в ГПОУ ДЭМТ делятся на:

– научно-исследовательские (подчинены логике научного исследования);

– творческие (направлены на формирование нестандартных, комплексных решений конкретных экологических задач);

– ролевые, игровые (структура остаётся открытой до окончания деятельности, участники принимают на себя определённые роли);

– информационные (направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление участников деятельности с этой информацией; её анализ и обобщение фактов);

– практико-ориентированные (отличаются чётко обозначенным с самого начала результатом его участников, требует хорошо продуманной структуры).

Наилучшей иллюстрацией развивающего метода является кружковая деятельность, относящаяся к разряду научно-исследовательских методов. Кружковая деятельность является групповой внеаудиторной формой работы. В кружках, как правило, наиболее целенаправленно и плавно строятся внеаудиторные занятия. Занятия и учет интересов обучающихся будет способствовать развитию у членов кружка качеств натуралиста – естествоиспытателя: наблюдательности, любознательности, пытливости и бережного отношения к природе.

Кружковая воспитательная работа, обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах: программа работы кружка не связана с рамками обязательных учебных программ; продолжительность занятий не ограничивается строго по времени, кружок имеет большие возможности для организации различных видов деятельности обучающихся  и позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Один из важнейших принципов организации кружковой работы – краеведческий, реализация которого дает студентам возможность полнее понять местные, региональные и глобальные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий, включена информация о состоянии природы Донецкой Народной Республики. В кружке создаются благоприятные условия для «соединения деятельности рук и головы», позволяющие студентам применять на практике творчески полученные знания, оказывая непосредственную помощь природе.

В содержании программы кружка могут быть прослежены несколько содержательных линий:

- человек - природное существо и член общества;

- многообразие природного и социокультурного окружения человека;

- экологические взаимодействия живых организмов с окружающей средой;

- труд и поведение человека в окружающей среде.

Успех работы кружка во многом зависит от того, как преподаватель сочетает деятельность обучающихся в стенах учебного заведения с изучением природной среды в окрестностях техникума.

Кружковая работа по экологическому воспитанию позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы. Одним из важнейших средств является игра. В игре в наибольшей степени студент психологически готовится к реальным экологическим ситуациям, учится понимать отношение к природе людей, выполняющих различные роли в зависимости от профессии и должности, овладевает приемами общения со сверстниками.

К творческим методам относятся интеллектуальные творческие игры, встречи с людьми разных профессий, изготовление изделий из природного материала, занятие флористикой, просмотр фильмов о природе, прослушивание музыкальных произведений.

К информационному методу можно отнести экологические экскурсии по территории Донецкой Народной Республики. Экскурсия - это форма, где студенты учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды. Следовательно, экскурсия как метод обучения решает целый комплекс образовательно-развивающих и воспитательных задач.

Экскурсии - очень важная органическая составная часть нормальной работы школы, а также внешкольной кружковой работы, они должны быть тесно связаны со всем ходом обучения. Их нельзя рассматривать как случайное, эпизодическое явление, мало связанное со всем ходом преподавания, нечто вроде весенних прогулок.

Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они расширяют и углубляют знания обучающихся. Студенты видят объекты природы в естественной среде, наблюдают взаимосвязь растений с почвой, животных с растениями. Это позволяет сформировать у обучающихся представление о природе как едином целом, в котором все части теснейшим образом взаимосвязаны. Экологические экскурсии имеют свою специфику. Она заключается в том, что во время экскурсии кроме образовательных задач решаются и экологические проблемы.

Попадая в природную среду во всем её многообразии предметов и явлений, обучающиеся учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой. Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы, т.е. изучение подлинных объектов и явлений природы, а не рассказов и книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы обучающихся, инициативы и наблюдательности. На экскурсиях, как и на практических занятиях, у обучающихся формируются навыки самостоятельной работы. Они знакомятся со сбором материалов и с сохранением сборов, а также с обработкой экскурсионного материала. Планируемое проведение экскурсий развивает у обучающихся навыки изучения своего края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В процессе рассмотрения указанной темы были решены поставленные задачи, а именно:

1. Осуществлён анализ понятия экологического сознания;

2. Охарактеризованы принципы экологического воспитания;

3. Определены  задачи экологического воспитания;

4. Рассмотрен мотивационный компонент формирования экологического сознания студентов;

5. Проанализирован знаниевый компонент формирования экологического сознания студентов;

6. Обозначены методы формирования экологического сознания студентов в применении деятельностного компонента.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод, что для подготовки квалифицированных специалистов с высоким  интеллектуальным  и  культурным  уровнем,  способных  оценить уровень  воздействия  хозяйственной  деятельности  на  природу  и  здоровье человека, а также обеспечить соблюдение стандартов, правил и нормативов, установленных  в  сфере  охраны  окружающей  природной  среды, природопользования  и  обеспечения  экологической  безопасности,  высшие учебные  заведения должны обеспечивать экологоориентированную подготовку  специалистов  путем: развития студентов  экологического сознания, его  структурных  компонентов трансформируемых в профессиональной  деятельности  в  навыки  и  умения  по  организации экологического  образования  и  просвещения  людей; вовлечения  в практическую  природоохранную  деятельность и  путях  решения экологических проблем.

 Для какой бы отрасли ни готовился специалист, он должен знать законы экологии, место человека в среде обитания, правильно реагировать на изменения в окружающей среде, уметь подойти к решению экологических задач с высокими нравственными принципами.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ  ИСТОЧНИКОВ

1.  Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание. - Учебное пособие. Изд. второе, доп. — М.: Логос, 2001. — 384 с.

2. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576с.

3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов – на – Дону «Феникс», 1996. – 478с.

4. Экопсихологические исследования – 5: сборник научных статей. / Редакторы-составители: С.Ю. Жданова, М.О. Мдивани, В.И. Панов. – Пермь: ОТ и ДО, 2018. – 408 с.

5. Агаркова Е.Ю. Экологическое образование как фактор формирования культуры и оптимизации социоприродного взаимодействия: / Е.Ю. Агаркова автореф. дис. .канд. филос. наук. Улан-Удэ, 2002. - 21 с.

6. Зверев И.Д., Захлебный А.Н., Суравегина И.Т., и др. Концепция и  программа деятельности общеобразовательной щколы по экологическому образованию. – М.:АПН СССР. – 1991, 50с.

7. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н., Вагер И.В. и др. Концепция общего экологического образования для устойчивого развития // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2012. №2, с.4-15.

8. Гагарин А. В. Освоение учащимися эколого-ориентированных ценностей в условиях природоориентированной деятельности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2004. № 1. С. 44-48.

9. Д.Н. Кавтарадзе, А.А. Брудный Основы экологического мировоззрения как задача образования для устойчивого развития. – Минобразования РФ: «Вестник образования». 1993. №3