Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой
Оценка 4.8

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Оценка 4.8
Памятки
docx
09.12.2023
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой
статья ..docx

 

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

 

В настоящее время актуальной проблемой выступает формирование экологической культуры личности, что необходимо решать на всех ступенях образовательной деятельности, начиная с дошкольного возраста. Экологическая культура – сложное личностное образование, которое основывается на приобретенных теоретических знаниях, практической деятельности и экологическом сознании личности. В связи с этим важно решение проблемы формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Возможности наблюдения в процессе формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста раскрыты в работах А.И. Ивановой, И.Ж. Куликовской, Н.Н. Совгир, С.Н. Николаевой, Е.О. Смирновой и другими учеными.

Реализация специально разработанных педагогических условий будет способствовать формированию экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой, в частности, практическая работа с воспитателями, направленная на повышение педагогической компетентности в аспекте формирования экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природой, работа с воспитанниками на основе внедрения метода наблюдения в процессе ознакомления с природой.

 

Термин «экологическая культура» впервые появился в 20-х гг. ХХ века в работах представителей американской школы «культурной экологии», как производное от понятия культура. Слово «культура» происходит от латинских слов colo, colui, cultum, colere - «возделывание почвы». Его значение со временем менялось. Впоследствии под «культурой» понимали совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством в течение тысячелетий (картины, письменность, обряды, архитектура) Культурные нормы и правила не являются составными признаками, заложенными в наших генах, они усваиваются в течение всей жизни, путем обучения, целенаправленной работы и культурной деятельности человека.

Можно выделить 2 типа экологической культуры: природоцентрическая и антропоцентрическая.

Природоцентрический тип экологической культуры базируется на осознании человека равноправным членом природы, а не ее владельцем. Основу антропоцентрического типа экологической культуры составляет осознание доминирование человека над природой и признание себя высшей ценностью. Этот тип культуры является потребительским, человек пытается подчинить себе природу, взять у нее все богатства, ничего не возвращая, а затем оставить эту территорию.

Российский ученый Э. Маркорян считает, что экологическая культура, с одной стороны, является результатом развития взаимоотношений между человеком и природой, а с другой - от ее уровня развития зависят формы и способы взаимодействия человечества с окружающей средой, что прежде всего требует от человека наличия сформированных глубоких экологических знаний, которые позволят ему адекватно оценивать события в окружающем среде и экологически компетентно вести себя в мире.

С другой стороны, экологическая культура является своеобразной реакцией, направленной на стабилизацию отношений между природой и человеком. По мнению Р.А. Науменко, экологическая культура личности является своеобразной технологией освоения природы и теоретической отраслью знаний о месте человека в биосфере. Также экологическая культура выражает способность человека чувствовать живое бытие мира, примерить и приспосабливать его к себе, взаимоудовлетворять собственные нужды и устройство природной среды.

Все выше сказанное позволяет нам сделать вывод, что сформированная экологическая культура личности выполняет ряд функций, в частности: воспитательную – формирование определенных стереотипов поведения человека по отношению к природе; прогностическую – возможность предвидения последствий деятельности человека и преобразования природы; регулятивную - управление отношением общества к природе в процессе хозяйственной деятельности. Надлежащий уровень экологической культуры подрастающего поколения является одним из путей гармонизации отношений общества и природы

 

Дошкольный возраст – важнейший этап в становлении мировоззрения человека, подразумевает гуманное взаимодействие с природной средой. Образовательная линия «Познавательное развитие» предусматривает формирование у ребенка представлений о живых организмах и природной среде, многообразии явлений природы, взаимосвязи природных условий, растительного и животного мира, положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на состояние природы. 

 В ознакомлении дошкольников с природой используются различные методы: наблюдение, демонстрация картин (иллюстраций), кинофильмов, несложные опыты, труд в уголке природы, игры, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, беседы. Все методы взаимосвязаны между собой и часто используются в сочетании друг с другом, например: наблюдение сочетается с рассказом воспитателя или игрой.

Эффективное формирование экологической культуры можно осуществлять в процессе эколого-натуралистического работы с детьми. В ДОУ проводится определенная работа по формированию у дошкольников экологической культуры, мышления, привитие любви к природе родного края и привлечения их к практической продуктивной природоохранной работе.

Важнейшим методом формирования экологической культуры дошкольников выступает наблюдение. В методике ознакомления дошкольников с природой все методы делятся на две группы в зависимости от того, знакомятся дети с природой через непосредственный контакт с ней, или косвенным путем (через картины, рассказы воспитателя, чтение детской литературы и т.д.). К методам, которые обеспечивают непосредственный контакт с природой, относятся наблюдения, простые исследования, игры с природными материалами. Исследования (Г.К. Матвеевой, П.Г. Саморукова) доказывают, что наблюдение зарождается у младших дошкольников при продуктивной деятельности, например, ребенок, играя в песочнице, лепит куличики. Один из них рассыпается, потому что песок взят с неувлажненного места, а другой – держится. Это сосредотачивает внимание ребенка, заставляет его думать над тем, как добиться успеха.

Наблюдение тесно связано со словом. С помощью слова сообщается цель наблюдения, воспитатель руководит рассмотрением объектов природы и довольно часто в слове фиксируется результат наблюдений (беседы, рассказы о том, что дети видели). Наблюдение не происходит спонтанно. Оно нуждается в руководстве со стороны воспитателя: обучение приемам рационального обследования, сравнения, выделения существенных зависимостей, подведение к обобщениям, формирование отношения к объектам природы. Во время занятий, которые содержат наблюдения, детей учат рассматривать и правильно называть части растений и животных, наблюдать за тем, как едят и передвигаются животные (например, как кролик, лягушка прыгают, у них задние ноги длиннее, чем передние, у птиц крылья – они летают). Во время экскурсий дети под руководством воспитателя могут наблюдать особенности растений, внешний вид и повадки животных и птиц, сезонные изменения в природе. На прогулках можно наблюдать погоду, небо (движение облаков, радугу), сезонные изменения в жизни растений и животных (появление листьев и цветов).

В уголке природы продолжаются наблюдения, проведенные во время прогулок и экскурсий (например, на прогулке дети рассматривают гусеницу (ее внешность, как движется), а в уголке природы рассматривают, как гусеница в банке съела листья на веточке, дети делают вывод о вреде, который наносит гусеница). Во время работы на земельном участке – поливке, рыхлении – дети знакомятся с различными свойствами почвы (сухая, влажная), следят за изменениями во внешнем виде растений и тому подобное. В процессе наблюдения также используются игровые приемы. Они особенно важны в младшем дошкольном возрасте для удержания внимания, лучшего усвоения материала. Например, имитация движений животных («Попрыгали, как воробьи»), звукоподражание ( «Помяукали как кошечка»). В группах старшего дошкольного возраста используются игровые приемы, построенные на состязательности («Кто первый найдет среди деревьев липу» и т.п.).

Важное значение при проведении наблюдений имеет использование художественного слова. Оно обостряет чувственное восприятие, способствует появлению образов, создает соответствующее настроение. 

Например, наблюдая отлет журавлей, воспитатель может прочитать стихотворение М. Познанской «Журавли»:

Журавли летят, курлычут,

Шлют последнее «прощай»,

За собою лето кличут,

Улетают в теплый край.

 

В результате осуществления наблюдений формируется наблюдательность – совокупность личных качеств и способностей человека, которая предполагает умение отмечать существенное в окружающем мире, правильно распознавать типичные черты в тех или иных явлениях. Итак, методу наблюдения принадлежит основная роль в ознакомлении детей с природой.

Формирование экологической культуры происходит не только средствами экологизации воспитательного процесса, но и в процессе практической деятельности дошкольников в естественных условиях. от уровня экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, или его деградация с последующим вымиранием. Сформированная экологическая культура личности выполняет ряд функций, в частности: воспитательную – формирование определенных стереотипов поведения человека по отношению к природе; прогностическую – возможность предвидения последствий деятельности человека и преобразования природы; регулятивную - управление отношением общества к природе в процессе хозяйственной деятельности.

 

Итак, дошкольный возраст – важнейший этап в становлении мировоззрения человека, предусматривает гуманною взаимодействие с природной средой. Это надо знать, помнить и продолжать работать над формированием экологической культуры детей, мышления, привития любви к природе родного края и привлечения их к практической продуктивной природоохранной работе.

 



 

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Российский ученый Э. Маркорян считает, что экологическая культура, с одной стороны, является результатом развития взаимоотношений между человеком и природой, а с другой - от ее…

Российский ученый Э. Маркорян считает, что экологическая культура, с одной стороны, является результатом развития взаимоотношений между человеком и природой, а с другой - от ее…

Важнейшим методом формирования экологической культуры дошкольников выступает наблюдение

Важнейшим методом формирования экологической культуры дошкольников выступает наблюдение

Важное значение при проведении наблюдений имеет использование художественного слова

Важное значение при проведении наблюдений имеет использование художественного слова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2023