Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой
В настоящее время актуальной проблемой выступает формирование экологической культуры личности, что необходимо решать на всех ступенях образовательной деятельности, начиная с дошкольного возраста. Экологическая культура – сложное личностное образование, которое основывается на приобретенных теоретических знаниях, практической деятельности и экологическом сознании личности. В связи с этим важно решение проблемы формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Возможности наблюдения в процессе формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста раскрыты в работах А.И. Ивановой, И.Ж. Куликовской, Н.Н. Совгир, С.Н. Николаевой, Е.О. Смирновой и другими учеными.
Реализация специально разработанных педагогических условий будет способствовать формированию экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой, в частности, практическая работа с воспитателями, направленная на повышение педагогической компетентности в аспекте формирования экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природой, работа с воспитанниками на основе внедрения метода наблюдения в процессе ознакомления с природой.
Термин «экологическая культура» впервые появился в 20-х гг. ХХ века в работах представителей американской школы «культурной экологии», как производное от понятия культура. Слово «культура» происходит от латинских слов colo, colui, cultum, colere - «возделывание почвы». Его значение со временем менялось. Впоследствии под «культурой» понимали совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством в течение тысячелетий (картины, письменность, обряды, архитектура) Культурные нормы и правила не являются составными признаками, заложенными в наших генах, они усваиваются в течение всей жизни, путем обучения, целенаправленной работы и культурной деятельности человека.
Можно выделить 2 типа экологической культуры: природоцентрическая и антропоцентрическая.
Природоцентрический тип экологической культуры базируется на осознании человека равноправным членом природы, а не ее владельцем. Основу антропоцентрического типа экологической культуры составляет осознание доминирование человека над природой и признание себя высшей ценностью. Этот тип культуры является потребительским, человек пытается подчинить себе природу, взять у нее все богатства, ничего не возвращая, а затем оставить эту территорию.
Российский ученый Э. Маркорян считает, что экологическая культура, с одной стороны, является результатом развития взаимоотношений между человеком и природой, а с другой - от ее уровня развития зависят формы и способы взаимодействия человечества с окружающей средой, что прежде всего требует от человека наличия сформированных глубоких экологических знаний, которые позволят ему адекватно оценивать события в окружающем среде и экологически компетентно вести себя в мире.
С другой стороны, экологическая культура является своеобразной реакцией, направленной на стабилизацию отношений между природой и человеком. По мнению Р.А. Науменко, экологическая культура личности является своеобразной технологией освоения природы и теоретической отраслью знаний о месте человека в биосфере. Также экологическая культура выражает способность человека чувствовать живое бытие мира, примерить и приспосабливать его к себе, взаимоудовлетворять собственные нужды и устройство природной среды.
Все выше сказанное позволяет нам сделать вывод, что сформированная экологическая культура личности выполняет ряд функций, в частности: воспитательную – формирование определенных стереотипов поведения человека по отношению к природе; прогностическую – возможность предвидения последствий деятельности человека и преобразования природы; регулятивную - управление отношением общества к природе в процессе хозяйственной деятельности. Надлежащий уровень экологической культуры подрастающего поколения является одним из путей гармонизации отношений общества и природы
Дошкольный возраст – важнейший этап в становлении мировоззрения человека, подразумевает гуманное взаимодействие с природной средой. Образовательная линия «Познавательное развитие» предусматривает формирование у ребенка представлений о живых организмах и природной среде, многообразии явлений природы, взаимосвязи природных условий, растительного и животного мира, положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на состояние природы.
В ознакомлении дошкольников с природой используются различные методы: наблюдение, демонстрация картин (иллюстраций), кинофильмов, несложные опыты, труд в уголке природы, игры, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, беседы. Все методы взаимосвязаны между собой и часто используются в сочетании друг с другом, например: наблюдение сочетается с рассказом воспитателя или игрой.
Эффективное формирование экологической культуры можно осуществлять в процессе эколого-натуралистического работы с детьми. В ДОУ проводится определенная работа по формированию у дошкольников экологической культуры, мышления, привитие любви к природе родного края и привлечения их к практической продуктивной природоохранной работе.
Важнейшим методом формирования экологической культуры дошкольников выступает наблюдение. В методике ознакомления дошкольников с природой все методы делятся на две группы в зависимости от того, знакомятся дети с природой через непосредственный контакт с ней, или косвенным путем (через картины, рассказы воспитателя, чтение детской литературы и т.д.). К методам, которые обеспечивают непосредственный контакт с природой, относятся наблюдения, простые исследования, игры с природными материалами. Исследования (Г.К. Матвеевой, П.Г. Саморукова) доказывают, что наблюдение зарождается у младших дошкольников при продуктивной деятельности, например, ребенок, играя в песочнице, лепит куличики. Один из них рассыпается, потому что песок взят с неувлажненного места, а другой – держится. Это сосредотачивает внимание ребенка, заставляет его думать над тем, как добиться успеха.
Наблюдение тесно связано со словом. С помощью слова сообщается цель наблюдения, воспитатель руководит рассмотрением объектов природы и довольно часто в слове фиксируется результат наблюдений (беседы, рассказы о том, что дети видели). Наблюдение не происходит спонтанно. Оно нуждается в руководстве со стороны воспитателя: обучение приемам рационального обследования, сравнения, выделения существенных зависимостей, подведение к обобщениям, формирование отношения к объектам природы. Во время занятий, которые содержат наблюдения, детей учат рассматривать и правильно называть части растений и животных, наблюдать за тем, как едят и передвигаются животные (например, как кролик, лягушка прыгают, у них задние ноги длиннее, чем передние, у птиц крылья – они летают). Во время экскурсий дети под руководством воспитателя могут наблюдать особенности растений, внешний вид и повадки животных и птиц, сезонные изменения в природе. На прогулках можно наблюдать погоду, небо (движение облаков, радугу), сезонные изменения в жизни растений и животных (появление листьев и цветов).
В уголке природы продолжаются наблюдения, проведенные во время прогулок и экскурсий (например, на прогулке дети рассматривают гусеницу (ее внешность, как движется), а в уголке природы рассматривают, как гусеница в банке съела листья на веточке, дети делают вывод о вреде, который наносит гусеница). Во время работы на земельном участке – поливке, рыхлении – дети знакомятся с различными свойствами почвы (сухая, влажная), следят за изменениями во внешнем виде растений и тому подобное. В процессе наблюдения также используются игровые приемы. Они особенно важны в младшем дошкольном возрасте для удержания внимания, лучшего усвоения материала. Например, имитация движений животных («Попрыгали, как воробьи»), звукоподражание ( «Помяукали как кошечка»). В группах старшего дошкольного возраста используются игровые приемы, построенные на состязательности («Кто первый найдет среди деревьев липу» и т.п.).
Важное значение при проведении наблюдений имеет использование художественного слова. Оно обостряет чувственное восприятие, способствует появлению образов, создает соответствующее настроение.
Например, наблюдая отлет журавлей, воспитатель может прочитать стихотворение М. Познанской «Журавли»:
Журавли летят, курлычут,
Шлют последнее «прощай»,
За собою лето кличут,
Улетают в теплый край.
В результате осуществления наблюдений формируется наблюдательность – совокупность личных качеств и способностей человека, которая предполагает умение отмечать существенное в окружающем мире, правильно распознавать типичные черты в тех или иных явлениях. Итак, методу наблюдения принадлежит основная роль в ознакомлении детей с природой.
Формирование экологической культуры происходит не только средствами экологизации воспитательного процесса, но и в процессе практической деятельности дошкольников в естественных условиях. от уровня экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, или его деградация с последующим вымиранием. Сформированная экологическая культура личности выполняет ряд функций, в частности: воспитательную – формирование определенных стереотипов поведения человека по отношению к природе; прогностическую – возможность предвидения последствий деятельности человека и преобразования природы; регулятивную - управление отношением общества к природе в процессе хозяйственной деятельности.
Итак, дошкольный возраст – важнейший этап в становлении мировоззрения человека, предусматривает гуманною взаимодействие с природной средой. Это надо знать, помнить и продолжать работать над формированием экологической культуры детей, мышления, привития любви к природе родного края и привлечения их к практической продуктивной природоохранной работе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.