Сборник заданий для развития
коммуникативных универсальных учебных действий
у младших школьников
на уроках и во внеурочное время.
Сборник заданий составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Сборник заданий для развития коммуникативных УУД у младших школьников на уроках и внеурочное время.
Аннотация
Данная методическая разработка представляет собой сборник заданий, для развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках и внеурочное время.
Он содержит 31 задание, которые могут быть использованы учителями начальной школы для организации парной, групповой, коллективной работы у обучающихся 1-4 классов на уроках по различным учебно-методическим комплектам (УМК) и во внеурочное время.
Задания, которые внесены в сборник, могут быть использованы при составлении парной, групповых работ для отслеживания процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 1-4 классов, которые занимаются по разным учебно-методическим комплектам.
Содержание
Ведение………………………………………………………………...…. …5
Задания на развитие коммуникативных универсальных учебных действий посредством парной, групповой, коллективной работы на уроках и во внеурочное время……………………………..……….......... ……………….7
Заключение………………………………………………………………... ….19
Список литературы …………………………………………………………….
Введение
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Целью создания методической разработки является развитие коммуникативных УУД посредством организации парной, групповой, коллективной работы на уроках и во внеурочное время.
Данный Сборник представляет задания, которые направлены на формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках
и во внеурочное время. Задачи, приведенные в сборнике, которые используются учащимися начальной школы на уроках и во внеурочное время, а также представлены ответы к заданиям, для самопроверки.
Задачи программы:
1. Развить понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос, а также обосновывать и доказывать собственное мнение;
2. Развить умения понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом;
3. Развить умения договариваться, находить общее решение практической задачи даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов);
4. Развить умения аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать;
5. Развить способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов;
6. Развить умения с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
7. Развить коммуникативно-речевые умения, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.
Задания на развитие коммуникативных УУД посредством организации парной, групповой, коллективной работ на уроках и во внеурочное время.
Задание 1
«Имена и пантомима»
1. Попросите детей стать в круг и взяться за руки. Скажите, что вы будете играть в игру с именами. Первый, кто начнет игру, выходит в центр круга и говорит:
Привет, ребята,
Я с вами дружу.
Меня зовут _______.
Смотрите, что я покажу.
И в этот момент ребенок должен сделать какое-нибудь простое телодвижение. Например, он может помахать руками, как птица крыльями. После этого остальные дети отвечают ему:
Привет, _______ ,
Мы с тобой дружим тоже,
И мы так сделать можем!
Вся группа копирует показанное ей движение.
2. Начните игру сами. Сказав свое имя, сделайте простое движение при помощи рук, тела или ног. Вы можете сделать круг при помощи рук, похлопать в ладоши или повернуться вокруг своей оси.
3. Скажите детям, что они должны совершать движения, которые могли бы скопировать другие.
Задание 2
«Мы все вместе»
Образуйте с детьми круг. Попросите их бережно взять друг друга за руки и вместе с вами повторять нараспев:
Руки вместе, станем в круг (соединяют руки).
Руки вместе, станем в круг.
Мы все вместе в этом круге (руки соединены).
Мы все вместе в этом круге.
В нашей группе, в нашей группе
Держимся мы все за руки.
Задание3
«Магнит»
1. Попросите детей стать в круг и взяться за руки. Когда начинает звучать музыка, дети начинают водить хоровод. Когда музыка прекращается, вы называете имя одного из детей. Все сразу же разнимают руки, подбегают к этому ребенку и осторожно до него дотрагиваются (он – «магнит»). Напомните детям, что дотрагиваться надо бережно и нежно.
2. Как только последний ребенок дотронулся до «магнита», снова включите музыку. Все опять становятся в круг, берутся за руки, и все повторяется снова.
3. Продолжайте эту игру, пока каждый ребенок не побывает «магнитом».
Усложняем задание
Вместо того, чтобы дотрагиваться до «магнита», остальные дети могут окружить ребенка, взявшись за руки и напевая:
Здравствуй, _Лера, здравствуй, Лера.
Как живешь? Как живешь?
Здравствуй, Лера, здравствуй, Лера.
С нами песенку споешь?
Сразу же после этого снова включите музыку и продолжайте игру
Задание 4.
«Иногда я счастлив»
1. Спросите у детей, что означает быть счастливым. Расскажите им о тех моментах, когда вы были счастливы в детские годы. Подберите ситуации, сходные с теми, в которых могли бы оказаться дети вашей группы. Расскажите о своих физических ощущениях в эти моменты. Вы улыбались, дрожали, у вас билось сердце? Что вызвало у вас эти реакции? Что вы сделали?
2. Теперь пусть дети по очереди расскажут группе о счастливых моментах в их жизни.
3. Выучите с группой стихотворение:
Когда мы счастливы (улыбаетесь),
То мир огромен и красив (разводите руки в стороны).
И хочет он обнять всех вас, и хочет он обнять меня
(показываете на других, потом на себя)
Улыбки дарит мир! (улыбаетесь)
4. Задайте детям следующие вопросы:
Когда дети чувствуют себя счастливыми?
Как мы можем помочь другим людям почувствовать себя счастливыми?
Усложняем задание
Дети могут нарисовать счастливые эпизоды из своей жизни или написать историю о том, как они были счастливы.
Задание 5
Студия «эмоциональной фотографии»
1. Собрав детей в круг, скажите, что вы хотите сфотографировать их, изображающих различные эмоции. Попросите их изобразить грустное лицо, затем испуганное, сердитое, счастливое. Пригласите их посетить вашу «фотостудию».
2. «Студия эмоциональной фотографии» представляет собой стол с маленьким стулом для ребенка. Дети посещают фотостудию по одному. Обеспечьте максимальное уединение.
3. Попросите добровольца сесть за стол, поставьте перед ним картинку из вашего набора картинок, отображающих эмоции, и попросите изобразить ту же эмоцию, что и на картинке – сделать грустное (счастливое, сердитое, испуганное) лицо. Сфотографируйте ребенка.
4. Сфотографировав всех детей, соберите все фотографии вместе. Дети могут выполнить здесь то же задание, что и в случае с набором картинок, отображающих эмоции – рассортировать их в зависимости от запечатленной на них эмоции. Фотографии можно также использовать в качестве сигнальных карточек при обучении детей словам, обозначающим основные эмоции. Используйте только те карточки, которые четко отражают ту или иную эмоцию.
5. Фотографии также могут быть сгруппированы по категориям эмоций и вывешены на стену или на доску объявлений.
Задание 6
«Колодец желаний»
1. Спросите детей, знают ли они, что означает «желание». Расскажите о нескольких ваших собственных желаниях. Назовите кого-нибудь из членов вашей семьи и скажите, чего вы для них желаете. Могут ли дети придумать, что бы они пожелали для самих себя и для других?
2. Попросите группу повторять вместе с вами следующее стихотворение:
Если бы в сердце моем был колодец желаний,
Сколько сбылось бы для всех пожеланий.
Все, что я в сердце своем загадал,
Каждый из вас бы тот час получал.
Счастье и радость, улыбки и смех,
Вас бы согрели, как солнышко, всех!
3. После этого расскажите, что вы желаете одному из детей в вашей группе. Например, вы можете сказать: « Леночка, я желаю, чтобы каждое утро тебя будили десять плюшевых медвежат, обнимали тебя и пели песни».
4. Затем снова повторите с детьми стихотворение и попросите добровольца рассказать о своем желании для кого-нибудь из группы. Повторяйте в том же ключе, пока детям будет интересно, и прекращайте до того, как им это надоест. Дайте детям, до которых не дошла очередь, высказать свои желания в следующий раз.
Усложняем задание
Как насчет желаний сразу для всей группы? Например, вы можете сказать: «Я хочу, чтобы вся наша группа оказалась в горах и пела песни около красивого водопада».
Задание 7
«Сказать приятное»
1. Начните со следующих слов: «Иногда нам бывает трудно сказать людям, что нам в них нравится. Скажите, что вам нравится в ваших мамах?
А что вам нравится в ваших папах? Давайте подумаем, что вам нравится в детях в вашем классе». Обсудите значение слова «комплимент». Кто хочет услышать, что в нем нравится другим?
2. Когда кто-то из детей выразит такое желание, скажите: «Кристина хочет услышать, что нам в ней нравится. Я начну. «Кристина, мне нравится твоя светлая улыбка, когда ты приходишь утром в класс. Эта улыбка дарит мне хорошее настроение». Ваши высказывания должны быть ясными, конкретными и честными: «Мне нравится то, как ты пытаешься помочь другим детям, когда у них не получается что-то сделать. Я знаю, что если мне понадобится помощь, то я могу на тебя рассчитывать. Это высказывание гораздо лучше, чем, если бы вы просто сказали: «Ты добра к другим людям»
3. Затем попросите детей сказать, что им нравится в получающем комплименты ребенке. Если кто-то из детей на него пожалуется, вы можете сказать: «Да, это то, что ты хочешь сказать Кристине, но сейчас мы говорим о том, что нам нравится в других. Что тебе нравится из того, что делает Кристина?» Если ребенок не может ничего предложить, приведите ваши наблюдения, связанные с взаимоотношениями этого ребенка и того, кому говорят комплименты. «По-моему, тебе нравилась компания Кристины, когда вы вместе катались на велосипедах? Тебе нравится кататься на велосипеде вместе с Кристиной, это правда?»
4. Каждый раз, когда вы инициируете данную деятельность, говорите комплименты только одному ребенку, чтобы избежать нехватки формулировок
Задание 8
«Я рада тебя видеть».
Цель: создать благоприятную эмоциональную среду, настроиться на дальнейшую работу, сформировать правила работы в группе.
1. Разминка «Я рада тебя видеть».
Чтобы настроиться на дружную работу предлагаю вам поздороваться друг с другом. Но не просто так, вы будете передавать игрушку по кругу говорить участнику справа от вас: «Я рад видеть … и имя», и так до тех пор, пока игрушка не вернется к первому участнику. Задание понятно?
Обучающиеся разбиваются на 3 группы по 4 человека.
2. Упражнение: «Правила работы в группе».
Чтобы работа в ваших группах была слаженной - я предлагаю составить «правила работы в группе». Ваша задача – посовещаться и решить, какие три правила вы запишите на листок. Пускай правила запишет тот, у кого самый красивый почерк или если вы не сможете договориться, то используйте считалочку. Когда работа будет готова – вам предстоит представить ее всему классу. Подумайте, кто будет читать правила: один человек или все по очереди? Не забывайте, что мы не кричим и работаем тихо, команду, которая будет работать лучше всех, в конце занятия я кое-чем награжу. Задание понятно?
Обучающиеся работают в группах. Защищают свои правила.
Давайте посмотрим, совпали ли ваши правила с теми, которые заранее придумала я. Если совпали, то рядом с правилом ставим «+».
Примеры правил:
1. Обращайтесь друг к другу только по именам.
2. Своё мнение должен высказать каждый.
3. Слушайте, что говорят другие.
4. Уважительно относитесь к чужому мнению.
5. Старайтесь договариваться по всем спорным вопросам, не ругайтесь.
6. Работай тихо, чтобы не мешать другим.
7. Рабочее место содержи в порядке.
8. Закончив дело, помоги другу. Обсуждение:
· Какие правила у вас остались без плюсика? Предлагаю добавить их в список.
Задание 9
«Дерево дружбы».
В конце каждого занятия наклеивается по одному листику участникам той команды, которая была лучше всех. Совсем скоро наступит весна, и мы с вами узнаем, чье дерево распустилось раньше всех, чье дерево самое густое и нарядное! Не беспокойтесь, на каждом занятии участники команд будут меняться. А сегодня лучше всех была команда «…»!
Задание 10
«Разморозим сердце дружбой».
Мы с вами показали, как хорошо умеем работать в группах. Чтобы передать тепло нашей дружбы замершему сердцу Кая предлагаю всем вместе быстро-быстро потереть ладошками друг о друга и произнести волшебные слова: «Не боимся льда и стужи, разморозим сердце дружбой!!!». А теперь сильно-сильно дуем на сердце!
Дети быстро-быстро трут ладошками друг о друга, говорят волшебные слова, дуют теплом дружбы на ледяное сердце, изображенное на проекторе, сердце начинает постепенно таять.
Задание 11
«Необычное приветствие без слов».
Первое с чего мы начнем, попробуйте в своей группе поприветствовать тех, кто рядом с вами только глазами. А теперь только руками. А теперь только плечами. А теперь только спинами. А теперь пятками.
Задание 12
«Придумай Жест».
Для того чтобы еще лучше работать в команде, я предлагаю вам договориться о некоторых жестах. Учитель раздаёт группам листы с заданием:
Придумай жесты-знаки, которые будут обозначать следующее:
1. «Тишина!»
2. «У меня есть идея!»
3. «Затрудняюсь ответить…»
4. «Здорово придумано!»
5. «Молодец!»
6. «Желаю удачи!»
7. «Согласен!»
8. «Не согласен!»
Группы демонстрируют свои жесты.
Задание 13
«Геометрические фигуры».
Сейчас все группы выходят из-за своих стульев, берутся за руки и закрывают глаза.
· Попробуйте построиться в ровный круг не открывая глаз. Все уверены, что они в ровном кругу? Откройте глаза, проверьте.
· А теперь попробуйте построиться в квадрат. Все уверены, что они стоят в квадрате? Откройте глаза, проверьте.
· А теперь в треугольник. Все уверены, что они стоят в треугольнике? Откройте глаза, проверьте.
Задание 14
«Воображаемый предмет».
Участники, находясь в кругу, должны передать друг другу воображаемый предмет:
· воздушный шарик
· тяжелый арбуз
· горячую картошку
· стакан до краев заполненный водой
· глину
Задание 14
«Вымышленное знакомство».
Каждой группе потребуется без слов показать знакомство, классу нужно будет отгадать, что они показывают:
1) космонавтов с инопланетянами;
2) охотников со снежным человеком;
3) нового владельца замка с обитающими в нем привидениями;
4) моряка, выброшенного после кораблекрушения на берег, с племенем людоедов.
Даем вам 3 минуты на подготовку, распределите роли, а затем вы должны будете показать, что у вас получилось всему классу.
Чему вас научила эта игра?
Задание 15
«Рисунок на спине».
Участники делятся на четыре команды и строятся в колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее (солнце, сердечко, облачко, домик).
Затем эта же картинка рисуется пальцем на спине каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает. Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.
Обсуждение. Обсуждение в общем кругу. Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение?
Психологический смысл упражнения. Развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие и навыков невербального общения
Задание 16
«Ситуации»
Водящий берёт одну карточку с ситуацией и без слов, с помощью мимики и жестов нужно показать своей группе «ситуацию». А ребята должны угадать.
Ситуации
· «Тебе очень жарко». (Рука спокойно обмахивает лицо.)
· «Видишь вдалеке подругу. Зовешь ее». (Широкий взмах руки к себе)
· «Град пошел». (Присели, руки на голову.)
· «Тебе дают конфетку!» (Рука вперед, ладонь раскрыта, радость.)
· «Тебе дают горькое лекарство!» (Лицо недовольное, рука от себя)
· «Полощем в тазике платочек». (Рука двигается легко, свободно.)
· «Толкаем тяжелую коробку». (Рука от себя с усилием, резко.)
· « Едим лимон». (Лицо сморщилось, плечи приподнялись.)
· Ты очень удивлен (Разводим руки в стороны)
· Ты очень сильно боишься чего-то (Хватаемся за голову)
· Восхититься подаренным букетом.
· Отказаться от предложенной конфеты.
· Навести в классе тишину
Задание 17
«Зоопарк».
Участникам группы раздаются карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. Например, если одному ребенку достанется карточка, на которой будет написано
«слон», то у кого-то также на карточке будет написано «слон». Дети читают, что написано на их карточках, но так, чтобы надпись не видели другие. Задача каждого - найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и произносить характерные звуки животных. Когда дети находят свою пару, они остаются рядом, но продолжают молчать, не переговариваются. Только когда все пары будут образованы, ведущий группы спрашивает по очереди у каждой пары:
«Кто вы?».
После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.
Задание 18
«Воображаемый предмет».
Участники, находясь в кругу, должны передать друг другу воображаемый предмет:
· перышко
· тяжелый сундук
· холодный лед
· кролика
· лизун
Задание19
«Молчаливое рисование».
Участники игры делятся на несколько групп. Каждой группе выдается по листу ватмана. Листы ватмана прикрепляются скотчем к столам, за которыми участники игры работают (если столов нет или их мало, то можно прикреплять листы к полу или к стенам). Всем участникам выдаются кисточки и краски (можно давать цветные карандаши, фломастеры, маркеры, но кисточки с красками - это самый лучший вариант).
По условию игры участники должны (ни в коем случае не договариваясь заранее) молча (можно предложить, чтобы они одной рукой закрывали рот) в течение определенного времени (5-10 минут) нарисовать что-либо.
Можно поставить условие, что картина должна быть целостной, а не состоять из отдельных и ничем не связанных рисунков. Также можно заранее оговорить тематику групповых картин ("Лето", "Космос", "Идеальный дом", "Наша квартира", "Наша семья" и др.). Желательно, чтобы процесс "молчаливого рисования" сопровождался какой-либо музыкой (например, рок-н-роллом), подходящей к ситуации.
По окончании работы участники должны придумать названия к своим картинам. Также необходимо, чтобы все участники (внутри групп или все, если их немного) рассказали о своих ощущениях и впечатлениях, которые у них были вызваны данной игрой.
Лучшие (на взгляд ведущего, жюри или самих участников) картины могут быть награждены. Все картины можно вывесить где-нибудь здесь же украсив таким образом пространство праздника.
Задание 20
«Протянуть руку».
Эта разминка способствует установлению отношений в группе. Вытянуть руку в направлении участника,
- кто носит очки,
- у кого карие глаза,
- у кого голубые глаза,
- чьи волосы длиннее ваших,
- кто выше тебя,
- кто ниже тебя,
- у кого есть украшение,
- у кого дома есть кошка,
- у кого дома есть собака.
Задание 21
«Общий рисунок».
Цель: показать каждому участнику, какой вклад вносит каждый член группы в общий рисунок.
Оборудование: цветные карандаши, бумага формата А4 на каждого участника тренинга.
Ход игры: Каждому участнику тренинга раздается по листу бумаги и цветные карандаши.
Ведущий: «Рисуйте то, что вам хочется – это рисунок на свободную тему. После моего знака, я попрошу вас передать рисунок влево. И далее следующий участник будет продолжать работу над вашим рисунком. Через 2-3 минуты вы опять поменяетесь рисунками. Так каждый из вас сможет внести какой-то вклад в работу над рисунком. В конце у вас получится много групповых рисунков».
Задание 22
«Герой».
Представьте себе следующую ситуацию: у каждого из присутствующих есть возможность встретиться с любым человеком или героем фильма/мультфильма. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему, даю вам минутку подумать. А теперь вы должны посовещаться в группе и выбрать такого персонажа, с которым бы хотели встретиться все, даю вам 3 минуты на размышление.
Рефлексия:
§ Почему остался именно этот герой?
§ Легко было уступать и почему вы уступали?
Задание 23
«Собери чемодан».
Описание упражнения. Представьте себе, что мы отправляемся в путешествие. Давайте собирать чемодан. Подумайте, что можно взять с собой в дорогу. Первый «путешественник» называет предмет, который он возьмет с собой, второй повторяет то, что сказал первый, а затем называет свой предмет. Третий припоминает, что взял второй «путешественник» и добавляет свой предмет и так далее. Помните, что повторяться нельзя.
Задание 24
«Картинка».
Группе предлагается картинка (любая), но перед объяснением задания ее не показывают. Ведущий говорит, что по картинке надо будет составить рассказ из тех слов, которые ребята придумают заранее, еще не видя ее. Все придуманные слова надо записать на листе бумаги. Затем демонстрируется изображение, и участники составляют свой рассказ, используя записанные слова и добавляя дополнительные слова в случае необходимости.
Задание 25
«Сделаем вместе».
Двое участников держаться за руки, у одного свободна левая рука, у другого правая. Вместе должны сделать какое-либо действие (например, сложить из бумаги самолётик, разобрать и собрать ручку). Рассуждение - у кого самолётик пролетел расстояние больше, у кого меньше; кто быстрее разобрал и собрал ручку. От чего это зависит?
Задание 26
«Назови соседа ласково».
Перекидывая мяч из рук в руки, надо посмотреть на соседа и назвать его ласково по имени.
Задание 27
«Уступи место».
Цель: Развивать умение понимать возможности различных позиций и точек зрения, а так же обосновывать и доказывать собственное мнение
Дискуссия: «Уступи место».
1- й этап – постановка проблемы дискуссии.
Теперь у меня к вам вопрос, какие виды общественного транспорта вы помните?
Как часто вы пользуетесь общественным транспортом?
А часто ли вы уступаете место в общественном транспорте и кому?
Привести в пример ситуации. По итогам обсуждения, учитель подводит детей к проблеме дискуссии.
2- й этап – поиск мнений.
· Две группы обсуждают причины, почему важно уступать место.
· Еще две группы обсуждают причины, по которым бывает сложно уступить место.
Высказывают дети мнения в своей группе в течение 3 минут.
3- й этап – выражение мнений. По завершению обсуждения в своей группе, дети начинают обмениваться мнениями. Учитель в этой ситуации сохраняет беспристрастную позицию и поддерживает высказывания с разными мнениями.
4- й этап – рефлексия. На этом этапе учитель берет на себя ведущую роль. Подводит итоги и обращает внимание детей, что каждое мнение важно. Учитель предлагает ребятам сделать вывод: уступать место пожилому человеку не просто нужно, но и важно. Это проявление уважения по отношению к бабушкам и дедушкам. Однако бывают ситуации, когда это сделать сложно, например, травма, тяжелые сумки, плохое самочувствие.
Как можно вежливо объяснить, что вы не можете уступить место? Пример: «Извините, пожалуйста, что не могу уступить место, у меня кружится голова».
Задание 28
«Комплименты».
- Потренируемся еще раз. Проведем игру.
Сейчас каждой группе я дам по мягкой игрушке. Вы должны будете передавать ее по кругу и говорить комплимент тому, кто ее получает. Тот, кто принял игрушку, говорит «спасибо» и передает его следующему ребёнку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают игрушку сначала в одну, потом в другую сторону.
- Какие еще слова благодарности вы использовали в игре?
- Какие умения вы приобрели?
Задание 29
Цель: Развивать умение сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умения договариваться, в неоднозначных и спорных обстоятельствах.
1. Разминка «Доброе животное».
Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
Задание 30
«Волшебная фраза».
Учащиеся информируются о том, что есть некая волшебная фраза, которая поможет выразить свое недовольство (и другие негативные чувства), при этом, не обидев другого человека.
Учитель знакомит учащихся с формулой «Я - высказывания», например: «Коля, мне очень неприятно, когда ты меня называешь таким обидным словом. Пожалуйста, называй меня по имени».
Задание 31
«Психологический театр».
Группам предлагается представить, что они актеры театра и им необходимо обыграть несколько ситуаций.
Ситуации для обыгрывания, в которых необходимо выразить свое недовольство, обиду, гнев с помощью «волшебной» фразы - «Я - высказывания»:
· Одноклассник взял без спроса твою ручку.
· Девочки класса смеются над тем, что у тебя не получается прыгать на скакалке. Тебе обидно.
· Ученик в классе придумал тебе прозвище и начал обзываться. Тебе очень неприятно.
· Твой друг повысил на тебя голос, и тебе стало обидно.
· На уроке твой сосед по парте отвлекает тебя от выполнения заданий, а ты не хочешь получить замечание от учителя.
· Ваш класс строится на полдник. Сзади стоящий ученик дергает тебя за кофту. Тебе это не нравится.
· Ученик твоего класса нечаянно уронил все твои вещи со стола. Тебе стало неприятно.
· Ты нечаянно столкнулся с пробегающим навстречу одноклассником. Тебе больно и неприятно.
После каждого обыгрывания обсуждаются чувства участников. Во время обсуждения учащихся необходимо подвести к выводу о том, что намного приятнее общаться без грубости, злости, обиды, в чем человеку помогает «волшебная» фраза.
Заключение
Групповая организация учебного процесса позволяет подобрать динамическую группу с примерно равным индивидуальным временем обучения. Кроме того, совместная деятельность опосредует межличностные отношения. В совместной деятельности появляется групповой эффект, чрезвычайно важная прибавка к возможностям каждого человека. Групповой эффект возникает и как результат кооперации и конкуренции – соперничества по врожденным программам самоутверждения личности. Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. При групповой форме работы учащихся на уроке значительно возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует дискуссии, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом. Как убедительно показывает практика, развитию коммуникативных навыков способствует парная и групповая форма работы. Школьник приобретает в ней опыт восприятия, понимания, взаимодействия, обратной связи с равноправным партнер
Список литературы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2015. – 48 с.
2. Петухова, О.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся как социально – педагогическая проблема / О.А. Петухова // Научно – методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 811 - 815
3. Горленко, Н.М. Формирование умений коммуникации: методический аспект составления / Н.М. Горленко // Школьные технологии. – 2012. - №2. С. 161 – 167
4. Зайцева, К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно – воспитательной деятельности / К.П. Зайцева // Начальная школа плюс до и после. 2011. - № 4 – С. 78 – 83
5. Сергеева, И.С. , Гайнуллова Ф.С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников: методические рекомендации / И.С. Сергеева, Ф.С. Гайнуллова. М.: КНОРУС, 2016. – 112 с.
6. Емельянова, Т.В. , Медяник Г.А. Игровые технологии в образовании / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. – Тольятти: ТГУ, 2015. – 87с.
7. Эльсиева, М.С. Теоретические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников / М.С. Эльсиева // Мир науки, культуры, образования. – 2018. - №2. – С.387 – 388
8. Арефьева, О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников / О.М. Арефьева О.М. // Начальная школа. – 2012, №2. – С.74 – 78
9. Милованова, Н.Г. От общеучебных умений и навыков к формированию универсальных учебных действий: методические рекомендации / Н.Г. Милованова // Начальная школа. – 2009. - №6 – С.23 – 28
10. Муромцева, О.В. Игровые технологии в начальной школе / О.В. Муромцева // Молодой учёный. – 2016. - №10. – С. 1252 – 1254
11. https://infourok.ru/primenenie-igrovih-tehnologiy-na-urokah-3180666.html
12. https://multiurok.ru/index.php/files/ispolzovanie-igrovykh-tekhnologii-na-urokakh-okr-1.html
13. https://pedsovet.su/publ/115-1-0-5169
14. https://aujc.ru/universalnye-uchebnye-dejstviya/
15. https://multiurok.ru/files/sovriemiennyie-piedaghoghichieskiie-tiekhnologh-24.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.